§ 5. Некоторые правовые проблемы формирования муниципальной собственности

Структура муниципальной собственности по-разному рассматривается в законодательных актах Российской Федерации.

Следует заметить, что многие вопросы, касающиеся объектов, обеспечивающих жизнедеятельность на местном уровне, включены в разновидность муниципальной собственности в Федеральный закон N 131-ФЗ. В то же время в буквальном смысле они закреплены в виде объектов муниципальной собственности в других федеральных законах. Например, неясно, в чьей собственности, в прямом смысле, находится местный бюджет (денежные средства); сети связи и средства связи; муниципальные организации торговли, бытового обслуживания; запасы продовольствия; медицинские средства индивидуальной защиты. Они выпадают в ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ. Но эта статья имеет закрытый перечень объектов без отсылочных норм к другим законам. Если мы возьмем Федеральный закон «О связи» <1> от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ, то там речь идет и о муниципальных объектах; есть такое же положение в Жилищном кодексе РФ <2>, где речь идет об использовании ведомственного и коммерческого жилья для обеспечения граждан. В законодательстве о банках и банковской деятельности разрешено создание муниципальных банков <3>.

———————————

<1> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.

<2> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 1418.

<3> Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» // ВВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.

 

Представляется целесообразным приведение в соответствие законов РФ. В ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ можно ввести отсылочные нормы к другим специальным федеральным законам относительно перечня объектов муниципальной собственности. Неопределенность иногда приводит к нежелательным правовым последствиям для муниципальных органов при формировании муниципальной собственности. Такое имущество подлежит либо отчуждению, либо перепрофилированию и не может быть приобретено в состав муниципальной собственности. Данную позицию отстаивают представители Минрегионразвития <1> и Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления <2>.

———————————

<1> Информация о реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Минрегион России. 2005. С. 119.

<2> Аналитический вестник Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления. 2005. Вып. N 4. С. 72.

 

Представители названных структур считают, что наличие в муниципальной собственности объектов рыночной инфраструктуры… противоречит концепции Федерального закона N 131-ФЗ и может привести к торможению развития малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях. На наш взгляд, это не совсем выверенная позиция с точки зрения конституционного равенства всех форм собственности. Получается, что частной собственности дан зеленый свет, а муниципальную собственность можно сдерживать. По Конституции РФ все формы собственности равны, поэтому они могут быть созданы в любой сфере деятельности, кроме запрещенной законом. Закон хотя и не называет ряд объектов, которые могли бы стать муниципальной собственностью, но он и не запрещает такое наличие. В этой связи вполне возможно включение в муниципальную собственность такого имущества, которое предназначено для обеспечения жителей услугами связи, торговли, бытового обслуживания, общественного питания; развития сельхозпроизводства и переработки сельхозпродуктов.

На практике иногда субъекты РФ предпринимают попытки к ограничению перечня объектов, которые могли бы служить интересам местного сообщества, ссылаясь на неконституционность некоторых статей Федерального закона N 131-ФЗ. Споры возникают относительно имущества, используемого для извлечения доходов, т.е. пополнения местных бюджетов.

Так, например, на запрос Правительства Самарской области о проверке конституционности ч. 6 и 8 ст. 1, ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Конституционный Суд РФ дает следующие определения:

«Статья 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований, и не допускающая наличия иного имущества, необходимого для осуществления полномочий муниципальных образований, и препятствующая использованию установленных законом способов привлечения денежных средств и иного имущества для формирования собственных доходов бюджетов муниципальных образований…» <1>.

———————————

<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 2.

 

Постановления Конституционного Суда РФ являются источником права, они обязательны к исполнению. Из вышеизложенного следует, что в муниципальной собственности может быть любое имущество, целью которого является решение задач местного значения, обозначенных в ст. 14, 15, 16 Федерального закона N 131-ФЗ. Однако, несмотря на это, законодательство нужно все же корректировать.

Проблемы возникают также при проведении регистрации объектов муниципальной собственности.

Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 <1> была разграничена собственность на федеральную, субъектов РФ и муниципальную. Затем распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп <2> было утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности.

———————————

<1> Ведомости ВС РСФСР. 1992. N 13. Ст. 89.

<2> Ведомости ВС РСФСР. 1992. N 13. Ст. 697.

 

Согласно Положению муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре муниципальной собственности. Документом, устанавливающим право муниципальной собственности, является свидетельство о внесении в реестр муниципальной собственности. Регистрация муниципального имущества осуществлялась соответствующим комитетом по управлению имуществом на основании перечня объектов, утвержденного советом города или района, а затем подтвержденного решением соответствующего субъекта РФ.

Теперь регистрация проводится в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» <1>. В соответствии с названным Законом до передачи объекта муниципальной собственности субъекту РФ или другому муниципальному образованию органы местного самоуправления должны зарегистрировать ранее возникшие права на данный объект в Едином государственном реестре прав (п. 2 ст. 13 Федерального закона N 122-ФЗ).

———————————

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

 

В том случае, если проведено изменение наименования муниципального образования, в Единый госреестр прав необходимо внести изменения по всем видам недвижимости, принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию. За регистрацию уплачивается пошлина. При регистрации необходимо представить пакет документов, которых иногда нет у муниципальных органов. Их приходится восстанавливать, что требует дополнительных расходов и времени. В этой связи иногда регистрация приостанавливается. На это недостаточно денежных средств <1>.

———————————

<1> См.: Городское управление. 2005. N 6. С. 68.

 

На наш взгляд, целесообразно упростить процедуру регистрации прав на публичную собственность при ее разграничении и передаче. Было бы достаточно формирования пообъектного состава муниципальной собственности и утверждения его представительным органом местного самоуправления. Решение представительного органа должно стать единственным документом для его государственной регистрации.

Таким образом, анализ законодательства свидетельствует о том, что в нем имеются отдельные проблемы. Во-первых, это необоснованно жесткая привязка перечня имущества к перечню вопросов местного значения; во-вторых, сложность процесса государственной регистрации муниципальной собственности.

В этой связи представляется целесообразным более четко сформулировать вопросы местного самоуправления и полномочия органов местного самоуправления, в особенности обращая внимание на смежные вопросы и полномочия.

Кроме того, целесообразно внести изменение в ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ, в которой нужно, по нашему мнению, установить открытый перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности. Это важно для развития инфраструктуры территории.

Следует также изменить порядок регистрации муниципальной собственности, уменьшить число документов, представляемых на госрегистрацию. Для этого, как уже было отмечено, достаточно пообъектного состава муниципальной собственности и решения представительного органа местного самоуправления об утверждении такого состава.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code