§ 1. История развития органов предварительного следствия в России

Изучение основных этапов истории возникновения и развития органов предварительного следствия российского государства чрезвычайно важно для правильного понимания сущности и значения деятельности следственного аппарата.

Можно выделить несколько таких этапов:

период, предшествующий реформе 1864 года;

период после судебной реформы 1864 года;

первые годы советской власти;

современный этап в организации органов предварительного следствия в системе МВД СССР и МВД России.

В дореформенной России предварительное расследование, как самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, возникла гораздо позже, чем уголовный процесс в целом, поэтому на более ранних этапах его развития отделить следствие от других стадий уголовного процесса достаточно сложно.

При Петре I была создана полиция, к компетенции которой постепенно перешла функция борьбы с преступностью и частично – расследование преступлений. Эта тенденция сохранилась и при проведении реформ Екатерины II, в результате которых была создана судебная система, предусматривавшая несколько судебных инстанций и фактическое разделение уголовного процесса на предварительные (досудебные) и судебные стадии. Причем предварительное расследование было вменено в обязанности полиции.

Следственный аппарат в рамках полиции существовал в следующих видах:

следственный аппарат городских полиций (городов Москвы и Санкт-Петербурга, губернских и других городов);

специальный следственный аппарат земской полиции;

специальный следственный аппарат по особым категориям дел;

особенные следственные органы (государственные чиновники и органы, производившие следствие по уголовным делам в исключительных случаях, по специальному правомочию или на основании специального предписания закона).

Такой порядок сохранялся до начала второй половины XIX века, когда в 1860 г. предварительное следствие по уголовным делам было передано судебным следователям, а за полицией было оставлено только производство дознания, выполнение неотложных следственных действий при  обнаружении преступлений и выполнение отдельных поручений судебных следователей.  Нередко приговор суда выносился на основании материалов следствия, зачастую не подвергавшихся тщательному исследованию и проверке в суде, что превращало должностное лицо, производившее предварительное следствие, в одну из главных фигур уголовного судопроизводства.

Кадровый состав следственных работников того времени отличался крайне низким уровнем не только юридического, но и общего образования.

8 июня 1860 года Указом императора Александра II  в 44 губерниях России ввели должности судебных следователей. В Указе отмечалось, что учреждение института судебных следователей имеет целью «дать полиции более средств к успешному исполнению ее обязанностей, столь важных для порядка и спокойствия жителей всех состояний, и определить точнее свойство и круг ее действий…Мы признали за благо отделить от полиции вообще производство следствий по преступлениям и проступкам, подлежащим рассмотрению судебных мест …Мы повелеваем: отделить следственную часть от полиции во всех управляемых губерниях империи, назначить в сии губернии особых подведомственных Министерству юстиции чиновников для производства следствий о всех преступлениях и проступках, наименовав сих чиновников Судебными следователями; на обязанности полиции оставить только исследования по преступлениям и проступкам маловажным, которые представлены разбору и суждению самих полицейских властей, а также первоначальное дознание о происшествиях».

Одновременно с Указом в 1860 году были изданы Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по преступлениям и проступкам. В названных документах устанавливался порядок  производства следствия, определялись взаимоотношения следователя с полицией и судебными учреждениями, регламентировались другие стороны деятельности судебных следователей. Следователям предоставлялось право в случае надобности проверять и дополнять дознание и отменять распоряжения, принятые при производстве дознания.

Должность судебного следователя приравнивалась к должности члена уездного суда.  Однако условия работы судебных следователей осложнялись двойственностью их подчинения. Будучи формально подчиненными Министерству юстиции, фактически они в значительной степени зависели от губернаторов, т.к. назначение, распределение и перемещение судебных следователей по участкам всецело зависело именно от них. По существу, губернатор решал и вопрос об увольнении следователей, хотя по закону это относилось к компетенции Министра юстиции. Как правило, основанием для увольнения следователей служили отрицательные отзывы губернатора об их деятельности.

Второй этап в становлении предварительного следствия ознаменовался Судебной реформой 1864 года, которая существенно изменила положение следователей. Они были приравнены по должности к членам Окружного суда и состояли при этих судах. Назначать и смещать судебных следователей мог только Царь по представлению Министра юстиции. Это создавало условия для самостоятельности и независимости их деятельности (следует заметить, что принцип несменяемости следователей и связанные с ним гарантии были установлены по предложению, внесенному Царем).

В 1867 году были впервые учреждены должности временных следователей по особо важным делам. В 1870 году появились должности следователей по важнейшим делам, а в 1875 году – постоянные должности следователей по особо важным делам при Окружных судах. Помимо следственной работы, в случае нехватки судей, судебный следователь мог привлекаться и к рассмотрению в суде уголовных дел, по которым он не производил предварительное следствие.

Окончание данного  этапа становления органов предварительного следствия было связано с Октябрьской революцией, после которой  Декретом  о суде № 1 от 22 ноября 1917 года практически полностью была ликвидирована царская судебная система.

Становление и формирование органов предварительного следствия  в первые годы Советской власти можно разделить на несколько этапов, характеризующихся конкретной исторической обстановкой.

Первый период, длившийся до принятия Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1922 года и Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 года, характеризуется своеобразием структурных построений следственных органов.

