Эволюция правового регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Эволюция правового регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС

Правовое регулирование деятельности кредитных организаций осуществляется в рамках компетенции ЕС. Само понятие компетенции определяется отдельными учеными с учетом разных подходов. Так, профессор А.Я. Капустин определяет компетенцию международной организации как «круг вопросов, которыми надлежит заниматься международным организациям» <13>. Профессор Д.Н. Бахрах видит компетенцию как «совокупность властных полномочий относительно определенных предметов ведения» <14>.

———————————

<13> Капустин А.Я. Компетенция международных организаций. Международные организации: Учебник. М.: РУДН, 1994. С. 69.

<14> Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2002. С. 178.

 

Профессор А. Качоровская полагает, что «она включает в себя различные сферы общественных отношений, для регулирования которых Союз наделен полномочиями по принятию решений» <15>.

———————————

<15> Kaczorowska A. European Union Law. 2nd ed., 2010. P. 80.

 

Согласно ст. ст. 14 и 16 Договора о ЕС законодательные полномочия совместно реализуют Европейский парламент и Совет Европейского союза.

Законодательство ЕС принимается в виде регламентов и директив <16>. Регламент — акт прямого действия, имеющий обязательную силу для государств — членов ЕС. Директива принимается с целью унификации законодательства государств — членов ЕС. Трансформация норм директивы в законодательство государств — членов ЕС осуществляется с учетом особенностей правовой системы каждого государства.

———————————

<16> Подробно об этом: Borchardt K.D. The ABC of European Union Law. Luxembourg: Publications office of the European Union. 2010. P. 87.

 

Как отмечает профессор С.Ю. Кашкин, «одним из основных положений коммунитарного метода, предложенного Ж. Монне, является интеграция как способ решения общественных проблем, так как «объединять Европу не ради одной лишь «высокой идеи», а для того, чтобы сделать лучше жизнь людей независимо от их места жительства и государственной принадлежности» <17>.

———————————

<17> Право Европейского союза: Учебник для магистров / Под ред. С.Ю. Кашкина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; 2012. С. 80.

 

Известно, что источники права являются внешней формой выражения правовых норм. Так же как и международное право, право ЕС закрепляется в определенных источниках. К документам, имеющим высшую юридическую силу, относят учредительные договоры, которые содержат нормы первичного права. По мнению профессора Г.П. Толстопятенко, «это происходит потому, что учредительные договоры по своей правовой природе являются международными договорами» <18>.

———————————

<18> Толстопятенко Г.П. Европейское налоговое право: сравнительно-правовое исследование. М.: Норма, 2001. С. 6.

 

Римский договор о ЕЭС 1957 г. и Единый Европейский акт 1986 г. сформировали правовые основы регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС. В первую очередь это связано с возможностью создания общего рынка.

Европейское экономическое сообщество прилагало большие усилия для создания общего рынка, что не мешало государствам — членам ЕЭС взаимодействовать между собой на универсальной основе. Об этом говорит принятие так называемой Белой книги Комиссии европейских сообществ 14 июня 1985 г. «О создании внутреннего рынка» <19>.

———————————

<19> White Paper from the Commission to the European Council «Completing the internal market» (Milan, 28 — 29 June 1985) // Com (85) 310 final.

 

Директива Совета ЕС 73/183/ЕЭС от 28 июня 1973 г. «Об отмене ограничений на право учреждения и право свободного предоставления услуг в отношении самостоятельной деятельности банков и иных финансовых организаций» <20> ознаменовала очередной виток в развитии законодательства ЕС, поскольку ее положениями отменялись имевшиеся ранее ограничения на учреждение и оказание банковских услуг.

———————————

<20> Council Directive 73/183/EEC of 28 June 1973 on the abolition of restrictions on freedom of establishment and freedom to provide services in respect of self-employed activities of banks and other financial institutions // OJ. L 194. 16.07.1973. P. 1 — 10.

 

Директива 73/183/ЕЭС не предусматривала приведения национального законодательства государств — членов ЕЭС в соответствие с едиными стандартами правового регулирования деятельности кредитных организаций, а всего лишь обеспечивала предоставление национального режима всем европейским кредитным организациям на территории каждого из государств — членов ЕЭС.

