Постановление ФАС Поволжского округа от 14.05.2014 по делу N А72-11828/2012

Требование: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду и в собственность земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, обязании принять решение о предоставлении земельных участков.

Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что в соответствии с представленной схемой раздела земельного участка использование объектов федерального имущества, расположенных на указанном участке, будет невозможно.

Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку суд не определил круг применимых к спорным правоотношениям норм материального права и не дал надлежащей правовой оценки доводам лиц, участвующих в деле.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 мая 2014 г. по делу N А72-11828/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.07.2013 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кузнецов В.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А72-11828/2012
по заявлению открытого акционерного общества «Ульяновский речной порт», г. Ульяновск (ИНН 7303005770, ОГРН 1027301405097) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным отказа и обязании, третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», г. Нижний Новгород (ИНН 5260901870, ОГРН 1025203017839),

установил:

Открытое акционерное общество «Ульяновский речной порт» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее — Теруправление, ответчик), которым просило (с учетом принятых судом определением от 13.06.2013 изменения предмета требования и отказа от части требований):

1) Признать незаконным решение ответчика, выраженное в письме от 07.09.2012 N 6175, об отказе в удовлетворении заявления Общества от 05.05.2012 о предоставлении в аренду и в собственность Обществу земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:3.

2) Обязать ответчика принять решение (выпустить постановления) о предоставлении Обществу земельных участков, расположенных по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Железнодорожный район, ул. Портовая, 25:

— площадью 165 889 кв. м, с кадастровым номером 73:24:000000:746 — в собственность, подготовить и направить заявителю договор купли-продажи земельного участка;

— площадью 1 328 кв. м, с кадастровым номером по межевому плану 73:24:010402:129 — в аренду сроком на 49 лет, подготовить и направить заявителю договор аренды земельного участка сроком на 49 лет;

— площадью 602 кв. м, с кадастровым номером по межевому плану 73:24:010402:130 — в аренду сроком на 49 лет, подготовить и направить заявителю договор аренды земельного участка сроком на 49 лет;

— площадью 11 883 кв. м, с кадастровым номером по межевому плану 73:24:000000:748 — в аренду сроком на 49 лет, подготовить и направить заявителю договор аренды земельного участка сроком на 49 лет;

— площадью 3 514 кв. м, с кадастровым номером по межевому плану 73:24:000000:749 — в аренду сроком на 49 лет, подготовить и направить заявителю договор аренды земельного участка сроком на 49 лет;

— площадью 11 304 кв. м, с кадастровым номером по межевому плану 73:24:000000:747 — в аренду сроком на 5 лет, подготовить и направить заявителю договор аренды земельного участка сроком на 5 лет.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.07.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2013, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Теруправление обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами статьи 11.3, 11.4, подпунктов 7 и 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс, Кодекс), пункта 8 статьи 28 Закона Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации), ограничение испрашиваемого земельного участка площадью 165 889 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Железнодорожный район, ул. Портовая, 25, с кадастровым номером 73:24:000000:746, и остальных земельных участков, предназначенных для обеспечения нужд речного порта, в обороте, невозможность предоставления его в частную собственность.

Кроме этого, податель жалобы считает, что предоставление в аренду или в собственность спорных земельных участков возможно лишь после принятия решения о разделе земельного участка уполномоченным на то государственным органом и регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованные, в результате раздела, земельные участки. По мнению Теруправления, фактического раздела земельного участка не произошло, поскольку соответствующего на то поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом им не получено.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд на заседание, отложенное на 06.05.2014, не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле в судебном заседании 10.04.2014, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судами, постановлением мэра города Ульяновска от 01.10.1992 N 940 Ульяновскому речному порту, правопредшественнику акционерного общества открытого типа, открытого акционерного общества «Ульяновский речной порт», предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 194 549 кв. м, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Железнодорожный район, ул. Портовая, 25, что подтверждается также свидетельством от 01.10.1992 N 92.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности обществу, а также 5 объектов недвижимого имущества, принадлежащих Российской Федерации.

