Современная архитектура макро- и микропруденциального надзора в ЕС

Финансовый кризис ясно проиллюстрировал потребность в более эффективной макропруденциальной надзорной структуре и адекватном ей микропруденциальном надзорном режиме.

Одним из антикризисных направлений наднационального регулирования на уровне Евросоюза является создание системы наднациональных органов финансового надзора (European System of Financial Supervision (ESFS)), к которым с 1 января 2011 г. были переданы полномочию по регулированию финансовых рынков, находившиеся до этого времени частично в компетенции национальных органов. Новые органы подотчетны Европейскому парламенту и Совету ЕС, а также Европейской комиссии. Одной из ключевых задач новой структуры надзора является развитие единых регулятивных норм, обязательных для применения всеми странами ЕС («European Single Rulebook»).

В конце 2010 г. был принят целый пакет нормативных актов, этому посвященных: Регламент Европейского Парламента и Совета от 24.11.2010 N 1092/2010 «О создании Европейского комитета по системным рискам», Регламент Европейского Парламента и Совета от 24.11.2010 N 1093/2010 «О создании Европейского органа по банковскому надзору», Регламент Европейского Парламента и Совета от 24.11.2010 N 1094/2010 «О создании Европейского органа по страховому надзору и надзору в сфере пенсионного обеспечения», Регламент Европейского Парламента и Совета от 24.11.2010 N 1095/2010 «О создании Европейского органа по надзору за рынком ценных бумаг».

Согласно ст. 1 Регламента N 1092/2010 европейская система финансового надзора (ЕСФН) включает:

— Европейский комитет системных рисков;

— Орган по банковскому надзору;

— Орган по страховому надзору и надзору в сфере пенсионного обеспечения;

— Орган по надзору за рынком ценных бумаг;

— Объединенный комитет Европейских надзорных органов.

Компетентные или надзорные органы в государствах — членах ЕС.

Таким образом, для осуществления микропруденциального надзора в рамках ЕСФН образована новая структура — Европейское надзорное ведомство (European Supervisory Authorities, ESAs), состоящее из трех организаций, осуществляющих свою деятельность по секторальному принципу: банковский сектор, рынок ценных бумаг, страхование и пенсионное обеспечение.

Функции органов Европейского надзорного ведомства:

— вмешательство и разрешение споров не только по требованию национальных регуляторов, но и по своему усмотрению;

— мониторинг соблюдения и недопущение нарушений норм европейского права национальными надзорными органами;

— координация действий национальных регуляторов в рамках надзора за транснациональными финансовыми институтами;

— защита потребителей путем наложения запретов на рискованные финансовые продукты и высокорисковые операции;

— обеспечение гармонизации и комплексного выполнения разрабатываемых общеевропейских правил.

Объединенный комитет Европейских надзорных органов призван служить в качестве форума, на котором эти органы будут сотрудничать, обеспечивая межсекторальную согласованность с органами по банковскому надзору, страховому надзору и надзору в сфере пенсионного обеспечения, в частности, в отношении:

— финансовых конгломератов;

— бухгалтерского учета и аудита;

— микропруденциального анализа межсекторальных мероприятий, рисков и уязвимости для финансовой стабильности;

— розничных инвестиционных продуктов;

— мер борьбы с отмыванием денег;

— обмена информацией с ЕКСР и развития отношений между ЕКСР и Европейскими надзорными органами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code