2.3.11. Действия, направленные на внесение соответствующих записей в ЕГРЮЛ

Общий порядок действий реорганизуемого юридического лица, направленных на внесение записей в ЕГРЮЛ, регулируется ст. ст. 14 — 16 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», структурно расположенных в гл. V, которая называется «Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц».

В соответствии со ст. 14 указанного Закона для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган реорганизуемым лицом (лицами) должны быть представлены следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти <1>.

———————————

<1> В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

 

Соответствующие формы утверждены в настоящее время:

— для коммерческих организаций — форма N Р12001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации». Эта форма первоначально утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Однако впоследствии (информационным письмом Президиума ВАС РФ от 30 марта 2010 г. N 135 «О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», было отмечено, что указанная форма «не позволяет реализовать требования Закона N 312-ФЗ». А потому до утверждения новых форм уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти было рекомендовано пользоваться формой заявления, рекомендованной ФНС России и размещенной на ее сайте в сети Интернет. Позднее указанная форма была утверждена Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (данный документ действует со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 30 мая 2013 г. N 454 о признании, в частности, утратившим силу Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»);

— для некоммерческих организаций — форма N РН0002 «Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации, создаваемой путем реорганизации», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины;

ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп. 1 — 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Как видно из текста Закона, данный перечень не распространяется на случаи присоединения. Действия, связанные с направлением документов, в этом случае регулируются ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Причем обратим внимание, что эта статья уже расположена в гл. VI Закона, которая называется «Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц». В соответствии со ст. 17 при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган должны быть представлены:

а) заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Такое заявление подается:

— по форме N Р16003 (здесь актуальны комментарии, сделанные выше, относительно действия Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 и Приказа ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ для коммерческих организаций);

— по форме N РН0009 «Заявление о прекращении деятельности присоединенной некоммерческой организации» (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 для некоммерческих организаций);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о присоединении (как указывает судебная практика, это должен быть договор, утвержденный всеми юридическими лицами, участвующими в присоединении (Постановление ФАС Уральского округа от 3 апреля 2007 г. N Ф09-2279/07-С4 по делу N А50-16118/2006));

д) передаточный акт.

У юридического лица, к которому присоединяется другое лицо, также происходят изменения, которые в соответствии с законодательством требуют государственной регистрации — вносятся изменения в устав. Соответственно, такое лицо должно подготовить соответствующие документы для внесения изменений.

Некоторые нормативные акты указывают на такое условие государственной регистрации организаций, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных организаций как «наличие (представление) доказательств уведомления кредиторов» (ст. 15 Федерального закона «Об акционерных обществах», ст. 51 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 29 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Как видно, Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в форме такого доказательства, по существу, признает заявление по установленной форме, не требуя представления каких-либо иных доказательств. Поэтому можно предположить, что в какой бы форме ни осуществлялось такое уведомление — в письменной форме (в случае с унитарными предприятиями), в форме публикации (в случае с хозяйственными обществами), кроме самого заявления, никаких иных доказательств такого уведомления представлять не надо. Нельзя не отметить, что этот момент требует большей ясности в законе. Если для определенных случаев представление каких-то других доказательств необходимо, об этом надо прямо указывать в Законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Помимо необходимого перечня документов важное значение имеет соответствие формы представляемых документов установленным требованиям. К примеру, Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 утверждены Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, к числу которых в том числе относятся следующие:

— заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом;

— в случае, если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк;

— заявление, уведомление или сообщение заполняются в одном экземпляре и представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при их пересылке и описью вложения. На конверте рекомендуется сделать пометку «РЕГИСТРАЦИЯ»;

— подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально;

— каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

Соблюдение при подготовке документов указанных требований является обязательным, что можно подкрепить примерами из судебной практики по делам о ликвидации, где к оформлению документов предъявляются практически аналогичные требования. Так, судебная практика признает правомерным отказ в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании того, что ликвидационный баланс не был прошит и пронумерован. Представление ненадлежащим образом оформленных документов расценивается государственными органами и судами как «непредставление необходимых для государственной регистрации документов» (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2010 г. по делу N А33-3295/2010, аналогичные выводы см. в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19 июля 2010 г. по делу N А53-25636/2009).

