2.1. Подготовительные действия и решения (группа юридических фактов, реализуемых до принятия решения о реорганизации)

Еще раз отметим, что обычно, когда говорят о начальной точке добровольной реорганизации, указывают на решение о ней. Как следует из описания ГК, такой взгляд вроде бы вполне укладывается в рамки действующего законодательства. Между тем еще до того, как решение о реорганизации будет принято, осуществляются действия, направленные на достижение юридических результатов реорганизации <1>. Юридические факты, входящие в эту группу, хотя формально и не являются в соответствии с действующим законодательством непосредственно фактами, составляющими процесс реорганизации, тем не менее настолько значимы, что можно утверждать: без них осуществить реорганизацию невозможно. Проблема состоит в том, что такие действия где-либо в систематизированном виде совершенно не описаны, поэтому мы рассмотрим те действия, которые, с нашей точки зрения, должны или могут относиться к подготовительным.

———————————

<1> Как пишет об этом Е.А Суханов в части присоединения акционерных обществ, «решениям общих собраний о присоединении (или иной форме реорганизации) обычно предшествует подготовительная работа исполнительных органов общества» (Суханов Е.А. Реорганизация акционерных обществ и других юридических лиц // Хозяйство и право. 1996. N 1. С. 148).

 

Прежде всего к таким действиям относится инвентаризация имущества, принадлежащего юридическому лицу. Согласно действующему с 1 января 1913 г. Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 11) установлен принцип обязательной инвентаризации активов и обязательств юридического лица («активы и обязательства подлежат инвентаризации»). Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами. Как видно, Закон прямо не указывает на обязательность проведения инвентаризации при реорганизации. Это отличает его от прежнего подхода, когда в ранее действовавшем Федеральном законе «О бухгалтерском учете» (ст. 12) была прямо установлена обязательность проведения инвентаризации при реорганизации.

Между тем в некоторых подзаконных актах, регулирующих вопросы бухгалтерского учета, остались прежние положения о необходимости (обязательности) проведения инвентаризации при реорганизации (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н, п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 и ряд иных).

Имеются и отдельные законы, которые, косвенно касаясь реорганизации, устанавливают обязательность инвентаризации, причем проводимой до принятия решений о реорганизации. Так, ст. 11 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» указывает, что состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия (а такая приватизация возможна в том числе и путем преобразования в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью) определяется в передаточном акте, который составляется в первую очередь «на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия».

Необходимость проведения инвентаризации перед принятием решения о реорганизации не вызывает никаких сомнений, поскольку без данных инвентаризации невозможно определение правопреемства, особенно в тех случаях, когда оно не носит универсального характера.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете» при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. В ходе ее, как указывают подзаконные акты по бухгалтерскому учету, проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств юридического лица.

Порядок реорганизации регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 и рядом иных актов. Для проведения инвентаризации в юридическом лице создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает лицо, осуществляющее руководство текущей деятельностью юридического лица (руководитель организации).

Оформление результатов инвентаризации осуществляется в соответствии с установленными формами, большинство из которых в настоящее время носит рекомендательный характер. В некоторых случаях нормативные акты и разъяснения содержат конкретные ссылки на требования к оформлению результатов инвентаризации. К примеру, в соответствии с письмом Минимущества России от 6 июня 2002 г. N АБ-2/10099 «О приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий» «результаты инвентаризации оформляются по унифицированным формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 N 88, с учетом Методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденных совместным распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России и Минюста России от 22.05.2002 N 1272-р/Р-8/149».

Инвентаризация — одно из немногих общих для юридических лиц всех форм, видов и типов подготовительное мероприятие.

Помимо нее, к числу таких действий можно отнести разве что получение необходимых предварительных согласований в части проведения реорганизации. Общая норма ГК предусматривает, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Следует отметить, что правовой режим получения согласия может быть различным: оно может быть «встроено» фактически в процедуру государственной регистрации; требование о необходимости его получения может возникнуть до совершения соответствующих действий по инициированию реорганизации.

