3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ

Получение лицензии на оказание услуг связи

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ

3.1. Переоформление лицензии >>>

3.2. Продление лицензии >>>

3.3. Получение дубликата лицензии >>>

 

3.1. Переоформление лицензии

Случаи, в которых необходимо переоформление лицензии

Согласно Рекомендациям и разъяснениям, приведенным на сайте Роскомнадзора www.rsoc.ru, лицензия на оказание услуг в области связи должна быть переоформлена в следующих случаях, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о лицензировании:

— реорганизации юридического лица в форме преобразования;

— изменения наименования и места нахождения юридического лица;

— изменения ФИО и места жительства индивидуального предпринимателя;

— изменения реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;

— изменения территории, на которой оказываются услуги связи, в том числе при изменении мощности радиопередатчика (в ч. 1 ст. 18 Закона о лицензировании данное основание для переоформления указано как изменение адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности);

— изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

В ст. 35 Закона о связи установлены особенности переоформления лицензии также для следующих случаев:

— передачи правопреемнику сетей связи и средств связи, необходимых для оказания услуг связи в соответствии с переоформляемой лицензией (п. 1 ст. 35 Закона о связи);

— реорганизации в форме присоединения, слияния, выделения, разделения (п. п. 2 и 3 ст. 35 Закона о связи);

— изменения реквизитов юридического лица или индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 35 Закона о связи). Согласно разъяснениям, приведенным на сайте Роскомнадзора, под изменением реквизитов лицензиата понимается изменение наименования и места нахождения организации, ФИО и места жительства индивидуального предпринимателя, а также данных документа, удостоверяющих личность индивидуального предпринимателя. То есть данное основание для переоформления аналогично основаниям, предусмотренным в ст. 18 Закона о лицензировании.

Если лицензия на оказание услуг в области связи была выдана по результатам торгов, то при ее переоформлении новые торги не проводятся (п. 7 Правил).

 

Обратите внимание!

Согласно п. 4 ст. 35 Закона о связи при реорганизации юридического лица либо изменении реквизитов организации или индивидуального предпринимателя, указанных в лицензии, лицензиат обязан подать заявление о переоформлении лицензии в течение 30 дней. При этом к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие указанные в нем изменения. Если заявление не было подано в данный срок, действие лицензии прекращается.

Отметим, что в ст. 35 Закона о связи, а также в Регламенте установлены различные перечни документов, прилагаемых к заявлению о переоформлении лицензии — как для случая изменения реквизитов лицензиата, так и для случаев различных форм реорганизации юридического лица. В перечнях для случаев реорганизации юридического лица не указаны документы, подтверждающие изменения (то есть факт реорганизации). В то же время согласно абз. 2 п. 4 ст. 35 Закона о связи представление данных документов является добровольным, и если они не были получены лицензирующим органом, он получает соответствующие сведения в регистрирующем органе в порядке межведомственного запроса.

Также необходимо отметить, что в Рекомендациях, а также на сайте Роскомнадзора указано, что в случае пропуска 30-дневного срока подачи заявления запись о прекращении действия лицензии вносится в реестр лицензий, только если указанный срок истек до 2 ноября 2011 г. включительно. Из этого можно сделать вывод, что, по мнению Роскомнадзора, в настоящее время несоблюдение 30-дневного срока на подачу заявления о переоформлении лицензии не влечет за собой прекращения ее действия. В то же время в ч. 5 ст. 18 Закона о лицензировании установлен срок на подачу заявления о переоформлении лицензии при реорганизации юридического лица в форме преобразования, не превышающий 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

В связи с существующей неопределенностью рекомендуем заранее уточнить в лицензирующем органе срок, в течение которого нужно подать заявление о переоформлении лицензии, а также необходимость представлять документы, подтверждающие изменения, в случае реорганизации юридического лица.

 

Обратите внимание!

В ст. 36 Закона о связи предусмотрена возможность внесения изменений и дополнений в лицензию, в том числе в лицензионные условия. Данная процедура также предусмотрена и урегулирована в Регламенте. Однако в Рекомендациях и разъяснениях, приведенных на сайте Роскомнадзора, указано, что с 3 декабря 2011 г. (даты вступления в силу Закона о лицензировании) дополнения к действующим лицензиям не выдаются, поскольку понятие «лицензирование» (п. 1 ст. 3 Закона о лицензировании) не включает в себя административное действие «внесение изменений и дополнений в лицензии». Таким образом, в настоящее время процедура по внесению изменений и дополнений в лицензию не осуществляется.

 

Документы, необходимые для переоформления лицензии

Перечень документов, которые лицензиат должен представить в лицензирующий орган для переоформления лицензии, зависит от оснований переоформления.

