Правовой статус и полномочия Европейского комитета по системному риску (ЕКСР)

Как часть Европейской системы финансового надзора ЕКСР начал свои действия в начале 2011 г. Как предусмотрено законодательством, ЕКСР — независимый орган ЕС, «ответственный за макропруденциальный контроль финансовой системы в пределах Союза».

Объем операций ЕКСР обширен: его макропруденциальный контроль охватывает не только банки, но и всех финансовых посредников, рынки, продукты и инфраструктуры, которые могут повысить системные риски для финансовой системы.

Согласно ст. 3 Регламента N 1092/2010 Европейский комитет системных рисков (ЕКСР) несет ответственность за макропруденциальный надзор над финансовой системой в рамках ЕС, вносит свой вклад в предотвращение или смягчение системных рисков, вытекающих из процессов в рамках финансовой системы, с целью обеспечения финансовой стабильности в ЕС, учитывая при этом макроэкономические тенденции во избежание широкомасштабных финансовых бедствий. Это должно способствовать нормальному функционированию внутреннего рынка, обеспечивая тем самым устойчивый вклад финансового сектора в экономический рост.

Для достижения этих целей ЕКСР решает следующие задачи:

— определение и/или сбор и анализ всей необходимой информации;

— выявление приоритетности системных рисков;

— выпуск предупреждений о значительных системных рисках, доведение информации о таких рисках при необходимости до сведения общественности;

— выпуск рекомендаций по исправлению создавшегося положения и при необходимости доведение таких рекомендаций до общественности;

— в случае, когда ЕКСР считает, что может возникнуть чрезвычайная ситуация, он направляет конфиденциальное предупреждение на имя Совета с предоставлением Совету оценки ситуации;

— мониторинг ситуации по итогам принятых предупреждений и рекомендаций;

— тесное сотрудничество со всеми другими участниками ЕСФН, при необходимости предоставление надзорным органам информации о системных рисках, разработка общего набора количественных и качественных показателей для выявления и измерения системных рисков;

— участие в установленных случаях в Объединенном комитете Европейских надзорных органов;

— координация своих действий с действиями международных финансовых организаций, в частности МВФ и СФС <128>, а также с соответствующими органами в третьих странах по вопросам, связанным с макропруденциальным надзором;

———————————

<128> Совет по финансовой стабильности был создан на базе Форума финансовой стабильности — консультативного органа, учрежденного в 1999 г. министрами финансов стран Большой семерки. Созданию Форума предшествовала работа Ганса Титмайера, тогдашнего президента Немецкого федерального банка, направленная на улучшение непосредственного взаимодействия между органами банковского регулирования и сотрудничества между органами регулирования и международными финансовыми институтами с целью укрепления мировой финансовой стабильности.

 

— выполнение других задач в соответствии с законодательством ЕС.

Как сказано выше, ЕКСР издает предупреждения и рекомендации. Эти предупреждения и рекомендации могут быть адресованы ЕС в целом или определенным государствам-членам. Они могут быть или общественными, или частными и не являются юридически обязывающими. Рекомендации основаны на принципе «соблюдай или объясняй» (comply or explain). Этот принцип гласит, что государство либо им следует, либо объясняет, почему принято решение не следовать рекомендациям. Относительно законодательных проблем рекомендации могут также быть адресованы Европейской комиссии.

ЕКСР:

может также поддержать государства-члены в развитии перечня макропруденциальных инструментов, так как данный инструментарий пока недостаточно развит в Европе;

тесно связан с Европейским центральным банком. Президент ЕЦБ — Председатель ЕКСР. ЕКСР имеет генеральный совет, руководящий комитет, секретариат, консультативный научный комитет и консультативный технический комитет. Местом нахождения ЕКСР является Франкфурт-на-Майне;

активно осуществляет свою деятельность во взаимодействии с европейскими и международными структурами. В целях противостояния кризису, ЕКСР рассмотрел регулирующие положения ЕС для банковского дела (CRDIV/CRR), инфраструктуры рынка (EMIR) и страхования (Solvency II);

поддерживает и развивает инициативы G20 и Совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB): усиление контроля и регулирования теневой банковской системы (shadow banking system), а также устранение системных и моральных рисков, связанных с системно значимыми финансовыми учреждениями (SIFIs).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code