2. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ

Получение лицензии на оказание услуг связи

2. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ

2.1. Проведение торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии >>>

2.2. Заполнение формы заявления о выдаче лицензии >>>

2.3. Подготовка документов, прилагаемых к заявлению >>>

2.4. Представление документов в лицензирующий орган >>>

2.5. Получение лицензии >>>

 

2.1. Проведение торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии

Случаи, в которых лицензия выдается по результатам торгов

Случаи, в которых лицензия на оказание услуг связи выдается по результатам торгов (аукциона, конкурса), установлены в п. 1 ст. 31 Закона о связи (однако согласно п. 4 ст. 31 данного Закона эти случаи и порядок проведения торгов не распространяются на отношения, связанные с использованием радиочастот при оказании услуг связи для целей теле- и радиовещания). Проведение торгов необходимо, если:

1) услуга связи будет оказываться с использованием радиочастотного спектра, а государственная комиссия по радиочастотам установит, что доступный для оказания услуг связи радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов связи на данной территории. Победителю торгов (аукциона, конкурса) выдается лицензия и выделяются соответствующие радиочастоты (пп. 1 п. 1 ст. 31 Закона о связи, пп. «б» п. 6 Правил);

Торги проводятся в форме аукциона, если радиочастотный спектр, с использованием которого будет оказываться услуга связи, не распределен между радиослужбами и (или) не используется:

— радиоэлектронным средством любого назначения, в том числе используемым для нужд государственного управления (президентской связи, правительственной связи, связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка),

и (или)

— радиоэлектронным средством гражданского назначения.

В иных случаях торги проводятся в форме конкурса (п. 9 Правил).

2) на территории имеются ограниченные ресурсы сети связи общего пользования, в том числе ограниченный ресурс нумерации, и Федеральным агентством связи установлено, что количество операторов связи на данной территории должно быть ограничено (пп. 2 п. 1 ст. 31 Закона о связи, пп. «а» п. 6 Правил).

Торги проводятся в форме аукциона при одновременном наличии следующих условий (п. 8 Правил):

— территорией, на которой может использоваться ресурс нумерации, является вся территория РФ;

— ресурс нумерации предназначен для однозначного определения (идентификации) сети связи в пределах российского сегмента соответствующей международной сети связи;

— возможность использования ресурса нумерации не зависит от схемы построения сети связи и условий взаимодействия с иными сетями связи.

В иных случаях торги проводятся в форме конкурса (п. 8 Правил).

В остальных случаях лицензии на оказание услуг связи выдаются по результатам рассмотрения заявлений (п. 3 ст. 29 Закона о связи), и если проведение торгов для получения лицензии не требуется, соискателю следует переходить к стадиям подготовки заявления о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов. При переоформлении или продлении срока действия лицензии, выданной по результатам торгов, проведение новых торгов не требуется (п. 7 Правил).

 

Организация торгов

Порядок организации и проведения торгов подробно регламентирован Правилами проведения торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии на оказание услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.01.2006 N 8). Организатором торгов выступает Роскомнадзор (п. 3 Правил). Предметом торгов (лотом) является право на получение лицензии (п. 2 Правил), торги являются открытыми (п. 4 Правил).

Решение о проведении торгов и определение их формы (аукцион или конкурс) принимается организатором в течение 45 рабочих дней с даты получения информации об обстоятельствах, при которых необходимо их проведение (п. п. 6 и 10 Правил, п. 28 Регламента). Требования к содержанию решения приведены в п. 11 Правил.

Организация проведения торгов осуществляется не позднее чем через 6 месяцев после принятия соответствующего решения (абз. 3 п. 2 ст. 31 Закона о связи). Организатор размещает на своем сайте (www.rsoc.ru), а также публикует в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги» извещение о проведении торгов не менее чем за 45 рабочих дней до объявленной даты их проведения. Организатор вправе также дополнительно публиковать извещение в иных СМИ, в том числе электронных (п. 18 Правил, п. 103.1 Регламента).

Требования к содержанию извещения указаны в п. 20 Правил. В частности, в нем должны быть указаны:

— контактная информация организатора торгов и реквизиты лицевого счета для перечисления платежей;

— форма проведения торгов;

— дата, время, место проведения торгов и подведения их итогов;

— сведения о предмете торгов;

— форма заявки;

— перечень документов, прилагаемых к заявке, и требования к их оформлению;

— адрес места приема заявок и прилагаемых документов, дата и время начала и окончания их приема;

— требования к участнику торгов.

Если торги проводятся в форме аукциона, в решении об их проведении указывается в том числе размер задатка, а в извещении — существенные условия договора о задатке (п. п. 11 и 20 Правил). Соискатель в таком случае должен заключить с организатором торгов договор о задатке. Он заключается до подачи заявки, но не позднее 2 рабочих дней со дня обращения соискателя к организатору с соответствующим предложением (п. п. 13 и 14 Правил). Задаток вносится в валюте РФ и поступает на лицевой счет, открытый организатором в территориальном органе Федерального казначейства (п. 12 Правил).

