Юридическое содержание экономического и валютного союза

Благодаря юридическому закреплению и практической реализации положений о переходе государств – членов ЕС к Экономическому и валютному союзу этот термин превратился в официальную категорию права ЕС. Ее содержание определяется в учредительных документах ЕС, в первую очередь в Договоре о Европейском союзе:

“Союз создает экономический и валютный союз, денежной единицей которого является евро” (§ 4 ст. 3 ДЕС) <159>.

——————————–

<159> Как отмечалось в начале настоящей главы, более адекватным наименованием ЭВС на русском языке являлось бы выражение “экономический и денежный союз”. Перевод “экономический и валютный союз”, однако, прочно закрепился в отечественной научной литературе и средствах массовой информации, а также употребляется в актах Центрального банка Российской Федерации.

 

Следует иметь в виду, что, в отличие от Европейского союза, экономический и валютный союз сам по себе не является организацией. Слово “союз” в данном случае используется в значении “единство” – единство в разработке и проведении экономической политики государств-членов и единая денежная политика, базирующаяся на единой валюте евро.

Таким образом, с юридической точки зрения ЭВС означает определенную систему общественных отношений, подведомственную ЕС и регулируемую правом Европейского союза, в рамках которой:

во-первых, обеспечивается тесная координация экономической политики государств-членов (экономический союз);

во-вторых, осуществляется единая денежная политика на основе единой валюты евро (валютный союз).

Более подробно содержание обоих компонентов ЭВС определяет первая статья специально посвященного ЭВС раздела “Экономическая и денежная политика” Договора о функционировании Европейского союза:

“1. В целях, изложенных в статье 3 Договора о Европейском союзе, деятельность государств-членов и Союза включает в себя на условиях, предусмотренных Договорами, установление экономической политики, которая основана на тесной координации экономической политики государств-членов, на внутреннем рынке и на определении общих целей, и которая проводится при соблюдении принципа открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.

2. Одновременно с этим согласно условиям и процедурам, предусмотренным Договорами, такая деятельность включает в себя единую денежную единицу – евро, а также определение и проведение единой денежной политики и единой политики валютных курсов, главной целью которых является поддержание стабильности цен и, без ущерба для этой цели, оказание поддержки общей экономической политике в Союзе в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией” (ст. 119 ДФЕС).

В качестве системы общественных отношений, регулируемых правом Европейского союза, ЭВС одновременно выступает как сфера компетенции ЕС, в рамках которой его руководящие органы (институты) наделены нормотворческими и иными полномочиями. В частности, принятие законодательных и других правовых актов по вопросам ЭВС возложено на Европейский парламент и Совет Европейского союза (Совет), как правило, по инициативе Европейской комиссии <160>.

——————————–

<160> Например: “Европейский парламент и Совет, постановляя посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой, могут устанавливать детальные правила в отношении процедуры многостороннего наблюдения” за экономической ситуацией в государствах-членах (§ 6 ст. 121 ДФЕС); “Чтобы обеспечить для евро место в международной валютной системе, Совет по предложению Комиссии принимает решение, которым устанавливаются общие позиции в рамках компетентных международных финансовых институтов и конференций по вопросам, представляющим особый интерес для экономического и валютного союза” (§ 1 ст. 138 ДФЕС).

 

Выработку стратегических ориентиров развития ЭВС, как и в других сферах, осуществляет Европейский совет (на уровне глав государств или правительств и высших должностных лиц ЕС), а руководство денежной политикой, в том числе эмиссией евро, возложено на специализированный институт ЕС – Европейский центральный банк (ЕЦБ). Последний одновременно является главным элементом Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), включающей наряду с ЕЦБ центральные банки всех государств – членов ЕС (ЕЦБ вместе с центральными банками государств-членов, входящих в зону евро, обозначаются в праве ЕС термином “Евросистема”, которая фактически является главной частью ЕСЦБ).

