Источники права ЕС о деятельности кредитных организаций

В ЕС существует система законодательства, которая формировалась на протяжении десятилетий. В систему действующего законодательства, регулирующего деятельность кредитных организаций, входят следующие акты:

— Договор о Европейском союзе и Договор о функционировании Европейского союза (в части, касающейся создания и функционирования общего рынка и свободы предоставления услуг, унификации национального законодательства);

— специальные акты вторичного законодательства ЕС (например, Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2013/36/ЕС от 26 июня 2013 г. «О доступе к деятельности кредитных организаций и пруденциальном надзоре за деятельностью кредитных организаций и инвестиционных компаний, дополнении Директивы 2002/87/ЕС и отмене Директив 2006/48/ЕС и 2006/49/ЕС» (CRDIV) <113>);

———————————

<113> Directive 2013/36/EU of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 on access to the activity of credit institutions and the prudential supervision of credit institutions and investment firms, amending Directive 2002/87/EC and repealing Directives 2006/48/EC and 2006/49/EC.

 

— акты вторичного законодательства ЕС, регулирующие особые вопросы деятельности кредитных организаций (например, Директива 2007/44/ЕС от 13 ноября 2007 г. «О поглощении» <114>, Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2007/64/ЕС от 13 ноября 2007 г. «О платежных услугах на внутреннем рынке и о внесении изменений в Директивы 97/7/ЕС, 2002/65/ЕС, 2005/60/ЕС и 2006/48/ЕС и об отмене Директивы 97/5/ЕС (текст в редакции Директивы 2009/111/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 16 сентября 2009 г.)» <115>);

———————————

<114> Directive of the European Parliament and of the Council of 5 September 2007 amending Council Directive 92/49/EEC and Directives 2002/83/EC, 2004/39/EC, 2005/68/EC and 2006/48/EC as regards procedural rules and evaluation criteria for the prudential assessment of acquisitions and increase of holdings in the financial sector // L 247. 21.09.2007. P. 1.

<115> Directive 2007/64/EC of the European Parliament and of the Council of 13 November 2007 on payment services in the internal market amending Directives 97/7/EC, 2002/65/EC, 2005/60/EC and 2006/48/EC and repealing Directive 97/5/EC (Text with EEA relevance) // OJ. L 319. 05.12.2007. P. 1 — 36.

 

Указанный список источников права ЕС состоит из актов, имеющих первостепенное значение для функционирования кредитных организаций в ЕС.

Правовое регулирование банковской деятельности в ЕС на современном этапе идет по пути кодификации и упрощения восприятия текстов нормативных актов. Основы регулирования деятельности финансовых организаций заложены в учредительных документах ЕС. Так, согласно п. 3 ст. 3 Договора о ЕС создается внутренний рынок. Он старается обеспечить устойчивое развитие Европы на основе сбалансированного экономического роста и стабильности цен, наличие в высокой степени конкурентоспособной социальной рыночной экономики, стремящейся к полной занятости и социальному прогрессу, а также высокий уровень охраны и улучшения качества окружающей среды.

Главой 3 ДФЕС (Договор о функционировании Европейского союза) установлены принципы государств-членов, в том числе в финансовой сфере. Более того, согласно п. 1 ст. 119 ДФЕС в целях, изложенных в ст. 3 Договора о ЕС, деятельность государств-членов и Союза включает на условиях, предусмотренных Договорами, установление экономической политики, которая основана на тесной координации экономической политики государств-членов на внутреннем рынке и на определении общих целей и которая проводится при соблюдении принципа открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией. А согласно п. 3 указанной статьи деятельность государств-членов и Союза предполагает соблюдение следующих руководящих принципов: стабильные цены, здоровые публичные финансы и условия денежного обращения, стабильный платежный баланс <116>.

———————————

<116> Платежный баланс — это соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и сумм, поступивших в страну в течение того же периода. В него, как правило, включаются платежи и поступления по внешнеторговым операциям (торговый баланс), услугам, неторговым операциям, проценты по кредитам, доходы и платежи по инвестициям. См.: Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. С. 895.

 

Национальное законодательство государств — членов ЕС о кредитных организациях, а также нормативные документы центральных банков государств — членов ЕС не входят в систему законодательства ЕС, несмотря на то что они сформированы под воздействием права ЕС.

