Развитие правовых основ банковской интеграции в ЕврАзЭС и ТС/ЕЭП

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ БАНКОВСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ТС/ЕЭП В СВЕТЕ ОПЫТА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Современное состояние и перспективы гармонизации банковского законодательства России, Республики Казахстан и Республики Беларусь (на основе сравнительно-правового анализа)

Развитие правовых основ банковской интеграции в ЕврАзЭС и ТС/ЕЭП

На современном этапе евразийской интеграции, а именно в условиях функционирования Единого экономического пространства, все большее значение приобретают гармонизация и унификация банковского законодательства государств — участников ТС/ЕЭП и в конечном счете — государств — членов ЕврАзЭС.

С целью выявления проблем, стоящих перед государствами на этом пути, и формулирования предложений по их преодолению рассмотрим современное состояние правовых основ банковской интеграции в ЕврАзЭС и ТС/ЕЭП, а затем базовые положения <177> банковского законодательства государств — членов ТС/ЕЭП в целях формулирования предложений по гармонизации и унификации законодательства государств — участников ТС/ЕЭП, с учетом опыта банковской интеграции в ЕС.

———————————

<177> Под «базовыми положениями банковского законодательства» здесь понимаются основные юридические термины, а также положения, регламентирующие структуру банковской системы, порядок регистрации и лицензирования банковской деятельности, содержание банковского регулирования и надзора, статус и полномочия Национального (Центрального) банка.

 

Правовые основы банковской интеграции в ЕврАзЭС и ТС/ЕЭП. Начало правового оформления интеграционных процессов в банковской сфере государств — членов ЕврАзЭС можно отнести к середине 2000-х г., когда Постановлением Бюро Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС от 14 апреля 2005 г. N 10 были утверждены Рекомендации по гармонизации законодательства государств — членов ЕврАзЭС в сфере регулирования банковской деятельности.

Целью данных Рекомендаций являлась подготовка предложений по совершенствованию и унификации законодательства государств — членов ЕврАзЭС в сфере регулирования банковской деятельности в государствах Сообщества.

Через пять лет после издания Рекомендаций был сделан очередной правовой шаг к гармонизации банковского законодательства государств — членов ЕврАзЭС: Постановлением Бюро МПА ЕврАзЭС от 6 апреля 2010 г. N 8 утверждена Концепция Основ банковского законодательства ЕврАзЭС, предполагающая дальнейшее принятие уже не рекомендательного акта, а документа прямого действия в государствах — членах ЕврАзЭС.

В Концепции отмечается, что Основы банковского законодательства ЕврАзЭС — основополагающий нормативный правовой акт Сообщества, устанавливающий единые для государств — членов ЕврАзЭС основные начала правового регулирования банковской деятельности, принципы и механизмы функционирования банковских систем, определяющий статус центрального (национального) банка, порядок создания и деятельности банков, небанковских кредитных организаций, осуществления ими банковских операций и иной деятельности.

В Концепции Основ отмечается, что в государствах — членах ЕврАзЭС создан необходимый правовой механизм регулирования отношений в банковской сфере, в то же время необходимо учитывать существующие в государствах — членах ЕврАзЭС различия в подходах к осуществлению банковской деятельности.

Согласно Программе законотворческой деятельности Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС <178> не позже 2014 г. Постоянной комиссией МПА ЕврАзЭС по экономической политике должны быть подготовлены законопроектные предложения по разработке Основ банковского законодательства ЕврАзЭС.

———————————

<178> Измененную Программу см. в материалах по итогам заседания Постоянной комиссии по правовым вопросам 21 ноября 2012 г. // http://www.ipaeurasec.org/comission/ docs.php?cat_id=11&com_id=1.

 

Определенные, хотя и осторожные, шаги в направлении банковской интеграции осуществляются в рамках Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии.

