Налог на прибыль по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, истребование связанных документов, новая ставка

Иностранные организации, так же как и российские компании, признаются плательщиками налога на прибыль. Причем они в целях получения прибыли могут приобретать российские государственные, муниципальные и эмиссионные ценные бумаги.

В январе 2014 г. в гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации появится механизм исчисления и уплаты налога в отношении доходов, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, по государственным, муниципальным, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет ценную бумагу как документ, соответствующий установленным законом требованиям и удостоверяющий обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможна только при предъявлении такого документа (документарная ценная бумага).

Одним из оснований для классификации ценных бумаг выступает способ их выпуска, в зависимости от которого все ценные бумаги делятся на две категории — на эмиссионные и неэмиссионные. Правовые отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, определены Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон N 39-ФЗ). Согласно ст. 2 Закона N 39-ФЗ к эмиссионным ценным бумагам относятся акции, облигации и опционы эмитента. Они закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, размещаются выпусками и при этом имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени их приобретения.

Особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг (далее — Закон N 136-ФЗ). Согласно ст. 2 Закона N 136-ФЗ государственными ценными бумагами признаются государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации. В свою очередь, муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона N 136-ФЗ эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Оказание услуг по хранению ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги признается депозитарной деятельностью, на что указывает ст. 7 Закона N 39-ФЗ. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Лица, пользующиеся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги, именуются депонентами, в качестве которых могут выступать как физические, так и юридические лица.

Отношения сторон между депозитарием и депонентом строятся на основании депозитарного договора, заключаемого в письменной форме. При этом депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенного депозитарного договора.

Депозитарное обслуживание депонентов включает в себя много функций, одной из которых выступает выплата доходов по ценным бумагам. Причем депозитарий, осуществляющий учет прав на эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением, обязан оказывать депоненту услуги, связанные с получением доходов по таким ценным бумагам в денежной форме и иных причитающихся владельцам таких ценных бумаг денежных выплат, на что указано в ст. 7 Закона N 39-ФЗ.

Теперь обратимся к нормам налогового законодательства. Итак, если владельцем ценных бумаг является иностранная организация, то на основании ст. 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) депозитарий, выплачивающий доход по таким ценным бумагам, признается налоговым агентом по налогу на прибыль, то есть при выплате дохода он обязан исчислить налог, удержать его у налогоплательщика — иностранной организации и заплатить в бюджет. При этом данный порядок распространяется на:

— федеральные государственные эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением (независимо от даты регистрации их выпуска);

— иные эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением (в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г.).

Как вы помните, 31 декабря 2012 г. гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ была дополнена ст. 310.1 НК РФ, устанавливающей особенности налогообложения доходов по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам, а также по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, выпущенным (выданным) российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. С 1 января 2014 г. указанная статья изложена в новой редакции. В ней определены особенности исчисления и уплаты налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. Данные изменения внесены Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 306-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 306-ФЗ).

Далее рассмотрим основные положения ст. 310.1 НК РФ, действующие в редакции Закона N 306-ФЗ.

Так, согласно п. 1 ст. 310.1 НК РФ депозитарий признается налоговым агентом, осуществляющим исчисление и уплату налога в отношении доходов по следующим ценным бумагам, которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ:

— по государственным ценным бумагам Российской Федерации с обязательным централизованным хранением;

— по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации с обязательным централизованным хранением;

— по муниципальным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением;

— по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, выпущенным российскими организациями, государственная регистрация выпуска которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г.;

— по иным эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, за исключением эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены до 1 января 2012 г.

При выплате вышеуказанных доходов, которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, сумма налога исчисляется и уплачивается депозитарием, осуществляющим функции налогового агента, на основании следующей информации:

— обобщенной информации об организациях, осуществляющих права по ценным бумагам, указанным в п. 1 ст. 310.1 НК РФ, за исключением доверительных управляющих, которые действуют не в интересах иностранного инвестиционного фонда (инвестиционной компании), который в соответствии с личным законом такого фонда (компании) относится к схемам коллективного инвестирования (пп. 1 п. 2 ст. 310.1 НК РФ);

— обобщенной информации об организациях, в чьих интересах доверительный управляющий осуществляет права по ценным бумагам, указанным в п. 1 ст. 310.1 НК РФ, при условии, что такой доверительный управляющий действует не в интересах иностранного инвестиционного фонда (инвестиционной компании), который в соответствии с личным законом такого фонда (компании) относится к схемам коллективного инвестирования (пп. 2 п. 2 ст. 310.1 НК РФ).

