§ 3. Предназначение и разграничение муниципальной собственности, ее роль в реализации компетенции

3.1. В соответствии со ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться:

— имущество, предназначенное для решения установленных федеральным законом вопросов местного значения;

— имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

— имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений в соответствии с нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения, в случае если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом. В собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

В Законе проводится разграничение имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и в собственности городских округов. Это позволило в некоторой степени разграничить и компетенцию между различными уровнями муниципальных образований (см. табл. «Разграничение объектов собственности между поселениями и муниципальными районами» <1> на с. 72 — 75).

———————————

<1> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

 

Следовательно, при разграничении собственности особенно важно учитывать тот факт, что собственность выступает как источник доходов и как инфраструктура для осуществления определенных задач. В связи с этим при разграничении собственности в обязательном порядке за органами местного самоуправления должны быть закреплены имущественные объекты и земельные участки, которые составляют инфраструктуру предметов ведения местного самоуправления (земельные участки под инженерными сетями общего пользования, предприятия инженерной инфраструктуры и т.д.). Очень важно при этом обеспечить завершенность технологических циклов. Конкретный перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования определяется особенностями его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами.

Таблица 1

В собственности поселений могут находиться: В собственности муниципальных районов могут находиться:
1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; 1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;
2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог; 2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;
3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда; 3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;
4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;  
5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
6) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности; 6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
  7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
  8) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
7) имущество библиотек поселения; 12) имущество межпоселенческих библиотек;
8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; 17) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 21) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта; 18) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;
11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;  
12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
  10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; 11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;
14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; 13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; 14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения; 15) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;
18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения; 16) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;
19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья; 20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;
21) имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 22) имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
22) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения. 23) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального района.
Сохранена нумерация, используемая в Законе

3.2. Важное значение сегодня имеет решение проблемы разграничения собственности не только между различными уровнями муниципальных образований, но также между государством и системой местного самоуправления. Четкое разграничение собственности позволяет более точно определить компетенцию и органов государственной власти, и органов местного самоуправления при условии, что объекты собственности находятся в надлежащем состоянии и на их содержание имеются необходимые финансовые ресурсы и мощности.

Впервые попытка разграничения собственности на государственную и муниципальную была предпринята в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Согласно приложению 3 к данному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации в муниципальную собственность передавались:

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территории городских и районных Советов. К ним относились: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, а также жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие вышеназванные объекты; объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации.

2. В муниципальную собственность передавались объекты государственной собственности, находившиеся в ведении органов власти субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов: предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские мощности; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта.

3. Постановление Верховного Совета от 27 декабря 1991 года предусматривало передачу в муниципальную собственность предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находившихся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

Передача этих объектов в муниципальную собственность осуществлялась решением представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании предложений представительных органов власти местного самоуправления, направляемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Представительный орган государственной власти обязан был рассмотреть эти предложения и принять окончательное решение в двухмесячный срок со дня их регистрации в соответствующем комитете по управлению имуществом. Если по истечении данного срока решение соответствующими представительными органами не было принято, то предложения, вносимые представительными органами местного самоуправления, считались удовлетворенными. В этом случае принятие объектов в собственность оформлялось решением представительного органа, внесшего предложения.

Процесс перераспределения имущества продолжается и в настоящее время. Обусловлено это тем, что объем компетенции, установленной для муниципальных образований, не соответствует объему материально-финансовых ресурсов, т.е. объему собственности. Компетенция формировалась в законе в отрыве от имеющихся материальных возможностей. При введении в действие закона оказалось, что многие направления деятельности невозможно осуществлять в связи с отсутствием материальной основы. Фактически две трети городских и сельских поселений России оказались не в состоянии реализовывать все вопросы компетенции и в массовом порядке начали передавать их на уровень муниципальных районов. Количество передаваемых полномочий колеблется от одного до двадцати вопросов. Изучение реального положения дел в сельских поселениях свидетельствует, что здесь нет имущества, с помощью которого можно реализовать установленную в законе компетенцию <1>.

———————————

<1> См.: Постовой Н.В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения. М., 2009. С. 63.

 

В 2007 году 10,6 тыс. поселений (63%) передали на уровень муниципальных районов от одного до пяти вопросов; 23,2% поселений передали от шести до десяти вопросов; 10% поселений передали от десяти до двадцати вопросов; 3,8% — более двадцати вопросов местного значения <1>. То есть большинство поселений не в состоянии реализовать объем компетенции, установленной в Федеральном законе N 131-ФЗ. Все эти вопросы передаются в муниципальные районы и городские округа, но без соответствующих денежных средств на их обеспечение. В результате возрастает нагрузка на муниципальные районы. В этой связи государственные органы начали передавать местным органам объекты федерального имущества. На уровень муниципальных районов и городских округов в 2007 году было передано 24 275 объектов, предназначенных для решения задач местного значения общей стоимостью 263 млрд. 402 млн. рублей.

———————————

<1> Там же. С. 54.

 

Следует заметить, что в поселениях в целом по России самостоятельно осуществлялись лишь девять полномочий из двадцати семи, установленных в Федеральном законе N 131-ФЗ <1>. Причина в том, что поселения не имеют достаточных источников доходов, так как нет объектов налогообложения.

———————————

<1> Указ. соч. С. 54.

 

В Российской Федерации наблюдается неравномерное развитие производственных мощностей по субъектам РФ, по районам, по сельским поселениям, городским округам, городским районам, малым городам. То есть реальный сектор экономики не позволяет сформировать набор полноценного имущества различных форм собственности, которые способствовали бы приумножению муниципальной собственности в виде бюджетных средств.

Бюджеты органов местного самоуправления обусловлены степенью развития реального сектора экономики.

Статистика дефицитности местных бюджетов приводится в следующей главе.

Разграничение имущества, конечно же, дает определенные результаты, но лишь на уровне городских округов, муниципальных районов и городских поселений. Однако в целом по стране положение остается сложным. В особенности это касается сельских поселений, которые являются родиной местного самоуправления. Здесь сегодня нет в большинстве своем объектов, необходимых для полноценного осуществления местного самоуправления. В запущенном состоянии находятся производственная и социально-культурная сферы, нет мест приложения труда. В отдельных регионах Северного Кавказа безработица достигла 30 — 40% трудоспособных граждан.

По нашему мнению, сегодня нужно сосредоточить внимание на формировании целевой комплексной программы по обустройству сельских поселений, создать там сектор муниципальной экономики, параллельно развивая частное дело. Нужно пробудить инициативу людей, изменить их психологию относительно различных форм собственности, на основе которых можно создать предприятие.

Таким образом, разграничение имущества хотя и имеет своей целью укрепление муниципальной материальной основы, все же недостаточно для поднятия местного самоуправления, для обеспечения жизнедеятельности людей. В сельской местности распределять сегодня нечего. Там практически нет объектов. Значит нужно использовать другой путь — создавать предприятия различных форм собственности и производственного и социально-культурного назначения. Такую задачу можно решать с участием крупных городов, крупных акционерных обществ, естественных монополий (Газпром, нефтяные компании и т.д.). При этом организовать работу должна федеральная власть.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code