Экономический и валютный союз как высшая форма экономической интеграции государств

Глава II. НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ БАНКОВСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ВАЛЮТНОГО СОЮЗА ЕС

Понятие экономического и валютного союза

Экономический и валютный союз как высшая форма экономической интеграции государств

Экономический и валютный союз (ЭВС), или, более правильно, экономический и денежный союз (англ. economic and monetary union — EMU; франц. union economique et monetaire — UEM), представляет собой наиболее высокую форму, которую достигают современные интеграционные процессы между государствами в экономической сфере.

Европейская и в целом международная экономическая интеграция — сложный, многогранный и отчасти противоречивый процесс. Интеграция может приводить не только к росту общего благосостояния интегрирующихся государств за счет сокращения таможенных и иных барьеров, усиления международного разделения труда, снижения цен на товары и услуги, но и к созданию угрозы для каждого из них: чрезмерная утечка капиталов, бесконтрольная миграция рабочей силы, перенос производств в другие страны с более низкими налогами, взносами на социальное обеспечение, требованиями финансовой отчетности и т.д.

По этой причине экономическая интеграция проводится государствами постепенно, путем перехода от более осторожных и слабых форм к более развитым и продвинутым формам. Мировая практика выработала множество различных форм экономической интеграции, в том числе промежуточных и комплексных, сочетающих элементы нескольких разных форм <132>.

———————————

<132> См.: Chatillon S. Droit des affaires internationales. Paris: Vuibert, 2002. P. 21 — 22.

 

Традиционно экономическая интеграция начинается с сокращения вплоть до полного устранения препятствий товарообороту (движению товаров) между государствами. Результатом выступают такие ее формы, как зона свободной торговли и таможенный союз.

Создание зоны свободной торговли (англ. free trade area; франц. zone de libre-echange) предполагает отмену таможенных пошлин и других сборов на товары, перемещающиеся между государствами — участниками интеграционной организации. Однако подобная отмена затрагивает только товары, произведенные в государствах-участниках, и не применяется к товарам из третьих стран, импортируемым в какое-либо из них.

Данное ограничение обусловлено тем, что в рамках зоны свободной торговли каждое государство-участник сохраняет свой собственный таможенный тариф. Поэтому товар из третьей страны, ввезенный в одно из государств-участников, при перемещении в другое государство-участник вновь подвергается таможенным процедурам в соответствии с таможенным законодательством последнего.

Для устранения подобного препятствия с перспективой полной отмены таможенного контроля на общих границах государствам-участникам необходимо унифицировать таможенные режимы в торговле с третьими странами и ввести общий таможенный тариф. Такой шаг переводит их на следующую, более высокую форму интеграции — таможенный союз (англ. customs union; франц. union douaniere). Таможенный союз, таким образом, есть не что иное, как зона свободной торговли, дополненная общим таможенным тарифом в отношении товаров, импортируемых из третьих стран.

Интеграция в формах зоны свободной торговли и таможенного союза имеет своим объектом исключительно или преимущественно один сектор хозяйственной жизни — торговлю товарами как материальными результатами производственной деятельности. Этот сектор является важным, но не единственным в экономике. Принципиальное значение имеют также рынки наемного и ненаемного труда (рабочей силы и предпринимателей), рынок услуг, рынок капиталов.

Если государства-участники решаются на взаимное открытие границ для всех субъектов и результатов экономической деятельности, т.е. фактически на слияние национальных хозяйств в единое экономическое пространство, интеграция между ними переходит на принципиально более высокую ступень. Традиционным и общепринятым наименованием соответствующей ей формы служит общий рынок (англ. common market; франц. marche commun). Однако в современных интеграционных объединениях в качестве синонимов широко используются другие выражения, в частности единый для всех государств-участников «внутренний рынок» или просто «единый рынок» (напомним, что в современном праве Европейского союза внутренний рынок ЕС является главным официальным, а единый рынок ЕС — дополнительным, преимущественно политическим обозначением бывшего общего рынка ЕЭС).

