§ 2. Правовые отношения следователя с руководителем следственного органа и прокурором на стадии возбуждения уголовного дела

По своему содержанию стадия возбуждения уголовного дела включает в себя систему процессуальных действий и решений, направленных на получение заявлений и сообщений о преступлении, их процессуальное оформление и рассмотрение; выяснение наличия противоправного деяния и установления в нем признаков конкретного преступления; принятие мер к предотвращению или пресечению преступления и сохранению его следов; проведение при необходимости проверочных действий; систематизацию и анализ собранных материалов; продление срока рассмотрения и разрешения сообщения о преступлении; принятие и оформление решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в его возбуждении или о направлении сообщения по подследственности; уведомление заявителя, иных заинтересованных лиц о принятом решении; обеспечение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

В соответствии со ст. 144 УПК РФ следователь обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Следователь не вправе отказать в приеме сообщения о преступлении, даже если речь идет о преступлении, не относящемся к его подследственности.

В случае необходимости получения оснований к возбуждению уголовного дела, а также проведения документальных проверок или ревизий, следователь выходит с ходатайством к руководителю следственного органа о продлении срока проверки до 10 или 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). Для этих целей следователь выносит постановление о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении, в котором указывает количество суток, необходимых ему для завершения проверки.

Руководитель следственного подразделения продлевает срок проверки до испрашиваемого в постановлении, устанавливает свой срок, но не превышающий разрешенный законом, или отказывает в продлении. Каких-либо указаний закона, предписывающих ему вынести мотивированное постановление по этому поводу и пояснить основания принятия того или иного решения, в УПК РФ не предусмотрено.

Свое решение руководитель следственного органа  указывает на постановлении следователя о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении. В этом постановлении он указывает срок проверки, наименование следственного подразделения, свои звание, фамилию, инициалы, заверяет подписью и ставит дату принятия решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК РФ следователем при наличии повода и основания возбуждается уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. При отсутствии основания, а также при наличии правовых препятствий для возбуждения уголовного дела следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст.148 УПК) или о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения  — в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

Как уже отмечалось, полномочие прокурора по даче согласия на возбуждение уголовного дела, было отменено Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 147 УПК РФ. По нашему мнению, это положение закона, неоднократно подвергавшееся критике ученых и практиков, существенно повысило процессуальную самостоятельность следователя, оперативность принятия его решений и в целом эффективность предварительного следствия. Практика показала, что на получение согласие прокурора на возбуждение уголовного дела и других следственных и иных процессуальных действий следователем ранее затрачивалось от нескольких часов до нескольких суток.

Следует отметить, что до недавнего времени полномочия руководителя следственного органа на стадии возбуждения уголовного дела законодателем не были определены. Вместе с тем, ведомственные акты предписывали ему обеспечивать соблюдение законности при рассмотрении заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, возбуждении уголовных дел, а также использовать предоставленные законом полномочия для своевременного выявления, пресечения и предупреждения нарушений законности.

Федеральный закон от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ устранил эти противоречия. Руководитель следственного органа был наделен правом не только изучать материалы проверки сообщения о преступлении, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении (п.п.2 и 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ), но и самостоятельно принимать по результатам рассмотрения сообщения о преступлении решения, предусмотренные ч. 1 ст. 145 УПК РФ, а также отменять незаконные и необоснованные постановления следователя.

В соответствии с ч. 4 ст. 146 УПКРФ следователь незамедлительно направляет прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела. Если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление следователя о возбуждении уголовного дела. В этих целях прокурор выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении следователь незамедлительно уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

Прокурор, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в рамках надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, проверяет исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В случаях выявления нарушений уголовного законодательства, обнаруженных при проверке исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании (п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 37 УПК).

Специфика прокурорского надзора в этом направлении заключается в том, что порядок приема, регистрации, учета сообщений о преступлениях, законность принятия решений о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела более детально регламентируется ведомственными нормативными актами.

Так, приказы Генерального прокурора Российской Федерации №140 от 10.09.2007 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» и № 136 от 06.09.2007 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» предписал прокурорам тщательно проверять соответствие постановлений требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 146 УПК РФ, наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от следственного органа представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения.

Указание Следственного комитета при МВД России №17/1-15453 от 23.08.2007 г. также предписывает руководителям следственных органов при необходимости по запросу прокурора  направлять ему для изучения материалы уголовного дела, подтверждающие законность и обоснованность принятого решения о его возбуждении. При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проведенной проверки прокурору необходимо указывать конкретные обстоятельства, которые не были выяснены в ходе проверки, что не позволило принять законное и обоснованное решение.

Следует отметить, что на практике нередки ситуации, когда после получения копии постановления о возбуждении уголовного дела, затем материалов проверки и, наконец, принятия официального решения об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, может пройти несколько дней. К примеру, совместное указание прокуратуры Московской области, ГУВД по Московской области, УФСКН РФ по Московской области и УФСБ РФ по г. Москве и Московской области № 1/2301 от 28 августа 2007 г. предписывает следователям и руководителям следственных органов в течение 3 суток после возбуждении уголовного дела представлять его материалы надзирающему прокурору для проверки законности и обоснованности принятого решения. За этот период по возбужденному уголовному делу следователем могут быть проведены различные следственные действия, приняты процессуальные решения, затрагивающие права и законные интересы различных участников уголовного судопроизводства. К сожалению, законодатель оставил этот вопрос не решенным, не установил процедуру, какие должны быть приняты решения и в какой срок следователем в этой ситуации. Также остались без внимания эти проблемы в ведомственных правовых актах.

Анализ следственной практики показывает, что, как правило, все полученные материалы по возбужденному уголовному делу, в числе которых могут быть протоколы следственных действий, задержания подозреваемого и другие, вместе с постановлением прокурора об отмене постановления следователя о возбуждении уголовного дела, без принятия каких-либо дополнительных решений, подшиваются, а процессуальная деятельность по ним прекращается. Ранее, в отдельных случаях, следователи брали на себя ответственность и дополнительно выносили постановление о прекращении уголовного дела, так как по нему проводились следственные действия и принимались процессуальные решения.

Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ лишил прокурора права отменять постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, в случае признания его незаконным и необоснованным. В соответствии с  ч. 4 ст. 148 УПК РФ следователь в течение 24 часов с момента вынесения направляет заявителю и прокурору копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК РФ). В постановлении излагается мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки.

В свою очередь соответствующий руководитель следственного подразделения, признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Ведомственные акты Генеральной прокуратуры обязывают прокурора истребовать у органов предварительного следствия все материалы для проверки законности и обоснованности решения об отказе в возбуждении уголовного дела. И только после изучения представленных материалов и выявления нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок, прокурору предписано требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности вплоть до вынесения постановления о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об уголовном преследовании должностного лица, допустившего нарушение, содержащее признаки преступления.

На основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор  наделен полномочиями требовать полного устранения нарушений закона, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования и привлечения виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля за соблюдением порядка приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях.

______________________

Глава 7. Правовые отношения следователя с руководителем следственного органа и прокурором

§ 1. Полномочия следователя, руководителя следственного органа  и прокурора в процессе предварительного следствия

§ 2. Правовые отношения следователя с руководителем следственного органа и прокурором на стадии возбуждения уголовного дела

§ 3. Правовые отношения следователя, руководителя следственного органа и прокурора при расследовании преступлений

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code