  1. Для переоформления лицензии на правопреемника, за исключением случаев реорганизации юридического лица (в случаях передачи правопреемнику сетей связи и средств связи, необходимых для оказания услуг связи), в лицензирующий орган должны быть представлены документы, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 30, п. 1 ст. 35 Закона о связи и Приложении N 6 к Регламенту. К ним относятся:

а) заявление владельца лицензии о ее переоформлении на правопреемника (п. 1 ст. 35 Закона о связи, п. 1 Приложения N 6 к Регламенту). Данное заявление составляется в свободной форме, подписывается уполномоченным должностным лицом и скрепляется печатью организации (п. 1 Приложения N 6 к Регламенту). При подаче заявления индивидуальным предпринимателем рекомендуем подписать его самому предпринимателю. Поскольку индивидуальный предприниматель не обязан иметь печать, проставлять ее на заявлении следует лишь в случае наличия. В разъяснениях с сайта Роскомнадзора указано, что при представлении заявления о переоформлении лицензии ее владелец должен включить в сопроводительное письмо соответствующую просьбу с указанием номера переоформляемой лицензии. Представляется, что данный номер может быть указан владельцем в заявлении о переоформлении лицензии. Однако о необходимости оформления отдельного сопроводительного письма рекомендуем узнать в лицензирующем органе;

б) заявление правопреемника о предоставлении лицензии (п. 1 ст. 30 Закона о связи, п. 2 Приложения N 6 к Регламенту);

в) копии учредительных документов юридического лица, содержащихся в его регистрационном деле, заверенные регистрирующим органом (для юридических лиц) (пп. 1 п. 2 ст. 30 Закона о связи, п. 3 Приложения N 6 к Регламенту);

О порядке получения копий документов из ЕГРЮЛ (в том числе копий учредительных документов) см. Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение копий документов из ЕГРЮЛ.

г) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (пп. 1.1 п. 2 ст. 30 Закона о связи, п. 4 Приложения N 6 к Регламенту);

д) копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей) (пп. 2 п. 2 ст. 30 Закона о связи, п. 5 Приложения N 6 к Регламенту);

е) нотариально заверенная копия свидетельства о постановке организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе (пп. 3 п. 2 ст. 30 Закона о связи, п. 6 Приложения N 6 к Регламенту);

 

Обратите внимание!

Документы, указанные в пп. 1.1 — 3 п. 2 ст. 30 Закона о связи (т.е. копии свидетельств о госрегистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе), представляются заявителем на добровольной основе. Если правопреемник не представил данные документы, лицензирующий орган получает соответствующие сведения от регистрирующих (налоговых) органов по межведомственному запросу (абз. 1 п. 2.1 ст. 30, п. 5.1 ст. 35 Закона о связи, абз. 3 п. 36 Регламента).

 

ж) схема построения сети связи и описание услуги связи (пп. 4 п. 2 ст. 30 Закона о связи, п. 7 Приложения N 6 к Регламенту). Согласно Рекомендациям и разъяснениям с сайта Роскомнадзора данные документы должны быть оформлены в виде двух приложений;

з) документ об уплате госпошлины (пп. 5 п. 2 ст. 30 Закона о связи, п. 8 Приложения N 6 к Регламенту);

За переоформление лицензии уплачивается госпошлина (п. 3 ст. 32 Закона о связи, п. 54 Регламента), ее размер составляет 600 руб. (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). О порядке уплаты госпошлины и о том, какой документ подтверждает факт ее уплаты, см. в разделе материала о подготовке документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии.

Реквизиты, указанные в платежном документе, должны полностью совпадать с реквизитами, размещенными на сайте Роскомнадзора (п. 8 Приложения N 6 к Регламенту).

Документ, подтверждающий уплату госпошлины, представляется заявителем на добровольной основе. Если он не был представлен, лицензирующий орган самостоятельно проверяет факт уплаты госпошлины с помощью Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (абз. 2 п. 2.1 ст. 30, п. 5.1 ст. 35 Закона о связи).

и) документы, подтверждающие передачу правопреемнику сетей связи и средств связи, необходимых для оказания услуг связи в соответствии с переоформленной лицензией, заверенные лицензиатом и его правопреемником или нотариально (п. 1 ст. 35 Закона о связи, п. 9 Приложения N 6 к Регламенту). Согласно разъяснениям, приведенным на сайте Роскомнадзора, представить можно также заверенные копии данных документов;

к) документы, подтверждающие возможность переоформления на правопреемника разрешения ГКРЧ на использование радиочастот (заключение экспертизы ФГУП «Главный радиочастотный центр») (п. 1 ст. 35 Закона о связи, п. 10 Приложения N 6 к Регламенту).

