Расходы по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете. Порядок признания

Расходы в целях бухгалтерского учета подразделяются, как вы знаете, на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. И те, и другие расходы признаются при выполнении определенных условий и в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

О том, в каком порядке признаются в бухгалтерском учете расходы по обычным видам деятельности, вы узнаете из этой статьи.

Информация о расходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, формируется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.

Расходами организации согласно п. 2 указанного бухгалтерского стандарта признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Как мы уже отметили в начале статьи, все расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации классифицируются следующим образом (п. 4 ПБУ 10/99):

— расходы по обычным видам деятельности;

— прочие расходы.

Поскольку темой нашей статьи является порядок признания расходов по обычным видам деятельности, напомним, что п. 5 ПБУ 10/99 определено, что расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные:

— с изготовлением и продажей продукции;

— с приобретением и продажей товаров;

— с выполнением работ;

— с оказанием услуг.

Перечень расходов по обычным видам деятельности зависит именно от предмета деятельности организации. Виды деятельности, которые может осуществлять организация, определяются ее уставом.

Вопрос об обязательном закреплении в уставе коммерческой организации видов деятельности рассмотрен в Письме Минэкономразвития России от 23 мая 2011 г. N Д06-2592. В Письме сказано, что в соответствии с п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юрлица, место его нахождения, порядок управления деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это обязательным не является.

Помимо расходов, названных нами выше, являющихся расходами по обычным видам деятельности, таковыми в зависимости от предмета деятельности организации являются:

— в организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, — расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью;

— в организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, — расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью;

— в организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, — расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

 

Обратите внимание! Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку (п. 17 ПБУ 10/99).

 

Порядок определения суммы расходов по обычным видам деятельности установлен п. 6 ПБУ 10/99. Согласно названному пункту расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Если оплачена лишь часть признаваемых расходов, то принимаемые к бухгалтерскому учету расходы определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности в части неоплаченных расходов. При определении суммы расходов необходимо учитывать положения п. 3 ПБУ 10/99, который содержит перечень расходов, не признаваемых расходами в целях налогообложения. Так, не признается расходами организации выбытие активов:

— в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и тому подобного);

— вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

— по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и тому подобное;

— в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

— в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

— в погашение кредита, займа, полученных организацией.

В случаях, когда цена договором не предусмотрена и не может быть установлена исходя из условий договора, необходимо руководствоваться п. 6.1 ПБУ 10/99, согласно которому в этом случае для определения величины оплаты или кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет расходы в отношении аналогичных материально-производственных запасов, работ, услуг.

Пункт 6.1 ПБУ 10/99 полностью соответствует положениям ст. 424 ГК РФ, из которой следует, что установление цены является одним из существенных условий договора. В п. 1 ст. 424 ГК РФ сказано, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, то есть применяются тарифы, расценки, ставки и тому подобное.

Если возмездным договором цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая в сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее — План счетов бухгалтерского учета), учет расчетов с поставщиками осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

На счете 60 отражаются, в частности, расчеты за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы, потребленные услуги, а также расчеты по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк. Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 независимо от времени оплаты.

По кредиту счета 60 отражается стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции с дебетом счетов учета этих ценностей (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары» и других счетов) или счетов учета соответствующих затрат (20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»).

По дебету счета 60 отражаются оплата приобретенных товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»), а также иных счетов.

Аналитический учет по счету 60 должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить получение информации по каждому предъявленному счету, по каждому поставщику и подрядчику, по поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам, по авансам выданным, а также другим данным.

Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности, в соответствии с п. 6.1 ПБУ 10/99, определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом.

 

Пример. Организация «А» в июле приобрела у организации «Б» материально-производственные запасы, стоимость которых по договору купли-продажи составила 778 800 руб. (в том числе НДС 18% — 118 800 руб.). В этом же месяце материалы были переданы в производство. Ввиду недостаточности денежных средств на расчетном счете организации в июле поставщику было перечислено 400 000 руб. Образовавшаяся кредиторская задолженность погашена в августе того же года.

В бухгалтерском учете организации «А» совершенные хозяйственные операции будут отражены следующими бухгалтерскими записями.