Хотя общий рынок по-праву относится к числу высших форм экономической интеграции, его создание не завершает интеграционный процесс. Препятствием к достижению полного единства является сохранение в государствах-участниках разных денежных единиц (национальных валют). Это порождает для их граждан и юридических лиц, вступающих в трансграничные отношения, дополнительные издержки и риски: издержки на проведение обменных операций, валютные риски в связи с колебаниями валютных курсов и др.

Для достижения полного экономического единства государствам-участникам необходимо перейти к единой денежной единице (валюте), успешное функционирование которой, в свою очередь, требует проведения ими единой или, как минимум, скоординированной экономической политики в отношении всей зоны применения этой валюты. Реализация подобных мероприятий означает достижение международной экономической интеграцией своей высшей формы — экономического и валютного союза.

Таким образом, экономический и валютный союз как высшая форма экономической интеграции означает проведение государствами согласованной экономической политики — экономический союз, с одновременным введением общей для них денежной единицы (единой валюты) — валютный союз.

Охарактеризованные выше основные формы экономической интеграции образуют ступени своеобразной лестницы, подъем по которой означает продвижение государств ко все большему экономическому единству. Они широко используются сегодня в разных частях земного шара, причем одна форма нередко служит предпосылкой для перехода к другой, более продвинутой <133>.

———————————

<133> В настоящее время речь пока идет только о региональной экономической интеграции, объединяющий, как правило, географически близкие группы стран. Международная экономическая интеграция в глобальных масштабах в силу большого числа государств, находящихся на очень разных уровнях социально-экономического развития, пока не дотягивает даже до самой слабой из указанных форм (зоны свободной торговли). В частности, правила Всемирной торговой организации (ВТО) предусматривают только сокращение, но отнюдь не полное устранение таможенных пошлин и иных торговых барьеров между государствами-участниками. Подробнее см.: Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система. М.: Проспект, 2006.

 

В некоторых региональных объединениях за пределами Европы процессы экономической интеграции ограничиваются созданием зоны свободной торговли. Примером может служить Североамериканское соглашение о свободной торговле 1992 г., учредившее зону свободной торговли между Канадой, США и Мексикой (НАФТА) <134>. В 2003 г. был подготовлен масштабный проект соглашения о создании Зоны свободной торговли Америк (т.е. Северной Америки и Южной Америки, вместе взятых). Данный проект, инициированный США, однако, не получил реализации вследствие возражений ряда южноамериканских государств.

———————————

<134> Аббревиатура «НАФТА» используется для обозначения как самого соглашения, так и основанной на нем ассоциации трех стран (англ. North American Free Trade Agreement/Association).

 

Исторически первым примером таможенного союза считается таможенный союз северогерманских государств во главе с Пруссией (Zollverein), создание которого в 1834 г. послужило одной из предпосылок для формирования в 1871 г. единого немецкого государства (Германской империи, в настоящее время ФРГ). Аналогичные союзы впоследствии создавались в других частях планеты, например Центрально-африканский таможенный и экономический союз (1964 г.), Андский пакт в Латинской Америке (1969 г.) <135>.

———————————

<135> См.: Chatillon S. Droit des affaires internationales. P. 22.

 

Создание общего рынка предусмотрено или проектируется, например, в таких интеграционных соглашениях и организациях, как южноамериканский общий рынок — МЕРКОСУР (Договор об учреждении общего рынка между Республикой Аргентина, Федеративной Республикой Бразилия, Республикой Парагвай и Восточной Республикой Уругвай 1991 г.), единый рынок и единая экономика Карибского сообщества — КАРИКОМ (Договор об учреждении Карибского сообщества, включая единый рынок и единую экономику КАРИКОМ 1973 г. в редакции 2001 г.), формирующийся единый рынок Ассоциации государств Юго-Восточной Азии — АСЕАН (Рамочное соглашение по интеграции приоритетных секторов 2004 г.), общий рынок, создаваемый между восточно-африканскими государствами (Договор об учреждении Восточно-африканского сообщества 1999 г.) и др.