Данный документ представляется в случае использования радиочастот для оказания услуг связи на основании переоформляемой лицензии (п. 10 Приложения N 6 к Регламенту). Если он не был представлен правопреемником, Роскомнадзор самостоятельно запрашивает необходимые сведения в ФГУП «Главный радиочастотный центр» (абз. 3 п. 1 ст. 35 Закона о связи, абз. 4 п. 36 Регламента).

  1. При реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения или преобразования лицензия переоформляется по заявлению правопреемника (п. 2 ст. 35 Закона о связи). К заявлению должны быть приложены документы, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 30 Закона о связи (п. 2 ст. 35 Закона о связи), их перечень приведен также в Приложении N 7 к Регламенту (п. 37 Регламента). Данный перечень во многом соответствует перечню документов, представляемых при переоформлении лицензии на правопреемника, отличия заключаются в следующем:

а) так же, как и при переоформлении лицензии на правопреемника, необходимо составить два заявления: о переоформлении лицензии и о предоставлении лицензии (п. п. 1 и 2 Приложения N 7 к Регламенту), однако оба этих заявления составляются правопреемником;

б) не требуется представлять документы, подтверждающие передачу правопреемнику сетей связи и средств связи, а также документ, подтверждающий возможность переоформления на правопреемника разрешения ГКРЧ на использование радиочастот.

 

Обратите внимание!

Как указано в разъяснениях, приведенных на сайте Роскомнадзора www.rsoc.ru, при переоформлении лицензии в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования лицензиат должен представить только следующие документы:

— заявление о переоформлении лицензии, в котором приводятся сведения о правопреемнике с указанием реквизитов документов, подтверждающих внесение записи об изменениях в ЕГРЮЛ. Такими документами будут являться новое Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (форма N Р51003) и Лист записи ЕГРЮЛ (форма N Р50007), прилагаемая к нему. Формы указанных документов утверждены Приказом ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@;

— оригинал действующей лицензии;

— документ об уплате госпошлины за переоформление лицензии. Размер госпошлины составляет 600 руб. (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). О порядке уплаты госпошлины и о том, какой документ подтверждает факт ее уплаты, см. в разделе материала о подготовке документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии.

Документ об уплате госпошлины представляется на добровольной основе. Если он не был представлен, лицензирующий орган самостоятельно проверяет факт уплаты госпошлины с помощью Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (абз. 2 п. 2.1 ст. 30, п. 5.1 ст. 35 Закона о связи).

 

  1. При реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения лицензия переоформляется по заявлению заинтересованных правопреемника или правопреемников (п. 3 ст. 35 Закона о связи). Перечень необходимых документов для переоформления лицензии в данном случае установлен п. п. 1 и 2 ст. 30, п. 3 ст. 35 Закона о связи и приведен также в Приложении N 8 к Регламенту (п. 38 Регламента).

Данный перечень практически соответствует перечню документов, представляемых при переоформлении лицензии на правопреемника. Отличие заключается в том, что оба необходимых заявления о переоформлении лицензии и о предоставлении лицензии (п. п. 1 и 2 Приложения N 8 к Регламенту) составляются правопреемником.

  1. Для переоформления лицензии при изменении реквизитов юридического лица или индивидуального предпринимателя, указанных в ней, представляются следующие документы (п. 4 ст. 35 Закона о связи, п. 40 Регламента, Приложение N 5 к Регламенту):

а) заявление владельца лицензии о ее переоформлении;

Оно составляется в свободной форме, подписывается уполномоченным должностным лицом и скрепляется печатью организации (п. 1 Приложения N 5 к Регламенту). При подаче заявления индивидуальным предпринимателем рекомендуем подписать его самому предпринимателю. Поскольку индивидуальный предприниматель не обязан иметь печать, ему следует проставлять ее на заявлении лишь в случае наличия.

Согласно разъяснениям, приведенным на сайте Роскомнадзора, в заявлении о переоформлении лицензии должны быть приведены новые сведения о лицензиате с указанием реквизитов документа, подтверждающего внесение записи об изменениях в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Для корректного изготовления оригинала переоформленной лицензии Роскомнадзор также рекомендует привести в заявлении все реквизиты лицензиата, которые должны быть указаны в лицензии:

— полное и (если есть) сокращенное наименование организации;

— адрес места нахождения организации;

— ОГРН (для юридического лица);

— ФИО индивидуального предпринимателя;

— адрес места жительства индивидуального предпринимателя;

— ОГРНИП (для индивидуального предпринимателя);

— данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;

— ИНН;

— почтовый адрес для переписки.

