Зона территориального развития

Почти 2 года назад вступил в силу Закон о зонах территориального развития в Российской Федерации, регулирующий отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением существования зон территориального развития в Российской Федерации, а также определяющий меры государственной поддержки при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности в указанных зонах. Об этом Законе мы и поговорим в данной статье.

 

Прежде всего дадим определение такому понятию, как «зона территориального развития в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 392-ФЗ) зоной территориального развития в Российской Федерации является часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития (п. 1 ст. 4 Закона N 392-ФЗ).

Подлежит включению в такой перечень субъект Российской Федерации исходя из следующих показателей за десятилетний период, предшествующий году утверждения этого перечня:

1) доля работников хозяйственных товариществ и обществ, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых не принадлежат Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям;

2) уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации;

3) среднегодовые показатели развития промышленного производства;

4) среднегодовые показатели развития производства сельскохозяйственной продукции;

5) величина, характеризующая отношение среднедушевого дохода гражданина к прожиточному минимуму. Порядок определения прожиточного минимума установлен ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»;

6) показатель миграционного прироста;

7) уровень смертности населения в трудоспособном возрасте;

8) доля ветхого и аварийного жилищного фонда в объеме всего жилищного фонда;

9) доля длительной (более одного года) безработицы.

Предельные значения вышеуказанных показателей, методики расчета и порядок их применения в целях утверждения перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случаях, установленных решениями или поручениями Президента Российской Федерации, субъект Российской Федерации также может быть включен в такой перечень.

Создание зоны территориального развития (далее — ЗТР) допускается на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, если они являются муниципальными районами или городскими округами.

Муниципальные образования, на территориях которых допускается создание ЗТР, могут не иметь общие границы, но должны находиться на территории одного субъекта Российской Федерации. Границы ЗТР определяются по границам муниципальных образований, на территориях которых располагается зона территориального развития.

 

Обратите внимание! Создание ЗТР на территориях нескольких субъектов Российской Федерации не допускается!

 

Согласно п. 3 ст. 5 Закона N 392-ФЗ муниципальные образования, на территориях которых предполагается создание ЗТР, должны соответствовать установленным для субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации предельным значениям следующих показателей:

— среднегодовой показатель совокупного объема производства промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции и выполненных по договорам строительного подряда работ на душу населения;

— среднегодовой показатель капитальных вложений на душу населения;

— среднегодовой показатель среднемесячной заработной платы;

— иные показатели, установленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Статьей 6 Закона N 392-ФЗ установлены условия создания зоны территориального развития.

В случае если субъект Российской Федерации включен в перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание ЗТР, и планирует создание на своей территории такой зоны, в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации должны быть указаны:

— муниципальное образование или муниципальные образования, на территориях которых предполагается создание ЗТР;

— меры государственной поддержки (в том числе налоговые льготы), которые субъект Российской Федерации планирует предоставлять резидентам ЗТР, которую предполагается создать;

— объекты инженерной, транспортной и иных инфраструктур, строительство которых планируется осуществить в ЗТР, которую предполагается создать;

— значения целевых показателей социально-экономического развития, которые предполагается достичь к окончанию срока функционирования ЗТР и которые должны отражать рост значений показателей, указанных в пп. 1 — 6 п. 2 ст. 4 Закона N 392-ФЗ, и снижение значений показателей, указанных в пп. 7 — 9 п. 2 ст. 4 Закона N 392-ФЗ.

Для справки: Создание зоны территориального развития и особой экономической зоны на территории одного муниципального образования, создание зоны территориального развития в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации не допускаются.

Решение о создании ЗТР принимается Правительством Российской Федерации и оформляется соответствующим постановлением. На это указывает п. 1 ст. 7 Закона N 392-ФЗ.