 

Подача заявки на участие в торгах

Для участия в торгах на получение лицензии заявитель должен представить организатору заявку (п. 22 Правил). При этом он не вправе подать более одной заявки на участие в одних торгах (п. 30 Правил). Заявка может быть подана на бумажном носителе (в двух экземплярах, подписанная заявителем или его уполномоченным представителем) либо в форме электронного документа (подписанная электронной подписью заявителя) (п. 22 Правил). В ней должны быть указаны (п. 23 Правил):

— наименование (фирменное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения — для юридического лица, ФИО, место жительства и данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;

— торги, в которых заявитель намерен принять участие;

— категория сети связи;

— срок, в течение которого предполагается оказывать услуги связи (не превышающий 25 лет).

К заявке должны быть приложены следующие документы (п. 24 Правил):

— копии учредительных документов организации, заверенные нотариально или предоставленные налоговым органом;

— схема построения сети связи и описание услуг связи;

— конкурсное предложение в запечатанном и неповрежденном конверте (при проведении торгов в форме конкурса);

— доверенность, выданная лицу, уполномоченному действовать от имени заявителя при участии в торгах, с указанием действий, на совершение которых оно уполномочено;

— сведения (документы), подтверждающие соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к участнику торгов (за исключением тех, которые имеются в распоряжении иных госорганов, органов местного самоуправления или подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении госуслуг);

— опись документов, подписанная заявителем.

Сведения, подтверждающие перечисление участником задатка, запрашиваются организатором в территориальном органе Федерального казначейства посредством межведомственного запроса (п. 24 (1) Правил).

Если при оказании услуг связи предполагаются использование радиочастотного спектра, передача голосовой информации, в том числе по сети передачи данных, предоставление каналов связи, выходящих за пределы территории одного субъекта РФ или за пределы территории РФ, заявитель дополнительно должен представить (п. 25 Правил):

— описание сети связи, средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги;

— план и экономическое обоснование развития сети связи.

Срок приема заявок должен составлять от 10 до 30 рабочих дней (п. 26 Правил). Составленные на бумажном носителе заявка и прилагаемые к ней документы подаются заявителем лично, через уполномоченного представителя или направляются заказным письмом с уведомлением о вручении. Также они могут быть направлены в электронной форме, однако конкурсное предложение в запечатанном и неповрежденном конверте (при проведении торгов в форме конкурса) и копии учредительных документов юридического лица все равно должны быть представлены организатору в бумажном виде. Это должно быть сделано в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявки, но не позднее даты окончания приема заявок (п. 28 Правил).

В течение 20 рабочих дней с даты окончания приема заявок организатор осуществляет проверку наличия недостоверных сведений в представленных заявителями документах. При этом он может направлять участникам торгов запросы о разъяснениях в отношении содержащихся в заявках сведений (п. 35 Правил). Конкурсная комиссия в течение 10 рабочих дней с даты передачи ей материалов устанавливает соответствие заявителей требованиям, предъявляемым к участникам торгов, и по результатам этого принимает решение о признании или непризнании заявителя участником (п. п. 36, 37 Правил). Основания для отказа в признании заявителя участником торгов перечислены в п. 37 Правил.

 

Проведение торгов

При проведении торгов в форме аукциона победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за лот (п. 44 Правил). При проведении торгов в форме конкурса запечатанные конверты с конкурсными предложениями вскрываются на открытом заседании конкурсной комиссии в день и час, указанные в извещении (п. 45 Правил). Победителем признается лицо, которое согласно оценке комиссии предложило лучшие условия (п. 49 Правил).

Итоги торгов подводятся комиссией и оформляются протоколом о результатах торгов (п. 50 Правил). Требования к содержанию протокола приведены в п. 50 Правил. Протокол оформляется в трех экземплярах в день проведения торгов и передается комиссией организатору торгов. Один экземпляр протокола организатор вручает под роспись или направляет по почте заказным письмом с уведомлением о вручении победителю торгов (п. 51 Правил).

В течение 10 рабочих дней с даты получения протокола организатор обеспечивает опубликование извещения о завершении торгов в тех же источниках, в которых публиковалось извещение об их проведении (п. 52 Правил, п. 105 Регламента).

Победитель торгов в форме аукциона в течение 10 рабочих дней, следующих за днем признания его победителем, проводит оплату предмета торгов, перечисляя средства в виде разницы между окончательной ценой предмета торгов и размером внесенного задатка. Документ об оплате представляется организатору (п. 53 Правил).

Протокол о результатах торгов и материалы заявки победителя направляются для принятия решения о выдаче лицензии (п. 54 Правил).

 

2.2. Заполнение формы заявления о выдаче лицензии

 

Для получения лицензии соискатель должен подать в лицензирующий орган заявление (п. 1 ст. 30 Закона о связи). Его образец приведен в Приложении N 2 к Регламенту. В то же время в Рекомендациях также приведены формы заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, предназначенные для соискателей — юридических лиц (Приложение N 1.1 к Рекомендациям) и индивидуальных предпринимателей (Приложение N 1.2 к Рекомендациям). Аналогичные формы заявлений размещены на сайте Роскомнадзора www.rsoc.ru, они несколько отличаются от формы, приведенной в Регламенте.