12 декабря 1977 г. Совет ЕЭС принял Директиву 77/780/ЕЭС «О координации законодательства, правил и административных положений, регулирующих порядок организации и деятельности кредитных организаций» <21>. Из числа основных положений Директивы следует особо выделить следующие, имеющие принципиальное значение для регулирования деятельности кредитных организаций:

———————————

<21> First Council Directive 77/780/EEC of 12 December 1977 on the coordination of the laws, regulations and administrative provisions relating to the taking up and pursuit of the business of credit institutions // OJ. L 322. 17.12.1977. P. 30 — 37.

 

— общее определение кредитной организации (credit institution) как предприятия (undertaking);

— требование всеобщего и обязательного лицензирования (authorization) банковской деятельности;

— введение общих стандартов лицензирования банковской деятельности;

— создание при Комиссии ЕЭС Консультативного комитета органов банковского надзора государств — членов ЕЭС;

— определение понятия обособленного подразделения кредитной организации (branch);

— возможность открытия на территории государств — членов ЕЭС филиалов кредитных организаций третьих стран с согласия соответствующих государств-членов;

— возможность обжалования в суде решений государств-членов по обеспечению координации законодательства, правил и административных положений в соответствии с Директивой.

Следующим этапом формирования общего рынка ЕЭС стало принятие Директивы Совета N 88/361/ЕЭС от 24 июня 1988 г. «О применении ст. 68 Римского договора» <22>, которой были сняты оставшиеся ограничения передвижения капитала.

———————————

<22> Council Directive 88/361/EEC of 24 June 1988 for the implementation of Article 67 of the Treaty // OJ. L 178. 08.07.1988. P. 5 — 18.

 

Директива Совета ЕС 89/646/ЕЭС от 15 декабря 1989 г. «О координации законодательства, правил и административных положений, регулирующих порядок создания и деятельности кредитных организаций и внесении изменений в Директиву 77/780/ЕЭС» <23> завершила формирование единого рынка банковских услуг, введя единообразные правила банковского надзора.

———————————

<23> Council Directive 89/646/ЕЕС on the co-ordination of laws, regulations and administrative provisions relating to the taking-up and ursuit of the business of the credit institutions and amending Directive 77/780/EEC // OJ. L 386. 30.12.1989. P. 1 — 13.

 

Основным достижением Директивы 89/646/ЕЭС стало закрепление принципа признания национальных банковских лицензий государств — членов ЕЭС на всей территории Сообщества. Таким образом, банки, лицензированные в стране своего первоначального местонахождения, получали возможность беспрепятственно осуществлять все виды деятельности, указанные в их лицензиях, в других государствах-членах без обращения за дополнительными разрешениями и лицензиями к компетентным органам государства пребывания. При этом обязанность контролировать кредитные организации была возложена на надзорные органы государства, на территории которых зарегистрированы кредитные организации.

В 1992 г. Советом ЕС была принята очередная Директива, регулирующая порядок осуществления банковской деятельности в ЕЭС. Директивой Совета ЕС 92/6/ЕЭС от 6 апреля 1992 г. «О надзоре за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе» <24> устанавливались принципы и порядок осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций на основе анализа обобщенной финансовой отчетности, включающей данные о деятельности головной кредитной организации, а также ее обособленных подразделений и дочерних банков, действующих на территории различных государств — членов ЕС. При этом в Директиве 92/6/ЕЭС особо закреплялся принцип надзора государства происхождения.

———————————

<24> Council Directive of 92/6/ЕЕС 6 April 1992 on the supervision of credit institutions on a consolidated basis // OJ. L 057. 02.03.1992. P. 27 — 28.

