Перспективы формирования банковского союза еврозоны

Несмотря на то что, как сказано в предыдущем параграфе, экономический и валютный союз — наивысшая из известных сегодня уровней межгосударственной интеграции, данный уровень сегодня признается европейцами недостаточным для противостояния системным рискам и кризисам.

Так, сегодня на повестке дня Европейского союза стоит вопрос реализации проекта Глубокого и подлинного Экономического и валютного союза (deep and genuine EMU).

Предпосылками углубления интеграции в Еврозоне являются следующие:

1) финансовый кризис обнаружил нехватку сильных интегрированных учреждений <163>;

———————————

<163> Созданная в 2010 году система макропруденциального надзора (в виде Европейского совета по системному риску) и микропруденциального надзора (в виде Европейского надзорного ведомства (ESAs), состоящего из Европейской службы банковского надзора (EBA), Европейской службы надзора в области ценных бумаг (ESMA), Европейской службы надзора в области страхования и профессионального пенсионного обеспечения (EIOPA)), признана недостаточной защитной мерой против системных кризисов.

 

2) осознана потребность «разорвать порочный круг между банками и государствами», который ослабляет финансы стран еврозоны на грани угрозы самому существованию Экономического и валютного союза (ЭВС);

3) обоснована необходимость преодоления финансовой фрагментации путем централизации банковского надзора.

Как отмечается в документах Еврокомиссии, асимметрия между интегрированными финансовыми рынками, с одной стороны, и все еще национально сегментированной архитектурой финансовой стабильности — с другой, привели к несоответствующей координации среди компетентных органов на всех стадиях текущего кризиса <164>.

———————————

<164> A blueprint for a deep and genuine economic and monetary union Launching a European Debate. P. 3 // URL: http://ec.europa.eu/commission_2010-2014/ president/news/archives/ 2012/11/pdf/blueprint_en.pdf (дата обращения: 29.12.2012).

 

Фундаментальная реформа Экономического и валютного союза основана на четырех строительных блоках: интегрированная финансовая система, интегрированная бюджетная система, интегрированная система экономической политики, меры по обеспечению необходимой демократической легитимности и подотчетности <165>.

———————————

<165> Кризисная консолидация: «Будущее Европы» в новом мировом порядке — итоги «мозгового штурма» // URL: http://www.regnum.ru/news/ polit/1572990.html (дата обращения: 29.12.2012).

 

Цель проекта глубокого и подлинного ЭВС — движение к полному финансовому и экономическому союзу (Full fiscal and economic union).

В таком глубоком и подлинном ЭВС экономическая и фискальная политика государств-членов должна подвергнуться более глубокой координации и контролю на европейском уровне.

Этапы движения к «подлинному ЭВС»:

1. На первом этапе (в течение следующих 6 — 18 месяцев) приоритет должен быть отдан полному развертыванию новых экономических инструментов управления и внедрению Единого надзорного механизма (Single Supervisory Mechanism), после чего предусмотрено внедрение Единого механизма работы с проблемными банками (Single Resolution Mechanism for banks).

2. Второй этап (от 18 месяцев к 5 годам) предполагает бюджетную интеграцию (включая возможность требовать пересмотра государственного бюджета в соответствии с европейскими обязательствами), углубление координации в области налогообложения и занятости.

3. Третий этап (начнется не ранее чем через 5 лет) — учреждение автономного бюджета еврозоны, предусматривающего бюджетную обеспеченность ЭВС <166>.

———————————

<166> A blueprint for a deep and genuine economic and monetary union Launching a European Debate. P. 12 // URL: http://ec.europa.eu/commission_2010-2014/ president/news/archives/ 2012/11/pdf/blueprint_en.pdf (дата обращения: 29.12.2012).

 

В мае 2012 г. Европейским центральным банком (ЕЦБ) была выдвинута идея банковского союза, который мог бы объединить или государства еврозоны, или большинство стран ЕС.

В сентябре 2012 г. Еврокомиссией были опубликованы предложения по созданию единого регулятора для банков еврозоны на базе ЕЦБ <167>.

———————————

<167> Proposal for a Council Regulation Conferring Specific Tasks on the European Central Bank Concerning Policies Relating to the Prudential Supervision of Credit Institutions. Brussels, 12.09.2012; Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council amending Regulation (EU) N 1093/2010 establishing a European Supervisory Authority (European Banking Authority) as regards its Interaction with Council Regulation (EU) N …/… Conferring Specific Tasks on the European Central Bank Concerning Policies Relating to the Prudential Supervision of Credit Institutions. Brussels, 12.09.2012; Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. A Roadmap towards a Banking Union. COM (2012) 510 final. Brussels, 12.09.2012.

 

Данные предложения отвечают целям создания единого надзорного механизма для банков в рамках задачи формирования интегрированного «банковского союза» в ЕС, включающего также такие элементы, как единые регулятивные нормы, единая система страхования вкладов и механизм банкротства и финансового оздоровления банков.

