1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Получение лицензии на оказание услуг связи

1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.1. Нормативное регулирование >>>

1.2. Случаи, в которых необходимо получение лицензии, виды услуг связи и лицензионные условия >>>

1.3. Лица, которые могут получить лицензию, лицензирующий орган и срок действия лицензии >>>

1.4. Последствия осуществления деятельности без лицензии >>>

 

1.1. Нормативное регулирование

Лицензирование оказания услуг связи регулируется:

— Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании);

— Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи);

— Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»;

— Правилами проведения торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии на оказание услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.01.2006 N 8) (далее — Правила);

— Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности в области оказания услуг связи (утв. Приказом Минкомсвязи России от 27.12.2011 N 357) (далее — Регламент);

— Рекомендациями по оформлению заявлений по вопросам лицензирования деятельности в области оказания услуг связи (утв. Роскомнадзором 01.12.2011) (далее — Рекомендации).

 

1.2. Случаи, в которых необходимо получение лицензии, виды услуг связи и лицензионные условия

Оказание услуг связи требует получения лицензии (п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). В п. 1 ст. 29 Закона о связи также указано, что деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи может осуществляться только на основании соответствующей лицензии.

Услуга связи — это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (п. 32 ст. 2 Закона о связи). При этом под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам (п. 35 ст. 2 Закона о связи). К почтовым отправлениям относятся адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры (абз. 19 ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи»).

 

Виды услуг связи и лицензионные условия по данным видам услуг

Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее — Перечень наименований услуг связи), утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87. Также данным Постановлением установлены перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи (далее — Перечни лицензионных условий). К видам услуг связи, вносимых в лицензии, относятся:

1) услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа (см. лицензионные условия);

2) услуги междугородной и международной телефонной связи (см. лицензионные условия);

3) услуги телефонной связи в выделенной сети связи (см. лицензионные условия);

4) услуги внутризоновой телефонной связи (см. лицензионные условия);

5) услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов (см. лицензионные условия);

6) услуги местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа (см. лицензионные условия);

7) услуги телеграфной связи (см. лицензионные условия);

8) услуги связи персонального радиовызова (см. лицензионные условия);

9) услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования (см. лицензионные условия);

10) услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи (см. лицензионные условия);

11) услуги подвижной радиотелефонной связи (см. лицензионные условия);

12) услуги подвижной спутниковой радиосвязи (см. лицензионные условия);

13) услуги связи по предоставлению каналов связи (см. лицензионные условия);

14) услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (см. лицензионные условия);

15) услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (см. лицензионные условия);

16) телематические услуги связи (см. лицензионные условия);

Ситуация из практики — является ли деятельность интернет-кафе и интернет-клубов по предоставлению доступа в Интернет оказанием телематических услуг связи, требующим получения лицензии?

Многие организации и индивидуальные предприниматели в принадлежащих им интернет-кафе, интернет-клубах оказывают физическим лицам услуги по доступу в сеть Интернет. Является ли такая деятельность оказанием услуг связи, требующим получения лицензии?

Сложившаяся судебная практика подтверждает, что получение лицензии необходимо, поскольку в данном случае физическим лицам предоставляются телематические услуги связи. В отсутствие лицензии владелец интернет-кафе или интернет-клуба (организация или индивидуальный предприниматель) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 26.08.2010 N А68-1349/10 суд указал на следующее. В Перечень наименований услуг связи включены телематические услуги связи (п. 16 данного Перечня). Услуги по предоставлению абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата, к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, прием и передача телематических электронных сообщений отнесены к Перечню лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87).

Из анализа положений Постановления Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 следует, что обязанность получения лицензии возникает при предоставлении пользователю доступа к сети Интернет. При этом данное Постановление не определяет способы и методы, с помощью которых пользователь получает доступ к сети. Механизм предоставления доступа не имеет правового значения при решении вопроса о необходимости лицензирования данного вида деятельности. Ключевым признаком, наряду с возмездностью оказываемых услуг, позволяющим сделать вывод о необходимости получения лицензии на осуществление телематических услуг связи, является сам факт предоставления пользователю доступа к сети Интернет.