Правовое регулирование деятельности кредитных организаций в ЕС базируется на ряде принципов, таких как:

— принцип взаимного признания лицензий;

— непрерывный мониторинг рисков;

— единообразие надзорных требований;

— обязательные требования к составу участников (акционеров) кредитной организации;

— минимальный размер капитала.

Принцип единообразия надзорных требований относится ко всем без исключения кредитных организаций, как к действующим, так и к регистрируемым.

Принцип взаимного признания лицензий предусматривает возможность осуществления кредитной организацией, имеющей лицензию, выданную уполномоченным органом государства — члена ЕС, банковской деятельности на территории других государств — членов ЕС без получения дополнительных разрешений.

Необходимо отметить, что вокруг взаимного признания лицензий разворачивается научная полемика. Отдельные ученые видят в реализации данного принципа возможность осуществления банковской деятельности на основании единой банковской лицензии, действующей на территории всего ЕС. Так, профессор права Петр Ничипорук и экономист Ангела Талецкая считают, что «Директива 2006/48/ЕС содержит перечень услуг, которые могут оказывать финансово-кредитные организации на территории ЕС в рамках единой лицензии» <117>.

———————————

<117> Ничипорук П., Талецкая А. Банковская система и банковское регулирование в ЕС. Белосток, 2010. С. 53.

 

Однако, как отмечается в учебнике «Право Европейского союза» под редакцией С.Ю. Кашкина, в литературе по европейскому банковскому праву часто встречается понятие «единая банковская лицензия». При этом высказывается мнение, что «Вторая банковская директива 1989 г., Директива 2000/12/ЕС, а также Директива 2006/48/ЕС не создают единой банковской лицензии и не предусматривают единого административного порядка лицензирования деятельности кредитных организаций в ЕС, а всего лишь распространяют действие национальных банковских лицензий на всю территорию ЕС» <118>.

———————————

<118> Право Европейского союза: Учебник для бакалавров: В 2 т. / Под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрайт, 2013. С. 262.

 

Автор согласен со вторым мнением, поскольку нормативными актами ЕС не предусмотрен порядок предоставления кредитным организациям лицензии как единого документа, действующего на территории ЕС без ограничений, а лицензия, выданная уполномоченным органом одного из государств, лишь подлежит признанию в других государствах.

Регулятивные требования на финансовом рынке в ЕС гармонизированы с международными требованиями, в частности с Базельскими стандартами достаточности капитала. Страны ЕС последовательно внедряли Базельские принципы не только в банковском секторе, но и на рынке ценных бумаг:

1-й этап — принятие в 2006 г. пакета CRD 1, который внедрил принципы Базеля II и внес изменения в действующие директивы в области регулирования финансового сектора;

2-й этап — принятие в 2009 г. пакета CRD 2 с целью повышения устойчивости финансового сектора (основные изменения — управление крупными рисками, повышение качества капитала, управление рисками ликвидности и рисками секьюритизации, создание коллегий регуляторов в отношении банковских групп);

3-й этап — принятие в 2010 г. пакета CRD 3 (основные изменения — требования к капиталу в отношении торговых портфелей, ресекьюритизации, изменение компенсационных практик);

4-й этап — принятие в июле 2011 г. проекта директивы и регламента (пакет CRDIV). Пакет CRDIV устанавливает стандарты ликвидности, определение капитала, показатель финансового левереджа, буферы капитала, положения в области кредитного риска контрагента, а также определяет создание единых регулятивных правил (Single Rule Book).

Пруденциальный надзор (по CRDIV) теперь основан не только на требованиях к капиталу, но и на 3 элементах — капитал, ликвидность и уровень левереджа.

Принципы пруденциального надзора, устанавливаемые на уровне ЕС, определены в Директиве CRDIV:

— соблюдение профессиональной конфиденциальности и корректного использования информации по отношению к финансовым институтам и другим регулирующим органам;

— обеспечение информирования регуляторов о нарушениях, выявленных лицами, имеющими доступ к отчетности организаций (аудиторы и др.);

— наличие у регулятора полномочий для осуществления надзора и применения санкций (определены минимальный перечень санкций, а также критерии, на основании которых определяются меры воздействия);