Предполагается, что банковский союз позволит укрепить национальные банки, снизить их зависимость от правительственных финансов, предоставляемых для выкупа суверенных долгов. Кроме того, задачами банковского союза будут ужесточение надзора в банковском секторе еврозоны, а также создание общеевропейской системы защиты вкладов.

В документах Еврокомиссии указывается, что финансовая фрагментация должна быть преодолена путем централизации банковского надзора, что позволит к тому же странам еврозоны иметь уверенность в качестве и беспристрастности банковского надзора. Банковский союз был бы в состоянии прекратить распад финансового рынка ЕС и гарантировать разумно равные условия финансирования для домашних хозяйств и бизнеса через ЕС <168>. В случае формирования такого союза для прямой рекапитализации европейских банков могли бы быть использованы средства создаваемого Европейского механизма стабилизации (ESM) <169>.

———————————

<168> A blueprint for a deep and genuine economic and monetary union Launching a European Debate P. 10 // URL: http://ec.europa.eu/commission_2010-2014/ president/news/archives/ 2012/11/pdf/blueprint_en.pdf (дата обращения: 29.12.2012).

<169> В целях прямой финансовой поддержки стран ЕС по инициативе Комиссии в мае 2010 г. были установлены два временных кризисных механизма оздоровления: Европейский фонд финансовой стабилизации (European Financial Stability Facility (EFSF)) и Европейский механизм финансовой стабилизации (European Financial Stabilisation Mechanism (EFSM)). В 2011 г. в ЕС было принято решение о создании постоянного Европейского механизма стабилизации (European Stability Mechanism, ESM) — финансового фонда размером 500 млрд. евро, который усилит потенциал Европейского фонда финансовой стабильности — EFSF. 47,5% всех ресурсов ESM предоставят Германия (190 млрд. евро) и Франция (142,7 млрд. евро). ESM был фактически введен с октября 2012 г., он должен получить дальнейшее развитие в Европейский валютный фонд, наделенный соответствующими полномочиями.

 

13 декабря 2012 г. Совет ЕС утвердил свою позицию по роли ЕЦБ в надзоре за европейскими банками для принятия пакета нормативных актов Европейским парламентом до конца 2012 г. <170>.

———————————

<170> Council Agrees Position on Bank Supervision. Council of the European Union. Brussels, 13 December 2012 17739/12.

 

В завершении создания банковского союза должны функционировать:

— единый надзорный механизм;

— общая система страхования вкладов;

— интегрированная структура антикризисного управления <171>.

———————————

<171> Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. A Road map to Banking Union. COM (2012) 510 final. Brussels, 12.09.2012. P. 3 — 6 // URL: http://ec.europa.eu/internal_market/ finances/docs/committees/ reform/20120912-com-2012-510_en.pdf.

 

Первым и важнейшим шагом на этом пути будет создание единого надзорного механизма (ЕНМ), который должен впоследствии быть дополнен единым механизмом работы с проблемными банками (ЕМРПБ).

12 сентября 2012 г. Комиссия предложила законопроекты о создании Единого надзорного механизма, составленного из ЕНМ и национальных регуляторов <172>, и коррективы Положения 2010 г., основывающего Европейское банковское ведомство (EBA), чтобы приспособить последнее к созданию Единого надзорного механизма и гарантировать баланс в принятии решений между участниками еврозоны и государствами нееврозоны <173>.

———————————

<172> URL: http://ec.europa.eu/internal_market/ finances/docs/committees/reform/ 20120912-com-2012-511_en.pdf (дата обращения: 29.12.2012).

<173> URL: http://ec.europa.eu/internal_market/ finances/docs/committees/reform/ 20120912-com-2012-512_en.pdf (дата обращения: 29.12.2012).

 

ЕНМ должен гарантировать полный обмен информацией между банковскими регуляторами. ЕНМ, как предложено Комиссией, основан на передаче на европейский уровень определенных, ключевых надзорных полномочий в отношении банков, основанных в государствах — членах еврозоны, и банков, основанных в государствах — членах нееврозоны, которые решат вступить в банковский союз.

В качестве дополнения деятельность Органа банковского надзора (EBA) будет скорректирована по отношению к новой структуре банковского надзора, чтобы гарантировать целостность Единого рынка <174>.

———————————

<174> A blueprint for a deep and genuine economic and monetary union Launching a European Debate. P. 17 — 18.

 

Единый надзорный механизм будет состоять из ЕЦБ и национальных регуляторов и вступит в силу с 1 марта 2014 г. (через год после вступления в силу законодательства). ЕЦБ будет осуществлять пруденциальный надзор за кредитными организациями, зарегистрированными в странах ЕС — участницах еврозоны, и обладать всеми полномочиями национальных регуляторов данных стран.

