Пункт 2

Комментарий к пункту 2 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

1. В комментируемом пункте Инструкции 2013 года закреплено предписание представлять результаты оперативно-розыскной деятельности по запросам «международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств» в порядке, предусмотренном данной Инструкцией. Содержащееся ранее в аналогичном пункте Инструкции 2007 года обязательное условие, новой Инструкцией не воспринято. Буквально получается, что в настоящее время не требуется, чтобы порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств не противоречил международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

2. Особо разъяснять данное правовое положение, думается, не требуется. Несколько слов стоит лишь сказать по поводу того, какой орган является «правоохранительным» и соответственно о запросах каких органов (организаций) идет речь в ст. 2 Инструкции.

3. «Правоохранительными» являются те органы и организации, чьим назначением является осуществление какого-либо из видов правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность, в свою очередь, представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства в целом, а также на обеспечение законности и правопорядка.

4. Основными направлениями правоохранительной деятельности являются:

1) осуществление правосудия;

2) организационное обеспечение деятельности судов;

3) уголовно-исполнительная деятельность;

4) прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

5) деятельность по выявлению и расследованию преступлений:

— предварительное следствие,

— дознание,

— оперативно-розыскная деятельность;

6) нотариальные действия;

7) юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).

5. Исходя из содержания дефиниции «правоохранительная деятельность», последовательно сформулировать определение понятия «правоохранительный орган». Критериями, или иначе признаками правоохранительного органа, следует считать:

1) правовую регламентацию его статуса и деятельности;

2) стоящие перед ним задачи — защищать (охранять, обеспечивать) права, свободы и законные интересы физических, юридических лиц, государства в целом и отдельных его составляющих, обеспечивать законность и (или) правопорядок;

3) наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом прав), позволяющих решать указанные задачи.

6. Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы и законные интересы физических (юридических) лиц, государства в целом и отдельных его составляющих, а равно обеспечивать законность и (или) правопорядок.

7. К числу правоохранительных органов принято относить:

1) суды всех видов;

2) органы прокуратуры;

3) органы юстиции;

4) органы предварительного расследования;

5) нотариат;

6) адвокатуру;

7) некоторые иные правоохранительные органы.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code