В силу требований статьи 36 Земельного кодекса общество имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, занятого объектами недвижимости, при условии делимости земельного участка, на котором расположены эти объекты.

Как следует из материалов дела, 05.05.2012 Общество обратилось в Теруправление с заявкой на раздел находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:3, площадью 194 549 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Железнодорожный район, ул. Портовая, 25, на котором расположены приватизированные объекты недвижимости, находившиеся до их отчуждения в федеральной собственности, а также на предоставление участков, образованных в ходе раздела, в собственность и в аренду.

Обществом представлен в Теруправление межевой план, выполненный ЗАО «ЭКСТЕД», в соответствии с которым общество просило ответчика разделить земельный участок с кадастровым номером 73:24:010402:3 на 6 участков:

1. Земельный участок с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3:ЗУ1, на котором находятся 33 объекта недвижимости, принадлежащие Обществу:

— Склад инструментов (ГО) (лит. К) — свидетельство о государственной регистрации права от 15.08.2008 серия 73-АТ N 764105;

— Материальный склад ЦГР (лит. Р, Р1) — свидетельство о государственной регистрации права от 15.08.2008 серия 73-АТ N 764106;

— Конюшня РММ (лит. Ш, Ш1, Ш2, ш, ш1) — свидетельство о государственной регистрации права от 15.08.2008 серия 73-АТ N 764107;

— Сушилка для леса (столярка) (лит. Щ, — свидетельство о государственной регистрации права от 26.12.2007 серия 73 АТ N 662107;

— Сооружение — Внутрипортовая дорога. Подъездная автомобильная дорога площадью 40880,40 кв. м (литеры XXIV, XXV) — свидетельство о государственной регистрации права от 14.03.2007 серия 73 АТ N 53655;

— Пассажирский вокзал Ульяновск (лит. А, а, а1, а2) — свидетельство о государственной регистрации права от 12.04.2007 серия 73 АТ N 554229;

— Весовая будка ЦГР (лит. АД, ад) — свидетельство о государственной регистрации права от 13.03.2007 серия 73 АТ N 546565;

— Проходная КП-2 Ульяновск (лит. АВ) — свидетельство о государственной регистрации права от 13.03.2007 серия 73 АТ N 547310;

— Трансформаторная подстанция (лит. СД) — свидетельство о государственной регистрации права от 26.12.2007 серия 73 АТ N 547308;

— Сооружение — Ограждение территории (лит. VIII, IX, X, XI, XII, XIII) — свидетельство о государственной регистрации права от 14.03.2007 серия 73 АТ N 546567;

— Мехмастерская Ульяновск (лит. X, XI, X2, x, x1) — свидетельство о государственной регистрации права от 06.04.2007 серия 73 АТ N 546590;

— Гараж для автопогрузчиков (лит. Т, Т1, Т2, Т3, Т4) — свидетельство о государственной регистрации права от 10.04.2007 серия 73 АТ N 554712;

— Блок бытовых помещений (лит. Е) — свидетельство о государственной регистрации права от 10.04.2007 серия 73 АТ N 554713;

— Здание портоуправления (лит. Б) — свидетельство о государственной регистрации права от 12.04.2007 серия 73 АТ N 550280;

— Склад N 3 ЦГР (лит. М) — свидетельство о государственной регистрации права от 12.04.2007 серия 73 АТ N 550281;

— Общественный туалет ЦГР (лит. У) — свидетельство о государственной регистрации права от 12.04.2007 серия 73 АТ N 563253;

— Общественный туалет привокзальной площади (лит. И) — свидетельство о государственной регистрации права от 12.04.2007 серия 73 АТ N 554228;

— Склад N 1 ЦРГ(лит. Ф) — свидетельство о государственной регистрации права от 06.04.2007 серия 73 АТ N 546589;

— Склад N 2 ЦГР (лит. Л) — свидетельство о государственной регистрации права от 12.04.2007 серия 73 АТ N 562514;

— Материальный склад (лит. Ц, Ц1) — свидетельство о государственной регистрации права от 12.04.2007 серия 73 АТ N 563254;