В практике довольно болезненным является вопрос о том, как связано надлежащее уведомление кредиторов юридического лица и удовлетворение заявленных ими требований с правом реорганизуемого лица направить документы для государственной регистрации. Закон не дает вполне ясного ответа на этот вопрос. Анализируя законодательство, здесь можно предположить следующее:

а) для реорганизуемого лица минимально необходимым обязательством в отношениях с кредиторами, исполнение которого создает основания для обращения в государственные регистрирующие органы, является принятие требований кредиторов в установленный срок (в тех случаях, когда такой срок установлен законом или может быть установлен иным образом).

Для иллюстрации этого тезиса возьмем два правила ст. 51 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»:

— реорганизуемое общество после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации;

— кредиторы в срок не позднее 30 дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации общества вправе потребовать в письменной форме досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения такого обязательства — его прекращения и возмещения связанных с этим убытков.

«Дважды с периодичностью один раз в месяц» означает, что можно опубликовать теоретически первое сообщение 30 января текущего года, а второе сообщение — 1 февраля. Таким образом, требование о двух сообщениях в двух разных месяцах будет выполнено. Кредиторы вправе предъявить свои требования «не позднее 30 дней с даты последнего опубликования сообщения», т.е., если взять текущий 2013 г., реорганизуемое лицо должно дождаться наступления 3 марта, «закрыть» прием требований кредиторов, и в зависимости от наличия других обстоятельств 4 марта можно подавать документы для государственной регистрации <1>.

———————————

<1> По существу, такую логику встречаем и в разъяснениях налогового (регистрирующего) органа — письме ФНС России от 23 января 2009 г. N МН-22-6/64@ «По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации» (п. 12): «…первое уведомление о реорганизации может быть помещено в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, после даты внесения в ЕГРЮЛ записи (записей) о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процедуре реорганизации. В соответствии с пунктом 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Таким образом, второе уведомление о реорганизации может быть помещено в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца со дня помещения в указанных средствах массовой информации первого уведомления о реорганизации юридического лица (юридических лиц). Например, если первое уведомление о реорганизации помещено в соответствующем средстве массовой информации 28.01.2009, то второе уведомление о реорганизации может быть помещено в названных средствах массовой информации не ранее 01.03.2009».

 

Нам представляется, что направление документов ранее указанного срока — для предъявления требований кредиторами — нарушает права кредиторов <1>.

———————————

<1> Похожие идеи ранее высказывались рядом авторов (к примеру: Кулешов А.В. Правовое регулирование укрупнения акционерных обществ в форме слияния и присоединения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 9, 10).

 

Хотя теоретически никакого запрета для этого в законе сегодня нет. К примеру, в соответствии с той же ст. 51 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» указано, что «государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов«. То есть можно предположить, что Закон не требует ожидания предъявления кредиторами своих требований.

Интересно, что суды применительно к такой ситуации — подача документов для государственной регистрации и сама государственная регистрация до истечения срока для предъявления кредиторами своих требований — дают разные оценки и решения.

В одних случаях такие действия хотя и квалифицируются как нарушения, но не влекут недействительности государственной регистрации (Постановление ФАС Московского округа от 2 июня 2009 г. N КГ-А40/3812-09 по делу N А40-53005/08-152-460).

В других случаях такие действия являются основанием для недействительности государственной регистрации (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15 октября 2009 г. по делу N А27-5162/2009-6, ФАС Московского округа от 2 сентября 2010 г. N КГ-А40/8272-10 по делу N А40-99441/09-139-571). К примеру, в последнем деле встречаем такую позицию суда: «доводы заявителя кассационной жалобы о том, что действующим законодательством не установлен срок, по истечении которого общество имеет право представить документы на государственную регистрацию, являются несостоятельными, поскольку государственная регистрация сведений о прекращении деятельности юридического лица до истечения срока, в который кредиторами могут быть предъявлены требования, противоречит ст. 51 Закона N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и влечет за собой нарушение прав кредиторов».