 

Большое количество источников правового регулирования деятельности кредитных организаций создавало значительные затруднения при их практическом применении. В каждую из банковских директив неоднократно вносились изменения и дополнения, которые усложняли усвоение и толкование текста документов. В связи с необходимостью систематизации положений вторичного права ЕС, регулирующих деятельность кредитных организаций, Советом ЕС и Европейским парламентом было принято решение о кодификации положений ряда банковских директив в рамках единого акта, определяющего порядок создания и деятельности кредитных организаций в Европейском союзе. В целях упрощения применения законодательства ЕС в этой сфере, 20 марта 2000 г. издана Директива 2000/12/ЕЭС «О порядке создания и деятельности кредитных организаций» <25>, в которой были собраны и систематизированы положения предшествующих директив, регулирующих общие и специальные вопросы банковской деятельности, а именно:

———————————

<25> Directive 2000/12/EC of the European Parliament and of the Council of 20 March 2000 relating to the taking up and pursuit of the business of credit institutions // OJ. L 126. 26.05.2000. P. 1 — 59.

 

— Директивы Совета ЕЭС 73/183/ЕЭС от 28 июня 1973 г. «Об отмене ограничений на право учреждения и право свободного предоставления услуг в отношении самостоятельной деятельности банков и иных финансовых организаций»;

— первой Директивы Совета ЕЭС 77/780/ЕЭС от 12 декабря 1977 г. «О координации законов, правил и административных положений, регулирующих порядок создания и деятельности кредитных организаций»;

— второй Директивы Совета ЕЭС 89/646/ЕЭС от 15 декабря 1989 г. «О координации законов, правил и административных положений, регулирующих порядок создания и деятельности кредитных организаций» <26>;

———————————

<26> Second Council Directive 89/646/EEC of 15 December 1989 on the Coordination of Laws, Regulations and Administrative Provisions Relating to the Taking-up and Pursuit of the Business of the Credit Institutions and Amending Directive 77/780/EEC // OJ. L 386. 30.12.1989. P. 1 — 13.

 

— Директивы Совета ЕЭС 89/299/ЕЭС от 17 апреля 1989 г. «О собственных средствах кредитных организаций» <27>;

———————————

<27> Council Directive 89/299/EEC of 17 April 1989 on the own funds of credit institutions // OJ. L 124. 05.05.1989. P. 16 — 20.

 

— Директивы Совета ЕЭС 92/6/ЕЭС от 6 апреля 1992 г. «О надзоре за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе» <28>;

———————————

<28> Council Directive of 92/6/ЕЕС 6 April 1992 on the supervision of credit institutions on a consolidated basis // OJ. L 057. 02.03.1992. P. 27 — 28.

 

— Директивы Совета ЕЭС 89/647/ЕЭС от 18 декабря 1989 г. «О коэффициенте платежеспособности кредитных организаций» <29>;

———————————

<29> Council Directive 89/647/EEC of 18 December 1989 on a solvency ratio for credit institutions // OJ. L 386. 30.12.1989. P. 14 — 22.

 

— Директивы Совета ЕЭС 92/121/ЕЭС от 21 декабря 1992 г. «О мониторинге и контроле за крупными рисками кредитных организаций» <30>.

———————————

<30> Council Directive 92/121/EEC of 21 December 1992 on the monitoring and control of large exposures of credit institution // OJ. L 029. 05.02.1993. P. 1 — 8.

 

При этом отдельные нормативные акты ЕС, регулирующие деятельность кредитных организаций, не подверглись кодификации. К числу таких актов можно отнести, например, Директиву Совета ЕЭС 86/635/ЕЭС от 8 декабря 1986 г. «О годовой и консолидированной отчетности банков и иных кредитных организаций» <31>, которая содержит особые предписания, регулирующие порядок составления финансовой отчетности кредитных организаций с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности банков.

———————————

<31> Council Directive 86/635/EEC of 8 December 1986 on the annual accounts and consolidated accounts of banks and other credit institutions // OJ. L 372. 31.12.1986. P. 1 — 17.

 

В единый свод банковских правил ЕС также не попала Директива 91/308/ЕЭС «О противодействии легализации средств, полученных преступным путем, направленная на предотвращение использования финансовой системы в противозаконных целях» <32>.

———————————

<32> Council Directive 91/308/EEC of 10 June 1991 on prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering // OJ. L 166. 28.06.1991. P. 77 — 83.

