Ставки налога на прибыль

Пунктом 1 ст. 284 НК РФ ставка налога на прибыль установлена в размере 20%, при этом распределение суммы налога производится в следующем порядке:

— сумма налога, исчисленная по ставке 2%, подлежит зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации;

— сумма налога, исчисленная по ставке 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Для организаций — резидентов ОЭЗ законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны. При этом размер налоговой ставки не может быть выше 13,5%.

Таким образом, субъект Российской Федерации вправе устанавливать для организаций — резидентов ОЭЗ налоговую ставку налога на прибыль организаций в размере от 0 до 13,5% (Письмо Минфина России от 2 февраля 2012 г. N 03-03-05/6).

Условием применения пониженной ставки является ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ и за ее пределами.

Согласно п. 2 ст. 274 НК РФ налоговая по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. При этом налогоплательщики ведут раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

В Письме Минфина России от 26 октября 2011 г. N 03-11-10/55 сказано, что налогоплательщики — резиденты ОЭЗ осуществляют учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ, как по доходам (расходам), полученным (понесенным) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, так и по доходам (расходам), полученным (понесенным) при осуществлении деятельности за пределами территории этой зоны.

Налоговым кодексом не предусмотрен особый порядок ведения раздельного учета вышеуказанных доходов и расходов. В связи с этим раздельный налоговый учет доходов и расходов, полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, налогоплательщики — резиденты ОЭЗ ведут в общеустановленном порядке.

Пунктом 1.2 ст. 284 НК РФ для организаций — резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, установлена в размере 0%.

Указанная налоговая ставка применяется:

— к прибыли от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой ОЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами технико-внедренческой ОЭЗ;

— к прибыли от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами таких ОЭЗ.

Вышеуказанные организации вправе применять ставку 0% налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация приобрела статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ или статус резидента туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер.

Право на нулевую налоговую ставку утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация утратила статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ или статус резидента туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер.

Таким образом, технико-внедренческие ОЭЗ, расположенные в г. г. Москва, Зеленоград, Дубна, Санкт-Петербург и Томск, вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет. Аналогичное мнение высказано в Письме УФНС России по г. Москве от 25 мая 2012 г. N 16-15/046107.

В Письме Минфина России от 8 июня 2012 г. N 03-03-06/1/294 на вопрос, имеет ли право участник ОЭЗ Магаданской области на льготу по налогу на прибыль, в части инвестиций, направленных на развитие производства, чиновники ответили следующее.

В период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2014 г. участники ОЭЗ в Магаданской области при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. Такие льготы предоставлены ст. 5 Федерального закона от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области».

Установленные льготы по налогу на прибыль предоставляются при условии, что участники ОЭЗ ведут отдельный учет операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах ОЭЗ и Магаданской области.

НК РФ понятия «прибыль, инвестируемая в развитие производства» и «прибыль, инвестируемая в развитие социальной сферы» специально не определены. Не содержатся они и ни в одном нормативно-правовом акте по бухгалтерскому учету.

Вместе с тем в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, аналитический учет по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования средств. При этом в аналитическом учете средства нераспределенной прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и иных мероприятий по приобретению (созданию) иного имущества и еще не использованные, могут разделяться.

Таким образом, организация — участник ОЭЗ при осуществлении хозяйственной деятельности может воспользоваться льготой по налогу на прибыль организаций (освобождение от уплаты налога), в случае если она может документально подтвердить факт использования нераспределенной прибыли как источника инвестиций в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области.

При этом необходимо учитывать, что условия отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников ОЭЗ в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории указанной ОЭЗ и в пределах Магаданской области, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 646 «Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово — хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории указанной Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области».

Пунктом 1 указанного Постановления определено, что операции финансово-хозяйственной деятельности участников ОЭЗ в Магаданской области относятся к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области, при одновременном выполнении следующих условий:

— операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в ОЭЗ или в Магаданской области, а также с физическими лицами, находящимися на этих территориях при продаже им товаров в розничной торговле, выполнении для них работ и оказании услуг;

— объекты операций (в том числе полезные ископаемые и иные природные ресурсы, добытые на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области, другое сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, готовые изделия и иные товары, а также прочее имущество, работы и услуги) находятся (выполняются, оказываются) на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области (в том числе при выполнении договоров аренды имущества или других договоров, связанных с пользованием имуществом участника ОЭЗ).