В случае если субъект Российской Федерации включен в перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание ЗТР, и соответствует условиям создания ЗТР, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе подать в Правительство Российской Федерации заявку на создание ЗТР. Причем, заявка подается с одновременным представлением следующих документов:

— стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, предусматривающая создание ЗТР;

— решение о согласии исполнительно-распорядительных органов и представительных органов муниципального образования или муниципальных образований, на территориях которых предполагается создание ЗТР;

— реквизиты документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования территории муниципального образования или территорий муниципальных образований, на которых предполагается создание ЗТР.

Порядок оформления и подачи заявки на создание ЗТР в Российской Федерации установлен Приказом Минэкономразвития России от 18 октября 2012 г. N 686.

В течение 2 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о создании ЗТР Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительные органы муниципального образования или муниципальных образований, на территориях которых создается ЗТР, заключают соглашение о функционировании ЗТР. Что следует из положений ст. 8 Закона N 392-ФЗ.

ЗТР создается на двенадцать лет (п. 1 ст. 9 Закона N 392-ФЗ). Функционирование ЗТР осуществляется этапами, продолжительность которых устанавливается соглашением.

Существование ЗТР прекращается по истечении срока, на который она создана, за исключением досрочного прекращения существования зоны территориального развития.

При этом согласно п. 4 ст. 9 Закона N 392-ФЗ досрочное прекращение существования ЗТР допускается в случае:

— необходимости защиты жизни и (или) здоровья людей, охраны окружающей среды и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

— недостижения по окончании этапа функционирования ЗТР значений показателей оценки эффективности функционирования ЗТР, предусмотренных соглашением для данного этапа ее функционирования.

Решение о досрочном прекращении существования ЗТР принимается Правительством Российской Федерации. Прекращение или досрочное прекращение существования ЗТР является основанием для прекращения предоставления мер государственной поддержки.

Организации и предприниматели, которые зарегистрированы на территории муниципального образования, входящего в ЗТР, подлежат включению в реестр резидентов такой зоны (п. 1 статьи 11 Закона N 392-ФЗ).

Не подлежат включению в реестр резидентов:

— субъекты естественных монополий;

— государственные и муниципальные унитарные предприятия;

— хозяйственные товарищества и общества, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.

Для включения в реестр резидентов организации (предпринимателю) необходимо представить в администрацию заявление в письменной форме и пакет документов. Согласно п. 3 ст. 11 Закона N 392-ФЗ такими документами являются:

1) копии учредительных документов (для юридических лиц);

2) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В случае если указанные документы не представлены заявителем, по межведомственному запросу администрации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);

3) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. В случае если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу администрации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;

4) инвестиционная декларация (документ, содержащий сведения об инвестиционном проекте, реализуемом в ЗТР);

5) сведения о площади и виде разрешенного использования земельного участка, имеющегося или необходимого для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией.

Администрация должна рассмотреть заявление в срок не более чем 10 дней со дня представления этого заявления и принимает решение о включении или об отказе во включении заявителя в реестр резидентов с указанием причин отказа и в день принятия решения направляет уведомление в письменной форме заявителю.

В случае положительного решения администрация выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство, удостоверяющее его регистрацию в качестве резидента. Форма такого свидетельства утверждена Приказом Минэкономразвития России от 3 октября 2012 г. N 644 «Об утверждении формы свидетельства, удостоверяющего регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента зоны территориального развития».

Решение об отказе во включении заявителя в реестр резидентов принимается администрацией в случае:

— непредставления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем документов, указанных в пп. 1, 4, 5 п. 3 ст. 11 Закона N 392-ФЗ;

— неподтверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, факта внесения сведений о юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

— неподтверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, факта постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;

— несоответствия инвестиционного проекта, представленного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в инвестиционной декларации, установленным настоящим Федеральным законом требованиям.

К инвестиционному проекту, согласно п. 7 ст. 11 Закона N 392-ФЗ представленному в инвестиционной декларации, предъявляются следующие требования:

— реализация инвестиционного проекта в ЗТР;

— соответствие видов экономической деятельности, осуществление которых предусмотрено инвестиционным проектом, требованиям, установленным Законом N 392-ФЗ.