В третьих случаях суды прямо констатируют возможность таких действий и неправомерность отказа в государственной регистрации по основаниям неистечения указанного срока. В качестве примера приведем два Постановления ФАС Волго-Вятского округа <1>:

———————————

<1> Такого рода выводы можно встретить и в Постановлениях других округов (к примеру: Постановление ФАС Поволжского округа от 30 мая 2007 г. по делу N А12-2801/07).

 

— от 6 августа 2008 г. по делу N А28-9956/2007-98/18: «суды правомерно указали, что подача заявления до истечения тридцатидневного срока для предъявления требований кредиторами к реорганизуемому лицу не является основанием для отказа в государственной регистрации, поскольку Законом о регистрации не установлен запрет на осуществление регистрации до истечения указанного срока»;

— от 23 октября 2007 г. по делу N А29-7527/2006а: «гражданским законодательством не установлен запрет на осуществление регистрации до истечения тридцатидневного срока для предъявления требований кредиторами к реорганизуемому лицу»;

б) действующее законодательство не связывает возникновение права направления документов для государственной регистрации с удовлетворением требований кредиторов.

По существу, ГК основан на том, что юридическое лицо лишь должно уведомить кредиторов, а вот удовлетворение их требований (или отказ в удовлетворении) — это может быть делом правопреемников. По крайней мере именно так можно толковать слова п. 4 ст. 60 ГК — «в случае, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации…«.

Как было отмечено выше, при анализе положений порядка реорганизации в части прав кредиторов проект изменений в Гражданский кодекс не вполне ясно регулирует соответствующие вопросы и вводит противоречивые положения. В сущности, все дело было бы решено, если бы после предложения «предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных статьей 327 настоящего Кодекса» в ст. 60 ГК в редакции проекта появилось бы другое предложение следующего содержания: «Реорганизуемое юридическое лицо вправе представлять документы для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), а также для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (при присоединении) не ранее истечения срока для исполнения заявленных кредиторами требований, если с кредиторами не достигнуто соглашение о переходе исполнения таких требований к правопреемникам».

Важным вопросом является то, где происходят соответствующие регистрационные действия и куда соответственно необходимо представлять реорганизуемым юридическим лицом документы для внесения записей в ЕГРЮЛ. Действующие правила здесь таковы:

а) государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, слияния, разделения, выделения (ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также государственная регистрация прекращения в результате реорганизации деятельности юридических лиц осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица, направившего в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации. Порядок взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На самом деле вышеуказанным порядком, который в настоящее время представлен Правилами взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110, утверждены конкретные правила и указания относительно мест государственной регистрации.

А именно следующих.

— государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, осуществляется по месту нахождения прекращающего деятельность в результате реорганизации юридического лица;

— государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации общественного объединения в форме преобразования в иную некоммерческую организацию, осуществляется управлением Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, в котором находится регистрационное дело реорганизуемого общественного объединения;

— государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц;

— государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме разделения, осуществляется по месту нахождения прекращающего деятельность в результате реорганизации юридического лица;

— государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, осуществляется по месту нахождения юридического лица, из которого выделяются юридические лица;

— государственная регистрация акционерного общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения, осуществляемой одновременно с присоединением, и государственная регистрация прекращения деятельности такого акционерного общества осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения акционерного общества, реорганизуемого в форме разделения или выделения.

Как видно, некоторая проблема при соотношении положений указанных актов есть только в отношении слияния. Ибо правила подзаконного акта не вполне учитывают положения закона, хотя и могут быть истолкованы соответствующим образом (по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц, направившего в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации) <1>;

———————————

<1> Интересно, что в судебной практике тема определения места государственной регистрации при слиянии получила и другое развитие. Так, по мнению некоторых судов, по делам, вытекающим из споров, возникающих в связи с реорганизацией акционерных обществ, государственная регистрация акционерного общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется регистрирующим органом, которому подконтрольна территория нахождения постоянно действующего исполнительного органа одного из реорганизуемых юридических лиц. Такой вывод, к примеру, сделал ФАС Московского округа (Постановление от 1 сентября 2008 г. N КГ-А40/7914-08 по делу N А40-30870/07-146-162). Впрочем, такой вывод небесспорный и в момент вынесения решения в настоящее время в силу изменения законодательства не может быть использован.

