Налог на прибыль для клиринговых организаций

Налоговым кодексом Российской Федерации определено, что некоторые категории налогоплательщиков налога на прибыль организаций, помимо общего порядка учета доходов и расходов, должны учитывать особенности, установленные именно для этих налогоплательщиков.

В этой статье пойдет речь об особенностях определения доходов и расходов, которые должны учитывать клиринговые организации.

Итак, правовые основы осуществления клиринга, требования к юридическим лицам, осуществляющим клиринговую деятельность и (или) функции центрального контрагента, а также правовые основы регулирования клиринговой деятельности и контроля за ее осуществлением установлены Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» (далее — Закон N 7-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 2 указанного Закона клиринговая деятельность — деятельность по оказанию клиринговых услуг в соответствии с утвержденными клиринговой организацией правилами клиринга, зарегистрированными в установленном порядке Банком России (далее — Банк России). В свою очередь клиринговой организацией является юридическое лицо, имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности.

Сторонами договора об оказании клиринговых услуг являются клиринговая организация и участник клиринга: по договору клиринговая организация обязуется в соответствии с правилами клиринга оказывать участнику клиринга клиринговые услуги, а участники клиринга обязуются указанные услуги оплачивать (ст. 3 Закона N 7-ФЗ).

Правила клиринга, утвержденные клиринговой организацией и содержащие, в частности, требования к участникам клиринга, порядок и условия допуска обязательств к клирингу, порядок исполнения обязательств по итогам клиринга, подлежат регистрации в Банке России (п. п. 1 — 2 ст. 4 Закона N 7-ФЗ).

 

Обратите внимание! Минимальный размер собственных средств клиринговой организации должен составлять не менее 100 млн руб. Состав собственных средств клиринговых организаций должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются Банком России с учетом видов деятельности, с которыми совмещается ими клиринговая деятельность. Таково требование п. 1 ст. 8 Закона N 7-ФЗ. Клиринговая организация на основании п. 3 ст. 5 Закона N 7-ФЗ не имеет права осуществлять:

— производственную, торговую и страховую деятельность;

— деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

— деятельность по управлению акционерными инвестиционными фондами, ПИФами и негосударственными пенсионными фондами;

— деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, ПИФов и негосударственных пенсионных фондов;

— деятельность акционерных инвестиционных фондов;

— деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

 

Выше мы сказали о том, что клиринговая организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии. Лицензия на осуществление клиринговой деятельности выдается Банком России без ограничения срока ее действия (п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ).

Причины, по которым лицензия может быть аннулирована Банком России, перечислены в ст. 28 Закона N 7-ФЗ.

А теперь перейдем к вопросам налогообложения прибыли клиринговых организаций, для чего обратимся к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее — НК РФ).

К доходам налогоплательщиков — клиринговых организаций относятся доходы, предусмотренные ст. ст. 249 и 250 НК РФ, определяемые с учетом особенностей, предусмотренных ст. 299.1 НК РФ. Об этих особенностях мы скажем чуть позже, а пока напомним, что к доходам в целях налогообложения прибыли согласно ст. 248 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Не следует забывать о том, что гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ содержит ст. 251, в которой приведен закрытый перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров, работ, услуг и имущественных прав. Такими налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы.

В целях исчисления налога на прибыль организаций доходом от реализации в соответствии с п. 1 ст. 249 НК РФ признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации, как установлено п. 2 ст. 249 НК РФ, определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

При определении выручки от реализации согласно Письму Минфина России от 31 января 2008 г. N 03-03-06/3/1 следует учитывать все поступления, связанные с расчетами при переходе к другому лицу права собственности на имущество и (или) имущественные права, принадлежащие налогоплательщику, результатов выполненных работ либо оказание услуг одним лицом для другого лица в порядке, установленном НК РФ.

Внереализационными доходами в целях налогообложения прибыли организаций, согласно ст. 250 НК РФ, признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, то есть доходы, не относимые к доходам от реализации.