В разъяснениях, приведенных на сайте Роскомнадзора, указано, что при подаче заявления о переоформлении лицензии ее владелец должен включить в сопроводительное письмо соответствующую просьбу с указанием номера переоформляемой лицензии. Представляется, что данный номер может быть указан владельцем в заявлении о переоформлении лицензии. Однако о необходимости оформления отдельного сопроводительного письма рекомендуем узнать в лицензирующем органе.

б) надлежаще заверенные копии документов, подтверждающих характер и дату внесения соответствующего изменения;

В Регламенте не конкретизируется, копии каких документов должен представить лицензиат для подтверждения изменения наименования юридического лица, места его нахождения, ФИО, места жительства или реквизитов удостоверяющих личность документов индивидуального предпринимателя. Возможными вариантами являются копии документов, подтверждающих внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, — Лист записи ЕГРЮЛ (форма N Р50007) и Лист записи ЕГРИП (форма N Р60009) соответственно. Формы этих документов утверждены Приказом ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@. Их подача является добровольной, и в случае непредставления указанных документов лицензирующий орган получает соответствующие сведения в регистрирующем органе в порядке межведомственного запроса (абз. 2 п. 4 ст. 35 Закона о связи, абз. 3 п. 40 Регламента).

Согласно разъяснениям, приведенным на сайте Роскомнадзора, представление данных документов не требуется, однако их реквизиты должны быть отражены в заявлении о переоформлении лицензии.

в) документ об уплате госпошлины.

За переоформление лицензии уплачивается госпошлина (п. 3 ст. 32 Закона о связи, п. 54 Регламента), ее размер составляет 600 руб. (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Реквизиты, указанные в платежном документе, должны полностью совпадать с реквизитами, размещенными на сайте Роскомнадзора (п. 3 Приложения N 5 к Регламенту).

Документ, подтверждающий уплату госпошлины, представляется соискателем на добровольной основе. Если он не был представлен, лицензирующий орган самостоятельно проверяет факт уплаты госпошлины с помощью Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (абз. 2 п. 2.1 ст. 30, п. 5.1 ст. 35 Закона о связи).

В разъяснениях на сайте Роскомнадзора указано, что при переоформлении лицензии в связи с изменением реквизитов лицензиата в комплект документов должен быть также включен оригинал действующей лицензии.

 

Обратите внимание!

Согласно Рекомендациям и разъяснениям, приведенным на сайте Роскомнадзора, лицензия на оказание услуг связи переоформляется в случаях, указанных в ч. 1 ст. 18 Закона о лицензировании, в том числе при:

— изменении территории, на которой оказываются услуги связи, в частности при изменении мощности радиопередатчика (в ч. 1 ст. 18 Закона о лицензировании данное основание для переоформления указано как изменение адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности);

— изменении перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

В то же время ни в Законе о связи, ни в Регламенте, ни в разъяснениях самого Роскомнадзора не приведен перечень документов, которые необходимо представить в лицензирующий орган для переоформления лицензии по данным основаниям. При необходимости переоформить лицензию в указанных случаях рекомендуем уточнить требования к комплекту документов в лицензирующем органе.

 

Представление документов в лицензирующий орган

Ни Закон о связи, ни Регламент не устанавливают возможных способов представления в лицензирующий орган документов для переоформления лицензии. В отношении заявления о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов в Рекомендациях и разъяснениях с сайта Роскомнадзора указано, что они представляются заявителем непосредственно в лицензирующий орган (в экспедицию) или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При этом заявление направляется на имя руководителя Роскомнадзора. Представляется, что данные разъяснения применимы и к случаю подачи документов для переоформления лицензии. Также заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в электронном виде, в том числе через Единый портал госуслуг (абз. 2 п. 36, абз. 2 п. 37, абз. 2 п. 38, абз. 2 п. 40 Регламента).

В соответствии с Рекомендациями и разъяснениями, приведенными на сайте Роскомнадзора, заявление и прилагаемые документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема в тот же день вручается заявителю или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Основания для отказа в приеме документов отсутствуют (п. 46 Регламента).

Эксперт лицензирующего органа проверяет комплектность представленных документов. Если представлены не все необходимые документы, он готовит проект решения об отказе в переоформлении лицензии (п. 71.2 Регламента). Если заявитель представил все необходимые документы, при необходимости они направляются на юридическую экспертизу (п. 71.3 Регламента). Случаи, в которых она проводится, перечислены в п. 71.3 Регламента.