В июле:

Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 660 000 руб. — отражена стоимость приобретенных материалов;

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 118 800 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Дебет 20 «Основное производство» Кредит 10 «Материалы»

— 660 000 руб. — отпущены в производство материалы;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

— 118 800 руб. — принята к вычету сумма НДС по приобретенным материалам;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета»

— 400 000 руб. — погашена задолженность перед поставщиком (частично).

В августе того же года:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета»

— 378 800 руб. — погашена кредиторская задолженность перед поставщиком.

 

Согласно ст. 823 ГК РФ договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне вещей, определенных родовыми признаками, может предусматриваться предоставление так называемого коммерческого кредита. Коммерческий кредит может быть предоставлен в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, если иное не установлено законом.

Если оплата приобретаемых материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг осуществляется на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки или рассрочки платежа, расходы на основании п. 6.2 ПБУ 10/99 принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности.

При этом следует особое внимание обратить на то, как определяется фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных за плату. Согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее — ПБУ 5/01), к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся, в частности, начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит).

Поскольку размер процентов и срок, на который предоставляется коммерческий кредит, определены договором, покупателю следует рассчитать сумму процентов, которая будет уплачена поставщику по окончании срока предоставления коммерческого кредита, и включить эту сумму в первоначальную стоимость приобретенных материально-производственных запасов.

Не следует путать предоставление поставщиком коммерческого кредита с получением заемных средств на приобретение материально-производственных запасов, поскольку проценты по займам и кредитам, привлеченным для приобретения этих запасов, учитываются в ином порядке. Пунктом 6 ПБУ 5/01 определено, что к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся проценты по заемным средствам, начисленные до принятия этих запасов к бухгалтерскому учету. Проценты, начисленные после принятия запасов к бухгалтерскому учету, учитываются в составе прочих расходов организации.

 

Пример. Торговая организация «А» 1 июля приобрела у организации «Б» партию товаров, стоимость которых по договору купли-продажи составила 472 000 руб. (в том числе НДС 18% — 72 000 руб.). Продавец товаров — организация «Б» — предоставил покупателю товаров коммерческий кредит в форме отсрочки платежа сроком на 35 дней. По условиям договора за предоставление коммерческого кредита организация «А» должна уплатить организации «Б» проценты в размере 12% годовых. В бухгалтерском учете организации «А» совершенные хозяйственные операции будут отражены следующими бухгалтерскими записями.

1 июля:

Дебет 41 «Товары» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты за товары»,

— 400 000 руб. — приняты к учету приобретенные товары;

Дебет 41 «Товары» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты по начисленным процентам»,

— 5431,23 руб. — включена в фактическую стоимость приобретенных товаров сумма процентов по коммерческому кредиту (472 000 руб. x 12% / 365 дней x 35 дней);

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 72 000 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная продавцом;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

— 72 000 руб. — принята к вычету сумма НДС по приобретенным материалам.

4 августа:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты за товары», Кредит 51 «Расчетные счета»

— 472 000 руб. — погашена задолженность перед поставщиком;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты по начисленным процентам», Кредит 51 «Расчетные счета»

— 5431,23 руб. — погашена задолженность перед поставщиком по начисленным процентам за предоставление отсрочки платежа.

 

По договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, величина оплаты и (или) кредиторской задолженности, согласно п. 6.3 ПБУ 10/99, определяется стоимостью товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость подлежащего передаче имущества устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организацией определяется стоимость аналогичного имущества.

Если стоимость переданного или подлежащего передаче имущества установить невозможно, то величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется стоимостью продукции (товаров), полученных организацией. Такая стоимость устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация приобретает аналогичную продукцию (товары).

Еще в 2001 г. специалисты Минфина России в Письме от 13 декабря 2001 г. N 04-02-05/1/211 отметили, что ГК РФ предусматривает только один вариант неденежной формы расчетов — договор мены и не отражает такой вариант расчетов, как товарообменные (бартерные) операции.

По договору мены каждая из сторон, в соответствии с п. 1 ст. 567 ГК РФ, обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Особенностью договора мены является то, что каждая из сторон договора выступает и продавцом, и покупателем: продавцом в отношении товара, который она обязуется передать, а покупателем — в отношении товара, который она обязуется принять в обмен (п. 2 ст. 567 ГК РФ).