Много случаев получения предварительного согласия установлено Федеральным законом «О защите конкуренции», а также нормами банковского законодательства.

Так, ст. 27 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривает обязательность в указанных в ней случаях получения предварительного согласия на слияние и присоединение коммерческих организаций. В частности, в соответствии со ст. 27 Закона с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется:

1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате слияния таких коммерческих организаций), превышает 7 млрд. руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 10 млрд. руб., либо если одна из таких организаций включена в реестр;

2) присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 7 млрд. руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 10 млрд. руб., либо если одна из таких организаций включена в реестр;

3) слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ);

4) присоединение финансовой организации к коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством РФ;

5) присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к финансовой организации, если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством РФ (при присоединении к кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ).

Судя по названию ст. 27 — «Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа», этим (слиянием и присоединением как признанными формами реорганизации) случаи предварительного согласия должны формально и ограничиться. Однако изучение текста статьи, а также подзаконных актов, в частности Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 342, показывает, что действие статьи распространяется и на другие случаи создания юридического лица в результате реорганизации. В частности, ст. 27 предусматривает также получение предварительного согласия для создания юридических лиц в следующих случаях:

— создания коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом, которые являются основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), в том числе на основании передаточного акта или разделительного баланса, и в отношении данных акций (долей) и (или) имущества создаваемая коммерческая организация приобретает права, предусмотренные ст. 28 Закона «О защите конкуренции», и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает 7 млрд. руб., либо если суммарная выручка учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд. руб., либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр;

— создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) активами (за исключением денежных средств) финансовой организации и (или) создаваемая коммерческая организация приобретает такие акции (доли) и (или) активы финансовой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении таких акций (долей) и (или) активов приобретает права, предусмотренные ст. 29 Закона «О защите конкуренции», и при этом стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) активы которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством РФ (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) активов (за исключением денежных средств) кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным Банком России).

Как видно, во всех случаях используется специальное указание на «передаточный акт или разделительный баланс», т.е. через указанные формулировки регламент распространяет необходимость получения согласования не только на случаи слияния и присоединения, но и на случаи создания юридического лица при иных формах реорганизации (разделения, выделения и преобразования) <1>.

———————————

<1> Нельзя не отметить некоторую некорректную двойственность изложенных правил. Дело в том, что при создании организации путем учреждения ее уставный капитал действительно «оплачивается». Однако при создании юридического лица через реорганизацию другого лица (лиц) уставный капитал не оплачивается, а формируется за счет указанных законом источников. Очевидно, что положения ст. 27 Закона «О защите конкуренции» изложены некорректно и могут толковаться совершенно различно. То есть норма лишена определенности.

 

В соответствии со ст. 32 Закона в целях получения предварительного согласия антимонопольного органа в антимонопольный орган в качестве заявителей обращаются лица или одно из лиц, которые принимают решение о создании коммерческой организации. Ходатайство о даче согласия на создание коммерческой организации подписывается заявителем, а также иными лицами, участвующими в таком создании. В соответствии со ст. 33 Закона «О защите конкуренции» в течение 30 дней с даты получения ходатайства антимонопольный орган обязан рассмотреть это ходатайство и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием мотивов его принятия.

По результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган принимает следующее решение:

— об удовлетворении ходатайства, если создание не приведет к ограничению конкуренции;

— о продлении срока рассмотрения ходатайства в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения, а также получения дополнительной информации, если установлено, что заявленные в ходатайстве сделка, иное действие могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц);

— о продлении срока рассмотрения ходатайства о даче согласия на слияние коммерческих организаций и (или) некоммерческих организаций, присоединение к коммерческой организации и (или) некоммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций и (или) некоммерческих организаций, создание коммерческой организации в случаях, указанных в ст. 27 Закона «О защите конкуренции», либо на осуществление сделки, предусмотренной ст. ст. 28 и 29 Закона «О защите конкуренции», в связи с определением условий, после выполнения которых заявителем и (или) иными участвующими в таких слиянии, присоединении, создании, осуществлении сделки лицами антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении этого ходатайства, и определением срока выполнения таких условий, который не может превышать девять месяцев;