Отметим, что перечисленные требования не применяются к выплатам доходов, указанных в п. 1 ст. 310.1 НК РФ, в отношении которых исчисление и удержание налога были осуществлены другим депозитарием. При этом депозитарий вправе потребовать от лица, которое перечислило ему соответствующий доход по ценным бумагам, указанным в п. 1 ст. 310.1 НК РФ, предоставления ему соответствующей информации. Данная норма установлена п. 6 ст. 310.1 НК РФ.

На основании п. 3 ст. 310.1 НК РФ при выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 310.1 НК РФ, по ценным бумагам, которые учитываются на счете депо депозитарных программ, сумма налога исчисляется и удерживается депозитарием, осуществляющим функции налогового агента, на основании следующей информации:

— обобщенной информации об организациях, осуществляющих права по ценным бумагам иностранного эмитента, удостоверяющим права в отношении ценных бумаг, указанных в п. 1 ст. 310.1 НК РФ, за исключением доверительных управляющих, которые действуют не в интересах иностранного инвестиционного фонда (инвестиционной компании), который в соответствии с личным законом такого фонда (компании) относится к схемам коллективного инвестирования (пп. 1 п. 3 ст. 310.1 НК РФ);

— обобщенной информации об организациях, в чьих интересах доверительный управляющий осуществляет права по ценным бумагам иностранного эмитента, удостоверяющим права в отношении ценных бумаг, указанных в п. 1 ст. 310.1 НК РФ, при условии, что такой доверительный управляющий действует не в интересах иностранного инвестиционного фонда (инвестиционной компании), который в соответствии с личным законом такого фонда (компании) относится к схемам коллективного инвестирования (пп. 2 п. 3 ст. 310.1 НК РФ).

При выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 310.1 НК РФ, по ценным бумагам, которые учитываются на счете депо иностранного уполномоченного держателя, открытого не в интересах иностранного инвестиционного фонда (инвестиционной компании), который в соответствии с личным законом такого фонда (компании) относится к схемам коллективного инвестирования, сумма налога исчисляется и уплачивается депозитарием, осуществляющим функции налогового агента, на основании обобщенной информации об организациях, в интересах которых такой иностранный уполномоченный держатель осуществляет доверительное управление ценными бумагами, указанными в п. 1 ст. 310.1 НК РФ.

В силу п. 5 ст. 310.1 НК РФ при выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 310.1 НК РФ, по ценным бумагам, которые учитываются на счете депо иностранного уполномоченного держателя, открытого в интересах иностранного инвестиционного фонда (инвестиционной компании), который в соответствии с личным законом такого фонда (компании) относится к схемам коллективного инвестирования, сумма налога исчисляется и удерживается депозитарием, осуществляющим функции налогового агента, в соответствии с положениями НК РФ, а также международных договоров Российской Федерации в зависимости от вида выплачиваемого дохода на основании предусмотренной п. 7 ст. 310.1 НК РФ обобщенной информации о лице, которому открыт счет депо иностранного уполномоченного держателя.

Пунктом 7 ст. 310.1 НК РФ установлено, что обобщенная информация об организациях, указанных в п. п. 2 — 5 ст. 310.1 НК РФ, должна содержать следующие сведения:

— в отношении организаций, указанных в пп. 1 п. 2, пп. 1 п. 3 и п. 5 ст. 310.1 НК РФ, соответственно сведения о количестве ценных бумаг и о количестве ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении ценных бумаг соответствующей российской организации, права по которым осуществляются организациями на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам;

— в отношении организаций, указанных в пп. 2 п. 2, пп. 2 п. 3 и п. 4 ст. 310.1 НК РФ, соответственно сведения о количестве ценных бумаг и о количестве ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении ценных бумаг соответствующей российской организации, права по которым осуществляются доверительным управляющим в интересах соответствующих организаций на дату, определенную решением о выплате дохода по ценным бумагам.

В случае если информация об организациях не была представлена депозитарию в установленные порядке, форме и сроки в полном объеме, доходы по соответствующим ценным бумагам подлежат налогообложению по налоговой ставке, установленной п. 4.2 ст. 284 НК РФ (за исключением случаев, если доходы по ценным бумагам не подлежат налогообложению в соответствии с НК РФ, налогообложение таких доходов осуществляется по налоговой ставке 0% или в соответствии с НК РФ налоговый агент не исчисляет и не удерживает сумму налога с таких доходов).

Отметим, что налоговая ставка, установленная п. 4.2 ст. 284 НК РФ, составляет 30% (п. 13 ст. 2 Закона N 306-ФЗ).