Образование по примеру ЕС экономического и валютного союза также провозглашено стратегической целью ряда интеграционных объединений. Подобная цель, например, зафиксирована в Экономическом соглашении 2001 г. между государствами Персидского залива (создание экономического и валютного союза, включая «унификацию валют» и «достижение высокого уровня гармонизации между государствами-членами по всем направлениям экономической политики»).

Единственным реально функционирующим за пределами Европы экономическим и валютным союзом с единой денежной единицей является экономический и валютный союз африканских государств — бывших колоний Франции (Договор о Западно-африканском экономическом и валютном союзе 2003 г., Договор о Западно-африканском валютном союзе 2007 г., составной частью которого является Устав Центрального банка западно-африканских государств, и др.). Функционирующая в рамках него денежная единица в отличие от евро является не новой наднациональной валютой, а наследницей денежной единицы бывшей метрополии, называемой сегодня «франк CFA» <136>.

———————————

<136> «Франк Африканского финансового сообщества» (Communaute financiere africaine), ранее «франк Французских колоний в Африке» (Colonies francaises africaines). Зона «франка CFA» в настоящее время охватывает 17 африканских государств: Бенин, Камерун, Мали и др. Еще две бывшие французские колонии (Мавритания и Мадагаскар) вышли из этой зоны в 1973 г.

 

Развитие экономической интеграции путем последовательного прохождения разных ее форм предусмотрено между Россией и другими государствами Содружества Независимых Государств. Подписанный с этой целью еще в 1993 г. Договор о создании Экономического союза предусмотрел в ст. 4, что подобный союз должен создаваться «путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через:

межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли;

таможенный союз;

общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

валютный (денежный) союз».

Наиболее значимыми результатами экономической интеграции между республиками бывшего СССР стал Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана (Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза 2007 г., Договор о Таможенном кодексе таможенного союза 2009 г. и др.), на основе которого формируется Единое экономическое пространство тех же государств и затем полноценный Евразийский экономический союз (Декларация о евразийской экономической интеграции; подписана Президентами России, Беларуси и Казахстана 18 ноября 2011 г.).

Поэтапный процесс интеграции (в том числе экономической интеграции), как уже известно читателю, характерен и для Европейского союза. После создания «общего рынка угля и стали» ЕОУС, который охватывал только две отрасли промышленности (на основании Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г.) <137>, в общеэкономическом контексте сначала был сформирован таможенный союз ЕЭС, объединивший с 1968 г. государства-члены в единую таможенную территорию (на основании Договора об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г., ныне — Договор о функционировании Европейского союза).

———————————

<137> Общий рынок угля и стали первоначально не включал единый таможенный тариф в отношении аналогичной продукции из третьих стран. Таким образом, применительно к торговле товарами угольного и сталелитейного секторов в рамках ЕОУС фактически действовал режим зоны свободной торговли.

 

К 1968 г. также были введены в действие многие элементы общего рынка ЕЭС (в частности, свобода передвижения работников). Однако в полной мере эту цель удалось достичь к 31 декабря 1992 г., когда на основании поправок Единого европейского акта 1996 г. совокупная территория государств-членов официально превратилась в единый внутренний рынок ЕС, т.е. «пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям Договоров обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов» (ст. 8А Договора о ЕЭС, ныне ст. 26 ДФЕС).

Внутренний рынок ЕС включил таможенный союз и, в свою очередь, послужил основой для формирования Экономического и валютного союза. ЭВС в рамках Европейского союза можно считать сформированным с 2002 г., когда единая денежная единица евро была введена в наличный оборот.

В то же время в отличие от правоположений, регулирующих таможенный союз и внутренний рынок, нормы права ЕС в области экономического и валютного союза в полной мере распространяются не на все государства-члены. Часть государств-членов в силу нежелания или экономической неготовности получили изъятие из правил ЭВС. Эти изъятия касаются прежде всего неперехода на евро и сохранения своей национальной валюты (отсюда общее наименование подобных государств-членов в учредительных документах ЕС — «государства-члены, подпадающие под изъятие»).