— Канализационная насосная станция (лит. Н) — свидетельство о государственной регистрации права от 12.04.2007 серия 73 АТ N 548481;

— Канализационная станция (лит. АЖ) — свидетельство о государственной регистрации права от 04.08.2010 серия 73 АА N 046964;

— Канализационный коллектор Ульяновск, (лит. XXXVI) — свидетельство о государственной регистрации права от 02.08.2010 серия 73 АА N 045141;

— Сооружение — водопроводные сети Ульяновск (лит. XIV, XV, XVI) -свидетельство о государственной регистрации права от 14.03.2007 серия 73 АТ N 546710;

— Сооружение — внешние канализационные сети (литеры XVIII, XIX) — свидетельство о государственной регистрации права от 14.03.2007 серия 73 АТ N 548451;

— Сооружение — низковольтные фидерные сети (лит. XXI, XXII, XXIII) — Свидетельство о государственной регистрации права от 14.03.2007 серия 73 АТ N 546709;

— Сооружение — тепловые сети порта Ульяновск (лит. XVII) — свидетельство о государственной регистрации права от 15.03.2007 серия 73 АТ N 532086;

— Трансформаторная подстанция N 2 (лит. В, В1) — свидетельство о государственной регистрации права от 12.04.2007 серия 73 АТ N 548482;

— Железнодорожный КП-2 ЦГР (лит. Э) — свидетельство о государственной регистрации права от 13.04.2007 серия 73 АТ N 562161;

— Здание грузовой конторы (лит. Д, Д1) — свидетельство о государственной регистрации права от 11.04.2007 серия 73 АТ N 551481;

— Райконтора грузового участка N 1 (лит. П, П1) — свидетельство о государственной регистрации права от 11.04.2007 серия 73 АТ N 551480;

— Склад ГСМ грузового участка N 1 (лит. АЕ, 1-X) — свидетельство о государственной регистрации права от 14.03.2007 серия 73 АТ N 536448.

Для промышленных предприятий данного вида: Речной порт руслового варианта, согласно СНиП «Генеральные планы промышленных предприятий» СП 18.13330.2011 от 30.12.1980, плотность застройки должна составлять 50%. Земельный участок с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3:ЗУ1 площадью 165 889 кв. м имеет плотность застройки 77 — 80%, что полностью соответствует требованиям СНиП 18.13330.2011, и подтверждает необходимость использования земельного участка площадью 165 889 кв. м для обслуживания и функционирования всех объектов недвижимости, расположенных на нем.

В заявке Общество просило Теруправление предоставить земельный участок с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3:ЗУ1 (в настоящее время — кадастровый номер 73:24:000000:746) площадью 165 889 кв. м в порядке статьи 36 Земельного кодекса в собственность за плату, для этого — выдать постановление о передаче участка в собственность Обществу и направить договор купли-продажи;

2. Земельный участок с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3:ЗУ2, на котором находится один объект недвижимого имущества, принадлежащий Российской Федерации:

— Убежище — План приватизации от 21.01.1993, Акт оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992.

На земельный участок с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3:ЗУ2 имеются ограничения оборотоспособности, установленные статьей 27 Земельного кодекса и пунктом 8 статьи 28 Закона о приватизации.

В заявке Общество просило ответчика предоставить ему земельный участок с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3:ЗУ2 (в настоящее время — кадастровый номер 73:24:010402:129) площадью 1 328 кв. м в аренду, для этого — выдать постановление о передаче участка в аренду Обществу сроком на 49 лет;

3. Земельный участок с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3:ЗУЗ, на котором находится один объект недвижимого имущества, принадлежащий Российской Федерации:

— Столовая — План приватизации от 21.01.1993, Акт оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992.

На земельном участке с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3:ЗУЗ отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в собственности иных лиц, нежели Российская Федерация.