 

б) государственная регистрация прекращения деятельности присоединенного юридического лица, за исключением случаев государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного акционерного общества, созданного путем реорганизации в форме разделения или выделения, осуществляемой одновременно с присоединением (ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п. 3 Правил взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110), осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение.

Порядок представления документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, слияния, разделения, выделения (ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), а также государственная регистрация прекращения деятельности присоединенного юридического лица регулируется ст. 9 указанного Закона, т.е. применяется общий порядок.

Помимо общего порядка государственной регистрации юридических лиц, создаваемых (прекращаемых) в результате реорганизации, существуют специальные порядки. Их существование связано с положениями ст. 10 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которой федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Случаи применения такого специального порядка довольно многочисленны. Этот порядок может проявляться в ином перечне документов, представляемых для государственной регистрации, в наличии нескольких государственных органов, одного, принимающего решение, и второго, вносящего данные в ЕГРЮЛ, и в прочих элементах.

А именно:

1. Специальный порядок государственной регистрации существует для кредитных организаций. Основные элементы такого порядка установлены ст. 12 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»; детальное регулирование порядка подготовки документов для государственной регистрации кредитной организации, требований к их оформлению содержится в нормативных актах Банка России, в частности в Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», а в части слияния и присоединения — в Положении о реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения, утвержденном Банком России 29 августа 2012 г. N 386-П. В целом такой специальный порядок состоит в следующих элементах:

1) решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом;

2) при реорганизации кредитных организаций, в результате которой создается новая кредитная организация (новые кредитные организации), Банк России рассматривает одновременно вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций;

3) установлен иной перечень документов, предоставляемых для государственной регистрации, и специальные правила их оформления (гл. 29 Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»);

4) определены специальные положения о местах государственной регистрации создаваемых (прекращаемых) кредитных организаций;

5) установлены иные сроки и для государственной регистрации, и для направления документов на государственную регистрацию.

В соответствии с п. 3.1 Положения о реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения, утвержденного Банком России 29 августа 2012 г. N 386-П, для государственной регистрации кредитной организации, созданной в форме слияния, и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России направляются документы, предусмотренные Инструкцией Банка России N 135-И (за исключением документов, ранее направленных в соответствии с п. 2.5 указанного Положения N 386-П, замечания по которым отсутствовали):

— в течение 30 календарных дней со дня проведения общего собрания акционеров последней из реорганизуемых кредитных организаций в форме акционерного общества, на котором было принято решение о реорганизации (совместного общего собрания участников реорганизуемых кредитных организаций в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью) (за исключением случая, предусмотренного ст. 76 Федерального закона «Об акционерных обществах»);

— в случае, если в установленный срок не предъявлено ни одного требования о выкупе принадлежащих акционерам акций, — в течение 30 календарных дней, следующих за днем окончания срока предъявления акционерами последней из реорганизуемых кредитных организаций требований о выкупе принадлежащих им акций (п. 3 ст. 76 Федерального закона «Об акционерных обществах»);

— в случае предъявления в установленный срок требования о выкупе принадлежащих акционерам акций — в течение 30 календарных дней с даты проведения общего собрания акционеров последней из реорганизуемых кредитных организаций в форме акционерного общества, на котором были приняты решения по результатам выкупа акций реорганизуемых кредитных организаций (п. 4 ст. 76 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

В соответствии с п. 4.1 Положения о реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения, утвержденного Банком России 29 августа 2012 г. N 386-П, для государственной регистрации изменений, вносимых в устав (устава в новой редакции) кредитной организации, и получения новой лицензии на осуществление банковских операций (в случае, если кредитная организация ходатайствует о выдаче ей новой лицензии на осуществление банковских операций) при присоединении, в Банк России направляются документы, предусмотренные Инструкцией Банка России N 135-И (за исключением документов, ранее направленных в соответствии с п. 2.5 Положения N 386-П, замечания по которым отсутствовали);