Резидентами особой экономической зоны в Калининградской области применяется особый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, установленный ст. 288.1 НК РФ, в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 16-ФЗ).

Условием применения особого порядка является, как и в выше приведенных случаях, ведение резидентами раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта, и при осуществлении иной хозяйственной деятельности.

Согласно п. 4 ст. 288.1 НК РФ налоговой базой по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом N 16-ФЗ признается денежное выражение прибыли, полученной при реализации данного инвестиционного проекта и определяемой на основании данных раздельного учета доходов (расходов) (полученных (произведенных) при реализации этого инвестиционного проекта) и доходов (расходов) (полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности), к которым применяются положения гл. 25 НК РФ.

При этом в отношении доходов п. 5 ст. 288.1 НК РФ установлено ограничение, согласно которому доходами, полученными при реализации инвестиционного проекта, признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в результате реализации данного инвестиционного проекта, за исключением производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект.

В отношении расходов аналогичные ограничения ст. 288.1 НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 14 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/84).

Таким образом, из приведенных положений НК РФ следует, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом N 16-ФЗ учитываются только доходы от реализации товаров (работ, услуг) и все расходы (как от реализации товаров (работ, услуг), так и внереализационные), произведенные в результате реализации данного инвестиционного проекта, которые определяются на основании раздельного учета доходов (расходов).

Довольно часто для реализации инвестиционного проекта организации — резиденты ОЭЗ в Калининградской области приобретают за иностранную валюту за рубежом товары и материалы, в связи с чем возникают положительные и отрицательные курсовые разницы, связанные с переоценкой активов и обязательств.

Согласно п. 5.1 ст. 288.1 НК РФ при определении налоговой базы по налогу от реализации инвестиционного проекта учитываются возникшие при реализации указанного проекта доходы (расходы) в виде:

— положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленного Банком России, переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте), в том числе по валютным счетам в банках, требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, за исключением авансов, выданных (полученных);

— положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту.

Указанные доходы (расходы) учитываются и определяются в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, то есть в общеустановленном порядке.

Размер ставки налога на прибыль от реализации резидентом товаров (работ, услуг), полученную при реализации инвестиционного проекта, зависит от количества календарных лет, прошедших со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области:

— в течение шести календарных лет со дня включения резидента в реестр налог взимается по ставке 0% в отношении налога на прибыль организаций (п. 6 ст. 288.1 НК РФ);

— в период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно со дня включения резидента в реестр ставка налога на прибыль составляет величину, установленную п. 1 ст. 284 НК РФ и уменьшенную на 50%. То есть, согласно п. 7 ст. 288.1 НК РФ ставка налога на прибыль составит 10%. При этом в федеральный бюджет зачисляется сумма налога на прибыль, исчисленная по ставке 1%, в бюджет Калининградской области зачисляется сумма налога, исчисленная по ставке 9%.

Если Законом Калининградской области ставка налога для отдельных категорий налогоплательщиков будет понижена, то в бюджет Калининградской области в соответствии с п. 8 ст. 288.1 НК РФ будет зачисляться сумма налога, исчисленная по ставке, установленной Законом Калининградской области, уменьшенной на 50%.

Если резидент будет исключен из единого реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации, резидент утрачивает право применения особого порядка уплаты налога на прибыль организаций, установленного ст. 288.1 НК РФ.

С начала того квартала, в котором резидент был исключен из реестра, то есть с момента утраты права на применение особого порядка уплаты налога на прибыль, резидент обязан исчислить сумму налога в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта, по ставке 20%, что установлено п. 10 ст. 288.1 НК РФ.

Сумма налога исчисляется на основании данных раздельного учета доходов (расходов) за период применения особого порядка налогообложения. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором резидент был исключен из единого реестра резидентов, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code