Правовой статус и полномочия Органа по банковскому надзору (ОБН)

Согласно ст. 1 Регламента от 24 ноября 2010 г. N 1093/2010 орган банковского надзора (ОБН) функционирует в сфере деятельности кредитных организаций, финансовых конгломератов, инвестиционных фирм, учреждений, осуществляющих операции с электронными деньгами, включая вопросы корпоративного управления, аудита и финансовой отчетности, при условии, что такие действия органа являются необходимыми для обеспечения эффективного и последовательного применения этих актов. Располагается ОБН в Лондоне.

Целями деятельности ОБН являются защита общественных интересов, внесение вклада в краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную стабильность и эффективность финансовой системы и экономики ЕС, его граждан и организаций. ОБН способствует:

— улучшению функционирования внутреннего рынка, в частности развитию рационального, эффективного и последовательного регулирования и надзора;

— обеспечению целостности, прозрачности, эффективности и упорядоченного функционирования финансовых рынков;

— укреплению координации международного надзора;

— обеспечению равных условий конкуренции;

— обеспечению принятия кредитных и других рисков, регулируемых и контролируемых надлежащим образом;

— повышению уровня защиты потребителей.

В соответствии со ст. 8 Регламента от 24 ноября 2010 г. N 1093/2010 ОБН поставлены следующие задачи:

— вносить свой вклад в обеспечение высокого качества общего регулирования и надзора за исполнением стандартов и практики, в частности, путем предоставления мнения учреждениям ЕС, путем разработки руководящих принципов, рекомендаций и проектов нормативных актов, реализации технических стандартов;

— способствовать последовательному применению юридически обязательных актов ЕС, обеспечению последовательного, эффективного и действенного применения актов ЕС; осуществлять эффективный и последовательный надзор за финансовыми учреждениями; обеспечивать согласованное функционирование надзорных органов и принятие мер в чрезвычайных ситуациях;

— стимулировать и облегчать делегирование полномочий и распределение обязанностей между компетентными органами;

— тесно сотрудничать с ЕКСР путем представления ЕКСР информации, необходимой для достижения своих задач;

— организовывать и проводить анализ экспертной оценки компетентных органов, в том числе о разработке руководящих принципов и рекомендаций и выявлении наилучшей практики в целях укрепления согласованности надзорных решений;

— осуществлять мониторинг и оценку развития рынка в области своей компетенции, тенденций в кредитовании, в частности, домашних хозяйств, малого и среднего бизнеса;

— проводить экономический анализ рынков;

— содействовать защите прав инвесторов и вкладчиков.

Необходимо отметить, что ОБН с момента его создания ведет довольно активную деятельность и исполняет свои полномочия. Так, в конце 2012 г. ОБН принял Руководящие указания относительно критериев и минимальных требований для оценки пригодности членов органов управления и основных исполнителей функции кредитных организаций <129>, а в начале 2013 г. разработал Рекомендации по разработке планов восстановления <130>, согласно которым основные трансграничные банки, осуществляющие деятельность в ЕС, должны разработать такие планы к концу 2013 г. Своевременность принятия таких актов говорит о проведении планомерной политики ЕС в реализации международных договоренностей по восстановлению экономики.

———————————

<129> Guidelines on the assessment of the suitability of members of the management body and key function holders (EBA/GL/2012/06) // URL: http://www.eba.europa.eu (дата обращения: 06.03.2013).

<130> Recommendation on the development of recovery plans (EBA/REC/2013/02) // URL: http://www.eba.europa.eu (дата обращения: 06.03.2013).

 

Предложения для ТС/ЕЭП

 

В завершение сформулируем предложения по становлению системы макропруденциального надзора в ТС/ЕЭП.

1. В среднесрочной перспективе целесообразно создать совет по финансовой стабильности Единого экономического пространства (Евразийского экономического союза) <131>.

———————————

<131> В России в Постановлении Правительства РФ от 5 июля 2013 г. N 571 создан Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности, который является постоянно действующим совещательным органом, образованным в целях рассмотрения вопросов обеспечения стабильности финансовой системы, выявления системных рисков и разработки предложений о мерах, направленных на снижение таких рисков.

 

2. Предлагается рассмотреть вопрос о расширении объема и сферы использования Антикризисного фонда ЕврАзЭС с целью сделать его постоянным инструментом финансирования программ и проектов, представляющих общий интерес для государств — участников Таможенного союза и Единого экономического пространства. Одновременно необходимо создать действенные механизмы контроля за эффективностью и законностью расходования полученных средств. Соответствующие полномочия целесообразно возложить на Евразийскую экономическую комиссию или Интеграционный комитет ЕврАзЭС, при которых мог бы быть образован специальный штат инспекторов.

Целесообразно также рассмотреть вопрос о создании наряду с Антикризисным фондом ЕврАзЭС еще одного фонда, но уже на уровне ТС/ЕЭП.

3. Необходимо начать работу по созданию правовых основ макропруденциального надзора в ТС/ЕЭП путем издания правового акта, учреждающего Совет по финансовой стабильности ТС/ЕЭП, а также путем заключения соответствующих межгосударственных соглашений между государствами — участниками ТС/ЕЭП и принятия соответствующих решений Евразийской экономической комиссией.

4. Создать консультативный научный совет при Совете по финансовой стабильности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code