Исполнитель экспертизы из Правового управления Роскомнадзора на основании запроса эксперта лицензирующего органа проводит юридическую экспертизу на соответствие материалов заявления требованиям действующего законодательства РФ (п. 71.4.1 Регламента). Ее результаты оформляются заключением (п. 71.4.2 Регламента), срок проведения экспертизы не может превышать семи дней (п. 71.4.4 Регламента).

Если согласно заключению юридической экспертизы переоформление лицензии невозможно, эксперт лицензирующего органа готовит проект решения об отказе в переоформлении (п. 71.5 Регламента). При положительном заключении юридической экспертизы осуществляется содержательная проверка представленных документов, в том числе на соответствие их законодательству РФ в области связи (п. 71.6 Регламента), по результатам которой готовится (п. 71.7 Регламента):

— проект решения о переоформлении лицензии — если экспертом не установлены основания для отказа в переоформлении;

— проект решения об отказе в переоформлении лицензии — если такие основания установлены.

Согласно абз. 4 п. 71.7 Регламента, если решение об отказе в переоформлении лицензии вызвано несоблюдением требований п. 4 ст. 35 Закона о связи (в части 30-дневного срока направления заявления о переоформления лицензии), эксперт лицензирующего органа готовит также проект решения о внесении в реестр лицензий записи о прекращении действия соответствующей лицензии. См. подробнее о ситуации, связанной с необходимостью соблюдения данного срока.

 

Получение переоформленной лицензии

Переоформление лицензии осуществляется лицензирующим органом в течение 30 дней со дня получения соответствующего заявления (п. 5 ст. 35 Закона о связи). Согласно п. 22 Регламента в указанный срок Роскомнадзор должен принять решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении. При этом данный срок отсчитывается не со дня получения заявления, а со дня его регистрации.

Если лицензиат в ходе рассмотрения заявления по собственной инициативе представил дополнительные материалы, срок на принятие решения отсчитывается с момента их регистрации в Роскомнадзоре. Регистрация данных материалов осуществляется не позднее следующего после их получения дня (абз. 2 п. 22 Регламента).

Решения Роскомнадзора по вопросам лицензирования деятельности в области оказания услуг связи оформляются приказами (п. 74 Регламента). Начальник отдела лицензирования деятельности в сфере связи Роскомнадзора (или его заместитель) на основании результатов экспертизы принимает решения о внесении в проекты приказов Роскомнадзора решения о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении, о выдаче новой лицензии либо об отказе в ее выдаче (п. п. 71.8, 71.9 Регламента).

После принятия решения о переоформлении лицензиату в 10-дневный срок направляется по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении) оригинал лицензии либо направляется извещение о принятом решении и возможности вручения оригинала лицензии. Если в заявлении был указан адрес электронной почты, извещение направляется также по нему. Если документы были поданы заявителем в электронном виде, в том числе через Единый портал госуслуг, извещение о выдаче лицензии направляется в электронном виде (п. 71.11 Регламента).

 

Отказ в переоформлении лицензии

Основаниями для отказа в переоформлении лицензии являются (п. 49 Регламента):

— подача заявления о переоформлении лицензии (в том числе через Единый портал госуслуг) в срок, превышающий 30 дней с момента реорганизации юридического лица либо изменения реквизитов лицензиата, указанных в имеющейся у него лицензии (см. подробнее о ситуации о необходимости соблюдения данного срока);

— непредставление документов, подтверждающих дату и (или) характер изменений реквизитов лицензиата, указанных в имеющейся у него лицензии, — при подаче заявления о переоформлении лицензии в связи с изменением таких реквизитов. Однако согласно абз. 2 п. 4 ст. 35 Закона о связи представление данных документов является добровольным, и если они не были представлены, лицензирующий орган самостоятельно запрашивает соответствующие сведения в регистрирующем органе в порядке межведомственного запроса. Таким образом, в настоящее время по данному основанию в переоформлении лицензии отказано быть не может;

— непредставление документов, указанных в Приложениях N N 6, 7, 8 к Регламенту (кроме копий свидетельств о государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, о постановке на учет в налоговом органе), — при переоформлении лицензии в связи с реорганизацией юридического лица в форме слияния, присоединения или преобразования, а также при переоформлении лицензии на правопреемника (за исключением случаев переоформления лицензии при реорганизации юридического лица).

Необходимо отметить, что указанный в данных приложениях документ об уплате госпошлины подается лицензиатом на добровольной основе (абз. 2 п. 2.1, п. 5.1 ст. 35 Закона о связи). Представляемый в случае переоформления лицензии на правопреемника (кроме случаев реорганизации юридического лица) документ, подтверждающий возможность переоформления на правопреемника разрешения ГКРЧ на использование радиочастот, также подается на добровольной основе (абз. 3 п. 1 ст. 35 Закона о связи, абз. 4 п. 36 Регламента). Следовательно, при отсутствии указанных документов в переоформлении лицензии отказано быть не может.