— о продлении срока рассмотрения ходатайства в случае, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, подлежат предварительному согласованию в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», до дня принятия решения в отношении такой сделки, такого иного действия в соответствии с указанным Федеральным законом;

— об удовлетворении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, указанных в ст. ст. 27 — 29 Закона «О защите конкуренции», и об одновременной выдаче заявителю, и (или) лицам, входящим в его группу лиц, и (или) хозяйствующему субъекту, акции (доли), имущество, активы которого или права в отношении которого приобретаются, и (или) создаваемому лицу предписания, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона «О защите конкуренции», об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в случае осуществления указанными лицами заявленных в ходатайстве сделки, иного действия;

— об отказе в удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции (в том числе, в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя либо доминирующего положения лица, которое будет создано в результате осуществления заявленных в ходатайстве сделки, иного действия) или если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация, содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной, либо если заявителем по ходатайству не представлены имеющиеся у него и запрошенные антимонопольным органом сведения, при отсутствии которых не может быть принято решение об ограничении конкуренции или об отсутствии ограничения конкуренции по рассматриваемому ходатайству;

— об отказе в удовлетворении ходатайства, если в отношении сделки, иного действия, заявленных в ходатайстве, в соответствии с Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» принято решение об отказе в их предварительном согласовании.

Еще один случай предварительного согласия — требования Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Формально этот документ не касается не то что вопросов реорганизации, но даже вопросов создания юридического лица, ведь в соответствии с его ст. 1 «в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства» этот Закон устанавливает «изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор… при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами». То есть предполагается, что приобретать контроль можно над уже существующими юридическими лицами. Однако, учитывая, что в уставный капитал создаваемой организации могут быть внесены акции (доли) стратегических предприятий, т.е. может быть установлен «контроль», то очевидно, что вопросы реорганизации, в результате которой происходит создание юридического лица, подпадают под регулирование этого Закона.

Отметим, что законодательство предусматривает случаи, когда согласие требуется, однако не уточняется, должно ли оно быть получено до принятия решения о реорганизации или может быть получено позже. Примером такого случая является ст. 140 ЖК РФ, которая, как отмечалось выше, требует в случае разделения и выделения согласия общего собрания собственников помещений в каждом многоквартирном доме.

Много действий, составляющих подготовительный этап, связано со спецификой соответствующей организационно-правовой формы юридического лица.

Прежде всего подготовительной работы очень много при реорганизации акционерных обществ:

1) в частности, здесь требуется обязательное определение независимым оценщиком рыночной стоимости акций акционерного общества для последующего определения цены выкупа акций.

Согласно ст. 75 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционеры — владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случаях реорганизации, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации либо не принимали участия в голосовании по этому вопросу. Список акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, составляется на основании данных реестра акционеров общества на день составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, повестка дня которого включает вопрос о реорганизации. Выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций;

2) правило о необходимости наличия оценки требует еще одного подготовительного действия, осуществляемого до проведения самой оценки — привлечения независимого оценщика. Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденное Приказом ФСФР России от 2 февраля 2012 г. N 12-6/пз-н (п. 3.4), предусматривает, что к дополнительной информации (материалам), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания, повестка дня которого включает вопросы, голосование по которым может повлечь возникновение права требования выкупа обществом акций, относится в том числе и «отчет независимого оценщика о рыночной стоимости акций общества, требования о выкупе которых могут быть предъявлены обществу», а также «протокол (выписка из протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором принято решение об определении цены выкупа акций общества, с указанием цены выкупа акций». При этом надо помнить и о сроках проведения соответствующих мероприятий, «увязанных» в общие сроки проведения всей реорганизации, ведь в соответствии с Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 256 (п. 26), итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, за исключением кадастровой, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.

