2.3.8. Проверки налоговых и иных органов, урегулирование отношений по расчету с бюджетами, получение в установленных случаях аудиторских и иных заключений

Факт принятия решения о реорганизации влечет последствия в части проведения проверок, прежде всего со стороны налоговых органов. В соответствии с Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с реорганизацией, утвержденными Приказом ФНС России от 30 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/141@, структурное подразделение налогового органа, отвечающее за регистрацию и учет налогоплательщиков, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от организации сообщения о реорганизации, в обязательном порядке:

— направляет в соответствующие отделы данного налогового органа (отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок, отдел урегулирования задолженности, отдел учета и отчетности и при необходимости в иные заинтересованные отделы) служебную записку с указанием сведений о дате принятия организацией решения о реорганизации, для принятия ими решения о проведении контрольных мероприятий в отношении реорганизуемой организации;

— направляет в налоговые органы, осуществившие постановку на учет организации по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, в электронном виде по каналам связи с применением средств защиты информации сведения о дате принятия организацией решения о реорганизации, о способе реорганизации, с указанием срока завершения контрольных мероприятий и направления их результатов в налоговый орган по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.

Налоговый орган по месту нахождения реорганизуемого юридического лица обязан провести сверку расчетов налогоплательщика в соответствии с Регламентом организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденным Приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@.

В соответствии с указанным Регламентом после получения служебной записки о начале процедуры реорганизации организации должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками проводит сверку расчетов налогоплательщика. Для проведения сверки расчетов налогоплательщик приглашается в налоговую инспекцию уведомлением с указанием даты проведения сверки расчетов налогоплательщика. При явке налогоплательщика в инспекцию для оформления акта сверки в срок, указанный в уведомлении, в случае отсутствия расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика на документ ставится подпись уполномоченного представителя налогоплательщика и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками. В случае возврата в налоговую инспекцию уведомления с пометкой «адресат не найден по данному адресу» акт сверки расчетов налогоплательщика подписывается должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками в одностороннем порядке. В случае неявки (уклонения) налогоплательщика для проведения сверки в срок, указанный в уведомлении, акт сверки расчетов пересылается налогоплательщику, уклоняющемуся от проведения сверки, по почте.

Налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку, причем в соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Выездные проверки могут проводить в настоящее время не только налоговые органы, но и органы, осуществляющие сбор страховых взносов. В частности, в соответствии со ст. 35 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки; при этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Порядок проведения такой проверки установлен Методическими рекомендациями по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. N 34р.

Следует отметить, что проведение налоговой проверки не приостанавливает (и не может приостановить, поскольку это не предусмотрено законодательством) процесс реорганизации.

Помимо проведения проверок некоторые акты требуют получения в указанный период (после принятия решения о реорганизации) аудиторских и иных заключений. В частности, в соответствии со ст. 33 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» к ходатайству о согласовании на проведение реорганизации фонда должны прилагаться в том числе аудиторское заключение по результатам аудита, проводимого в связи с реорганизацией фонда (фондов), актуарное заключение по результатам актуарного оценивания, проводимого в связи с реорганизацией фонда (фондов).

Особенности составления актуарного заключения при реорганизации регулируются ст. 21 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах». Ею установлено:

а) актуарное заключение составляется по состоянию на конец последнего квартала, предшествующего дате представления в уполномоченный федеральный орган ходатайства о согласовании на проведение реорганизации фонда;

б) актуарному оцениванию, проводимому в связи с реорганизацией фонда, подлежат передаточный акт или разделительный баланс фонда и следующие документы:

— документы, содержащие сведения о составе и структуре имущества, которое предоставляется реорганизуемому (реорганизуемым) фонду (фондам) и фонду (фондам), создаваемому (создаваемым) в результате реорганизации, в целях включения его в расчет величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда (фондов);

— расчет величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда (фондов), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации;

— пенсионные правила фонда, а также страховые правила фонда, если фонд, создаваемый в результате реорганизации, предполагает осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика;

— документы, содержащие сведения о составе и структуре передаваемых при реорганизации активов, в которые размещены средства пенсионных резервов или инвестированы средства пенсионных накоплений, в том числе включенные в выплатной резерв, а также средства, направленные на осуществление срочных пенсионных выплат, единовременных выплат, и экономическое обоснование возможности такой передачи;

— документы, содержащие сведения о составе и структуре обязательств фонда (фондов) перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

— документы, содержащие сведения о составе и структуре документов, передаваемых в реорганизуемый (реорганизуемые) фонд (фонды) и фонд (фонды), создаваемый (создаваемые) в результате реорганизации, в целях ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, отражающих обязательства фондов перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

— документы, содержащие сведения о составе кредиторов и размерах требований, подлежащих досрочному удовлетворению в связи с реорганизацией фонда (фондов), при условии выдачи уполномоченным федеральным органом согласования на проведение реорганизации фонда (фондов);

— документы, указанные в п. 6 ст. 33.1 Закона «О негосударственных пенсионных фондах», в случае если реорганизация фонда осуществляется в форме, предполагающей создание нового (новых) фонда (фондов) (выделение, разделение, слияние);

— документы, содержащие сведения о денежной оценке обязательств фонда перед кредиторами фонда по обязательствам, возникшим из договоров об обязательном пенсионном страховании;

— документы, содержащие сведения о результатах проведения сопоставления денежной оценки обязательств фонда перед кредиторами фонда по обязательствам, возникшим из договоров об обязательном пенсионном страховании, и рыночной стоимости активов под обеспечение указанных обязательств.

Особенности аудита фонда при реорганизации установлены ст. 22 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», в частности:

а) аудиторское заключение составляется по состоянию на конец последнего квартала, предшествующего дате представления в уполномоченный федеральный орган ходатайства о согласовании на проведение реорганизации фонда (фондов);

б) аудиту, проводимому в связи с реорганизацией, подлежат передаточный акт или разделительный баланс и следующие документы:

— документы, содержащие сведения о составе и структуре имущества, которое предоставляется реорганизуемому (реорганизуемым) фонду (фондам) и фонду (фондам), создаваемому (создаваемым) в результате реорганизации, в целях включения его в расчет величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда (фондов);

— расчет величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда (фондов), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации;

— пенсионные правила фонда, а также страховые правила фонда, если фонд, создаваемый в результате реорганизации, предполагает осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика;

— документы, содержащие сведения о составе и структуре передаваемых при реорганизации активов, в которые размещены средства пенсионных резервов или инвестированы средства пенсионных накоплений, в том числе включенные в выплатной резерв, а также средства, направленные на осуществление срочных пенсионных выплат, единовременных выплат, и экономическое обоснование возможности такой передачи;

— документы, содержащие сведения о составе и структуре обязательств фонда (фондов) перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

— документы, содержащие сведения о составе и структуре документов, передаваемых в реорганизуемый (реорганизуемые) фонд (фонды) и фонд (фонды), создаваемый (создаваемые) в результате реорганизации, в целях ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, отражающих обязательства фондов перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

— документы, содержащие сведения о составе кредиторов и размерах требований, подлежащих досрочному удовлетворению в связи с реорганизацией фонда (фондов), при условии выдачи уполномоченным федеральным органом согласования на проведение реорганизации фонда (фондов);

— документы, указанные в п. 6 ст. 33.1 Закона «О негосударственных пенсионных фондах», в случае если реорганизация фонда осуществляется в форме, предполагающей создание нового (новых) фонда (фондов) (выделение, разделение, слияние).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code