ЕЦБ будет выполнять функции регулятора по следующим вопросам:

— лицензирование и учреждение кредитных организаций;

— оценка долей участия, приобретаемых и реализуемых банками;

— обеспечение соблюдения требований к достаточности капитала, уровню ликвидности, левереджа, применения буферов капитала и принятие ранних мер воздействия в случае нарушения данных требований; установление более высоких требований к некоторым банкам исходя из макропруденциальных целей;

— проведение стресс-тестирования как инструмента пруденциального надзора (не заменяют стресс-тесты EBA);

— надзор на консолидированной основе и надзор за финансовыми конгломератами;

— координация и выражение единой позиции представителей национальных регуляторов в руководящих органах EBA;

— осуществление проверок в отношении участников рынка и запрос необходимой информации.

Национальные регуляторы стран ЕС сохранят следующие функции и полномочия:

— регулятор в области защиты прав потребителей финансовых услуг, борьбы с легализацией доходов, надзора за кредитными организациями иностранных государств, платежных услуг;

— выполнение текущих функций в области надзора (например, мониторинг соблюдения законодательства при учреждении кредитных организаций, ежедневные оценки состояния банков и выездные проверки при необходимости; оценка внутренних моделей риска) и подготовка предложений для ЕЦБ с целью принятия решения;

— применение мер воздействия (распределение между странами и ЕЦБ).

При осуществлении пруденциального надзора ЕЦБ будет подотчетен Европейскому парламенту и Совету ЕС. Четкое разделение между функциями ЕЦБ в области денежного регулирования и пруденциального надзора будет обеспечено за счет создания отдельных органов управления и административных подразделений. В частности, будет создан Совет по надзору, в который войдут 4 представителя ЕЦБ и по одному представителю от национальных центральных банков или регуляторов. Управляющий совет ЕЦБ (ключевой орган управления) будет ответствен за принятие решений, но может делегировать часть полномочий Совету по надзору.

Для банков наблюдение ЕНМ будет введено постепенно: 1 июля 2013 г. — для системно значимых банков <175>, и 1 января 2014 г. — для всех других банков. Поэтому к 1 января 2014 г. все банки в Еврозоне подпадут под европейское наблюдение.

———————————

<175> Первоначально под надзор подпадут 150 банков Еврозоны. Речь идет обо всех банках, баланс которых превышает 30 млрд. евро или составляет свыше 20% ВВП той страны, в которой он зарегистрирован.

 

При этом прямой выкуп плохих банковских долгов через механизм стабильности, ESM, по заявлению Германа Ван Ромпея, главы Европейского совета, может начаться уже в 2013 г. <176>.

———————————

<176> URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2049862 (дата обращения: 29.12.2012).

 

Текущий верховный кризис задолженности в Европе доказывает, что фискальная политика должна быть основана подобным образом как денежно-кредитная политика — в пределах основанной на правилах структуры с ясными среднесрочными целями. Что касается правил и санкций, чтобы быть эффективными, они должны быть более строгими, автоматическими и максимально лишенными политического усмотрения. Это требует существенных улучшений качества финансовых учреждений и основ политики в Европе. Финансовый союз, банковский союз — проекты, которые могут помочь достичь этих целей в Европе.

 

Предложения для ТС/ЕЭП

 

Таким образом, европейская банковская интеграция сегодня является одним из важнейших направлений взаимодействия государств еврозоны. Проецируя происходящие в ЕС изменения на интеграционные процессы в ТС/ЕЭП, сформулируем предложения по дальнейшей интеграции банковских систем государств — участников Единого экономического пространства ЕврАзЭС:

1. Интенсификация процесса гармонизации банковского законодательства государств — членов ЕврАзЭС, и прежде всего в рамках ТС/ЕЭП.

2. Дальнейшая эволюция Евразийского банка развития как института, способного оказывать значительное воздействие на взаимодействие институтов в финансовой сфере.

3. Придание более значимой антикризисной роли Антикризисному фонду ЕврАзЭС (по примеру Европейского механизма стабилизации).

4. Формирование организационно-правовых предпосылок для создания Евразийского центрального банка как единого эмиссионного центра для государств ТС/ЕЭП (а затем и ЕврАзЭС), а также как органа банковского надзора.

5. Заключение Соглашения о единых правилах регулирования банковской деятельности между государствами — участниками ТС/ЕЭП.

При формулировании и реализации данных инициатив, безусловно, необходимо учитывать, что Европейский союз прошел в своем развитии этап экономической и валютной интеграции, на положительном опыте которого на новый уровень интеграционного взаимодействия в бюджетной и банковской сферах сегодня выходят государства еврозоны. Тем не менее думается, что положительный опыт ЕС в части разноскоростной и разноуровневой интеграции (ЕС-еврозона), а также в части создания институциональных и правовых основ интеграции может быть заимствован в интеграционных моделях ЕврАзЭС и ТС/ЕЭП.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code