Однако здесь важен не только срок, но и условия выбора оценщика. Дело в том, что некоторые организации не могут просто заключить договор о проведении оценки с любым оценщиком, а должны для проведения оценки провести соответствующие конкурсные процедуры, которые могут занять довольно продолжительное время. В частности, это касается организаций, подпадающих под действие Федеральных законов от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3) в соответствии с действующим законодательством об акционерных обществах общее собрание акционеров принимает решение по тем вопросам и в тех формулировках, которые вынесены на такое собрание в соответствии с ранее состоявшимися решениями иных органов управления. Более того, ст. 49 Федерального закона «Об акционерных обществах» устанавливает правило, в соответствии с которым решение по вопросу о реорганизации принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета), если иное не установлено уставом общества. Соответствующие положения конкретизируются в ст. ст. 17 — 20 Федерального закона «Об акционерных обществах» <1>. Следовательно, в тех акционерных обществах, в которых присутствует совет директоров (наблюдательный совет) как орган управления, должны быть приняты соответствующие решения <2>;

———————————

<1> А именно: а) в соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об акционерных обществах» совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, участвующего в присоединении, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого общества вопрос о реорганизации в форме присоединения. Совет директоров (наблюдательный совет) общества, к которому осуществляется присоединение, выносит также для решения общим собранием акционеров такого общества иные вопросы, если это предусмотрено договором о присоединении; б) в соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об акционерных обществах» совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме разделения общества выносит для решения общим собранием акционеров такого общества вопрос о реорганизации общества в форме разделения, а также вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) каждого общества, создаваемого в результате разделения, если уставом соответствующего создаваемого общества не предусматривается осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) этого общества общим собранием акционеров этого общества; в) в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об акционерных обществах» совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме выделения общества выносит для решения общим собранием акционеров такого общества вопрос о реорганизации общества в форме выделения, а также вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, если уставом соответствующего создаваемого общества не предусматривается осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) этого общества общим собранием акционеров этого общества; г) в соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об акционерных обществах» совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме преобразования общества выносит для решения общим собранием акционеров такого общества вопрос о реорганизации общества в форме преобразования.

<2> Кодекс корпоративного управления предполагает необходимым до принятия решения советом директоров принятие решения специальным комитетом, формируемым из числа членов совета директоров.

 

4) решение о реорганизации есть решение сложное, поскольку, несмотря на то что в компетенции общего собрания акционеров ст. 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» указывает вопрос о «реорганизации», рассмотрение иных статей Закона показывает, что в рамках такого решения принимается сразу несколько других решений. В частности, в рамках таких решений: а) утверждаются (с приложением) разделительный баланс и передаточный акт (ст. ст. 16 — 20 Федерального закона «Об акционерных обществах»); б) утверждаются договоры о слиянии или присоединении (ст. ст. 16 и 17 Федерального закона «Об акционерных обществах»); в) формируются органы создаваемых акционерных обществ, прежде всего совет директоров (наблюдательный совет), если уставом соответствующего создаваемого общества не предусматривается осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) этого общества общим собранием акционеров этого общества (ст. ст. 16, 18 — 20 Федерального закона «Об акционерных обществах»); г) утверждаются уставы создаваемых акционерных обществ, а также принимаются иные значимые для реорганизации решения.

Уже на стадии принятия решения советом директоров (наблюдательным советом) должен быть в наличии разделительный баланс (передаточный акт). Соответственно, этот документ должен иметься и на стадии принятия решения общим собранием акционеров. Однако разделительный баланс (передаточный акт) — это не просто «переложение» результатов инвентаризации. Это документ более широкого содержания (см. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 20 мая 2003 г. N 44н), который устанавливает правопреемство по правам и обязанностям акционерного общества. Соответственно, в акционерном обществе должны быть проведены мероприятия по подготовке и составлению этого документа, а также (хотя это и не является обязательным в соответствии с законом) согласование этого документа с кредиторами и акционерами. В отношении кредиторов, кстати, надо отметить, что хотя Закон эту стадию — согласование с кредиторами игнорирует, нам трудно себе представить утверждение разделительного баланса (передаточного акта) без согласования с ними.