 

Положения Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 93/13/ЕЭС от 5 апреля 1993 г. «О потребительском кредите» <33>, которая в целях обеспечения защиты прав потребителей гарантирует им прозрачность условий договоров о предоставлении кредитов, направляемых на приобретение потребительских товаров, также не были включены в Директиву 2000/12/ЕС. Директива 93/13/ЕЭС устанавливает правила защиты интересов потребителя как наиболее уязвимой стороны в кредитном договоре.

———————————

<33> Council Directive 93/13/EEC of 5 April 1993 on unfair terms in consumer contracts // OJ. L 095. 21.04.1993. P. 29 — 34.

 

Следует обратить внимание на Директиву Европейского парламента и Совета ЕС 2001/24/ЕС от 4 апреля 2001 г. «О реорганизации и ликвидации кредитных организаций» <34>. До принятия 2001/24/ЕС в Европейском союзе не существовало единых правовых норм, регулирующих порядок проведения мероприятий по финансовому оздоровлению, реорганизации и ликвидации кредитных организаций. Директивой 2001/24/ЕС был введен единообразный порядок проведения санации и ликвидации кредитных организаций, обязательный для всех государств — членов ЕС. При определенных условиях Директива допускает проведение мероприятий по санации и ликвидации обособленных подразделений кредитных организаций, зарегистрированных за пределами ЕС.

———————————

<34> Directive 2001/24/EC of the European Parliament and the Council of 4 April 2001 on the reorganization and winding up of credit institutions // OJ. L 125. 05.05.2001. P. 15 — 23.

 

В дальнейшем развитие законодательства ЕС было предопределено задачами, сформулированными в т.н. Белой книге Комиссии европейских сообществ от 1 декабря 2005 г. «О политике в области финансовых услуг на период 2005 — 2010 гг.» <35>. Так, в ст. 5 Белой книги было указано, что стандарты и передовой опыт устанавливаются и все чаще определяются на глобальном уровне. Это касается бухгалтерского учета, аудита и требований к банковскому капиталу. Принимая во внимание размер рынка ЕС и опыт Европы в объединении, приверженности применению согласованных правил и осознавая потребности различных рынков / культур / участников рынка финансовых услуг, ЕС должен играть ведущую роль в регулировании на глобальном уровне.

———————————

<35> White Paper from the Commission to the European Council «Financial Services Policy 2005 — 2010» (Brussels, 01.12.2005) // COM (2005) 629 final.

 

До 1 января 2013 г. основным источником права, регулирующим деятельность кредитных организаций в ЕС, являлась Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2006/48/ЕС от 14 июня 2006 г. «Относительно создания и деятельности кредитных организаций» <36>, состоящая из семи разделов, 160 статей и 14 приложений. Принятие Директивы 2006/48/ЕС стало результатом совершенствования законодательства ЕС о кредитных организациях.

———————————

<36> Directive 2006/48/EC of the European Parliament and the Council of 14 June 2006 relating to the taking up and pursuit of the business of credit institutions // OJ. L 177. 30.06.2006. P. 1 — 200.

 

17 июля 2013 г. вступил в силу Пакет CRDIV/CRR, который посредством Директивы (CRDIV) <37> и Регламента (CRR) <38> переносит новые глобальные стандарты Базель III в правовое пространство ЕС.

———————————

<37> Directive 2013/36/EU of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 on access to the activity of credit institutions and the prudential supervision of credit institutions and investment firms, amending Directive 2002/87/EC and repealing Directives 2006/48/EC and 2006/49/EC.

<38> Regulation (EU) N 575/2013 of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 on prudential requirements for credit institutions and investment firms and amending Regulation (EU) N 648/2012.

 

Факт появления права ЕС, в том числе регулирующего деятельность кредитных организаций, имеет существенное значение, которое, как отмечает профессор Л.М. Энтин, «становится не только инструментом оформления и защиты достижений интеграции, но и важнейшим системообразующим фактором, способствующим углублению интеграционных процессов» <39>.

———————————

<39> Европейское право. Право Европейского союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник / Рук. авт. кол. и отв. ред. Л.М. Энтин. 3-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 32.

