Сравнительный анализ правовых основ деятельности национальных банков

Структура банковской системы. Во всех государствах — участниках ТС и ЕЭП банковские системы являются двухуровневыми, однако имеют разный состав.

Банковская система Республики Беларусь — составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Она включает национальный банк и иные банки (и не включает небанковские кредитно-финансовые организации, что отличает данный подход от российского и сближает с казахстанским).

При этом субъектами банковских правоотношений в Республике Беларусь являются не только национальный банк и банки, но и небанковские кредитно-финансовые организации (что позволяет сделать вывод, что банковские отношения здесь выходят за рамки банковской системы).

Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком государства и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы, за исключением Банка развития Казахстана, имеющего особый правовой статус (обратим внимание, что в российском законодательстве место Банка развития (Внешэкономбанка) в банковской системе не определено).

Организации, осуществляющие отдельные банковские операции, в Казахстане (как и небанковские кредитно-финансовые организации в Республике Беларусь) не входят в банковскую систему Республики Казахстан. Это существенно отличает модели построения банковских систем обеих стран от российской.

В отличие от законодательства России и Казахстана, белорусский законодатель вводит понятие финансово-кредитной системы Республики Беларусь, которое в то же время раскрывает лишь с институциональной стороны: кроме банков она включает небанковские кредитно-финансовые организации.

Основы правового статуса Национального (Центрального) банка. Согласно и казахстанскому, и белорусскому законодательству (ст. 24 Банковского кодекса Республики Беларусь, ст. 1 Закона «О Национальном Банке Республики Казахстан»), Национальные банки обеих республик являются государственными органами. Это существенное отличие от статуса Банка России, который определяется по большей части через отрицательные и при этом довольно невнятно выраженные характеристики: Банк России не является органом государственной власти и не имеет четкой организационно-правовой формы.

В связи с этим требуется четкая правовая регламентация правового статуса Банка России относительно государственного аппарата.

В отличие от Банка России, подотчетного Государственной Думе РФ, национальные банки Казахстана и Белоруссии подотчетны непосредственно Президентам государств.

Цели деятельности национальных (центральных) банков практически совпадают в российском и белорусском законодательстве. Основной целью Национального Банка Казахстана является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан (иных целей деятельности Нацбанка Закон не выделяет). Данное положение предлагается сделать общим для законодательства всех трех государств — участников ТС и ЕЭП, тем более что оно соответствует европейской практике.

Наибольшая детализация статуса национального банка характерна для законодательства Казахстана. Равно как и широта его полномочий. Спецификой казахстанского Закона является также подробное описание структуры золотовалютных резервов НБРК.

Казахстанский опыт выделения задач Национального банка предлагаем распространить на гармонизированное законодательство.

Нормотворческие полномочия Центрального банка наиболее четко регламентированы российским законодательством. Назван исчерпывающий перечень нормативных правовых актов (НПА) Банка России.

В то же время на Центральный банк России (поскольку он не является органом государственной власти) не распространяются институты контроля качества НПА: оценка регулирующего воздействия (ОРВ), антикоррупционная экспертиза.

Казахстанская и белорусская позиции относительно получения прибыли как цели деятельности НБ представляются более четкими и правильными, нежели российская.

В то же время более четкой и полной регламентация финансовых основ деятельности ЦБ выглядит в российском законодательстве.

Денежно-кредитная политика. Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. В Белоруссии и России денежно-кредитная политика реализуется национальным (центральным) банком во взаимодействии с правительством.

В Банковском кодексе Республики Беларусь дается понятие денежно-кредитной политики Республики Беларусь как составной части единой государственной экономической политики.

Предлагается гармонизировать в национальных законодательствах понятие «денежно-кредитная политика», а также перечень инструментов денежно-кредитной политики (ДКП).

Надзор за платежными системами. Макропруденциальный надзор. Мегарегулирование. Во всех трех государствах не существует единого подхода к терминологии и сфере распространения компетенции национального (центрального) банка.

Регламентация надзора за платежными системами наиболее зрелой с юридико-технической стороны является в Казахстане. В России, и тем более в Белоруссии, такой надзор (наблюдение) находится в стадии становления.

В свете современных регулятивных тенденций следует подчеркнуть, что в главе 8 Закона о Национальном Банке Республики Казахстан, посвященной содействию обеспечению стабильности финансовой системы, речь идет в том числе о макропруденциальном регулировании со стороны НБРК, включая необходимый терминологический аппарат (макропруденциальное регулирование, системные риски, системообразующие финансовые организации).

Сфера РБ РК РФ
Банки (кредитные организации) Регулирование, контроль и надзор
Иные финансовые рынки и финансовые организации  
Платежные системы Управление и надзор Надзор (Оверсайт) Наблюдение и надзор

Важным является разграничение в Законе о НБРК понятий банковского надзора и банковского контроля (которое в российском и белорусском законодательстве не проведено): оно проводится по критерию возможности возбуждения Нацбанком в отношении нарушителя административного производства. Банковский контроль предполагает такую возможность, специфика же банковского надзора допускает применение принудительных мер без возбуждения административного производства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code