Далее, как видно, Закон предлагает общим собраниям акционеров реорганизуемых обществ формировать органы акционерных обществ, создаваемых в процессе реорганизации, а также в некоторых случаях определять иные значимые решения, как то: выбирать аудитора, регистратора и т.д. Совершенно очевидно, что при наличии множества акционеров, имеющих возможность влияния на принятие соответствующего решения о реорганизации, между акционерным обществом и его акционерами проходит некоторый согласовательный процесс в части подбора соответствующих кандидатур.

Особо сложный вопрос (он же и самый болезненный) — это согласование соответствующих коэффициентов при конвертации (распределении, обмене) акций.

Необходимость проведения согласовательных мероприятий продиктована возможностью возникновения препятствий и осложнений при принятии решения о реорганизации и ее дальнейшем осуществлении. Причиной тому может стать несогласие акционеров и кредиторов акционерного общества, а также налоговых органов с целями, условиями или порядком реорганизации, и вследствие реализации своих законных прав указанные лица могут заблокировать принятие необходимых решений или создать дополнительные трудности при реорганизации.

Итак, подготовительный этап в процессе реорганизации акционерного общества включает целый ряд действий, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом: инвентаризация, выбор независимого оценщика, оценка, подготовка и согласование проектов решений, передаточного акта (разделительного баланса).

Какой период времени может охватываться совершением таких действий? Сделать здесь точные подсчеты не представляется возможным хотя бы по той причине, что слишком много различных условий, от которых эти сроки зависят, но как минимум можно рассчитать сроки основных корпоративных действий:

— в соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об акционерных обществах» дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 50 дней, а в случае, предусмотренном п. 2 ст. 53 Закона (предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопросы об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества или об образовании единоличного исполнительного органа общества и (или) о досрочном прекращении полномочий этого органа), более чем за 85 дней до даты проведения общего собрания акционеров. В случае проведения общего собрания акционеров, в определении кворума которого и голосовании участвуют бюллетени, полученные обществом в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 58 Закона, дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, устанавливается не менее чем за 35 дней до даты проведения общего собрания акционеров;

— в соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об акционерных обществах» сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 20 дней, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, не позднее чем за 30 дней до даты его проведения. В случаях, предусмотренных п. п. 2 и 8 ст. 53 Закона (если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества или вопрос о реорганизации общества в форме слияния, выделения или разделения и вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, выделения или разделения), сообщение о проведении внеочередного общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 70 дней до дня его проведения;

— в соответствии со ст. 53 Федерального закона «Об акционерных обществах», в случае если предлагаемая повестка дня общего собрания акционеров содержит вопрос о реорганизации общества в форме слияния, выделения или разделения и вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, выделения или разделения, акционер или акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций реорганизуемого общества, вправе выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) создаваемого общества, его коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию или кандидата в ревизоры, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, указываемый в сообщении о проведении общего собрания акционеров общества в соответствии с проектом устава создаваемого общества, а также выдвинуть кандидата на должность единоличного исполнительного органа создаваемого общества. В случае если предлагаемая повестка дня общего собрания акционеров содержит вопрос о реорганизации общества в форме слияния, акционер или акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций реорганизуемого общества, вправе выдвинуть кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) создаваемого путем реорганизации в форме слияния общества, число которых не может превышать число избираемых соответствующим обществом членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, указываемое в сообщении о проведении общего собрания акционеров общества в соответствии с договором о слиянии. Предложения о выдвижении кандидатов должны поступить в реорганизуемое общество не позднее чем за 45 дней до дня проведения общего собрания акционеров реорганизуемого общества. Решение о включении лиц, выдвинутых акционерами или советом директоров (наблюдательным советом) реорганизуемого общества кандидатами, в список членов коллегиального исполнительного органа, ревизионной комиссии или решения об утверждении ревизора и об утверждении лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, разделения или выделения, принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) реорганизуемого общества;

— в соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об акционерных обществах» информация (материалы), подлежащая предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, в течение 20 дней, а в случае проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, в течение 30 дней до проведения общего собрания акционеров должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, для ознакомления в помещении исполнительного органа общества и иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания акционеров. В соответствии с п. 3.5 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Приказом ФСФР России от 2 февраля 2012 г. N 12-6/пз-н, к дополнительной информации (материалам), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания, повестка дня которого включает вопрос о реорганизации общества, относятся:

— проект решения о разделении, выделении или преобразовании либо договор (проект договора) о слиянии или присоединении, заключаемый между обществами, участвующими в слиянии или присоединении;

— обоснование условий и порядка реорганизации общества, содержащихся в решении о разделении, выделении или преобразовании либо в договоре о слиянии или присоединении, утвержденное (принятое) уполномоченным органом общества;

— проект передаточного акта (разделительного баланса);

— годовые отчеты и годовая бухгалтерская отчетность всех организаций, участвующих в реорганизации, за три завершенных финансовых года, предшествующих дате проведения общего собрания, либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования организации, если организация осуществляет свою деятельность менее трех лет;

— квартальная бухгалтерская отчетность всех организаций, участвующих в реорганизации, за последний завершенный квартал, предшествующий дате проведения общего собрания.

Если исходить из указанных цифр, то очевидно, что все эти материалы (документы, проекты решений, информация) должны минимум за 30 дней до проведения собрания быть уже готовы, по ним должны быть приняты соответствующие решения другими органами управления и они должны быть представлены акционерам. На этот минимальный срок можно «наложить» все иные мероприятия с сопровождающими их сроками: необходимость принятия органами управления определенных решений, сроки для получения от акционеров кандидатур в органы управления и контроля, выбор оценщика и проведение оценки (с учетом срока ее действия), инвентаризация, составление передаточного акта (разделительного баланса), согласование документов и т.п. В итоге в зависимости от различных обстоятельств срок проведения предварительных действий может быть от нескольких месяцев до одного года.

Более простая ситуация, хотя и схожая с вышеописанной, характерна для подготовительных мероприятий при реорганизации общества с ограниченной ответственностью. Здесь закон (ст. ст. 51 — 56 Федерального закона «Об акционерных обществах») регулирует соответствующие вопросы гораздо менее детально, чем в ситуации реорганизации акционерных обществ, однако отметим, что, по сути, при реорганизации обществ с ограниченной ответственностью решаются аналогичные вопросы и проводятся аналогичные действия: инвентаризация, подготовка разделительного баланса (передаточного акта), согласование соответствующих решений.

Большое количество правил в части проведения подготовительных действий при проведении реорганизации установлено для хозяйственных обществ, которые действуют в банковской сфере. В частности, здесь можно указать на Положение о реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения, утвержденное Банком России 29 августа 2012 г. N 386-П, гл. 2 «Подготовка документов для рассмотрения вопросов о реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения» которого содержит подробные указания о следующих действиях в подготовительный период:

а) информирование о принятом уполномоченным органом управления решения о проведении общего собрания участников кредитной организации с включением в повестку дня вопроса о реорганизации Банка России, а также территориального учреждения Банка России по местонахождению кредитной организации в течение пяти рабочих дней после дня принятия;

б) проведение проверки реорганизуемой кредитной организации территориальным учреждением Банка России по местонахождению. Как указано в п. 2.1 документа, «такая проверка проводится в срок, позволяющий соблюсти установленные настоящим Положением сроки рассмотрения Банком России документов кредитных организаций, касающихся их реорганизации в форме слияния или присоединения»;

в) возможное предварительное согласование проектов документов о реорганизации с Банком России (п. 2.5), а также направление в Банк России и его территориальные подразделения определенных документов (п. п. 2.6 <1> и 2.7).

