Имплементация Базель III в законодательство государств — участников ТС/ЕЭП: проблемы синхронизации процесса

Регулятивной основой обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций выступают документы Базельского комитета по банковскому надзору «Международная конвергенция капитала и стандартов капитала: новые подходы» (Базель II) и пакета реформ Базель III («Базель III: Общие регулятивные подходы к повышению устойчивости банков и банковского сектора» и «Базель III: Международные подходы к оценке, стандартам и мониторингу риска ликвидности»), а также директива ЕС CRDIV (учитывая, что в последнюю вошли все основные положения Базеля). То же самое относится и к вопросам гармонизация подходов к регулированию банковских рисков.

Внедрение Стандартов Базель II и Базель III в государствах — участниках ТС/ЕЭП осуществляется с разными темпами в соответствии с национальными планами.

 

Российская Федерация

Интеграция Базельских стандартов в российскую нормативно-правовую среду имеет ряд характерных особенностей:

1) принципы внедрения Базеля II и Базеля III в российской надзорной практике пока еще не сформулированы окончательно;

2) перед российскими финансовыми учреждениями стоит задача одновременного внедрения всех трех нормативных документов, составляющих Базельское соглашение (Базель II, Базель II.5 и Базель III), в то время как европейские страны вот уже более 10 лет ведут последовательную работу по внедрению этих стандартов;

3) требования Банка России по ряду параметров являются более жесткими, чем требования Базельского комитета (в частности, текущие нормативы достаточности капитала, установленные Банком России, на 20% выше принятых Базельским комитетом; российский регулятор также предъявляет более жесткие требования к учету субординированных кредитов);

4) В России действуют весьма жесткие требования в отношении ликвидности в виде трех обязательных нормативов, которые в некоторой степени сопоставимы с аналогичными требованиями Базеля III;

5) Банком России уже приняты целый ряд элементов Базеля II, в частности упрощенный стандартизированный подход к оценке кредитного риска, упрощенный подход к оценке рыночного риска, а также базовый индикативный подход к оценке операционного риска. Внедрение нормативных требований, относящихся ко второму и третьему компонентам Базеля II, ожидается не ранее 2014 и 2013 гг. соответственно <196>.

———————————

<196> http://www.ey.com/Publication/ vwLUAssets/Implementing-Basel-in-Russia-Rus/$FILE/ Implementing-Basel-in-Russia-Rus.pdf

 

В сентябре 2012 г. в России было начато обсуждение проектов нормативных документов, закрепляющих новые требования к определению величины собственных средств (капитала) кредитных организаций и расчету соответствующих нормативов на основе Базеля III.

Изначально предполагалось, что требование к расчету капитала в соответствии с подходами Базеля III начнет действовать с октября 2013 г. Для обеспечения более плавного перехода к новым стандартам российский регулятор с апреля 2013 г. планировал требовать от кредитных организаций проводить параллельный расчет капитала.

Кроме того, в 2013 г. Банк России планировал ввести систему отчетности по показателю «левередж», предусмотрев необходимость рассчитывать его параллельно с существующим показателем достаточности капитала вплоть до 2017 г. При этом введение показателя краткосрочной ликвидности в качестве обязательного планируется с 1 января 2015 г., а показателя чистого стабильного фондирования — с 1 января 2018 г.

Банк России также проводит анализ и обсуждение других механизмов повышения финансовой устойчивости, предусмотренных Базелем III (буфер консервации капитала, контрциклический буфер, расчет кредитного риска контрагента и пр.).

Запланированные сроки внедрения Базель III представлены в таблице.

 

Сроки внедрения Базельских стандартов в России <197>

———————————

<197> Составлено на основе: Внедрение стандартов Базеля II/Базеля III в России. Исследование Ernst and Young // http://www.ey.com/Publication/ vwLUAssets/lmplementing-Basel-in-Russia-Rus/ $FILE/lmplementing-Basel-in-Russia-Rus.pdf; Стратегия развития банковского сектора на период до 2015 года.