Выводы о том, что деятельность интернет-кафе и интернет-клубов по предоставлению доступа в Интернет является оказанием телематических услуг связи и отсутствие соответствующей лицензии в данном случае влечет ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, приведены также в следующих судебных актах:

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2010 N А33-22141/2009;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.04.2010 N А10-5055/2009;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.05.2009 N А33-14759/08-Ф02-2336/09 (Определением ВАС РФ от 06.08.2009 N ВАС-10344/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

— Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2011 N А65-19360/2010 (Определением ВАС РФ от 13.04.2011 N ВАС-4759/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

— Постановление ФАС Поволжского округа от 08.07.2010 N А65-59/2010;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 01.12.2009 N А55-7587/2009;

— Постановление ФАС Центрального округа от 02.11.2010 N А68-2876/2010;

— Постановление ФАС Центрального округа от 14.05.2010 N А64-7064/09 (Определением ВАС РФ от 20.07.2010 N ВАС-9158/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

— Постановление ФАС Центрального округа от 07.10.2009 N А64-3785/09 (Определением ВАС РФ от 25.03.2010 N ВАС-953/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.07.2009 N А32-6076/2009-66/47-27АП.

 

17) услуги связи для целей кабельного вещания (см. лицензионные условия);

18) услуги связи для целей эфирного вещания (см. лицензионные условия);

19) услуги связи для целей проводного радиовещания (см. лицензионные условия);

20) услуги почтовой связи (см. лицензионные условия).

Ситуация из практики — должны ли получать лицензию (лицензии) на оказание услуг почтовой связи лица, оказывающие услуги по курьерской доставке документов?

При осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем услуг по курьерской доставке документов контролирующие органы могут потребовать от них наличия лицензии на оказание услуг почтовой связи, а при отсутствии таковой — попытаться привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Однако судебная практика подтверждает, что услуги по курьерской доставке документов не относятся к услугам почтовой связи. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11803/05 приводится следующее обоснование.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений. Таким образом, услугу почтовой связи образует совокупность конкретных операций.

Отправители могут реализовать свое намерение по доставке корреспонденции адресатам, не только сдав ее в качестве почтового отправления, но и иным образом, в том числе путем пересылки в качестве груза (вещи). Законодательство не содержит запрета на перемещение (перевозку) корреспонденции в виде груза и не требует для такого рода деятельности получения лицензии на оказание услуг почтовой связи.

Если организация:

— приняла конверт с вложением к перевозке в качестве груза, то есть без обязательства по обеспечению тайны сведений, содержащихся в полученных документах,

— оформила на доставку груза не почтовую квитанцию, а транспортную накладную,

— вложила для целей перевозки полученный конверт не в почтовую, а в специальную упаковку, —

в этих случаях отправитель не вводится в заблуждение относительно характера оказываемых услуг и отсутствия у организации статуса оператора почтовой связи. Оказание таких услуг не должно квалифицироваться как оказание услуг почтовой связи, требующее наличия лицензии.

Аналогичные выводы приведены в следующих судебных актах:

— Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2010 N КА-А40/1889-10 (Определением ВАС РФ от 30.06.2010 N ВАС-8483/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

— Постановление ФАС Уральского округа от 23.06.2010 N Ф09-4778/10-С1;

— Постановление ФАС Уральского округа от 22.06.2006 N Ф09-5572/06-С1.

 

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 29 Закона о связи лицензирующий орган (Роскомнадзор) устанавливает сами лицензионные условия в соответствии с перечнями лицензионных условий, вносит в них изменения и дополнения. В перечень условий, вносимых в лицензии на оказание услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания), если указанная деятельность осуществляется на основании договоров с абонентами, вне зависимости от используемых сетей связи должно включаться условие о бесплатной трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (абз. 2 п. 1 ст. 29 Закона о связи).