Кроме того, для случая переоформления лицензии в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования на сайте Роскомнадзора приведен иной перечень подаваемых документов;

— непредставление документов, указанных в Приложении N 5 к Регламенту (кроме копий документов, подтверждающих характер и дату внесения изменения в реквизиты лицензиата), — при переоформлении лицензии в связи с изменением реквизитов лицензиата.

Указанный в п. 3 Приложения N 5 к Регламенту документ об уплате госпошлины представляется лицензиатом на добровольной основе (абз. 2 п. 2.1, п. 5.1 ст. 35 Закона о связи), поэтому в переоформлении лицензии по причине его отсутствия отказано быть не может;

— несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства РФ;

— наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации;

— несоответствие заявляемой деятельности установленным для данного вида деятельности стандартам, требованиям и правилам;

— отмена соответствующего решения ГКРЧ о выделении полосы радиочастот.

При принятии решения об отказе в переоформлении лицензии для заявителя готовится соответствующее извещение, в котором перечисляются причины отказа со ссылками на нормативные правовые акты. Извещение подписывается руководителем Лицензирующего управления Роскомнадзора или его заместителем и направляется или вручается лицензиату вместе с копиями правоустанавливающих документов, если они были приложены к заявлению, в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения. Если документы на переоформление лицензии были поданы в электронном виде, в том числе через Единый портал госуслуг, извещение об отказе направляется в электронном виде (п. 71.10 Регламента).

 

3.2. Продление лицензии

 

По окончании срока действия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата. Лицензия продлевается на тот же срок, на который она была выдана первоначально, или на иной срок, не превышающий установленного (п. 3 ст. 33 Закона о связи). При этом заявление о продлении срока действия лицензии должно быть подано в лицензирующий орган не позднее чем за два месяца и не ранее чем за шесть месяцев до окончания срока ее действия (п. 3 ст. 33 Закона о связи, п. 35 Регламента).

Если лицензия на оказание услуг в области связи была выдана по результатам торгов, то при ее продлении новые торги не проводятся (п. 7 Правил).

 

Документы, необходимые для продления лицензии

Согласно п. 3 ст. 33 Закона о связи для продления лицензии необходимо представить тот же комплект документов, что и для ее получения. В п. 35 Регламента указано, что документы для продления лицензии должны быть представлены в соответствии с перечнем, установленным в Приложении N 4 к Регламенту. Данный перечень в целом соответствует установленному в ст. 30 Закона о связи и Приложении N 3 к Регламенту перечню документов для получения лицензии, однако необходимо обратить внимание на следующие отличия:

а) для продления лицензии лицензиат должен представить два заявления:

— заявление о продлении срока действия лицензии. Оно составляется в свободной форме, подписывается уполномоченным должностным лицом и скрепляется печатью организации (п. 1 Приложения N 4 к Регламенту). При подаче заявления индивидуальным предпринимателем рекомендуем подписать его самому предпринимателю. Поскольку индивидуальный предприниматель не обязан иметь печать, ему следует проставить ее на заявлении лишь в случае наличия. В Рекомендациях, а также разъяснениях с сайта Роскомнадзора указано, что при представлении заявления о продлении срока действия лицензии в сопроводительное письмо следует включить соответствующую просьбу с указанием номера продлеваемой лицензии. Представляется, что данный номер может быть указан лицензиатом в заявлении о продлении лицензии. Однако о необходимости оформления отдельного сопроводительного письма рекомендуем узнать в лицензирующем органе;

— заявление о предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (п. 2 Приложения N 4 к Регламенту);

б) в комплект документов входит документ об уплате госпошлины (п. 8 Приложения N 4 к Регламенту). За продление срока действия лицензии уплачивается госпошлина (п. 3 ст. 32 Закона о связи, п. 54 Регламента), ее размер составляет 600 руб. (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). О порядке уплаты госпошлины и о том, какой документ подтверждает факт ее уплаты, см. в разделе материала о подготовке документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии.

Как и при получении лицензии, данный документ представляется заявителем на добровольной основе (абз. 2 п. 2.1 ст. 30 Закона о связи). Реквизиты, указанные в платежном документе, должны полностью совпадать с реквизитами, размещенными на сайте Роскомнадзора (п. 8 Приложения N 4 к Регламенту).