Поскольку Роскомнадзор является собственно лицензирующим органом, рекомендуем воспользоваться формами, размещенными на его официальном сайте. Однако следует отметить, что в п. 1 ст. 30 Закона о связи не предусмотрено представление заявления о выдаче лицензии по какой-либо утвержденной форме, а лишь установлены обязательные требования к его содержанию. Форма заявления, приведенная в Приложении N 2 к Регламенту, соответствует данным требованиям. Поэтому лицензирующий орган не вправе отказать заявителю в приеме заявления либо в выдаче лицензии, если заявление было составлено по форме, приведенной в Приложении N 2 к Регламенту.

Необходимо отметить, что соискатель, получающий лицензию на оказание услуг связи по результатам торгов (аукциона, конкурса), также должен представить в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии (п. 34 Регламента).

В форме заявления о предоставлении лицензии, предназначенной для соискателей — юридических лиц (Приложение N 1.1 к Рекомендациям), а также в форме заявления, предназначенной для соискателей — индивидуальных предпринимателей (Приложение N 1.2 к Рекомендациям), указываются следующие сведения:

  1. Данные о соискателе лицензии:

— наименование;

Юридические лица должны указать свое полное и (если есть) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, а также организационно-правовую форму. Индивидуальные предприниматели указывают свои ФИО.

— место нахождения соискателя;

Организации указывают адрес места нахождения, которое согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ определяется местом их государственной регистрации. Индивидуальным предпринимателям следует указать адрес места жительства.

— для индивидуального предпринимателя — данные документа, удостоверяющего личность (серия, номер, дата выдачи паспорта гражданина РФ, кем выдан, код подразделения);

— государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (ОГРН) или о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП);

— данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, либо документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП;

Также необходимо указать адрес места нахождения регистрирующего органа.

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

— данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

— телефон и адрес электронной почты (e-mail);

— почтовый адрес;

Согласно Рекомендациям и разъяснениям, приведенным на сайте Роскомнадзора, почтовый адрес указывается по желанию соискателя лицензии.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона о связи организации должны привести в заявлении также банковские реквизиты (наименование банка с указанием счета). Рекомендованная Роскомнадзором форма заявления не предусматривает отдельной графы для данных сведений, однако в силу того, что их указание обязательно в силу Закона о связи, рекомендуем включить их в заявление.

  1. Наименование услуги связи;

Согласно разъяснениям Роскомнадзора, приведенным на его сайте, наименование услуги связи должно быть указано в строгом соответствии с Перечнем наименований услуг связи.

  1. Территория, на которой будет оказываться услуга связи и создаваться сеть связи (в соответствии с административно-территориальным делением РФ);
  2. Категория сети связи;

Указывается в соответствии со ст. 12 Закона о связи. В п. 1 данной статьи установлено, что единая сеть электросвязи РФ состоит из расположенных на территории РФ сетей электросвязи следующих категорий:

— сеть связи общего пользования;

— выделенные сети связи;

— технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;

— сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

  1. Срок, в течение которого соискатель лицензии намерен оказывать услуги связи.

В соответствии с рекомендациями и разъяснениями, приведенными на сайте Роскомнадзора, в заявлении также рекомендуется указать:

— номер решения государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот (при оказании услуг связи с использованием радиочастотного спектра);

— номер лицензии на вещание (при оказании услуг связи для целей наземного эфирного вещания). При отсутствии собственной лицензии на вещание необходимо указать реквизиты документа, подтверждающего наличие правоотношений между соискателем лицензии и лицензиатом-вещателем. На сайте Роскомнадзора также разъясняется, что, если соискатель намерен на основании ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 221-ФЗ участвовать в осуществлении эфирной наземной трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов совместно с определенным Президентом РФ оператором связи, осуществляющим такую трансляцию (в настоящее время — ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»), в заявлении должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего наличие правоотношений между соискателем и указанным оператором связи;

— способ получения оригинала лицензии (почтовым отправлением или на руки).

Заявление подписывается лицом, имеющим право подписи документов организации без доверенности (т.е. руководителем), или индивидуальным предпринимателем. Согласно Рекомендациям и разъяснениям с сайта Роскомнадзора заявление также может быть подписано лицом, замещающим руководителя. Указываются должность и ФИО подписавшего заявление лица.

На заявлении проставляется оттиск печати (индивидуальный предприниматель проставляет ее в случае наличия).

 

2.3. Подготовка документов, прилагаемых к заявлению

 

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, установлен в п. п. 2 — 4 ст. 30 Закона о связи, а также в Приложении N 3 к Регламенту. Кроме того, данный перечень приведен в Рекомендациях и разъяснениях на сайте Роскомнадзора www.rsoc.ru. Соискатель лицензии (выдаваемой как по результатам рассмотрения заявления, так и по результатам торгов) должен приложить к заявлению о ее выдаче следующие документы (п. п. 33, 34 Регламента):

1) копии учредительных документов юридического лица, содержащихся в его регистрационном деле, заверенные регистрирующим органом (для юридических лиц) (пп. 1 п. 2 ст. 30 Закона о связи, п. 2 Приложения N 3 к Регламенту);

О порядке получения копий документов из ЕГРЮЛ (в том числе копий учредительных документов) см. Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение копий документов из ЕГРЮЛ.

2) документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ, либо его нотариально заверенную копию (для юридических лиц) (пп. 1.1 п. 2 ст. 30 Закона о связи);

Таким документом является Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (форма N Р51003, утв. Приказом ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@). Ранее организациям выдавалось Свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001 (а организациям, зарегистрированным до 1 июля 2002 г., — Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. по форме N Р57001). Формы свидетельств были утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.

Согласно п. 3 Приложения N 3 к Регламенту соискатель должен представить не оригинал, а копию данного документа, которая может быть заверена как нотариусом, так и органом, выдавшим документ.

3) свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или его нотариально заверенную копию (для индивидуальных предпринимателей) (пп. 2 п. 2 ст. 30 Закона о связи);

Форма свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р61003) утв. Приказом ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@. Ранее индивидуальным предпринимателям выдавалось Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001 (а индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным до 1 января 2004 г. — Свидетельство о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г. по форме N 67001). Указанные формы свидетельств были утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.

Согласно п. 4 Приложения N 3 к Регламенту в лицензирующий орган должен быть представлен не оригинал, а копия свидетельства, заверенная нотариусом или органом, выдавшим документ.

4) нотариально заверенную копию свидетельства о постановке организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе (пп. 3 п. 2 ст. 30 Закона о связи, п. 5 Приложения N 3 к Регламенту);

Формы Свидетельства о постановке на учет российской организации по месту ее нахождения (форма N 1-1-Учет) и Свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) утверждены Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@. Ранее организациям и физическим лицам выдавались свидетельства по формам N 1-1-Учет и N 2-1-Учет, утвержденные Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

 

Обратите внимание!

Документы, указанные в пп. 1.1 — 3 п. 2 ст. 30 Закона о связи (т.е. свидетельство о госрегистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе), представляются соискателем на добровольной основе. Если соискатель не представил данные документы, лицензирующий орган получает соответствующие сведения от регистрирующих (налоговых) органов по межведомственному запросу (абз. 1 п. 2.1 ст. 30 Закона о связи, абз. 3 п. 33, абз. 3 п. 34 Регламента).

Согласно п. 39 Регламента, а также Рекомендациям и разъяснениям, приведенным на сайте Роскомнадзора, при намерении соискателя оказывать несколько услуг связи он вправе представить несколько заявлений о выдаче лицензии с одним комплектом документов, устанавливающих его правоспособность (т.е. копий учредительных документов и указанных выше свидетельств).

 

5) схему построения сети связи и описание услуги связи (пп. 4 п. 2 ст. 30 Закона о связи, п. 6 Приложения N 3 к Регламенту);

Согласно Рекомендациям и разъяснениям, приведенным на сайте Роскомнадзора, данные документы должны быть оформлены в виде двух приложений.

6) документ, подтверждающий уплату госпошлины за выдачу лицензии (пп. 5 п. 2 ст. 30 Закона о связи, п. 7 Приложения N 3 к Регламенту);

Дополнительная информация об уплате госпошлины и документах, подтверждающих ее уплату

За выдачу лицензии должна уплачиваться госпошлина (п. 3 ст. 32 Закона о связи, п. 54 Регламента). Ее размер составляет 6000 руб. (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Госпошлина может быть уплачена в наличной или безналичной форме (п. 3 ст. 333.18 НК РФ). При ее уплате наличными денежными средствами подтверждающим документом будет являться квитанция установленной формы, выдаваемая банком, или квитанция, выдаваемая должностным лицом или кассой органа, в который производилась уплата (абз. 3 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Организации, согласно п. п. 3 и 8 ст. 45 НК РФ, должны уплачивать госпошлину в безналичной форме. Подтверждающим документом для них будет являться платежное поручение с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов) о его исполнении (абз. 2 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

 

Реквизиты, указанные в платежном документе, должны полностью совпадать с реквизитами, размещенными на сайте Роскомнадзора (п. 7 Приложения N 3 к Регламенту). На данном сайте (www.rsoc.ru) приведен образец заполнения платежного поручения.

 

Обратите внимание!

Документ, подтверждающий уплату госпошлины, представляется соискателем на добровольной основе. Если он не был представлен, лицензирующий орган самостоятельно проверяет факт уплаты госпошлины с помощью Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (абз. 2 п. 2.1 ст. 30 Закона о связи).

Согласно п. 54 Регламента госпошлина уплачивается в случае, если лицензия на оказание услуг связи выдается не по результатам торгов, а на основании заявления соискателя. Если лицензия выдается по результатам торгов в форме конкурса, за ее выдачу взимается плата в размере, установленном условиями торгов (п. 54.1 Регламента).