———————————

<1> В частности, в соответствии с п. 2.6 документа «до момента представления в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) документов, предусмотренных Инструкцией Банка России N 135-И (в том числе, до момента проведения общих собраний участников реорганизуемых кредитных организаций, в повестку дня которых включен вопрос о реорганизации), в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению» кредитной организации могут быть направлены: а) письменное подтверждение соответствия квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и нормативными актами Банка России, лиц, занимающих должности руководителей (единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа), главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера реорганизуемых кредитных организаций, которых после завершения реорганизации предполагается назначить на вышеперечисленные должности в кредитной организации; б) письменное подтверждение соответствия квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», лиц, которые после завершения реорганизации будут являться членами совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации; в) документы для согласования новых кандидатов на должности руководителей (единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа), главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера кредитной организации; при этом соответствующий протокол заседания уполномоченного органа управления (решение уполномоченного органа управления) направляется в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации не позднее 15 календарных дней после дня закрытия общего (совместного общего) собрания (принятия решения); г) письменное обязательство о представлении надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих право собственности или аренды, субаренды, безвозмездного пользования на здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация после государственной регистрации (при реорганизации в форме слияния) или государственной регистрации изменений, вносимых в устав (устава в новой редакции) кредитной организации (при реорганизации в форме присоединения) (если кредитная организация не будет располагаться в здании (помещении) по местонахождению одной из реорганизуемых кредитных организаций); д) документы, предусмотренные Инструкцией Банка России N 135-И для подготовки заключения о соответствии новых помещений кредитной организации для совершения операций с ценностями требованиям, установленным нормативными актами Банка России; е) положения о филиалах кредитной организации (в двух экземплярах), открываемых на основе реорганизуемых кредитных организаций и их филиалов; ж) уведомления об открытии филиалов кредитной организации, открываемых на основе реорганизуемых кредитных организаций и их филиалов (в двух экземплярах), а также уведомления об открытии их внутренних структурных подразделений (в двух экземплярах).

 

Определенные особенности подготовительного этапа реорганизации мы находим в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации». Статья 41 этого Закона предусматривает, что правление кооператива обязано направить в письменной форме членам кооператива и ассоциированным членам кооператива уведомление о созыве общего собрания членов кооператива, в повестку дня которого включены вопросы о реорганизации кооператива, к которому в том числе прилагается заключение ревизионного союза, членом которого является кооператив, по обоснованию реорганизации и проекту решения общего собрания членов кооператива о реорганизации кооператива в части соответствия реорганизации кооператива законным интересам членов кооператива, ассоциированных членов кооператива и кредиторов кооператива. Отсюда очевидно, что кооператив до вынесения вопроса на общее собрание должен сделать соответствующий запрос в ревизионный союз и получить от него заключение.

Как видно из приведенного (неполного) перечня предварительных действий, они могут занимать довольно продолжительный период времени.

Как быть с правовым режимом предварительных действий? С формальной точки зрения сегодня их в процедуре реорганизации нет, ибо до решения компетентного органа (лица) о реорганизации нет самой реорганизации. Однако в реальности получается вот что: решения о реорганизации нет, но к ней готовятся, принимают необходимые решения, выбирают оценщика, проводят инвентаризацию и пр. Совершенно очевидно, что здесь законодательство (что в действующей его модели реорганизации, что в предлагаемой нами модели (см. ч. II настоящей работы)) требует иного подхода. Должно быть предусмотрено какое-то принципиальное решение о реорганизации, которое, собственно, «запускает» весь процесс подготовки к ней (в первую очередь инвентаризации имущества и обязательств). Это может быть решение о подготовке проекта реорганизации, это может быть и само решение о реорганизации. Во втором случае законодательство может предусматривать либо два последовательных решения о реорганизации: сначала принципиальное, а потом содержащее в себе порядок и условия ее проведения, либо это может быть модель, когда принимается принципиальное решение о реорганизации, а затем принимается отдельное решение о ее условиях и порядке. Оба варианта на самом деле абсолютно приемлемы, ведь главный вопрос здесь будет один: к какому моменту при такой двухэтапной модели принятия решения «привязать» момент возникновения прав кредиторов и участников (если речь идет о реорганизации корпоративных организаций). Собственно, это единственная реальная проблема, которая требует решения, других мы не наблюдаем либо полагаем, что таковые носят лишь исключительно научный характер.

Представленный подход позволит полностью «легализовать» предварительные действия, осуществляемые сегодня юридическим лицом до момента принятия решения о реорганизации; такие действия станут необходимыми составными частями процесса реорганизации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code