В заявке Общество просило ответчика предоставить ему земельный участок с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3:ЗУ3 (в настоящее время — кадастровый номер 73:24:010402:130) площадью 602 кв. м в аренду, для этого — выдать постановление о передаче участка в аренду Обществу сроком на 49 лет;

4. Земельный участок с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3:ЗУ4, на котором находится один объект недвижимого имущества, принадлежащий Российской Федерации:

— Пассажирские причалы Ульяновск (лит. XXVI) — План приватизации от 21.01.1993, Акт оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992.

На земельном участке с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3:ЗУ4 отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в собственности иных лиц, нежели Российская Федерация.

В отношении пассажирских причалов между Обществом и Теруправлением заключен договор аренды недвижимого имущества от 22.11.2011 N 3-661 (зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ульяновской области 23.04.2012 номер регистрации 73-73-01/516/2011-185).

В заявке Общество просило ответчика предоставить ему земельный участок с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3:ЗУ4 (в настоящее время — кадастровый номер 73:24:000000:748) площадью 11 883 кв. м в аренду, для этого — выдать постановление о передаче участка в аренду Обществу сроком на 49 лет;

5. Земельный участок с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3:ЗУ5, на котором находятся:

А) Два объекта недвижимого имущества, принадлежащие Российской Федерации:

— Грузовые причалы (лит. XXVII) — План приватизации от 21.01.1993, Акт оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992;

— Причальная стенка ЦГР (лит. XXVIII) — План приватизации от 21.01.1993, Акт оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992.

Б) Два объекта недвижимого имущества, принадлежащие Обществу:

— Подкрановые пути (фронтальные, расположенные на грузовых причалах), протяженностью 532 м (лит. XX) — свидетельство о государственной регистрации права от 14.03.2007 серия 73 АТ N 536549;

— Деррик, площадью покрытия 647,2 кв. м (лит. XXVIII) — свидетельство о государственной регистрации права от 01.07.2011 серия 73 АА N 211236.

В заявке Общество просило ответчика предоставить ему земельный участок с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3:ЗУ5 (в настоящее время — кадастровый номер 73:24:000000:749) площадью 3 514 кв. м в аренду, для этого — выдать постановление о передаче участка в аренду Обществу сроком на 49 лет;

6. Земельный участок с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3:ЗУ6, на котором находятся 2 объекта недвижимости, принадлежащие Обществу:

— Незавершенная строительством причальная стенка (лит. XXIX) — свидетельство о государственной регистрации права от 08.04.2010 серия 73 АУ N 064909;

— Подкрановые пути (фронтальные, расположенные на грузовых причалах), протяженностью 532 м (лит. XX) — свидетельство о государственной регистрации права от 14.03.2007 серия 73 АТ N 536549.

В связи с изложенным, в заявке Общество просило ответчика предоставить ему земельный участок с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3:ЗУ6 (в настоящее время — кадастровый номер 73:24:000000:747) площадью 11 304 кв. м в аренду, для этого — выдать постановление о передаче участка в аренду Обществу сроком на 5 лет и договор аренды.

Письмом от 07.09.2012 N 6175 Теруправление отказало обществу в удовлетворении заявления от 05.05.2012, сославшись на несогласие с представленной схемой раздела земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:3, указав, что в результате такого раздела, использование объектов федерального имущества, расположенных на указанном земельном участке не представится возможным.

Данный отказ явился основанием для обращения общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 28 Закона о приватизации собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.

Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» (далее — Постановление Пленума N 11), статьями 11.4, 36 Земельного кодекса, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, и исходил из того, что общество вправе приобрести земельные участки в собственность и в аренду, поскольку материалами дела, в том числе судебной экспертизой, проведенной в ходе судебного разбирательства, подтвержден факт делимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:3, за счет которого было сформировано шесть земельных участков.

Учитывая изложенное, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о незаконности отказа Теруправления в предоставлении обществу в собственность и в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:000000:746, 73:24:000000:747, 73:24:000000:748, 73:24:000000:749, 73:24:010402:129, 73:24:010402:130 по мотивам неправомерного формирования этих участков на счет земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:3.

Отклоняя доводы Теруправления об отсутствия у него полномочий на принятие решения о разделе земельного участка, суды исходили из полномочий собственника, права которого от имени Российской Федерации осуществляют органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Руководствуясь Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, суды пришли к выводу, что Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочия собственника в отношении федерального имущества; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам (п. 5.8); осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом (п. 5.37).