 

Если в процессе оказания услуг связи предполагается:

— использование радиочастотного спектра, в том числе для целей телевизионного вещания и радиовещания;

— осуществление кабельного телевизионного вещания и проводного радиовещания;

— передача голосовой информации, в том числе по сети передачи данных;

— предоставление каналов связи, выходящих за пределы территории одного субъекта РФ, или за пределами территории РФ;

— осуществление деятельности в области почтовой связи, —

соискатель должен дополнительно представить следующие документы:

7) описание сети связи и средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги (п. 3 ст. 30 Закона о связи, п. 8 Приложения N 3 к Регламенту);

Требования к содержанию описания сетей связи и средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи, утверждены Приказом Мининформсвязи России от 22.03.2005 N 32.

8) план и экономическое обоснование развития сети связи (п. 3 ст. 30 Закона о связи, п. 9 Приложения N 3 к Регламенту);

Приказом Мининформсвязи России от 22.03.2005 N 31 утверждены Рекомендации по содержанию плана и экономического обоснования развития сетей связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи.

9) решение Государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот (в случае, если при оказании услуги связи предполагается использование радиочастотного спектра) (п. 4 ст. 30 Закона о связи, п. 10 Приложения N 3 к Регламенту).

Дополнительная информация о выделении полос радиочастот

Право на использование радиочастотного спектра предоставляется в том числе посредством выделения полос радиочастот (п. 1 ст. 24 Закона о связи).

Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) является органом, выделяющим (абз. 1 п. 2 ст. 24 Закона о связи):

— в полосах радиочастот категорий совместного пользования радиоэлектронными средствами любого назначения и преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения — полосы радиочастот для радиоэлектронных средств любого назначения;

— в полосах радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, — полосы радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения.

Выделение полос радиочастот производится ГКРЧ с учетом заключений о возможности этого, представленных членами данной комиссии (абз. 1 п. 2 ст. 24 Закона о связи). Полосы радиочастот выделяются на десять лет или на меньший заявленный срок (абз. 3 п. 2 ст. 24 Закона о связи).

Порядок рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот, переоформления решений и внесения в них изменений утвержден решением ГКРЧ при Минкомсвязи России от 20.12.2011 N 11-13-01.

 

Решение ГКРЧ о выделении полосы радиочастот представляется соискателем на добровольной основе. Если данный документ не был представлен, ГКРЧ представляет лицензирующему органу сведения о выделении соискателю полосы радиочастот на основании межведомственного запроса (абз. 2 п. 4 ст. 30 Закона о связи, абз. 3 п. 33, абз. 3 п. 34 Регламента).

 

Обратите внимание!

Согласно п. 69.2 Регламента в случае, если лицензия выдается соискателю по результатам торгов (аукциона, конкурса), эксперт лицензирующего органа, рассматривая поступившие документы, проверяет наличие в их составе протокола о результатах торгов. Следовательно, победитель торгов должен включить в комплект документов также протокол о результатах торгов.

 

Исходя из абз. 2 п. 2.1 и п. 5 ст. 30 Закона о связи, лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя иных документов, кроме копий учредительных документов, схемы построения сети связи и описания услуг связи, а также описания сети связи и средств связи, плана и экономического обоснования сети связи (в случае, когда представление описания и плана необходимо в силу п. 3 ст. 30 Закона о связи). В п. 45 Регламента также указано, что сотрудники Роскомнадзора не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими лицензирование оказания услуг связи. Кроме того, не допускается требовать от документы и информацию, которые находятся, в частности, в распоряжении самого лицензирующего органа или иных госорганов (п. 45 Регламента).

Вместе с тем в Рекомендациях и разъяснениях, приведенных на сайте Роскомнадзора, указано, что к заявлению о выдаче лицензии также прилагаются:

— копия выданной в установленном порядке лицензии на телевизионное вещание и (или) радиовещание (при оказании услуг связи для целей наземного эфирного вещания);

Согласно п. 1.1 ст. 32 Закона о связи в случае выдачи лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного телевещания и (или) радиовещания лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии (либо об отказе в ее выдаче) на основании в том числе имеющихся у него сведений о наличии у соискателя лицензии на телевизионное вещание и (или) радиовещание. В разъяснениях на сайте Роскомнадзора указано, что копия данной лицензии может быть представлена соискателем по желанию.

— опись прилагаемых документов.

Кроме того, согласно Рекомендациям и разъяснениям с сайта Роскомнадзора, если заявление о выдаче лицензии было подписано не руководителем организации, а замещающим его лицом, в комплект документов также должен быть включен надлежащим образом заверенный документ, подтверждающий полномочия этого лица. Таким документом может являться, например, доверенность.

 

2.4. Представление документов в лицензирующий орган

 

В Рекомендациях и разъяснениях, приведенных на сайте Роскомнадзора, указано, что заявление о выдаче лицензии и прилагаемые к нему документы представляются соискателем непосредственно в лицензирующий орган (в экспедицию) или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При этом заявление должно быть направлено руководителю Роскомнадзора. Заявление и прилагаемые к нему документы также могут быть представлены в электронном виде, в том числе через Единый портал госуслуг (абз. 2 п. 33, абз. 2 п. 34 Регламента). Согласно Рекомендациям они принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема в тот же день вручается соискателю или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Основания для отказа в приеме документов отсутствуют (п. 46 Регламента).

