Налог на прибыль для страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование

Одним из видов обязательного социального страхования, осуществляемого в Российской Федерации, является обязательное медицинское страхование. Участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.

В статье мы поведем речь о страховых медицинских организациях, их правах и обязанностях, а также рассмотрим особенности, которые должны учитывать названные организации при исчислении налога на прибыль организаций.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулирует Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 326-ФЗ). Закон также определяет правовое положение субъектов и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, а также иные вопросы.

Обязательное медицинское страхование (далее — ОМС) представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных Законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы ОМС (п. 1 ст. 3 Закона N 326-ФЗ).

Субъектами ОМС являются застрахованные лица, страхователи и Федеральный фонд, а участниками ОМС, как мы сказали в начале статьи, наряду с территориальными фондами и медицинскими организациями являются страховые медицинские организации (ст. 9 Закона N 326-ФЗ).

Страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее — страховая медицинская организация), — страховая организация, имеющая лицензию, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с Законом N 326-ФЗ и договором о финансовом обеспечении ОМС, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией (п. 1 ст. 14 Закона N 326-ФЗ).

Отметим, что особенности лицензирования деятельности страховых медицинских организаций в сфере ОМС утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1227 «Об особенностях лицензирования деятельности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

 

Обратите внимание! Страховые медицинские организации вправе осуществлять только деятельность по обязательному и добровольному медицинскому страхованию. Иную деятельность страховые медицинские организации осуществлять не имеют права (п. 3 ст. 14 Закона N 326-ФЗ).

 

Страховые медицинские организации должны вести раздельный учет доходов и расходов по операциям со средствами обязательного медицинского страхования и средствами добровольного медицинского страхования (п. 4 ст. 14 Закона N 326-ФЗ).

Также должен быть обеспечен раздельный учет собственных средств и средств ОМС, предназначенных для оплаты медицинской помощи (п. 5 ст. 14 Закона N 326-ФЗ).

Средствами целевого финансирования или целевыми средствами являются средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию (п. 6 ст. 14 Закона N 326-ФЗ). Направляются целевые средства медицинским организациям на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС (п. 2 ст. 28 Закона N 326-ФЗ).

Целевые средства страховой медицинской организации, на основании п. 1 ст. 28 Закона N 326-ФЗ, формируются за счет:

— средств, поступивших от территориального фонда на финансовое обеспечение ОМС в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

— средств, поступивших из медицинских организаций в результате применения к ним санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в соответствии ст. 41 Закона N 326-ФЗ:

средств по результатам проведения медико-экономического контроля;

70 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи;

70 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения медико-экономической экспертизы;

50 процентов сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;

— средств, поступивших от юридических или физических лиц, причинивших вред здоровью застрахованных лиц, в соответствии со ст. 31 Закона N 326-ФЗ в части сумм, затраченных на оплату медицинской помощи.

Получение страховой медицинской организацией средств ОМС не влечет за собой перехода этих средств в собственность страховой медицинской организации, за исключением случаев, установленных Законом N 326-ФЗ.

Собственными средствами страховой медицинской организации, согласно п. 4 ст. 28 Закона N 326-ФЗ, являются:

— средства, предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию;

— 30 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи;

— 30 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения медико-экономической экспертизы;

— 50 процентов сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;

— 10 процентов средств, образовавшихся в результате экономии рассчитанного для страховой медицинской организации годового объема средств, определяемого исходя из количества застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации и дифференцированных подушевых нормативов;

— средства, поступившие от юридических или физических лиц, причинивших вред здоровью застрахованных лиц, в соответствии со ст. 31 Закона N 326-ФЗ, сверх сумм, затраченных на оплату медицинской помощи.

Права и обязанности страховых медицинских организаций определяются в соответствии с договорами, предусмотренными ст. ст. 38 и 39 Закона N 326-ФЗ.

Статьей 38 Закона N 326-ФЗ предусмотрен договор о финансовом обеспечении ОМС. По такому договору страхования медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств.

Перечень обязанностей страховой медицинской организации, который должен быть предусмотрен договором, установлен п. 2 ст. 38 Закона N 326-ФЗ и состоит из 15 пунктов, приводить его полностью мы не будем, отметим лишь, что страховые медицинские организации по-прежнему обязаны осуществлять оформление, переоформление и выдачу полисов обязательного медицинского страхования.

Перечень прав, которыми наделены страховые медицинские организации, содержит п. 3 ст. 38 Закона N 326-ФЗ.

Договор о финансовом обеспечении ОМС заключается территориальным фондом со страховой медицинской организацией при наличии у нее списка застрахованных лиц, что установлено п. 5 ст. 38 Закона N 326-ФЗ.

Форма типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2011 г. N 1030н, применяется данная форма с 1 января 2012 г.

Статья 39 Закона N 326-ФЗ регулирует заключение договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Договор заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС и которым установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС.

По такому договору обязанностью медицинской организации является оказание медицинской помощи застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а обязанностью страховой медицинской организации является оплата оказанной медицинской помощи (п. 2 ст. 39 Закона N 326-ФЗ).

Форма типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утверждена Приказом Минздрава России от 24 декабря 2012 г. N 1355н.

А теперь перейдем к особенностям налогообложения прибыли страховых медицинских организаций, для чего обратимся к ст. 294.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), которой и установлены особенности определения доходов и расходов страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование.

Итак, согласно п. 1 ст. 294.1 НК РФ к доходам страховых медицинских организаций, кроме доходов, предусмотренных ст. ст. 249 и 250 НК РФ, относятся также средства, перечисляемые территориальными фондами обязательного медицинского страхования.

Напомним, что в соответствии со ст. 249 НК РФ определяются доходы от реализации, а в соответствии со ст. 250 НК РФ — внереализационные доходы.

Средства, перечисляемые страховым медицинским организациям территориальными фондами ОМС, являются средствами целевого финансирования, что следует из п. 1 ст. 28 Закона N 326-ФЗ и о чем мы говорили в статье. Аналогичную норму содержит и налоговое законодательство. Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относятся целевые средства, получаемые страховыми медицинскими организациями — участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда ОМС в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.

Таким образом, страховые медицинские организации, являющиеся участниками ОМС и получающие целевые средства от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, должны отражать указанные целевые средства в листе 07 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. N ММВ-7-3/174@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения». Такое мнение высказано в Письме ФНС России от 14 июня 2012 г. N ЕД-4-3/9824@. Солидарны с налоговыми органами и финансисты, на это указывает Письмо от 2 марта 2012 г. N 03-03-06/1/116.

К расходам страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, кроме расходов, предусмотренных ст. ст. 254 — 269 НК РФ, относятся также расходы, понесенные указанными организациями при осуществлении страховой деятельности по обязательному медицинскому страхованию, в том числе суммы отчислений в страховые резервы (резерв оплаты медицинских услуг, запасной резерв, резерв финансирования предупредительных мероприятий) (п. 2 ст. 294.1 НК РФ).

Говоря о средствах целевого финансирования, еще раз обратим внимание на очень важный момент — организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль и получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Неисполнение обязанности по ведению раздельного учета приведет к тому, что полученные средства целевого финансирования будут рассматриваться в целях налогообложения как подлежащие налогообложению, и, соответственно, налогоплательщик обязан будет исчислить и заплатить налог на прибыль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code