Итак, п. 2 ст. 299.1 НК РФ определено, что при определении налоговой базы клиринговых организаций не учитываются следующие доходы:

— денежные средства и иное имущество, которые получены клиринговой организацией в качестве обеспечения исполнения обязательств участников клиринга, а также от реализации имущества, составляющего такое обеспечение;

— денежные средства и иное имущество, которые получены клиринговой организацией в целях осуществления расчетов по обязательствам участников клиринга, в том числе по договорам, стороной по которым является клиринговая организация (за исключением денежных средств и иного имущества, которые получены клиринговой организацией в качестве оплаты ее услуг), а также по договорам, предусматривающим реализацию имущества, заключаемым клиринговой организацией в целях исполнения обязательств участников клиринга;

— денежные средства и иное имущество, которые получены клиринговой организацией от использования фондов, сформированных этой клиринговой организацией в целях обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым договорам.

В Письме Минфина России от 1 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/570 указано, что доходы в виде процентов от размещения средств гарантийного фонда клиринговой организации во вкладах в кредитных организациях, включаемые в состав гарантийного фонда, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Напомним, что гарантийный фонд формируется за счет взносов участников клиринга (п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).

Также финансисты дали разъяснения по вопросу признания указанных доходов в виде процентов доходами участников клиринга.

В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона N 7-ФЗ денежные средства гарантийного фонда должны быть обособлены от имущества клиринговой организации на клиринговом счете — отдельном банковском счете клиринговой организации.

По договорам, заключенным клиринговой организацией за счет гарантийного фонда, включая договоры банковского вклада, клиринговая организация приобретает права и становится обязанной (п. 11 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).

С учетом изложенного доходы от инвестирования средств гарантийного фонда признаются доходами, полученными клиринговой организацией, не учитываемыми для целей налогообложения прибыли на основании пп. 3 п. 2 ст. 299.1 НК РФ.

К расходам налогоплательщиков — клиринговых организаций относятся расходы, предусмотренные ст. ст. 254 — 269 НК РФ, определяемые с учетом особенностей, предусмотренных ст. 299.2 НК РФ.

Напомним, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, которые на основании п. 2 ст. 252 НК РФ подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В соответствии с п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.

К материальным расходам относятся затраты на приобретение сырья и материалов, которые используются в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образуют их основу либо являются необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), организация может применять один из следующих методов оценки, установленных п. 8 ст. 254 НК РФ:

— по стоимости единицы запасов;

— по средней стоимости;

— по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

— по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Для целей исчисления налога на прибыль организация может применить только один из четырех возможных методов оценки по всем материальным запасам, закрепив его применение в учетной политике для целей налогообложения.

Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда. В расходы на оплату труда включаются премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Несмотря на то что ст. 255 НК РФ состоит из 25 пунктов, перечень расходов, относимых к расходам на оплату труда, остается открытым.

В соответствии со ст. ст. 256 и 257 НК РФ определяется амортизируемое имущество и порядок определения его стоимости. Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп) установлены ст. 258 НК РФ. Методы и порядок расчета сумм амортизации определены ст. ст. 259 — 259.3 НК РФ.

В частности, п. 1 ст. 259 НК РФ предусмотрено два метода начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества: линейный и нелинейный. Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком — клиринговой организацией самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества и отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Прочие расходы, связанные с производством и реализацией, определяются в соответствии со ст. 264 НК РФ.

В состав внереализационных расходов согласно п. 1 ст. 265 НК РФ включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. Перечень внереализационных расходов, содержащийся в п. 1 ст. 265 НК РФ, является открытым, поскольку на основании пп. 20 в состав внереализационных расходов могут включаться «другие обоснованные расходы».

К внереализационным расходам в целях налогообложения прибыли приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, перечень которых содержит п. 2 ст. 265 НК РФ.

При определении налоговой базы клиринговых организаций на основании п. 2 ст. 299.2 НК РФ не учитываются следующие расходы:

— денежные средства и иное имущество, которые обеспечивают исполнение обязательств участников клиринга и переданы клиринговой организацией в счет исполнения таких обязательств;

— денежные средства и иное имущество, которые переданы клиринговой организацией участникам клиринга по итогам осуществления клиринга (расчетов), в том числе по договорам, стороной по которым является клиринговая организация, а также по договорам, предусматривающим приобретение имущества, совершаемым клиринговой организацией в целях исполнения обязательств участников клиринга;

— денежные средства и иное имущество, которые переданы участникам клиринга и которые получены клиринговой организацией от использования фондов, сформированных клиринговой организацией за счет взносов данных участников клиринга в целях обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым договорам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code