Если эксперт лицензирующего органа установит, что у соискателя уже есть лицензия на осуществление деятельности в области связи по тем же услугам на той же территории (части территории), что указаны в заявлении, соискателю готовится письмо о возможности оказания соответствующих услуг связи на основании ранее выданной лицензии. Письмо подписывается руководителем Лицензионного управления Роскомнадзора или его заместителем и направляется соискателю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 67.1 Регламента).

Эксперт лицензирующего органа проверяет комплектность представленных документов. Если соискателем были представлены не все необходимые документы, готовится проект решения об отказе в выдаче лицензии (п. 67.2 Регламента). О том, отсутствие каких документов может повлечь за собой отказ, см. в разделе данного материала о получении лицензии.

Если соискатель представил все необходимые документы, эксперт лицензирующего органа определяет необходимость проведения юридической экспертизы (п. 67.3 Регламента). Случаи, в которых она проводится, перечислены в п. 67.4 Регламента. Исполнитель экспертизы из Правового управления Роскомнадзора на основании запроса эксперта лицензирующего органа проводит юридическую экспертизу на соответствие материалов заявления требованиям действующего законодательства РФ (п. 67.5.1 Регламента). Результаты юридической экспертизы оформляются заключением (п. 67.5.2 Регламента), срок ее проведения не может превышать семи дней (п. 67.5.3 Регламента).

Если согласно заключению юридической экспертизы выдача лицензии невозможна, эксперт лицензирующего органа готовит проект решения об отказе в выдаче лицензии (п. 67.5.5 Регламента). При положительном заключении юридической экспертизы осуществляется содержательная проверка представленных соискателем документов, в том числе на соответствие их законодательству РФ в области связи (п. 68 Регламента), по результатам которой готовятся (п. 68.1 Регламента):

— проект решения о выдаче лицензии — если экспертом не установлены основания для отказа в ее выдаче;

— проект решения об отказе в выдаче лицензии — если экспертом установлены такие основания.

Согласно абз. 4 п. 68.1 Регламента, если в результате рассмотрения заявления установлено, что произошло изменение реквизитов, внесенных в уже имеющуюся у соискателя лицензию на оказание услуг связи, но при этом он не выполнил требования п. 4 ст. 35 Закона о связи (в части соблюдения 30-дневного срока для направления заявления о переоформлении лицензии), эксперт лицензирующего органа готовит проект решения Роскомнадзора о внесении в реестр лицензий записи о прекращении действия соответствующей лицензии. Подробнее о ситуации о необходимости соблюдения данного срока и возможности прекращения действия лицензии при его несоблюдении см. в разделе материала о переоформлении лицензии.

 

Особенности проверки документов лицензирующим органом при выдаче лицензии на основании торгов (аукциона, конкурса)

Эксперт лицензирующего органа проверяет представленные документы на предмет наличия в них протокола о результатах торгов, в соответствии с которым соискатель лицензии был признан победителем (п. 69.2 Регламента). По результатам проверки материалов заявления эксперт готовит проект решения (п. 69.3 Регламента):

— о выдаче лицензии — если им не установлены основания для отказа в этом;

— об отказе в выдаче лицензии — если такие основания установлены.

По результатам экспертизы начальник отдела лицензирования деятельности в сфере связи Роскомнадзора (или его заместитель) принимает решение о внесении в проект приказа Роскомнадзора решения о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии на оказание услуг связи (п. 69.4 Регламента).

 

Представление документов в лицензирующий орган в электронном виде

Заявление может быть представлено соискателем в лицензирующий орган в электронном виде с помощью Единого портала госуслуг (www.gosuslugi.ru) или сайта Роскомнадзора (www.rsoc.ru) (п. 64 Регламента).

К заявлению прилагаются необходимые документы. Они должны быть отсканированы и приложены к заявлению в электронном виде на Едином портале госуслуг. Параметры сканированных копий документов должны быть следующими: разрешение не менее 300 dpi, цвет черно-белый, формат «pdf». Если представленная копия документа недоступна для прочтения, документ не считается представленным (п. 65 Регламента).

Если документы не могут быть представлены в электронном (сканированном) виде, они направляются в лицензирующий орган в бумажном виде по почте (абз. 2 п. 65 Регламента).

При необходимости представления дополнительных материалов на бумажном носителе они должны быть представлены в десятидневный срок после регистрации заявления. При более позднем их поступлении срок на рассмотрение заявления отсчитывается со дня регистрации Роскомнадзором дополнительно представленных материалов. Их регистрация осуществляется не позднее следующего после получения дня (п. 90.1 Регламента).

 

2.5. Получение лицензии

 

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в следующие сроки (п. 1 ст. 32 Закона о связи, п. 17 Регламента):

— не более 30 дней со дня принятия решения — если лицензия выдается по результатам торгов (аукциона, конкурса);

— не более 75 дней со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов — в случаях, указанных в п. 3 ст. 30 Закона о связи (за исключением случаев, когда лицензия выдается по результатам торгов (аукциона, конкурса));

— не более 30 дней со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов — в иных случаях.