На добровольной основе лицензиатом представляются также следующие документы:

— копия свидетельства о госрегистрации юридического лица или свидетельства о госрегистрации индивидуального предпринимателя;

— копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

— решение ГКРЧ о выделении полос радиочастот.

Если лицензиат не представил данные документы, лицензирующий орган получает соответствующие сведения от иных органов по межведомственному запросу (абз. 1 п. 2.1 и абз. 2 п. 4 ст. 30 Закона о связи, абз. 3 п. 35 Регламента).

О том, какие документы лицензирующий орган вправе требовать от заявителя, а какие — не вправе, см. в разделе данного материала о подготовке документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии.

 

Представление документов в лицензирующий орган

Ни Закон о связи, ни Регламент не устанавливают возможных способов представления документов для продления лицензии в лицензирующий орган. В отношении заявления о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов в Рекомендациях и разъяснениях с сайта Роскомнадзора указано, что они представляются заявителем непосредственно в лицензирующий орган (в экспедицию) или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При этом заявление направляется на имя руководителя Роскомнадзора. Представляется, что данные разъяснения применимы и в случае с подачей документов для продления лицензии. Также заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в электронном виде, в том числе через Единый портал госуслуг (абз. 2 п. 35 Регламента).

В соответствии с Рекомендациями и разъяснениями, приведенными на сайте Роскомнадзора, заявление и прилагаемые документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема в этот же день вручается заявителю или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Основания для отказа в приеме документов отсутствуют (п. 46 Регламента).

Если эксперт лицензирующего органа установит, что заявление о продлении лицензии подано ранее чем за 6 месяцев до окончания срока ее действия или же после окончания этого срока, лицензиату готовится письмо о невозможности продления лицензии (отметим, что согласно п. 3 ст. 33 Закона о связи заявление должно быть подано не позднее чем за два месяца до окончания срока действия лицензии) (п. 70.2 Регламента). Согласно п. 70.2 Регламента такое же письмо готовится в случае, если установлено изменение реквизитов, внесенных в продлеваемую лицензию, и лицензиатом не выполнены при этом требования п. 4 ст. 35 Закона о связи в части соблюдения 30-дневного срока для направления заявления о переоформлении лицензии (подробнее о ситуации о необходимости соблюдения данного срока и возможности прекращения действия лицензии при его несоблюдении см. в разделе материала о переоформлении лицензии). Письмо подписывается руководителем Лицензирующего управления Роскомнадзора или его заместителем, к нему прилагаются копии правоустанавливающих документов лицензиата при их наличии в приложениях к заявлению (п. 70.2 Регламента).

Эксперт лицензирующего органа проверяет комплектность представленных документов. Если представлены не все необходимые документы, недостающие запрашиваются у лицензиата. Если лицензиат указал в заявлении адрес электронной почты, запрос направляется также по этому адресу. Дополнительно представленные документы учитываются экспертом лицензирующего органа, если они поступили в Роскомнадзор не позднее окончания срока, отведенного на рассмотрение заявления. Если недостающие документы не были представлены, эксперт готовит проект решения об отказе в продлении срока действия лицензии (п. 70.3 Регламента).

Если лицензиат представил все необходимые документы, эксперт лицензирующего органа определяет необходимость проведения юридической экспертизы (п. 70.4 Регламента). При получении заключения юридической экспертизы о невозможности продления лицензии эксперт готовит проект решения об отказе в продлении ее срока (п. 70.5.1 Регламента). При положительном заключении юридической экспертизы эксперт осуществляет содержательную проверку представленных документов, в том числе на соответствие их законодательству РФ в области связи (п. 70.5.2 Регламента), по результатам которой готовит (п. 70.6 Регламента):

— проект решения о продлении срока действия лицензии — если не установлены основания для отказа в этом;

— проект решения об отказе в продлении срока действия лицензии — если такие основания установлены.

Согласно абз. 4 п. 70.6 Регламента, если в результате рассмотрения заявления установлено, что произошло изменение реквизитов, внесенных в ранее выданную лицензию, и лицензиатом не выполнены требования п. 4 ст. 35 Закона о связи (в части соблюдения 30-дневного срока для направления заявления о переоформлении лицензии), эксперт лицензирующего органа готовит проект решения о внесении в реестр лицензий записи о прекращении действия соответствующей лицензии. Подробнее о необходимости соблюдения данного срока и возможности прекращения действия лицензии при его несоблюдении см. в разделе материала о переоформлении лицензии.

 

Получение продленной лицензии

Решение о продлении срока действия лицензии либо об отказе в его продлении принимается лицензирующим органом на основании представленных документов в срок, не превышающий 45 дней со дня их поступления (п. 3 ст. 33 Закона о связи, абз. 1 п. 21 Регламента).