Завершив процесс экономической интеграции на своей территории (с учетом упомянутых изъятий), Европейский союз в настоящее время все более активно стремится развивать ее с другими странами планеты, в том числе неевропейскими <138>. Результатом является заключение интеграционных соглашений, предусматривающих формирование между Европейским союзом, с одной стороны, и третьими странами, с другой стороны, зон свободной торговли, таможенных союзов и даже отдельных элементов общего рынка и экономического и валютного союза.

———————————

<138> См.: Калиниченко П.А. Столкновение и взаимодействие интеграционных пространств в торговле: антидемпинговое право и практика ЕС в отношениях с Россией и другими странами ЕврАзЭС. М.: РосНОУ, 2011. С. 25 — 27.

 

Примерами могут служить Соглашение о свободной торговле между Европейским союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Корея, с другой стороны, 2010 г. <139>, которое предусматривает не только постепенную ликвидацию таможенных пошлин во взаимной торговле товарами, но и меры по взаимной интеграции в других секторах экономики (в области трансграничного предоставления услуг и т.д.), или подписанное еще в 1963 г. и вступившее в силу в 1964 г. Соглашение о создании ассоциации между Европейским экономическим сообществом и Турцией <140>, на базе которого между ЕЭС (ныне ЕС) и Турцией был образован таможенный союз <141>.

———————————

<139> JO. L 127 du 14.05.2011. P. 6.

<140> JO. L 217 du 29.12.1964. P. 3687.

<141> Согласно ст. 10 Соглашения таможенный союз ЕС — Турция включает запрет таможенных пошлин, количественных ограничений и других равнозначных им сборов или мер во взаимной торговле товарами, а также одностороннее обязательство Турции применять в отношениях с другими странами мира общий таможенный тариф, установленный Европейским союзом.

 

Наиболее важным примером международных договоров Европейского союза с третьими странами, предусматривающих распространение на них многих элементов общего (ныне внутреннего) рынка ЕС, является Соглашение о Европейском экономическом пространстве между ЕС и Исландией, Норвегией, Лихтенштейном, подписанное в 1992 г. и вступившее в силу в 1994 г. На основании Соглашения о Европейском экономическом пространстве на страны-контрагенты Европейского союза распространено действие основных свобод внутреннего рынка ЕС (свобод передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов) в обмен на обязательство этих стран производить рецепцию в свое внутреннее законодательство соответствующих норм права ЕС (в том числе содержащихся во вновь принимаемых правовых актах институтов Союза). В то же время Исландия, Норвегия и Лихтенштейн сохранили свой собственный таможенный тариф на товары из других стран, поэтому в области товарооборота между ними и ЕС действует режим зоны свободной торговли, а не таможенного союза.

Цель создания зоны свободной торговли также предусматривалась в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС 1994 г. В настоящее время на смену этой цели, которую не удалось реализовать, пришел более амбициозный проект «общего экономического пространства» Россия — ЕС, предусмотренный одной из Дорожных карт 2005 г. (Дорожная карта по общему экономическому пространству подписана Президентом России и высшими должностными лицами ЕС 10 мая 2005 г.). Создание подобного пространства, возможно, будет включать элементы не только зоны свободной торговли, но и подлинного общего рынка России и ЕС, охватывающего пространство от Владивостока до Лиссабона <142>.

———————————

<142> Подробнее см.: Калиниченко П.А. Россия и Европейский союз: двусторонняя нормативная база взаимоотношений. М.: Элит, 2011. С. 174 — 179.

 

Наконец, практике взаимоотношений ЕС с третьими странами известно распространение на них элементов экономического и валютного союза путем официального включения отдельных государств, не входящих в ЕС, в зону евро. Правовой основой для такого включения выступают специальные международные договоры, называемые «денежные соглашения» (или «денежные конвенции»), которые подписываются с заинтересованными третьими странами.