Для содействия институтам Европейского союза в управлении ЭВС (прежде всего в координации экономической политики государств-членов) образован особый вспомогательный орган ЕС – Экономический и финансовый комитет в составе представителей государств-членов, Европейской комиссии и Европейского центрального банка (не более двух представителей от каждого государства-члена или института ЕС). В задачи Экономического и финансового комитета входит:

– формулировать заключения для Совета или Комиссии (по их запросу либо по собственной инициативе);

– наблюдать за экономической и финансовой ситуацией государств-членов и Союза в целом и представлять соответствующие доклады Совету и Комиссии;

– осуществлять консультативные и подготовительные задачи в целях рассмотрения и принятия Советом правовых актов по различным вопросам, связанным с функционированием ЭВС (например, при принятии рекомендаций и решений в адрес государств-членов, в которых существует чрезмерный бюджетный дефицит или угроза возникновения такого дефицита);

– не реже одного раза в год проводить изучение ситуации в области перемещений капиталов и свободы платежей внутри ЕС и в отношениях с третьими странами (результаты изучения отражаются в докладах, представляемых Совету и Комиссии);

– осуществлять специальное наблюдение (с подготовкой специальных докладов) за денежной и финансовой ситуацией, а также за общим режимом платежей в государствах – членах, не входящих в зону евро (ст. 134 ДФЕС).

Несмотря на то что экономический и валютный компоненты ЭВС образуют неразрывное единство, объем полномочий ЕС в отношении этих компонентов неодинаков.

Валютный союз является более “сильным” и эффективным компонентом ЭВС, поскольку в этой области предусмотрено проведение подлинно единой денежной политики, которая основывается на единой валюте евро, полностью заменившей в обращении бывшие национальные денежные знаки государств – членов ЕС (в пределах зоны евро).

После вступления в силу Лиссабонского договора валютный союз отнесен к категории исключительной компетенции ЕС, т.е. компетенции, полностью переданной государствами-членами на европейский уровень и по вопросам которой они могут издавать юридически обязательные акты только во исполнение актов институтов Европейского союза:

“Союз располагает исключительной компетенцией в следующих сферах: …денежная политика в отношении государств-членов, денежной единицей которых является евро” (ст. 3 ДФЕС).

Напротив, экономический союз выступает более “слабым” компонентом ЭВС в связи с тем, что разработка, проведение и координация экономической политики по-прежнему остаются в компетенции государств-членов, а ЕС только определяет условия для подобной координации:

“Государства-члены координируют свою экономическую политику и политику занятости согласно условиям, предусмотренным настоящим Договором, для определения которых Союз располагает компетенцией” (§ 3 ст. 2 ДФЕС).

Недостаточная эффективность экономического компонента ЭВС, в частности проблемы с бюджетными дефицитами ряда государств-членов, оказывает негативное влияние на функционирование Экономического и валютного союза в целом, в том числе на стабильность евро. В настоящее время предпринимаются меры по совершенствованию правовых механизмов экономического союза в направлении создания подлинного “экономического правительства” ЕС (см. 2.1.2).

Следует учитывать, что термин “экономическая политика”, координация которой образует сущность экономического компонента ЭВС, имеет в праве Европейского союза специальное значение. Под экономической политикой понимается политика, направленная на регулирование экономической системы в целом (макроэкономическое регулирование), а не на регулирование отдельных отраслей хозяйственной деятельности.

Речь идет, таким образом, о выработке общего экономического курса каждой страны ЕС, который должен быть как можно более тесно скоординирован с экономическим курсом остальных государств-членов. Напротив, мероприятия по регулированию отдельных отраслей (секторов) экономики рассматриваются в праве ЕС как самостоятельные направления политики и выступают объектом других сфер внутренней и внешней компетенции Союза: “общая сельскохозяйственная политика”, “общая транспортная политика”, “общая торговая политика” в отношении третьих стран и т.д.