Поскольку Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, осуществляет полномочия через свои территориальные органы, суды установили, что в соответствие с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ульяновской области, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.09.2009 N 278, Теруправление располагает полномочиями собственника по отношению к спорным земельным участкам, в связи с чем выводы суда первой и апелляционной инстанции в указанной части являются правомерными, а доводы кассационной жалобы в части отсутствия у него полномочий на принятие решения о разделе земельного участка подлежащими отклонению.

Удовлетворяя требования общества, суды сослались на принадлежность земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:3 и образованных в результате раздела этого земельного участка 6 земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:000000:746, 73:24:000000:747, 73:24:000000:748, 73:24:000000:749, 73:24:010402:129, 73:24:010402:130 к «землям населенных пунктов» с разрешенным использованием «для подтверждения землепользования» и исходили из отсутствия оснований для отнесения земель к землям транспорта, со ссылкой, в том числе на выписки из кадастровых паспортов, где в графе «земли транспорта» указан прочерк.

Судебная коллегия считает, что выводы судов в указанной части основаны на неполной оценке и исследовании доказательств, ввиду следующего.

Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляют в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 7 и 10 пункта 5 статьи 27 Кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе предоставленные для нужд речных портов и расположенные под объектами гидротехнических сооружений.

В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В пункте 8 статьи 28 Закона о приватизации также установлено, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 90 Земельного кодекса в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе для размещения морских и речных портов, причалов, пристаней и гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта.

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 90 Земельного кодекса).

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 87 Земельного кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 83 Земельного кодекса землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Согласно свидетельству о праве бессрочного (постоянного) пользования от 01.10.1992 N 92 земельный участок площадью 194 549 кв. м предоставлен Ульяновскому речному порту. Свидетельство не содержит указания на целевое назначение земельного участка, в указанной графе имеется отметка «землепользование подтверждается». Кроме этого в нем содержится отметка о том, что данное свидетельство является временным документом и действует до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы.

Из материалов дела следует, что земельный участок находится в пределах городской черты г. Ульяновск, постановлен на кадастровый учет 01.10.1992 с присвоением кадастрового номера 73:24:01 04 02:3 (предыдущий 73:24:01 04 02:003), категория земель — земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования — для подтверждения землепользования.

На указанном земельном участке находятся объекты недвижимости, приобретенные обществом в порядке приватизации государственного имущества в 1993 году.

Постановление мэра города Ульяновска от 01.10.1992 N 940 о предоставлении земельного участка, послужившее основанием для выдачи названного свидетельства, государственный акт установленной формы, договоры аренды земельного участка в материалах дела отсутствуют.

Суды не нашли оснований считать испрашиваемый в собственность земельный участок относящимся к числу земельных участков, не подлежащих приватизации, поскольку в государственном кадастре названный участок отнесен к землям населенных пунктов.

Однако в соответствии с перечнем земельных участков, установленных пунктом 8 статьи 28 Закона о приватизации, не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах или отведенные для их развития (если иное не предусмотрено федеральным законом).

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:01 04 02:3 предоставлен Ульяновскому речному порту для обеспечения его деятельности как организации транспорта (речного порта, вокзала).

Несмотря на это, спорный земельный участок, на соответствие его критериям, содержащимся в статье 90 Земельного кодекса, возможность отнесения к землям транспорта, не проверен; вопрос о назначении объектов недвижимости, принадлежащих обществу и их фактическом использовании, не исследован; правовые подходы, сформулированные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, по применению вышеуказанных норм, не учтены.

При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, с учетом установленного определить круг применимых к спорным правоотношениям норм материального права, и, руководствуясь правовыми подходами, сформулированными Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по вопросам предоставления в собственность и в аренду земельных участков, в порядке статьи 36 Земельного кодекса, дать надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права, распределить расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2013 по делу N А72-11828/2012 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

 

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
Р.В.АНАНЬЕВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code