 

Здесь необходимо отметить, что формирование правового регулирования деятельности кредитных организаций в ЕС осуществлялось параллельно с формированием правового регулирования деятельности иных финансовых организаций. Кроме кредитных организаций существуют другие участники рынка финансовых услуг, деятельность которых также находится под надзором компетентных органов государств — членов ЕС.

Учитывая, что теоретических исследований относительно классификации финансовых учреждений (организаций) в праве ЕС не имеется, считаем возможным обратиться к источникам права ЕС, регулирующим деятельность банков, организаций, занимающихся оборотом электронных денег, страховых компаний, участников рынка ценных бумаг и т.д.

Согласно ст. 4 Регламента 575/2013 (CRR) «финансовое учреждение» <40> означает компанию, кроме кредитного учреждения, основным видом деятельности которой является владение холдингами или осуществление одного или нескольких видов деятельности, перечисленных в подп. 2 — 12 и 15 Приложения I к Директиве 2013/36/ЕС (CRDIV). Следует отметить, что в указанном приложении приведен перечень видов деятельности, подлежащих взаимному признанию государствами — членами ЕС.

———————————

<40> Здесь и далее для удобного восприятия «финансовое учреждение» может обозначаться и как «финансовая организация». Именно так, по нашему мнению, обоснованно и точно российский законодатель определил круг организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности. Согласно ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, — кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

 

Согласно ст. 4 Регламента 575/2013, «кредитное учреждение» <41> представляет собой предприятие, деятельность которого заключается в привлечении вкладов и других возвратных средств от физических и юридических лиц и в предоставлении кредитов за счет собственных средств. Кроме того, к кредитным организациям относятся предприятия, занимающиеся оборотом электронных денег.

———————————

<41> Здесь и далее для удобного восприятия «кредитное учреждение» может обозначаться и как «кредитная организация». Именно так российский законодатель определил организации, занимающиеся аналогичными видами деятельности. Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.

 

Согласно Директиве Европейского парламента и Совета от 16 сентября 2009 г. N 2009/110/ЕС «О создании, деятельности и надзоре за деятельностью учреждений, занимающихся оборотом электронных денег» <42>, а также ст. 2 Регламента Европейского парламента и Совета N 1092/2010 от 24 ноября 2010 г. «О создании Европейского Комитета системных рисков» <43> «финансовое учреждение» (финансовая организация) означает любое предприятие, которое подпадает под действие законодательства, упомянутого в ст. 1(2) Регламента Европейского Парламента и Совета N 1093/2010 от 24.11.2010 «О создании Европейского органа по банковскому надзору» <44>, Регламента Европейского парламента и Совета N 1094/2010 от 24 ноября 2010 г. «О создании Европейского органа по страховому надзору и надзору в сфере пенсионного обеспечения» <45>, Регламента Европейского Парламента и Совета N 1095/2010 от 24.11.2010 «О создании Европейского органа по надзору за рынком ценных бумаг» <46>, а также любые другие предприятия или организаций ЕС, основной бизнес которых имеет такой же характер.

———————————

<42> Directive 2009/110/EC of the European Parliament and of the Council of 16 September 2009 on the taking up, pursuit and prudential supervision of the business of electronic money institutions amending Directives 2005/60/EC and 2006/48/EC and repealing Directive 2000/46/EC // OJ. L 267. 10.10.2009. P. 7 — 17.

<43> Regulation (EU) N 1092/2010 of the European Parliament and of the Council of 24 November 2010 on European Union macro-prudential oversight of the financial system and establishing a European Systemic Risk Board // OJ. L 331. 15.12.2010. P. 1 — 11.

<44> Regulation (EU) N 1093/2010 of the European Parliament and of the Council of 24 November 2010 establishing a European Supervisory Authority (European Banking Authority), amending Decision N 716/2009/EC and repealing Commission Decision 2009/78/EC // OJ. L 331. 15.12.2010. P. 12 — 47.

<45> Regulation (EU) N 1094/2010 of the European Parliament and of the Council of 24 November 2010 establishing a European Supervisory Authority (European Insurance and Occupational Pensions Authority), amending Decision N 716/2009/EC and repealing Commission Decision 2009/79/EC // OJ. L 331. 15.12.2010. P. 48 — 83.