— обеспечение надзора по следующим направлениям — внутренние процедуры финансовых институтов по оценке достаточности капитала; компенсационная политика; управление рисками (внутренние рейтинги и модели оценки риска; учет всех видов риска — кредитного риска контрагента, риска в хвостах распределений (tail risk), риска концентрации, рыночного, процентного (в отношении неторгового портфеля), операционного риска, рисков ликвидности, избыточного левереджа); система управления институтом;

— организация надзора, которая включает: 1) мониторинг и оценку финансовых институтов (насколько собственный капитал, действующие стратегии, процессы и механизмы деятельности институтов обеспечивают надежное управление и покрытие рисков); 2) разработку ежегодной надзорной программы по институтам (включающей в том числе стресс-тестирования и проверку институтов, использующих внутренние модели по рискам);

— применение мер воздействия для раннего предотвращения проблем в 2 случаях — нарушения требований законодательства или наличия вероятности нарушения институтом данных требований;

— раскрытие информации регулятором (нормативная база пруденциального надзора, критерии и методология мониторинга и оценки институтов и др.).

Гармонизация регулирования деятельности кредитных организаций на уровне ЕС была осуществлена на основе использования:

1) понятия «кредитная организация» (credit institution) (относится к предприятию, деятельностью которого является прием депозитов или иных средств на возвратной основе от общественности и предоставление кредитов за свой счет (п. 1 ст. 4 CRDIV));

2) формирования унифицированного перечня видов деятельности кредитной организации, подлежащих взаимному признанию в странах ЕС (данный перечень видов деятельности определяется приложением 1 к Директиве CRDIV);

3) установления режима «свободы предоставления услуг» и «права создания отделений», обеспечивающего возможность для кредитных организаций, получивших разрешение в одной стране ЕС, осуществлять деятельность в других странах ЕС путем прямого предоставления услуг или через отделение;

4) унификации порядка выдачи кредитным организациям разрешений на ведение деятельности (в части предъявляемых сроков, требований, а также состава представляемой информации и форм документов (через технические стандарты ОБН <119>); унификации порядка осуществления деятельности в других странах ЕС через открытие отделений или прямое предоставление услуг (сроки уведомления, состав представляемой информации и др.);

———————————

<119> Орган банковского надзора (European banking authority, EBA) — орган микропруденциального надзора в рамках Европейской системы финансового надзора (European System of Financial Supervision, ESFS). См. подробнее: раздел 1.4.

 

5) унификации требований к порядку организации надзора за деятельностью кредитных организаций, в том числе при осуществлении ими деятельности по всей территории ЕС.

В Директиве CRDIV определены:

— виды деятельности кредитных организаций, подлежащие взаимному признанию в странах ЕС;

— требования к допуску кредитных институтов на рынок;

— регулятивные полномочия и инструменты для пруденциального надзора со стороны регуляторов;

— требования к пруденциальному надзору за рисками;

— требования к раскрытию информации со стороны регуляторов по вопросам пруденциального регулирования и надзора за финансовыми институтами.

Одним из основных направлений гармонизации деятельности кредитных организаций в рамках стран ЕС является формирование единого перечня видов деятельности (услуг) кредитных организаций (а также их дочерних организаций), подлежащих взаимному признанию в странах ЕС.

Данный перечень определен в приложении 1 к Директиве CRDIV и включает следующие виды деятельности (услуги) кредитных организаций:

1. Прием депозитов и иных средств на возвратной основе.

2. Выдача займов, включая потребительский кредит, кредитные соглашения по недвижимости, факторинг (с/без регресса), финансирование коммерческих операций (включая форфейтинг).

3. Финансовый лизинг.

4. Платежные услуги (в соответствии с п. 3 ст. 4 Директивы о платежных услугах).

5. Выпуск и администрирование других платежных средств (например, дорожных чеков и банковских чеков), если данные операции не относятся к п. 4.

6. Выдача гарантий и других обязательств.

7. Торговля за свой счет или за счет клиента любыми из следующих инструментов:

(a) инструменты денежного рынка (чеки, векселя, депозитные сертификаты и др.);

(b) иностранная валюта;

(c) финансовые фьючерсы и опционы;

(d) биржевые и процентные инструменты;

(e) ценные бумаги (акции, облигации и др.).

8. Участие в выпуске ценных бумаг и предоставление услуг, связанных с таким выпуском.