В настоящее время денежные соглашения заключены между Европейским союзом и четырьмя малыми государствами Западной Европы — Андоррой, Ватиканом, Монако и Сан-Марино <143>:

———————————

<143> Переход малых стран Европы на евро обусловлен тем, что ранее они официально использовали в качестве своей денежной единицы валюты соседних государств — членов ЕС, перешедших на евро — итальянскую лиру (Ватикан и Сан-Марино), французский франк (Монако), французский франк и испанскую песету (Андорра). В 2000 — 2001 гг. денежные соглашения Ватикана, Сан-Марино и Монако с Италией и Францией были заменены денежными соглашениями с ЕС. Они вступили в силу в 2002 г. одновременно с введением евро в наличный оборот. Подготовка денежного соглашения с Андоррой заняла более длительный период и завершилась только в 2011 г.; до его вступления в силу Андорра использовала евро как свою фактическую национальную валюту.

 

Денежное соглашение между Европейским союзом и Княжеством Андорра 2011 г. <144>;

———————————

<144> JO. C 368 du 17.12.2011. P. 1.

 

Денежное соглашение между Европейским союзом и государством и городом Ватикан 2009 г., заменившее собой с 2010 г. аналогичное Соглашение, подписанное 2001 г. <145>;

———————————

<145> JO. C 28 du 04.02.2010. P. 13.

 

Денежная конвенция между Правительством Французской Республики от имени Европейского сообщества и Правительством Его Светлости Князя Монако 2001 г. <146> (в 2011 г. было принято решение о начале переговоров в целях подготовки нового денежного соглашения ЕС и Монако) <147>;

———————————

<146> JO. L 142 du 31.05.2002. P. 59.

<147> Решение 2011/190/ЕС Совета от 25 февраля 2011 г. о порядке ведения новых переговоров с целью пересмотра денежного соглашения между Французской Республикой от имени Европейского сообщества и Правительством Его Светлости Князя Монако // JO. L 81 du 29.03.2011. P. 3.

 

Денежная конвенция между Итальянской Республикой от имени Европейского сообщества и Республикой Сан-Марино 2001 г. <148>.

———————————

<148> JO. C 209 du 27.07.2001. P. 1.

 

На основании денежных соглашений Ватикан, Монако и Сан-Марино официально уполномочены использовать евро в качестве своей денежной единицы с обязательством применять и соблюдать на собственной территории нормы права ЕС, регулирующие евро.

Как и государствам — членам Европейского союза, странам — участницам денежных соглашений с ЕС предоставлено право осуществлять чеканку монет евро, хотя и в очень небольших пределах (например, Сан-Марино на сумму около 2 млн. евро в год <149>).

———————————

<149> Согласно ст. 5 Денежной конвенции с Сан-Марино 2001 г. эта страна также вправе осуществлять чеканку монет в своей исторической денежной единице — скуди (scudi). В отличие от монет евро, выпущенных Сан-Марино (равно как и другими государствами зоны евро), монеты скуди не имеют силы платежного средства на территории ЕС. На практике они используются в коллекционных или сберегательных целях, поскольку могут чеканиться только из золота. Аналогичное право предоставлено Андорре в ст. 7 ее Денежного соглашения с ЕС 2011 г.: эмиссия коллекционных монет — динеров (diners). Денежные соглашения ЕС с Ватиканом и Монако не содержат положений о чеканке ими национальных исторических монет.

 

Вместе с тем страны-участницы денежных соглашений с ЕС не получают никаких прав на участие в принятии решений по вопросам денежной политики ЕС, в том числе в назначении руководства Европейского центрального банка. Эти права зарезервированы за государствами — членами Европейского союза и их уполномоченными представителями в институтах, органах, учреждениях ЕС <150>.

———————————

<150> Кроме Андорры, Ватикана, Монако, Сан-Марино, евро в качестве своей национальной валюты используют Черногория и Косово, однако без каких-либо официальных соглашений с ЕС и, соответственно, без права участвовать в денежной эмиссии евро (источником поступления евро в этих странах или политико-территориальных образованиях служат доходы от внешней торговли, туризма и другие внешние поступления). Еще одно малое государство Западной Европы, тесно связанное с Швейцарией, — Лихтенштейн, использует в качестве национальной валюты швейцарский франк.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code