Прообразом органов предварительного следствия стала следственная комиссия Военно-революционного комитета  при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Следственные комиссии были созданы при районных Советах Петрограда, Москвы и в других местностях. В ряде регионов страны, наряду со следственными комиссиями расследованием преступлений в октябре-ноябре 1917 года занимались также штабы Красной Гвардии.

Позднее, согласно Декрету о суде № 2 от 7 марта 1918 года и Декрету о суде № 3 от 20 июля 1918 года в России образовали следственные комиссии окружных судов, которые производили предварительное следствие по делам о тяжких телесных повреждениях и увечьях, изнасиловании, разбойных нападениях, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, а также по наиболее сложным делам, подсудным местному (уездному, городскому) суду.

По остальным уголовным делам, от народного суда зависело – ограничиться ли произведенным милицией дознанием или передать дело для производства предварительного следствия в следственную комиссию, а в не терпящих отлагательства случаях поручать производство предварительного следствия народному судье.

В первые годы Советской власти, наряду со следственными комиссиями, состоящими при судах и трибуналах, расследованием общеуголовных преступлений занимались также Всероссийская Чрезвычайная Комиссия и органы милиции. К компетенции милиции и уголовного розыска отнесли расследование дел, переданных им народным судом или следственными комиссиями. Для их расследования в аппаратах уголовного розыска, как и ВЧК, были ведены должности следователей.

21 октября 1920 года Положением о народном суде РСФСР введены должности народных следователей, избираемых губернскими исполкомами Советов и состоящих при советах народных судей, а также должности следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции. Предварительное следствие народный следователь проводил при содействии милиции, в том числе уголовного розыска, которые действовали в этих случаях по указанию и под руководством следователя, требования следователя при производстве следственных действий были для них обязательны.

25 мая 1922 года был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. В статье 23 УПК отмечалось, что под словом “следователь” разумеются народные следователи, следователи, состоящие при Советах народных судей и Революционных трибуналах, военные следователи и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции. Указанным кодексом должности следователей в уголовном розыске были упразднены.

Дальнейшее развитие организации предварительного следствия по делам об общеуголовных преступлениях в значительной степени связано с возникновением и развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922 года третья сессия ВЦИК ввела в систему органов юстиции новый орган — Государственную прокуратуру и приняла первое Положение о прокурорском надзоре. УПК РСФСР 1923 года каких-либо изменений в систему предварительного следствия не привнес.

3 сентября 1928 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР были внесены изменения в Положение о судоустройстве РСФСР, следователи выведены из подчинения судов и полностью подчинены органам прокуратуры.

Полное подчинение следственного аппарата  в СССР прокуратуре произошло в 1933 году, в связи с выделением  органов прокуратуры из структуры Верховного Суда СССР и образованием Прокуратуры СССР.

Формально следственный аппарат был единым (не считая органов госбезопасности), фактически же большинство уголовных дел по – прежнему расследовалось милицией. Для их расследования в 40-50-х гг. в милиции ведомственным приказом были созданы свои следственные аппараты, подчинявшиеся Следственному отделу Главного управления милиции МВД СССР.

В период Великой Отечественной войны специфической особенностью явилось развитие уголовно-процессуального законодательства по линии расширения юрисдикции военной юстиции, ускорения и упрощения процессуального регламента расследования некоторых преступлений.

В послевоенный период  следственный аппарат формально оставался единым, сосредоточенным в органах прокуратуры, но основную массу уголовных дел расследовала милиции и ее следователи.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и Союзных республик, принятые 25 декабря 1958 года, и утвержденный в соответствии с ним в 1960 году Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР наделил правом производства предварительного следствия лишь следователей органов прокуратуры, а затем и следователей госбезопасности.

Юридически милиция была освобождена от несвойственной ей функции предварительного следствия, но фактически освободить милицию от расследования преступлений не удалось. Создавшееся положение потребовало решения ряда вопросов, направленных на совершенствование системы предварительного расследования преступлений.

6 апреля 1963 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка». Вследствие чего, с момента вступления в силу данного указа с 1 июня 1963 года в МООП СССР был создан следственный аппарат, что явилось отправной точкой становления в целом следственного аппарата в системе органов внутренних дел.

В соответствии с этим Указом следственные аппараты юридически считались подразделениями МООП-УООП (МВД, УВД), то есть подчинялись непосредственно руководителям Следственных управлений республик, краев, областей. Приказом Министра внутренних дел СССР Н.А. Щелокова от 20 января 1970 года – следственные подразделения были включены в состав горрайорганов внутренних дел, где они и находятся до настоящего времени.

Здесь следует отметить, что в 1987-1989 гг. проводился эксперимент по выводу следственных подразделений из структуры ОВД. Эксперимент наглядно подтвердил правильность и прогрессивность такого решения: в экспериментальных подразделениях значительно укрепилось состояние законности, улучшилось качество и сократились сроки предварительного следствия, укрепилось взаимодействие с органами дознания.

Однако в феврале 1989 года эксперимент волевым решением бывшего Министра внутренних дел СССР В.В. Бакатина был прекращен.  А в  1992 году руководители следственных подразделений стали по должности заместителями начальников органов внутренних дел.

В 1992 году Главное следственное управление МВД России было преобразовано в Следственный комитет МВД России.

Глава 2. История развития органов предварительного следствия в России. Структура органов предварительного следствия в системе МВД России

§ 1. История развития органов предварительного следствия в России

§ 2. Организация следственного аппарата в системе МВД России

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code