9. Консультирование по вопросам структуры капитала, стратегии производства и другие связанные вопросы и консультации, а также услуги, относящиеся к слияниям и поглощениям.

10. Брокерские услуги.

11. Управление портфелем и консультирование по данным вопросам.

12. Хранение и администрирование ценных бумаг.

13. Услуги в области подготовки и ведения кредитных историй.

14. Услуги сейфового хранения.

15. Выпуск электронных денег.

В соответствии с Директивой CRDIV на уровне ЕС установлены общие требования к порядку получения кредитной организацией разрешения на осуществление установленных видов деятельности. Детальные требования к составу представляемой информации и документов устанавливаются национальным регулятором страны ЕС, но на основе единых для всех стран технических стандартов ОБН, что обеспечивает унификацию процедур допуска кредитных организаций на рынок.

CRDIV устанавливает порядок осуществления деятельности кредитной организации, зарегистрированной в стране ЕС, в других странах — членах ЕС.

Анализ требований законодательства показывает, что кредитная организация, зарегистрированная и имеющая разрешение на деятельность в стране ЕС, вправе осуществлять такую деятельность во всех остальных странах ЕС напрямую, через отделение или дочернюю организацию при условии уведомления регулятора страны регистрации.

Кредитная организация, получившая разрешение в одной из стран ЕС и осуществляющая виды деятельности, установленные приложением 1 к CRDIV, открывает на территории других стран отделения (филиалы) кредитной организации или дочерние организации кредитной организации.

Надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется регулятором страны происхождения.

Минимальный размер капитала кредитных организаций в ЕС установлен на уровне 5000000 евро. При этом объем собственных средств кредитной организации при любых условиях не должен быть меньше уставного капитала, заявленного при получении лицензии. Обособленные подразделения кредитных организаций за пределами государства происхождения в обязательном порядке наделяются собственным капиталом.

Особое место в системе законодательства ЕС о банковской деятельности занимают акты о борьбе с т.н. отмыванием денег и финансированием терроризма, положения которых зачастую изначально сформулированы мягким правом. Профессор П.А. Калиниченко отмечает, что «нормы мягкого права не могут быть полноценными регуляторами, т.к. не обладают обязательной силой ни полной, ни частичной. Мягкое право предоставляет нам юридически субсидиарный механизм регулирования, имеющий собственные особенности выражения и конкретное значение» <120>. По мнению профессора И.И. Лукашука, «мягкое право представляет самостоятельное нормативное явление и в качестве такового регулирует международные отношения. Вместе с тем оно способно готовить почву для новых норм права» <121>.

———————————

<120> Калиниченко П.А. Правовое регулирование отношений между Россией и Европейским союзом: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 37.

<121> Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк, 2000. С. 190.

 

Основным документом в сфере ПОД/ФТ является Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2005/60/ЕС от 26 октября 2005 г. «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма».

В период кризиса усиливается роль государств в экономике. В основном эта роль носит стабилизирующий характер. Еще до проявления современных кризисных явлений в ЕС действовало законодательство о защите прав вкладчиков в кредитных организациях, однако именно эти обстоятельства вынудили внести в него соответствующие изменения. Нормативным актом в ЕС, регулирующим этот специфический вопрос, является Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 94/19/ЕС от 30 мая 1994 г. «О программах по защите банковских вкладов» (в редакции Директивы 2005/1/ЕС Европейского парламента и Совета от 9 марта 2005 г. и Директивы 2009/14/ЕС Европейского парламента и Совета от 11 марта 2009 г.) <122>. Изменениям подвергнут порядок выплаты компенсации вкладчикам, а именно размер гарантированной компенсации и сроки ее выплаты.

———————————

<122> Directive 2009/14/EC of the European Parliament and the Council of 11 March 2009 amending Directive 94/19/EC on deposit-guarantee schemes as regards the coverage level and the payout delay // OJ. L 68. 13.03.2009. P. 3 — 7.

 

С 31 декабря 2010 г. государства — члены ЕС обеспечивают страхование всей совокупности вкладов каждого из вкладчиков на сумму не менее чем 100000 евро. Данная сумма должна выплачиваться в случае заморозки вкладов. Ранее эта сумма составляла 50000 евро.

Срок выплаты компенсации составляет 20 дней, но в особых случаях может быть увеличен до 30 дней. Ранее этот срок составлял 3 месяца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code