— в течение 30 календарных дней со дня проведения общего собрания акционеров последней из реорганизуемых кредитных организаций в форме акционерного общества, на котором было принято решение о реорганизации (совместного общего собрания участников реорганизуемых кредитных организаций в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью) (за исключением случая, предусмотренного ст. 76 Федерального закона «Об акционерных обществах»);

— в случае, если в установленный срок не предъявлено ни одного требования о выкупе принадлежащих акционерам присоединяемых кредитных организаций акций, — в течение 30 календарных дней, следующих за днем окончания срока для предъявления акционерами последней из присоединяемых кредитных организаций требований о выкупе принадлежащих им акций (п. 3 ст. 76 Федерального закона «Об акционерных обществах»);

— в случае предъявления в установленный срок требований о выкупе принадлежащих акционерам присоединяемых кредитных организаций акций (п. 4 ст. 76 Федерального закона «Об акционерных обществах») — в течение 30 календарных дней со дня проведения общего собрания акционеров присоединяющей кредитной организации, на котором были приняты решения по результатам выкупа акций присоединяемых кредитных организаций;

б) установлены иные основания для отказа в государственной регистрации;

2. Специальный порядок существует для некоммерческих организаций. Основы его установлены ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и рядом подзаконных актов, из которых основными являются: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» и Приказ Минюста России от 12 ноября 2010 г. N 343 «О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций».

Федеральные законы, регулирующие правовое положение отдельных некоммерческих организаций, также содержат положения о специальном порядке, которые могут отличаться от «общего» специального порядка, установленного Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (к примеру, Федеральные законы: «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»). Применительно к некоммерческим организациям специальный порядок (общие правила) состоит в следующих элементах:

1) решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (в настоящее время — Министерство юстиции РФ), или его территориальным органом; внесение в ЕГРЮЛ сведений о реорганизации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию;

2) определены специальные места, случаи и сроки государственной регистрации;

3) определены требования к перечню документов и порядку их оформления;

4) установлен специальный перечень оснований для отказа в государственной регистрации;

в) специальный порядок существует для реорганизации юридических лиц, зарегистрированных в закрытых административно-территориальных образованиях, поскольку Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» регулирует особенности создания юридических лиц на таких территориях.

Статья 3 этого Закона устанавливает так называемый особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании. В рамках этого «особого режима» введены ограничения, в том числе на создание организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями. Создание на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями допускается в порядке, предусмотренном Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Указанный порядок урегулирован Правилами создания и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2006 г. N 302. В соответствии с ним при создании организации с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования ее учредитель представляет в федеральный орган исполнительной власти или Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано соответствующее закрытое административно-территориальное образование, заявление о государственной регистрации юридического лица, составленное в соответствии с общими требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц.

В течение трех рабочих дней с даты получения от учредителя организации с иностранными инвестициями заявления заинтересованный орган направляет его копию для согласования в Федеральную службу безопасности РФ и Министерство внутренних дел РФ. Федеральная служба безопасности РФ и Министерство внутренних дел РФ в течение 30 дней с даты получения копии заявления принимают решение о даче согласия на создание организации с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования или об отказе в ее создании и доводят соответствующую информацию до заинтересованного органа.

В случае если заинтересованный орган, Федеральная служба безопасности РФ и Министерство внутренних дел РФ дают согласие на создание организации с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования, должностное лицо заинтересованного органа в течение пяти рабочих дней с даты поступления информации проставляет в соответствующем разделе заявления отметку о согласовании, с указанием своей должности, фамилии, имени, отчества, заверяет ее подписью, скрепляет гербовой печатью заинтересованного органа и возвращает заявление учредителю.

В случае если заинтересованный орган, Федеральная служба безопасности РФ или Министерство внутренних дел РФ принимают решение об отказе в создании организации с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования, заинтересованный орган в течение пяти рабочих дней с даты поступления информации выдает (направляет) учредителю соответствующее уведомление с мотивированным отказом. Учредитель после получения уведомления о принятии решения о создании организации с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования представляет заявление в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствующий территориальный орган Федеральной налоговой службы РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code