ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 13 мая 2014 г. N 65-АД14-2

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 мая 2014 г. N 65-АД14-2

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев надзорную жалобу <…> администрации муниципального образования «<…>» Облученского муниципального района Еврейской автономной области Головатого А.С. на постановление заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смидовичскому и Облученскому районам Еврейской автономной области от 26 июня 2013 г., решение судьи Суда Еврейской автономной области от 20 августа 2013 г., постановление заместителя председателя Суда Еврейской автономной области от 22 октября 2013 г., вынесенные в отношении <…> администрации муниципального образования «<…>» Облученского муниципального района Еврейской автономной области Головатого А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

установил:

постановлением заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смидовичскому и Облученскому районам Еврейской автономной области от 26 июня 2013 г. <…> администрации муниципального образования «<…>» Облученского муниципального района Еврейской автономной области Головатый А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Решением судьи Облученского районного суда Еврейской автономной области от 19 июля 2013 г. постановление заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смидовичскому и Облученскому районам Еврейской автономной области от 26 июня 2013 г. отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Суда Еврейской автономной области от 20 августа 2013 г., оставленным без изменения постановлением заместителя председателя Суда Еврейской автономной области от 22 октября 2013 г., решение судьи Облученского районного суда Еврейской автономной области от 19 июля 2013 г. отменено, постановление заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смидовичскому и Облученскому районам Еврейской автономной области от 26 июня 2013 г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Головатый А.С. просит об отмене постановления заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смидовичскому и Облученскому районам Еврейской автономной области от 26 июня 2013 г., решения судьи Суда Еврейской автономной области от 20 августа 2013 г., постановления заместителя председателя Суда Еврейской автономной области от 22 октября 2013 г., вынесенных в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращении производства по делу.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Головатого А.С. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 4 июня 2013 г. прокуратурой Облученского района Еврейской автономной области проверка соблюдения администрацией муниципального образования <…>» Облученского муниципального района Еврейской автономной области требований природоохранного законодательства, в ходе которой была выявлена свалка отходов производства и потребления общей площадью около 50 квадратных метров, расположенная в 20 метрах на запад от дома 13 по ул. Березовой в г. Облучье.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения <…> администрации муниципального образования «<…>» Облученского муниципального района Еврейской автономной области Головатого А.С. к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами — это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов — хранение и захоронение отходов; хранение отходов — это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов — это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Федерального закона, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.

Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации муниципального образования «<…>» Облученского муниципального района Еврейской автономной области.

При этом полномочия администрации муниципального образования «<…>» Облученского муниципального района Еврейской автономной области по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, <…> администрации муниципального образования «<…>» Облученского муниципального района Еврейской автономной области Головатым А.С. предприняты необходимые меры для ликвидации свалка отходов производства и потребления: 20 мая 2013 г. принято распоряжение N 13 «О размещении муниципального заказа на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по обустройству площадок под сбор и вывоз ТБО, по ликвидации неорганизованных свалок бытового мусора в границах городского поселения», которым утверждена документация по проведению открытого аукциона в электронной форме на право заключения соответствующего муниципального контракта. По результатам проведенного аукциона был заключен муниципальный контракт.

Следовательно, администрация муниципального образования «<…>» Облученского муниципального района Еврейской автономной области не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный вывод согласуется с позицией, изложенной во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Еврейской автономной области от 22 августа 2013 г. N А16-1862/2013, которым признано незаконным и отменено постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смидовичскому и Облученскому районам Еврейской автономной области от 26 июня 2013 г. о привлечении администрации муниципального образования «<…>» Облученского муниципального района Еврейской автономной области к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенное исключает наличие в действиях <…> администрации муниципального образования «<…>» Облученского муниципального района Еврейской автономной области Головатого А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах решение судьи Суда Еврейской автономной области от 20 августа 2013 г. и постановление заместителя председателя Суда Еврейской автономной области от 22 октября 2013 г., вынесенные в отношении <…> администрации муниципального образования «<…>» Облученского муниципального района Еврейской автономной области Головатого А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене с оставлением без изменения решения судьи Облученского районного суда Еврейской автономной области от 19 июля 2013 г. о прекращении производства по настоящему делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

 

постановил:

надзорную жалобу <…> администрации муниципального образования «<…>» Облученского муниципального района Еврейской автономной области Головатого А.С. удовлетворить.

Решение судьи Суда Еврейской автономной области от 20 августа 2013 г. и постановление заместителя председателя Суда Еврейской автономной области от 22 октября 2013 г., вынесенные в отношении <…> администрации муниципального образования «<…>» Облученского муниципального района Еврейской автономной области Головатого А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.П.МЕРКУЛОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code