Декларацией глав государств — членов ТС и ЕЭП о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 г. в целях реализации потенциала Таможенного союза и Единого экономического пространства в качестве одного из основных направлений предусмотрены обеспечение эффективного функционирования общего рынка услуг и капитала, дальнейшее сближение, гармонизация национальных законодательств, а также унификация в сферах, определенных соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Единого экономического пространства, совершенствование наднациональных институтов.

В Соглашении о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала (Москва, 9 декабря 2010 г.) стороны соглашения (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация) определили различные меры в банковской сфере, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования, которые стороны осуществляют в целях реализации указанного Соглашения.

Последним из важнейших для развития ТС/ЕЭП документов явились Рекомендации по гармонизации законодательства и созданию единых условий доступа государств — членов Единого экономического пространства в различных секторах услуг: финансовые услуги (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств) <179>. В Рекомендациях рассмотрены основные направления и предложены меры по гармонизации законодательного регулирования в сфере финансовых услуг.

———————————

<179> Утверждены Постановлением Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС от 21 ноября 2012 г. N 11.

 

Особое значение для развития банковской интеграции в ТС/ЕЭП имеет Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках единого экономического пространства от 9 декабря 2010 г., в котором не только предусматривается создание к 1 января 2020 г. «гармонизированных требований» в банковском (16 требований), страховом (12 требований) секторе и на рынке ценных бумаг (7 требований), но и провозглашается принцип взаимного признания лицензий (п. 1.4 ст. 5), а также закрепляется обязанность сторон к 2015 г. рассмотреть «возможность создания и функционирования наднационального органа по регулированию финансового рынка сторон».

Следует также отметить, что приложение V к данному Соглашению содержит перечень банковских услуг как основу гармонизации:

i) прием от населения депозитов и других подлежащих выплате денежных средств;

ii) выдача ссуд всех видов, включая потребительский кредит, залоговый кредит, факторинг и финансирование коммерческих операций;

iii) финансовый лизинг;

iv) все виды услуг по платежам и денежным переводам, включая кредитование, платежные и дебетовые карточки, дорожные чеки и банковские векселя;

v) торговля за свой счет и за счет клиентов, на валютной бирже и вне биржи либо иным образом:

а) иностранной валютой;

б) деривативами, в том числе, но не исключительно, фьючерсами и опционами;

в) инструментами, касающимися валютных курсов и процентных ставок, включая такие, как сделки «своп» и форвардные сделки.

Пунктом 2.1 ст. 5 указанного приложения V закреплен минимальный перечень направлений гармонизации банковского законодательства, которую стороны должны осуществлять, руководствуясь в своих действиях основополагающими принципами эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору и наилучшей международной практикой:

i) понятие «кредитная организация» и ее юридический статус;

ii) порядок и условия раскрытия информации кредитными организациями, банковскими группами и их аффилированными лицами, банковскими холдингами;

iii) правила бухгалтерского учета и осуществления аудиторских проверок, установленные в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для всех видов деятельности, включая банковский сектор, и требования по проведению аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с международными стандартами аудита;

iv) порядок и условия создания кредитной организации, в частности в отношении:

а) требований к учредительным документам;

б) порядка государственной регистрации юридического лица/филиала и государственной регистрации кредитной организации;

в) определения минимального размера уставного капитала кредитной организации, порядка его формирования и способов оплаты;

г) требований в отношении профессиональной квалификации и деловой репутации руководящих работников кредитной организации;