<46> Regulation (EU) N 1095/2010 of the European Parliament and of the Council of 24 November 2010 establishing a European Supervisory Authority (European Securities and Markets Authority), amending Decision N 716/2009/EC and repealing Commission Decision 2009/77/EC // OJ. L 331. 15.12.2010. P. 84 — 119.

 

Так, в ст. 4 Регламента 1093/2010 указано, что «финансовые организации» это:

«кредитные организации», как определено в ст. 4(1) Директивы 2006/48/ЕС <47>;

———————————

<47> Отменена с 1 января 2013 г. Сегодня — в ст. 4 CRR — Regulation (EU) N 575/2013 of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 on prudential requirements for credit institutions and investment firms and amending Regulation (EU) N 648/2012.

 

«инвестиционные фирмы», как это определено в ст. 3(1)(б) Директивы 2006/49/ЕС <48>, Европейского парламента и Совета ЕС от 14 июня 2006 г. о достаточности капитала инвестиционных и кредитных организаций;

———————————

<48> Там же.

 

«финансовые конгломераты», как это определено в ст. 2(14) Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2002/87/ЕС от 16 декабря 2002 г. «О дополнительном надзоре за кредитными организациями, страховыми компаниями и инвестиционными фирмами в составе финансовых конгломератов и о внесении изменений в Директивы 73/239/ЕЭС, 79/267/ЕЭС, 92/49/ЕЭС, 92/96/ЕЭС, 93/6/ЕЭС, 93/22/ЕЭС Совета ЕС и в Директивы 98/78/ЕС, 2000/12/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС» <49>.

———————————

<49> Directive 2002/87/EC of the European Parliament and of the Council of 16 December 2002 on the supplementary supervision of credit institutions, insurance undertakings and investment firms in a financial conglomerate and amending Council Directives 73/239/EEC, 79/267/EEC, 92/49/EEC, 92/96/EEC, 93/6/EEC and 93/22/EEC, and Directives 98/78/EC and 2000/12/EC of the European Parliament and of the Council // OJ. L 35. 11.02.2003. P. 1 — 27.

 

Кроме того, согласно Директиве Европейского парламента и Совета ЕС 2005/60/ЕС от 26 октября 2005 г. «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма» <50> понятие «финансовые организации» означает кредитные и финансовые организации, как это определено в ст. 3(1) и (2) Директивы 2005/60/ЕС. Обращаясь к указанной норме Директивы 2005/60/ЕС, мы видим, что перечень финансовых организаций расширяется. К ним также относятся:

———————————

<50> Directive 2005/60/EC of the European Parliament and of the Council of 26 October 2005 on the prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering and terrorist financing (Text with EEA relevance) // OJ. L 309. 25.11.2005. P. 15 — 36.

 

— страховые компании, зарегистрированные в законном порядке;

— страховые брокеры;

— отделения финансовых организаций, находящихся на территории ЕС, головной офис которых находится в ЕС или за его пределами.

Ст. 4 Регламента Европейского Парламента и Совета N 1094/2010 относит к числу финансовых организаций страховые компании, перестраховочные компании, страховых и пенсионных посредников, организации, осуществляющие обеспечение трудовыми пенсиями.

Статья 4 Регламента Европейского парламента и Совета N 1095/2010 от 24 ноября 2010 г. также относит к числу финансовых организаций участников рынка ценных бумаг.

Как видно из анализа нормативных актов, в ЕС осуществляет деятельность довольно большое количество видов финансовых организаций. Наибольшее внимание со стороны научной общественности привлекают именно кредитные организации.

Таким образом, деятельность кредитных организаций в ЕС — это осуществление предприятиями на основе взаимного признания государствами — членами ЕС лицензий ряда операций, таких как: прием депозитов, предоставление кредитов, предоставление в аренду сейфов для хранения ценностей, выдача гарантий и поручительств, финансовый лизинг, перевод денежных средств, в том числе электронных, и т.д., подлежащее надзору со стороны компетентных органов государств — членов ЕС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code