  2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. На 01.01.2019
      01.04 01.10            
Базель 3
Базовый капитал (минимально допустимый показатель)     Рекомендуется начать применение Обязательное применение            
Собственные средства (капитал)     Рекомендуется начать применение Обязательное применение            
Капитал первого уровня (основной капитал) (минимально допустимый показатель)     Рекомендуется начать применение Обязательное применение            
Буфер консервации Капитала             0,625% 1,25% 1,875% 2,5%
Показатель краткосрочной ликвидности Начало периода наблюдения Обязательное применение        
Показатель чистого стабильного фондирования   Начало периода наблюдения Обязательное применение  
Показатель «левередж» Начало периода наблюдения Период параллельного расчета (с 1 января 2013 г. по 1 января 2017 г.). Раскрытие информации с 1 января 2015 г. Обязательное применение  
Базельские стандарты в России (дополнительные аспекты)
Внутренние процедуры оценки достаточности капитала (ВПОДК) Рекомендуется начать применение                  
Оценка кредитного риска с использованием подхода на основе внутренних рейтингов Пилотный проект для восьми банков       Рекомендуется начать применение <198>          
Рыночный риск     Обязательное применение            
Операционный риск Обязательное применение
Стресс-тестирование     Рекомендуется начать применение            

———————————

<198> Для банков, располагающих собственной высококачественной базой данных и эффективной системой управления рисками.

 

В последние месяцы под давлением банковского сообщества Банк России пошел на продление сроков внедрения Базеля III.

12 июля 2013 г. глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, что Банк России введет стандарт «Базель III» с 1 января 2014 г.; минимально допустимое значения норматива достаточности базового капитала определено в размере 5%, основного — 5,5% (с повышением до 6% с 1 января 2015 г.) <199>.

———————————

<199> http://ria.ru/economy/20130712/ 949290464.html#ixzz2cR2SBr37

 

Таким образом, в сопоставлении с требованиями Базель III нормативы ЦБ будут выглядеть следующим образом:

 

Нормативы достаточности капитала, установленные Банком России Нормативы достаточности капитала, установленные Базелем III
Норматив достаточности базового капитала (Н1.1) > = 5,0% Норматив достаточности базового капитала (СЕТ1) > = 4,5%
Норматив достаточности основного капитала (Н1.2) > =5,5% <200> Норматив достаточности капитала первого уровня > = 6,0%
Норматив достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации (Н1.0) > = 10% Норматив достаточности совокупного капитала > = 8,0%
  Контрциклический буфер > = 2,5%
  Буфер консервации капитала > = 2,5%

———————————

<200> С повышением до 6% с 1 января 2015 г.

 

Действующие на данный момент числовые значения нормативов ликвидности установлены Инструкцией Банка России N 139-И:

 

Действующие нормативы ликвидности, установленные Банком России Нормативы ликвидности в соответствии с Базелем III
Норматив мгновенной ликвидности (Н2) > = 15%  
Норматив текущей ликвидности (Н3) > = 50% Показатель краткосрочной ликвидности (LCR) > = 100% <201>
Норматив долгосрочной ликвидности (Н4) > = 120% Показатель чистого стабильного фондирования (NSFR) >100% <202>

 

 

———————————

<201> Показатель краткосрочной ликвидности (LCR), установленный Базельским соглашением, предусматривает более высокие требования к качеству ликвидных активов, включаемых в расчетную базу. Кроме того, даже при схожей структуре расчетной базы минимально допустимое числовое значение данного показателя превышает числовое значение аналогичного норматива, введенного Банком России.

<202> Показатель NSFR, установленный Базельским соглашением, предусматривает более высокую процентную ставку и включает большее число активов различных категорий.

 

28 декабря 2012 г. было принято, а с 1 марта 2013 г. вступило в силу Положение Банка России N 395-П о методике определения величины и оценке достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций (Базель III).

Положение не устанавливает минимальных требований к достаточности капитала, не устанавливает количественных значений для базового капитала и капитала первого уровня, не меняет общий уровень достаточности капитала — 10%.

При этом Положение устанавливает:

— порядок расчета капитала и достаточности капитала по стандартам Базеля III в целях составления отчетности;

— период параллельного расчета капитала и его достаточности с 1 апреля 2013 года до 1 октября 2013 г.;

— дату отсечения (1 марта 2013 г.) для инструментов капитала, не соответствующих критериям Базеля III в целях их признания по будущим стандартам.