Необходимо отметить, что согласно п. 17 Регламента срок на принятие лицензирующим органом решения (если оно принимается по результатам рассмотрения заявления) отсчитывается не со дня получения заявления соискателя, а со дня его регистрации, которая производится в течение одного рабочего дня после этого (п. 58 Регламента). При поступлении документов в электронном виде, в том числе через Единый портал госуслуг, их регистрация осуществляется автоматически (п. 58 Регламента)

Если соискатель лицензии в ходе рассмотрения заявления по собственной инициативе представил дополнительные материалы, срок на принятие решения о выдаче лицензии отсчитывается с момента их регистрации в Роскомнадзоре, которая осуществляется не позднее дня, следующего за днем их получения (абз. 3 п. 17 Регламента).

Решения Роскомнадзора по вопросам лицензирования деятельности в области оказания услуг связи оформляются приказами (п. 74 Регламента). Начальник отдела лицензирования деятельности в сфере связи Роскомнадзора (или его заместитель) на основании результатов экспертизы принимает решение о внесении в проект приказа Роскомнадзора решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии (п. 68.3 Регламента).

 

Предоставление лицензии

Лицензирующий орган обязан известить соискателя о решении о выдаче лицензии в течение десяти дней со дня его принятия. Извещение вручается соискателю или направляется ему по почте либо через Единый портал госуслуг (п. 2 ст. 32 Закона о связи, п. 18 Регламента). В п. п. 68.5 и 69.6 Регламента уточняется, что в указанный срок лицензирующий орган направляет соискателю по почте извещение о принятом решении либо сам оригинал лицензии (который высылается заказным письмом с уведомлением о вручении). Если соискатель указал в заявлении адрес электронной почты, текст извещения в электронной форме направляется также по указанному адресу. Если документы были поданы соискателем в электронном виде, в том числе через Единый портал госуслуг, извещение о выдаче лицензии направляется ему также в электронном виде (п. п. 68.5, 69.6 Регламента).

Лицензия на осуществление деятельности в области оказания услуг связи состоит из титульного листа, изготавливаемого на защищенном бланке утвержденной формы, и перечня лицензионных условий, являющихся неотъемлемой частью лицензии (абз. 1 п. 75 Регламента). Требования к содержанию лицензии установлены в п. 75.1 Регламента. В соответствии с ними в лицензии, в частности, должна быть указана территория, на которой разрешается оказывать услуги связи (п. 6 ст. 32 Закона о связи). Форма лицензии утверждена Приказом Мининформсвязи России от 04.03.2005 N 24. Оригинал лицензии подписывается заместителем руководителя Роскомнадзора, руководителем Лицензирующего управления или иным уполномоченным лицом в соответствии с распределением обязанностей. На оригинале лицензии проставляется печать Роскомнадзора (абз. 2 п. 75 Регламента). Лицензия изготовляется в десятидневный срок с момента принятия решения о ее выдаче (п. 19, абз. 3 п. 75 Регламента).

В п. 20 Регламента предусмотрено, что после изготовления оригинала лицензии организации или индивидуальному предпринимателю в трехдневный срок по почте или через Единый портал госуслуг направляется уведомление о возможности и порядке его получения. Выдача оригинала может осуществляться (п. 76 Регламента):

— путем направления по почте. Лицензия отправляется по почте, если в заявлении о ее выдаче не было указано требование о ее личном вручении. Лицензия направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в десятидневный срок с момента ее изготовления (п. 76.2 Регламента);

— путем вручения лицензиату (его представителю). Вручение оригинала лицензии осуществляется в экспедиции Роскомнадзора по предварительной записи по многоканальному телефону справочной Роскомнадзора (контактные данные Роскомнадзора можно найти на его сайте www.rsoc.ru). Получить лицензию могут руководитель организации и индивидуальный предприниматель либо их представители при наличии документов, подтверждающих их полномочия (п. 76.1 Регламента).

Оригинал лицензии может быть оформлен в электронной форме, заверен электронной цифровой подписью и направлен заявителю через Единый портал госуслуг (абз. 6 п. 75 Регламента).

 

Обратите внимание!

Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон N 63-ФЗ), которым регулируется порядок подписания электронных документов. В ст. 5 данного Закона предусмотрены простая и усиленная электронные подписи. Последняя может быть квалифицированной и неквалифицированной.

В случаях когда согласно федеральным законам или иным нормативным правовым актам, вступившими в силу до 1 июля 2013 г., необходимо применять электронную цифровую подпись, используется усиленная квалифицированная электронная подпись (ч. 3 ст. 19 Закона N 63-ФЗ).

Таким образом, лицензия на оказание услуг связи, направляемая соискателю в электронном виде, должна быть заверена усиленной квалифицированной электронной подписью.

 

Лицензия и любые предоставляемые ею права не могут быть полностью или частично переданы лицензиатом другому юридическому или физическому лицу (п. 7 ст. 32 Закона о связи).