Лицензии на оказание услуг связи выдаются по результатам рассмотрения заявлений, а в ряде случаев — по результатам торгов (конкурса, аукциона) (п. 3 ст. 29 Закона о связи).

 

1.3. Лица, которые могут получить лицензию, лицензирующий орган и срок действия лицензии

 

Лица, которые могут получить лицензию

Исходя из п. 1 ст. 29 Закона о связи, получить лицензию на осуществление деятельности в области оказания услуг связи могут организации и индивидуальные предприниматели. В п. 3 Регламента уточняется, что заявителями при предоставлении госуслуги по лицензированию оказания услуг связи могут являться, в частности:

— организации или индивидуальные предприниматели, намеревающиеся осуществлять деятельность по возмездному оказанию услуг связи;

— организации или индивидуальные предприниматели, являющиеся победителями торгов (конкурса, аукциона) на получение лицензии на оказание услуг связи.

 

Лицензирующий орган

Лицензирование деятельности по оказанию услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи (п. 2 ст. 29 Закона о связи). Таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (п. 5.1.4.2 Положения о Роскомнадзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228).

Согласно п. 14 Регламента предоставление госуслуги по лицензированию оказания услуг связи осуществляется Роскомнадзором, а также его территориальными органами, перечень и контактная информация которых приведены в Приложении N 1 к Регламенту. При этом в разъяснениях, размещенных на сайте Роскомнадзора (www.rsoc.ru), указывается, что все заявления по вопросам лицензирования деятельности в области таких услуг должны направляться непосредственно в Роскомнадзор, на имя его руководителя.

Контактная информация Роскомнадзора приведена в п. 4 Регламента.

 

Срок действия лицензии

Лицензия на оказание услуг связи может быть выдана на срок от 3 до 25 лет (п. 1 ст. 33 Закона о связи). Конкретный срок устанавливается лицензирующим органом с учетом следующих обстоятельств (п. 1 ст. 33 Закона о связи):

— срока, указанного в заявлении соискателя лицензии;

— содержания услуг связи, на оказание которых запрашивается лицензия;

— срока, указанного в решении государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот (в случае, если услуга связи оказывается с использованием радиочастотного спектра);

— технических ограничений и технологических условий в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.

По желанию соискателя лицензия может быть выдана менее чем на три года (п. 2 ст. 33 Закона о связи).

 

1.4. Последствия осуществления деятельности без лицензии

 

Административная ответственность

Осуществление лицензируемого вида деятельности (оказание услуг связи) без лицензии является административным правонарушением, за которое ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа:

для граждан — от 2000 до 2500 руб.;

для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей — примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) — от 4000 до 5000 руб. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Штраф налагается как с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья, так и без нее (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

 

Уголовная ответственность

За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, ч. 1 ст. 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде одного из следующих наказаний:

— штрафа до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет;

— обязательных работ на срок до 480 часов;

— ареста на срок до 6 месяцев.

Лицо, впервые совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно (ч. 2 ст. 76.1 УК РФ):

— возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы ущерба

либо

— перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы этого дохода.

За деяние, совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 171 УК РФ в виде одного из следующих наказаний:

— штрафа от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от года до 3 лет;

— принудительных работ на срок до 5 лет;

— лишения свободы на срок до 5 лет со штрафом до 80 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.

Дополнительная информация о лицах, привлекаемых к уголовной ответственности

За осуществление незаконной предпринимательской деятельности (в том числе без лицензии) к ответственности по ст. 171 УК РФ привлекается лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени организации), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации (абз. 2 п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»).

Содержание

1. Лицензирование. Общая информация

2. Порядок получения лицензии

3. Дополнительные процедуры, осуществляемые после получения лицензии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code