 

Республика Беларусь

 

Национальным банком Республики Беларусь с 1 января 2005 г. установлено требование к расчету нормативов достаточности нормативного капитала и основного капитала на покрытие основных рисков с использованием подходов, в основном соответствующих подходам Компонента 1 «Минимальные требования к капиталу» Базеля II, а именно: кредитный риск — стандартизированный подход на основании внешних рейтингов заемщиков; рыночные риски (процентный, фондовый, валютный, товарный) — стандартный подход; операционный риск — базовый индикативный подход (с 2009 г. также разрешено использовать стандартизированный подход при условии получения согласия Национального банка Республики Беларусь) <203>.

———————————

<203> Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденная Постановлением правления Национального Банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. N 137 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. N 186. 8/15213).

 

Национальным Банком проводится работа по внедрению в Республике Беларусь Компонента 2 «Надзорный процесс» и Компонента 3 «Рыночная дисциплина» Базеля II.

В рамках данной работы Национальным Банком Республики Беларусь в 2006 — 2011 гг. разработаны и доведены до банков рекомендации по совершенствованию управления основными рисками — операционным, кредитным, процентным, ликвидности, а также рисками, связанными с аутсорсингом, организацией стресс-тестирования, основанные на подходах Базельского комитета по банковскому надзору и лучшей международной практике, а также общие рекомендации об организации системы управления рисками в банках.

Кроме того, установлены требования к наличию в банках систем управления рисками и закреплению в локальных нормативных правовых актах элементов таких систем.

Вопросам соблюдения этих требований и использования на практике рекомендаций уделяется особое внимание при осуществлении Национальным Банком Республики Беларусь надзора за деятельностью банков, в частности в ходе инспекционных проверок, и при формировании мотивированного суждения об уровне рисков и качестве управления банком.

В 2011 г. утверждены новые рекомендации о методике проведения Национальным Банком Республики Беларусь проверок и оценке уровня рисков, которыми усовершенствованы все аспекты проверок банков и определены новые направления, позволяющие повысить качество проверок.

В ходе проверок также осуществляется оценка достаточности нормативного капитала, при этом как положительный фактор рассматривается осуществление банком внутренней оценки соответствия капитала его риск-профилю. Однако требования к проведению такой оценки банками, равно как и требования к самой процедуре внутренней оценки капитала, Национальным Банком пока не установлены.

В Республике Беларусь применяется подход по ограничению рисков концентрации путем установления максимальных значений следующих нормативов безопасного функционирования банка:

— максимального размера кредитного риска на одного должника (группу взаимосвязанных должников);

— суммарной величины крупных кредитных рисков;

— максимального размера кредитного риска на одного инсайдера и взаимосвязанных с ним лиц;

— суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц;

— участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций.

В соответствии с решением Комитета по обеспечению стабильности банковской системы от 26 декабря 2011 г. (протокол N 16) утвержден предварительный план поэтапного внедрения новых стандартов капитала и ликвидности Базеля III в качестве пруденциальных требований для банков Республики Беларусь, который в целом ориентирован на программу Базельского комитета и рассчитан на четыре года.

В частности, предполагается осуществить:

— корректировку определения структуры капитала, включая выделение двух компонентов в рамках капитала 1-го уровня — основной капитал «Common Equity Tier 1» и дополнительный «Additional Tier 1»;

— упразднение капитала 3-го уровня;

— введение единых критериев инструментов капитала каждого уровня;

— определение регулятивных вычетов из капитала (основная часть вычетов будет применяться к основному капиталу, при этом предполагается сохранить отдельные вычеты из нормативного капитала);

— прекращение признания в капитале инструментов капитала, которые не удовлетворяют критериям Базеля III, с момента внедрения новых требований;

— включение в расчет капитала консервационного и контрциклического буферов;

— установление новых дополнительных обязательных нормативов достаточности компонентов капитала: основного капитала 1-го уровня и капитала 1-го уровня;

— введение показателя левереджа, определяемого как отношение величины капитала 1-го уровня (новое определение) к совокупной величине активов и внебалансовых позиций под риском;

— введение двух новых нормативов ликвидности — показателя краткосрочной ликвидности (определяемого как отношение совокупности высоколиквидных активов к чистому оттоку денежных средств в предстоящие 30 дней) и показателя чистого стабильного фондирования (определяемого как отношение имеющегося в наличии стабильного фондирования к необходимому объему стабильного фондирования);

— внедрение инструментов мониторинга ликвидности.