В отношении доходов, полученных в виде дивидендов по акциям российских организаций, налогообложение которых осуществляется по пониженной налоговой ставке по сравнению с налоговой ставкой, установленной НК РФ или международным договором Российской Федерации, и применение этой пониженной ставки зависит от соблюдения дополнительных условий, предусмотренных соответственно НК РФ или указанным международным договором, налоговый агент исчисляет и уплачивает сумму налога по ставке, установленной для доходов в виде дивидендов по акциям российских организаций НК РФ или соответствующим международным договором, без применения соответствующих льгот.

В соответствии с п. 10 ст. 310.1 НК РФ обобщенная информация об организациях, предусмотренная п. 7 указанной статьи, представляется депозитарию иностранным номинальным держателем, иностранным уполномоченным держателем, а также лицом, которому депозитарий открыл счет депо депозитарных программ, не позднее:

— 5 дней с даты, на которую депозитарием, осуществляющим обязательное централизованное хранение ценных бумаг, раскрыта информация о передаче своим депонентам причитающихся им выплат по ценным бумагам (для ценных бумаг с обязательным централизованным хранением);

— 7 дней с даты, на которую в соответствии с решением организации определяются лица, имеющие право на получение дивидендов (для акций, выпущенных российскими организациями).

Налоговый агент обязан уплатить сумму исчисленного налога на 30-й день с даты его исчисления. В случае если до истечения указанного срока налоговому агенту представлена уточненная обобщенная информация, предусмотренная п. 7 ст. 310.1 НК РФ, налоговый агент осуществляет перерасчет исчисленных сумм, уплату либо возврат ранее удержанного налога на основании такой информации. Представление уточненной обобщенной информации осуществляется лицами, указанными в п. 10 ст. 310.1 НК РФ.

Обращаем ваше внимание на то, что налоговый агент вправе не осуществлять перерасчет ранее удержанного налога в случае, если уточненная обобщенная информация, предусмотренная п. 7 ст. 310.1 НК РФ, представлена налоговому агенту менее чем за 5 дней до истечения срока, указанного в абз. 1 п. 11 ст. 310.1 НК РФ (то есть до истечения 30 дней).

Уплата сумм исчисленного налога в случае его перерасчета осуществляется налоговым агентом за счет сумм налога в отношении выплат по ценным бумагам, удержанных им до осуществления перерасчета, а также денежных средств лиц, указанных в п. 9 ст. 310.1 НК РФ, в порядке, установленном договором между налоговым агентом и такими лицами.

На основании п. 15 ст. 310.1 НК РФ на налогового агента не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате суммы налога в отношении выплат, предусмотренных указанной статьей, не удержанного им вследствие представления ему организацией, действующей в интересах третьих лиц, недостоверной и (или) неполной информации и (или) документов, а также в случае отказа такой организации представить по запросу налогового органа, проводящего камеральную или выездную налоговую проверку, информацию и (или) документы, истребуемые в соответствии со ст. 310.2 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 310.2 НК РФ (введенной в действие Законом N 306-ФЗ) при проведении камеральной налоговой проверки и (или) выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты суммы налога налоговым агентом налоговые органы вправе запрашивать следующие документы:

— копии документов, подтверждающих государственную регистрацию и полное наименование организации, осуществлявшей на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, права по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации);

— копии документов, подтверждающих государственную регистрацию и полное наименование организации, в интересах которой доверительный управляющий осуществлял на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, права по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации);

— копии и оригиналы документов, подтверждающих осуществление организацией на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода, прав по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации), а также документы, подтверждающие налоговое резидентство такой организации;

— копии и оригиналы документов, подтверждающих осуществление доверительным управляющим на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, прав по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации) в интересах организации, а также документы, подтверждающие налоговое резидентство такой организации;

— иные документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога, в том числе документы, подтверждающие достоверность информации, представленной иностранными организациями, действующими в интересах третьих лиц.

Требование о представлении вышеуказанных документов направляется налоговому агенту, который осуществил исчисление, удержание и уплату соответствующего налога, в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ. В случае отсутствия истребуемых информации и (или) документов налоговый агент направляет иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, которым была осуществлена выплата дохода по ценным бумагам российских организаций, запрос о представлении таких документов. Кроме того, указанные документы также могут быть запрошены у уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (п. 4 ст. 310.2 НК РФ).

Документы, истребованные в соответствии со ст. 310.2 НК РФ, подлежат представлению в налоговый орган не позднее 3 месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего требования. При этом срок представления документов может быть продлен решением налогового органа, но не более чем на 3 месяца.

И в заключение статьи хотелось бы обратить ваше внимание на то, что требования ст. 310.1 НК РФ не распространяются на выплату доходов по ценным бумагам иностранных организаций, в том числе допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации (п. 17 ст. 310.1 НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code