 

Отказ в выдаче лицензии

Основаниями для отказа в выдаче лицензии на оказание услуг в области связи являются (п. 1 ст. 34 Закона о связи, п. 47 Регламента):

— несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям ст. 30 Закона о связи (пп. 1 п. 1 ст. 34 Закона о связи, абз. 3 п. 47 Регламента);

— непредставление в комплекте прилагаемых документов копий учредительных документов, схемы построения сети связи и описания услуг связи, а также описания сети связи и средств связи, плана и экономического обоснования сети связи (в случае, когда представление описания и плана необходимо в силу п. 3 ст. 30 Закона о связи) (пп. 2 п. 1 ст. 34 Закона о связи, абз. 2 п. 47 Регламента);

Необходимо отметить, что в пп. 2 п. 1 ст. 34 Закона о связи в числе документов, отсутствие которых влечет за собой отказ в выдаче лицензии, назван также документ об уплате госпошлины. Однако в силу абз. 2 п. 2.1 ст. 30 Закона о связи данный документ представляется соискателем на добровольной основе, то есть его отсутствие не может являться основанием для отказа в выдаче лицензии.

— наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации (пп. 3 п. 1 ст. 34 Закона о связи, абз. 4 п. 47 Регламента);

— несоответствие заявляемой деятельности стандартам, требованиям и правилам, установленным для данного вида деятельности (пп. 4 п. 1 ст. 34 Закона о связи, абз. 5 п. 47 Регламента);

— непризнание соискателя победителем торгов (аукциона, конкурса) (в случае, если лицензия выдается по их результатам) (пп. 5 п. 1 ст. 34 Закона о связи, абз. 6 п. 47 Регламента);

— отмена решения ГКРЧ о выделении полосы радиочастот (пп. 6 п. 1 ст. 34 Закона о связи, абз. 7 п. 47 Регламента);

— отсутствие технической возможности реализации заявленной услуги связи (пп. 7 п. 1 ст. 34 Закона о связи, абз. 8 п. 47 Регламента).

Соискатель извещается о решении об отказе в выдаче лицензии в течение десяти дней со дня его принятия. Извещение направляется или вручается соискателю в письменной форме с указанием причин отказа и ссылками на соответствующие нормативные правовые акты (п. 2 ст. 32 Закона о связи, п. п. 68.4 и 69.5 Регламента). К извещению прилагаются копии правоустанавливающих документов соискателя при их наличии в приложениях к заявлению (абз. 3 п. 68.4, абз. 3 п. 69.5 Регламента). При подаче соискателем документов в электронном виде, в том числе через Единый портал госуслуг, извещение об отказе в выдаче лицензии направляется ему в электронном виде (абз. 4 п. 68.4, абз. 6 п. 69.5 Регламента).

Дополнительная информация о возможных действиях соискателя при отказе в выдаче лицензии либо в случае, если лицензия не была выдана в установленный срок

Если организации или индивидуальному предпринимателю было отказано в выдаче лицензии (по основаниям, которые не установлены в п. 1 ст. 34 Закона о связи) либо лицензия не была выдана в установленный срок, соответствующий отказ (бездействие) лицензирующего органа можно обжаловать в судебном порядке.

Обращаться следует в арбитражный суд. Заявление при этом будет рассматриваться в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ. Обжаловать действие (бездействие) можно в течение 3 месяцев со дня, когда организации или индивидуальному предпринимателю стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Возможен и административный порядок обжалования, установленный в гл. 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон N 210-ФЗ). В ст. 11.1 данного Закона приведен примерный перечень нарушений порядка предоставления госуслуг, которые могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке. К ним относятся, в частности, нарушение срока предоставления госуслуги (п. 2 ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ), отказ в ее предоставлении по основаниям, не установленным нормативно-правовыми актами (п. 5 ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ), требование от заявителя документов, не предусмотренных нормативно-правовыми актами (п. 3 ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ), отказ в приеме документов (п. 4 ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ).

Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы установлены в ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ. Жалоба подается непосредственно в тот орган, который предоставляет госуслугу (Роскомнадзор), а в случае, если обжалуется решение руководителя этого органа, — в вышестоящий орган (ч. 1 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ). Согласно п. 2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228, Роскомнадзор находится в ведении Минкомсвязи России.

Требования к содержанию жалобы указаны в ч. 5 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ. Правила подачи и рассмотрения жалоб утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 N 840.

Нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти порядка предоставления госуслуги, повлекшее ее непредоставление либо предоставление с нарушением установленных сроков, влечет наложение на указанное лицо административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ). Штраф за требование в ходе предоставления госуслуги от заявителя документов или платы, не предусмотренных законодательством, составляет от 5000 до 10 000 руб. (ч. 2 ст. 5.63 КоАП РФ). Административная ответственность в указанных случаях наступает, если действия должностного лица не содержат уголовно наказуемого деяния.

Содержание

1. Лицензирование. Общая информация

2. Порядок получения лицензии

3. Дополнительные процедуры, осуществляемые после получения лицензии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code