В плане внедрения Базеля III предусмотрены следующие этапы: разработка методологии расчетов показателей и информационных технологий формирования и обработки отчетности (2012 г.); внедрение методологии в банках (2012 — 2013 гг.); разработка программного обеспечения для приема и обработки отчетности от банков (2013 г.); представление банками тестовой отчетности и ее мониторинг Национальный Банком Республики Беларусь, доработка методологии, программного обеспечения (2013 — 2014 гг.); представление банками тестовой отчетности в Национальный Банк (ежеквартально) и ее мониторинг, подготовка и принятие соответствующего нормативного правового акта (2015 г.), определение количественных значений пруденциальных требований на основе мониторинга отчетности, введение пруденциальных требований (нормативов), переход на ежемесячную отчетность с 1 января 2016 г.

С 1 января 2016 г. предусмотрено установление следующих пруденциальных требований безопасного функционирования белорусских банков:

— норматив достаточности основного капитала 1-го уровня;

— норматив достаточности капитала 1-го уровня;

— норматив достаточности нормативного капитала;

— норматив левереджа;

— норматив покрытия ликвидности;

— норматив чистого стабильного фондирования <204>.

———————————

<204> http://www.interfax.by/news/ belarus/121471

 

Учитывая, что нормативные капиталы белорусских банков сформированы без использования сложных финансовых инструментов и то, что для банков уже установлен ряд нормативов ликвидности, в общем аналогичных предложенным в Базеле III, предполагается, что белорусские банки будут испытывать меньшие трудности с адаптацией к новым пруденциальным требованиям, которые будут едиными для всех банков. В связи с этим в предлагаемом плане внедрения сроки отдельных этапов (в частности, мониторинга и параллельного расчета) сокращены по сравнению с планом Базельского комитета, а новые стандарты капитала и ликвидности предполагается вводить одновременно.

В то же время имеется возможность гибко подходить к внедрению новых подходов и при возникновении у банков затруднений с выполнением новых пруденциальных требований оперативно рассматривать вопросы о пересмотре сроков их внедрения в целом либо в части отдельных нормативов <205>.

———————————

<205> Информация о регулятивных режимах в сфере банковского регулирования и надзора в государствах — частниках СНГ // http://www.e-cis.info/ page.php?id=23338.

 

Республика Казахстан

 

В целях реализации основных положений Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период Национальным банком Республики Казахстан с конца 2011 г. ведется работа по обсуждению последних рекомендаций Базельского комитета, предусматривающих повышение достаточности собственного капитала и смещение акцента в сторону акционерного капитала, введение новых инструментов ликвидности и подходов формирования резервов банков второго уровня.

На одном из заседаний Совета по финансовой стабильности и развитию финансового рынка Республики Казахстан была одобрена Концепция по гармонизации внутренних и международных подходов по собственному капиталу, согласно которой введен мораторий на повышение требований к капиталу до 2013 г. К этой дате требования регулятора будут приведены в соответствие с международным стандартом, утвержденным Базельским комитетом.

В частности, Национальным Банком Республики Казахстан планируется:

1. Оптимизация требований к достаточности собственного капитала банков второго уровня путем реализации международных подходов достаточности собственного капитала, основанных на Базеле III, часть из которых имеет отложенный характер и вступит в силу по мере устойчивого роста экономики и финансовой системы:

1) усиление капитальной базы банков второго уровня за счет повышения доли основного капитала, состоящего из простых акций и нераспределяемого чистого дохода и исключения квазикапитальных инструментов; дестимулирование инвестиций банков второго уровня в капитал других юридических лиц;

2) повышение достаточности собственного капитала банков;

3) внедрение следующих буферных капиталов для ограничения чрезмерного роста кредитного портфеля:

консервационный буферный капитал — резервные запасы капитала, которые могут быть использованы для покрытия убытков и которых должно хватить банку второго уровня для поддержания уровня капитала в пределах минимальных требований к достаточности, установленных уполномоченным органом в период существенного спада деятельности в банковском секторе;

контрцикличный буферный капитал направлен на поддержание необходимого уровня капитала, учитывающего макроэкономические показатели государства. Применяется при условии влияния избыточного роста кредитного портфеля на увеличение общих системных рисков, что позволит защитить банковский сектор от будущих потенциальных убытков. Норматив будет устанавливаться в зависимости от макропруденциальных показателей;

системный буферный капитал направлен на улучшение качества капитала системообразующего банка второго уровня. Так, в целях поддержания необходимого уровня капитала для покрытия убытков системообразующих банков второго уровня в их регуляторный собственный капитал не должны включаться компоненты капитала второго уровня.

Продолжается работа по усовершенствованию методики расчета провизий посредством перехода от регулирования минимальных провизий по конкретным активам к надзору за минимальными резервами по ожидаемым потерям в рамках улучшения качества кредитного портфеля.

С 2013 г. классификация активов банков второго уровня проводится исходя из уровня кредитного риска, а размер формируемых резервов будет определяться ожидаемыми убытками по кредитам и созданием динамических резервов. При этом специальные провизии формируются по МСФО, резервы ожидаемых убытков — по Базелю II, а разница между ожидаемыми убытками и специальными провизиями покрывается отдельными резервами на счетах собственного капитала. Внедрение динамических провизий будет иметь сбалансированное влияние как на финансовый результат, так и на собственный капитал банков второго уровня.

Планируется, что внедрение требований Базель III будет осуществляться в два этапа.

Первый этап: в течение пяти лет (с 2013 по 2017 г.) будет иметь место исключение инструментов, не соответствующих стандартам Базель III, и введение консервационного буфера. На втором этапе в течение трех лет (с 2016 по 2018 г.) будет осуществляться постепенное повышение требований к капиталу.

Заместитель председателя Национального Банка РК Бисенгали Таджияков полагает, что разделение графика на два этапа значительно облегчает переход банков на новые требования к капиталу, так как первый этап предполагает «фактическое снижение минимальных значений капитала по сравнению с текущими требованиями». По его словам, Нацбанком была сделана оценка минимальных значений нормативов достаточности капитала с учетом специфических рисков казахстанских банков. Результаты показали, что уровень капитала, который в большей степени будет способствовать устойчивости казахстанских банков к системным рискам и возможным негативным факторам, должен быть выше рекомендованных стандартами Базель III <206>.

———————————

<206> http://www.zonakz.net/articles/66296

 

Предложения для ТС/ЕЭП

 

1. В целях скоординированного внедрения принципов Базеля II и стандартов Базеля III в государствах — участниках СНГ и выработки единых подходов к их внедрению с учетом особенностей национального законодательства и банковских систем рекомендуется разработать механизм согласования планов и мероприятий национальных банков государств — участников ТС/ЕЭП по внедрению Базеля III <207>.

———————————

<207> Такое согласование сегодня уже имеет место между Национальным Банком Республики Беларусь и Банком России (информация о регулятивных режимах в сфере банковского регулирования и надзора в государствах-участниках СНГ // http://www.e-cis.info/page.php?id=23338).

 

При этом необходимо учитывать специфику ТС/ЕЭП как интеграционного образования, степень интеграции финансовых рынков государств — участников ТС/ЕЭП и национальную специфику финансовых рынков стран — участников ТС/ЕЭП.

2. В рамках процесса гармонизации банковского законодательства государств-членов ТС/ЕЭП особое внимание необходимо уделить сближению (и в идеале — унификации) перечня пруденциальных нормативов. В части правовой регламентации провизий (резервов, специальных резервов) на возможные потери необходимы единые подходы к классификации активов. Кроме того, необходима унифицированная классификация резервов для банков, небанковских кредитных организаций и банковских объединений.

3. В рамках Евразийского экономического союза целесообразно разработать правила (регламент), аналогичные CRR4, имеющие целью унификацию требований к капиталу и ликвидности кредитных организаций, обладающие необходимым объяснительным потенциалом и имеющие прямое действие на территории государств — членов ТС/ЕЭП.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code