Если лицензиат в ходе рассмотрения заявления по собственной инициативе представил дополнительные материалы, срок на принятие решения отсчитывается с момента их регистрации в Роскомнадзоре, осуществляемой не позднее дня, следующего за днем их получения (абз. 2 п. 21 Регламента).

Решения Роскомнадзора по вопросам лицензирования деятельности в области оказания услуг связи оформляются приказами (п. 74 Регламента). Начальник отдела лицензирования деятельности в сфере связи Роскомнадзора (или его заместитель) на основании результатов экспертизы принимает решение о внесении в проект приказа Роскомнадзора решения о продлении срока действия лицензии или об отказе в продлении (п. 70.7 Регламента).

После принятия решения о продлении срока действия лицензии лицензиату в 10-дневный срок направляется по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении) оригинал лицензии либо направляется извещение о принятом решении и возможности вручения оригинала лицензии. Если в заявлении был указан адрес электронной почты, извещение направляется также по нему. Если документы были поданы заявителем в электронном виде, в том числе через Единый портал госуслуг, извещение о выдаче лицензии направляется в электронном виде (п. 70.9 Регламента).

 

Отказ в продлении лицензии

Основаниями для отказа в продлении срока действия лицензии являются (п. 48 Регламента):

— наличие на день подачи заявления установленных, но не устраненных нарушений лицензионных условий соответствующей лицензии (также на возможность отказа в продлении срока действия лицензии по этому основанию указано в п. 4 ст. 33 Закона о связи);

— непредставление документов, указанных в Приложении N 4 к Регламенту, кроме представляемых на добровольной основе;

— несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства РФ;

— наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации;

— несоответствие заявляемой деятельности стандартам, требованиям и правилам, установленным для данного вида деятельности;

— отмена решения ГКРЧ о выделении полосы радиочастот;

— отсутствие технической возможности реализации заявленной услуги связи.

При принятии решения об отказе в продлении срока действия лицензии для заявителя готовится соответствующее извещение, в котором перечисляются выявленные причины отказа со ссылками на нормативные правовые акты. Извещение подписывается руководителем Лицензирующего управления Роскомнадзора или его заместителем и направляется или вручается лицензиату вместе с копиями правоустанавливающих документов, если они были приложены к заявлению, в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения. Если документы на продление лицензии были поданы в электронном виде, в том числе через Единый портал госуслуг, извещение об отказе направляется в электронном виде (п. 70.8 Регламента).

 

3.3. Получение дубликата лицензии

 

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о лицензировании получение дубликата лицензии возможно в случаях ее утраты или порчи. Для получения дубликата заявитель должен представить в лицензирующий орган (п. 77 Регламента):

а) заявление о выдаче дубликата лицензии. Регламентом не установлено формы данного заявления, следовательно, составить его можно в произвольной форме. Согласно п. 77 Регламента данное заявление должно быть подано в письменном виде с указанием номера лицензии, дубликат которой требуется выдать;

б) документ об уплате госпошлины. Размер госпошлины за выдачу дубликата лицензии составляет 600 руб. (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). О порядке уплаты госпошлины и о том, какой документ подтверждает факт ее уплаты, см. в разделе материала о подготовке документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии.

С 1 января 2013 г. уплата госпошлины может подтверждаться с помощью Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. При наличии в системе информации об уплате госпошлины дополнительное подтверждение ее уплаты не требуется (абз. 4 и 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Рекомендация: в связи с тем что в п. 77 Регламента установлена обязанность заявителя представить в том числе документ об уплате госпошлины, целесообразно обратиться в лицензирующий орган за информацией о необходимости предъявления такого документа.

Согласно разъяснениям, приведенным на сайте Роскомнадзора www.rsoc.ru, в случае порчи лицензии к заявлению о выдаче дубликата следует приложить также испорченный бланк лицензии.

Изготовленный дубликат заверяется подписью руководителя Лицензирующего управления Роскомнадзора или его заместителем, на нем проставляется оттиск печати Роскомнадзора (п. 77.1 Регламента). Дубликат направляется заявителю по почте в течение 15 дней с момента регистрации заявления либо вручается заявителю или его представителю (абз. 1 п. 77.2 Регламента).

Если заявление о выдаче дубликата было направлено в Роскомнадзор в электронном виде (в том числе через Единый портал госуслуг), готовый дубликат выдается в день предоставления оригинала заявления на бумажном носителе (абз. 2 п. 77.2 Регламента).

Содержание

1. Лицензирование. Общая информация

2. Порядок получения лицензии

3. Дополнительные процедуры, осуществляемые после получения лицензии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code