д) порядка и условий выдачи лицензии на осуществление банковских операций, в том числе в отношении требований к документам, необходимым для получения лицензии на осуществление банковских операций;

v) основания для отказа в национальной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций;

vi) порядок, процедура и условия ликвидации или реорганизации кредитной организации (в том числе принудительной ликвидации);

vii) основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

viii) порядок и особенности реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения и преобразования;

ix) обеспечение финансовой надежности кредитной организации, в том числе определение иных помимо банковских операций видов деятельности, разрешенных для кредитных организаций, пруденциальных нормативов, обязательных резервов и специальных провизий;

x) порядок осуществления компетентными органами каждой из сторон надзора за деятельностью кредитных организаций, банковских холдингов и банковских групп;

xi) порядок, условия и размеры санкций к кредитными организациями и банковских холдингам;

xii) требования к деятельности и обеспечению финансовой надежности банковских групп и банковских холдингов;

xiii) создание и функционирование системы страхования вкладов населения (включая суммы выплат возмещения по вкладам);

xiv) процедуры финансового оздоровления и банкротства кредитных организаций (включая регламентирование прав кредиторов, очередность удовлетворения требований);

xv) перечень операций, признаваемых банковскими;

xvi) перечень организаций и их статуса, которые вправе осуществлять отдельные технологические части банковских операций.

В соответствии с Календарным планом разработки документов в целях реализации Соглашений, формирующих Единое экономическое пространство <180>, к концу 2013 г. должно быть подписано соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств — участников ТС/ЕЭП, предусматривающее направления и порядок гармонизации национальных законодательств сторон, в частности в сфере требований и условий выдачи лицензий на осуществление видов деятельности в секторах банковских услуг, страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг.

———————————

<180> Утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 мая 2012 г. N 29.

 

В рамках соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств — участников Единого экономического пространства стороны разрабатывают параметры взаимодействия компетентных органов сторон в сфере контроля и надзора за деятельностью на данном рынке и координацию в иных сферах, связанных с деятельностью кредитных организаций, банковских холдингов и банковских групп.

В настоящий момент проект этого соглашения, разработанный Министерством финансов РФ, находится на стадии межгосударственного согласования.

Предпосылки гармонизации банковского законодательства государств — участников ТС/ЕЭП. В силу довольно глубоких различий в моделях и содержании правового регулирования банковской деятельности Казахстана, Белоруссии и России общие положения в регулировании банковской сферы наблюдаются преимущественно у двух из трех сопоставляемых государств. Данные сходства могут быть признаны основой для приведения в соответствие с ними законодательства третьей страны. Среди таких общих положений следует выделить следующие:

1. Во всех трех государствах установлены цели деятельности и функции Национальных (Центральных) банков.

2. Цели деятельности НБ РБ содержательно тождественны целям деятельности Банка России.

3. Банковские системы РК и РБ включают национальные банки и банки, не включая небанковские кредитно-финансовые организации (РБ) и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций (РК).

4. Понятия банка и небанковской кредитно-финансовой организации в РБ по сути тождественны понятиям банка и небанковской кредитной организации в РФ.

5. В РБ и РК национальные банки подотчетны президентам республик.

6. В РБ и РК национальные банки являются государственными органами.

7. Банковское законодательство РБ и РК характеризуются сравнимым уровнем систематизации и юридической техники.

8. Во всех сравниваемых странах национальные (центральные) банки ответственны за реализацию денежно-кредитной политики.

9. В Казахстане и Белоруссии планирование денежно-кредитной политики осуществляется на очередной финансовый год.

В качестве общих подходов к регламентации банковской деятельности в государствах — участниках ТС и ЕЭП могут быть выделены следующие:

1. Все государства используют механизм лицензирования банковской деятельности и банковского регулирования (надзора) банковской деятельности.

2. Все государства реализуют протекционистскую политику в отношении собственного банковского сектора, ограничивая участие нерезидентов в капитале отечественных банков.

3. Стороны используют схожий инструментарий обеспечения финансовой надежности банков.

4. Для Российской Федерации и Республики Беларусь характерны общие подходы к определению банка и небанковской кредитной (кредитно-финансовой) организации, банковской группы и банковского холдинга.

5. Для Российской Федерации и Республики Беларусь характерны схожие подходы к регламентации банковского регулирования и надзора, мер воздействия со стороны Национального (Центрального) банка на банки.

6. Законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь близки в части регламентации порядка регистрации и лицензирования банков и небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code