На уровне первичного права ЕС основным источником, в котором закрепляется правовой режим Экономического и валютного союза, является Договор о функционировании Европейского союза, точнее, его специальный раздел – раздел VIII “Экономическая денежная политика” части третьей “Внутренняя политика и деятельность Союза”. Именно в соответствии с этим разделом институты ЕС издают правовые акты (источники вторичного права), которые имеют нормотворческий характер или правоприменительный характер, например регламенты о порядке введения и использования единой валюты или решения о включении новых государств-членов в зону евро.

Комплексный характер ЭВС и его правового режима обусловливает комплексную структуру посвященного ему раздела Договора о функционировании Европейского союза. В современной редакции, установленной Лиссабонским договором 2007 г., он включает 26 подробных статей и подразделяется на пять глав, посвященных отдельным компонентам или аспектам функционирования ЭВС <161>:

——————————–

<161> Первая статья раздела, содержащая общее определение экономического и валютного союза, имеет вводный характер и не включена ни в одну из глав (процитированная выше ст. 119 ДФЕС).

 

глава 1 “Экономическая политика” – посвящена экономического компоненту ЭВС, т.е. различным мерам по координации экономической политики государств-членов в рамках Европейского союза;

глава 2 “Денежная политика” – имеет своим объектом денежный (валютный) компонент ЭВС, т.е. единую валюту евро и денежную политику ЕС;

глава 3 “Институциональные положения” – устанавливает правовой статус вспомогательного органа Европейского союза в рамках ЭВС – Экономического и финансового комитета (см. выше). Здесь же закреплены обязанности Европейской комиссии осуществлять разработку проектов новых правовых актов в области ЭВС по запросам Совета Европейского союза или государств-членов;

глава 4 “Специальные положения для государств-членов, денежной единицей которых является евро” – устанавливает порядок еще более тесной координации экономической политики государств-членов, входящих в зону евро (глава была включена Лиссабонским договором);

глава 5 “Переходные положения” – определяет условия и порядок отмены перехода на единую валюту ЕС государств-членов, пока не входящих в зону евро.

Некоторые правила по вопросам ЭВС, имеющие специальный характер, вынесены в протоколы к учредительным документам ЕС. Это, в частности:

Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка;

Протокол о процедуре в отношении чрезмерных дефицитов (фиксирует “контрольные величины”, при достижении которых дефицит бюджетный дефицит считается чрезмерным);

Протокол о критериях сближения (устанавливает экономические показатели, при выполнении которых государство-член может быть принято в зону евро);

Протокол о Еврогруппе (определяет порядок созыва и проведения совещаний министров экономики и/или финансов государств – членов ЕС, перешедших на единую валюту, в целях более тесной координации экономической политики в рамках зоны евро. Как и глава ДФЕС, посвященная этому вопросу, Протокол о Еврогруппе добавлен Лиссабонским договором);

Протокол о некоторых положениях в отношении Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Протокол о некоторых положениях в отношении Дании (наделяет Великобританию и Данию правом не переходить на евро без специально выраженного намерения их правительств);

Протокол о Дании и Протокол о Франции (сохраняют за центральными банками этих государств-членов полномочия по осуществлению денежной политики, включая денежную эмиссию, в отношении их отдельных островных территорий, не включенных в территорию ЕС, – принадлежащих Дании Гренландии и Фарерских островов и находящихся под юрисдикцией Франции островов Новая Каледония, Французская Полинезия, Уоллис-и-Футуна, денежной единицей которых остается франк КФП <162>).

——————————–

<162> КФП (CFP) – Тихоокеанское финансовое сообщество (франц. Communaute financiere du Pacifique).

 

Основные положения учредительных документов (включая протоколы) и других источников права ЕС, посвященные экономическому и валютную союзу, будут рассмотрены в дальнейших параграфах настоящей главы при характеристике правового режима единой валюты ЕС евро, правовых механизмов координации экономической политики государств-членов и правового положения государств-членов, не входящих в зону евро. Рассмотрению современного правового регулирования ЭВС предшествует характеристика исторических аспектов его формирования в рамках Европейского союза.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 43

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code