В соответствии с п. 9 ст. 11 Закона N 392-ФЗ инвестиционная декларация должна содержать следующие сведения:

— цель и объект инвестиционной деятельности, предусмотренной инвестиционным проектом;

— общий объем финансирования инвестиционного проекта;

— объем и график осуществления инвестиций при реализации инвестиционного проекта, в том числе на первом этапе функционирования ЗТР.

 

Обратите внимание! Внесение в инвестиционную декларацию изменений, касающихся условий реализации инвестиционного проекта, осуществляется администрацией на основании заявления в письменной форме резидента. В заявлении он должен обосновать необходимость внесения таких изменений. Решение о внесении изменений в инвестиционную декларацию оформляется в 2 экземплярах, один из которых выдается резиденту.

Если снижение объема финансирования инвестиционного проекта на первом этапе функционирования ЗТР или снижение общего объема финансирования инвестиционного проекта составляет более чем 10%, то внесение изменений в инвестиционную декларацию является обязательным.

Внесение в инвестиционную декларацию изменений, касающихся цели реализации инвестиционного проекта, не допускается!

 

Согласно п. 13 ст. 11 Закона N 392-ФЗ резидент подлежит исключению из реестра резидентов в случае:

— подачи им в письменной форме заявления об исключении из реестра резидентов;

— установления администрацией факта нарушения резидентом условий инвестиционных деклараций и условий получения мер государственной поддержки, представления при этом заявления в арбитражный суд об исключении резидента из реестра резидентов и вступления в силу соответствующего решения арбитражного суда;

— внесения записи соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

— прекращения деятельности резидента — юридического лица в результате его реорганизации.

Следует отметить, что исключение резидента из реестра резидентов является основанием для прекращения предоставления ему мер государственной поддержки.

Меры государственной поддержки предоставляются резидентам при соблюдении условий, установленных Законом N 392-ФЗ. К указанным мерам могут относиться:

— предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации в ЗТР инвестиционных проектов с участием резидентов;

— создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;

— предоставление резидентам в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в границах ЗТР;

— предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

— иные меры государственной поддержки в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Как вы заметили, одной из мер государственной поддержки является инвестиционный налоговый кредит.

В соответствии с п. 1 ст. 66 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при включении этой организации в реестр резидентов ЗТР в соответствии с Законом N 392-ФЗ (пп. 6 п. 1 ст. 67 НК РФ). Если организация включена в такой реестр, то инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до 10 лет.

Согласно пп. 2 и 3 п. 2 ст. 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

— по основаниям, указанным в пп. 2 — 4 п. 1 ст. 67 НК РФ, — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;

— по основанию, указанному в пп. 6 п. 1 ст. 67 НК РФ, — на сумму кредита, составляющую не более чем 100% суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами ЗТР инвестиционных проектов.

Пунктом 7 ст. 67 НК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Органы, уполномоченные принимать решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам определяются законодательством субъектов Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 63 НК РФ).

Возникает вопрос — возможно ли установление ограничений по срокам уменьшения платежей и срокам возврата инвестиционного налогового кредита по региональным налогам в зависимости от объема капитальных вложений?

В Письме Минфина России от 20 апреля 2012 г. N 03-02-07/1-97 указано, что при реализации своих полномочий, предусмотренных пп. 7 п. 1 ст. 63 НК РФ и п. 7 ст. 67 НК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения по суммам инвестиционного налогового кредита по региональным налогам в зависимости от оснований его предоставления, в том числе указанных в пп. 2 — 4 и 6 п. 1 ст. 67 НК РФ, а также по срокам действия инвестиционного налогового кредита.

И в заключение статьи хотелось бы отметить, что в случае если резидент ЗТР, получивший инвестиционный налоговый кредит, нарушил свои обязательства, то не позднее чем через 3 месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите он обязан уплатить всю сумму неуплаченного налога, а также проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем расторжения договора, до дня уплаты налога. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России. На это указывает п. 11 ст. 68 НК РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code