Очевидно, что к договору мены не могут применяться правила о договоре купли-продажи, касающиеся денежных расчетов за передаваемые сторонами товары.

Важным моментом при заключении договора мены является то, что товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, хоть это не означает, что передаваемые товары будут иметь одинаковую стоимость. Расходы на передачу и принятие товара на основании п. 1 ст. 568 ГК РФ осуществляются в каждом случае стороной, которая несет соответствующие расходы.

Договором может быть предусмотрено, что обмениваемые товары признаются неравноценными. В этом случае сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, оплачивает разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар. Согласно п. 2 ст. 568 ГК РФ договором может быть определен и другой порядок оплаты.

Существенным условием договора мены является момент перехода права собственности на товары. По общему правилу, установленному ст. 223 ГК РФ, право собственности на товар по договору возникает с момента его передачи, если иное не установлено законом или договором.

По договору мены право собственности на обмениваемые товары, согласно ст. 570 ГК РФ, переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами. Законом или договором мены может быть предусмотрено иное.

Несколько слов следует сказать и о налоге на добавленную стоимость (далее — НДС).

Реализация товаров, в соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), признается объектом обложения НДС.

При обмене товарами происходит переход права собственности на них, следовательно, согласно п. 1 ст. 39 НК РФ и пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ обмен товарами признается реализацией этих товаров. Таким образом, объект обложения НДС возникает и у передающей, и у принимающей стороны. После принятия товара к учету у участников сделки возникает право на получение вычета по НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Обращаем ваше внимание на то, что в расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой (п. 4 ст. 168 НК РФ).

Итак, договор мены совершен. Как следует отразить осуществленные операции в бухгалтерском учете?

После отражения на счетах бухгалтерского учета передачи и получения обмениваемого имущества нужно отразить зачет взаимных задолженностей, ведь, как мы отметили выше, при совершении договора мены каждая из его сторон является одновременно и покупателем, и продавцом.

Зачет задолженности отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Если организация продала свое имущество по цене выше стоимости имущества, полученного в обмен, то после зачета задолженностей на счете 62 образуется дебетовое сальдо, поскольку выручка от продажи превышает стоимость поступивших ценностей. В бухгалтерском учете необходимо сделать запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», и кредиту счета 62.

Если же ситуация обратная и продажа имущества осуществлена по цене ниже, чем стоимость поступившего имущества, то в бухгалтерском учете следует сделать запись по дебету счета 62 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы.

 

Пример. Организации заключили договор мены, согласно которому организация «А» получает автомобиль, а в обмен передает материалы. Стоимость обмениваемого имущества по условиям договора признана равноценной и составляет 112 100 руб. (в том числе НДС 18% — 17 100 руб.).

Цена договора мены соответствует уровню рыночных цен. Балансовая стоимость передаваемых материалов — 91 500 руб.

В примере не рассматриваются операции по отражению в учете государственной регистрации автомобиля, полученного по договору мены.

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 91-1 «Прочие доходы»

— 112 100 руб. — отражена выручка от продажи материалов по цене договора;

Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

— 17 100 руб. — начислена сумма НДС;

Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 10 «Материалы»

— 91 500 руб. — списаны переданные материалы по балансовой стоимости;

Дебет 08-4 «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 95 000 руб. — отражена стоимость автомобиля, полученного по договору мены;

Дебет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 17 100 руб. — отражена сумма НДС со стоимости автомобиля, полученного по договору мены;

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08-4 «Приобретение объектов основных средств»

— 95 000 руб. — принят на учет автомобиль в качестве объекта основных средств;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

— 112 100 руб. — зачтена взаимная задолженность сторон по договору мены;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»

— 16 470 руб. — принята к вычету сумма НДС (91 500 x 18%);

Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»

— 630 руб. — отражена в составе прочих расходов организации сумма НДС, не подлежащая вычету.

 

Пунктом 6.4 ПБУ 10/99 определено, что если обязательства по договору будут изменены, то первоначальная величина оплаты и (или) кредиторской задолженности подлежит корректировке, производимой исходя из стоимости актива, подлежащего выбытию. Стоимость актива устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности на основании п. 6.5 ПБУ 10/99 определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code