2. Страховые взносы во внебюджетные фонды

2.1. Увеличилась предельная база для начисления страховых взносов

С 1 января 2014 г. предельная база для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды составляет 624 тыс. руб. Новая величина утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101.

 

2.2. Продлено действие льготных тарифов для некоторых плательщиков

До 2018 г. продлено действие льготных тарифов страховых взносов (только в ПФР — 20%) для следующих плательщиков:

— применяющих УСН организаций и предпринимателей, основной вид деятельности которых входит в перечень, включенный в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ;

— уплачивающих ЕНВД аптечных организаций, признаваемых таковыми согласно Федеральному закону от 12.04.2010 N 61-ФЗ, а также предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих указанный налог. Льготный тариф применяется в отношении выплат и вознаграждений, производимых физлицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);

— применяющих УСН некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), которые в соответствии с учредительными документами осуществляют деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (за исключением профессионального) (п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);

— применяющих УСН благотворительных организаций (п. 12 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);

— применяющих ПСН предпринимателей, за исключением тех, которые осуществляют виды деятельности, указанные в пп. 19, 45 — 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ (п. 14 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

 

2.3. Повысился льготный тариф взносов для организаций и предпринимателей, осуществляющих производство и распространение СМИ

В 2014 г. повысился на 2% совокупный тариф страховых взносов, применяемый российскими организациями и предпринимателями, которые осуществляют производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание СМИ: он составляет 30% вместо 28% в 2013 г. Он распределяется следующим образом: ПФР — 23,2%; ФСС РФ — 2,9%; ФФОМС — 3,9%. С сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления взносов, взносы во внебюджетные фонды указанные плательщики не перечисляют.

Данный тариф не вправе применять СМИ, специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера.

 

2.4. Закончилось действие льготного тарифа для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги

С 1 января 2014 г. прекратилось действие льготного тарифа для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги. В 2013 г. они применяли совокупный тариф в размере 30% (ПФР — 22%, ФСС РФ — 2,9%, ФФОМС — 5,1%). С сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления взносов, взносы во внебюджетные фонды указанные организации не перечисляли.

Начиная с 2014 г. эти организации уплачивают взносы в общем порядке (в рамках предельной величины базы для начисления страховых взносов применяется совокупный тариф 30%, свыше указанной предельной величины — 10% в ПФР).

 

2.5. Повысились дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков

В 2014 г. плательщики страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды которых указаны в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (Список N 1), применяют дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 6% (в 2013 г. — 4%).

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды которых перечислены в пп. 2 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (Список N 2 и малые списки), в 2014 г. применяется дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 4% (в 2013 г. — 2%).

 

2.6. Изменен порядок определения фиксированного размера пенсионных взносов для предпринимателей, адвокатов и других самозанятых лиц

С 2014 г. изменился порядок исчисления страховых взносов в ПФР для индивидуальных предпринимателей и иных самозанятых лиц, не производящих выплат физическим лицам.

Так, при величине годового дохода менее 300 тыс. руб. страховой взнос в ПФР для них будет исчисляться как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз:

 

Сумма платежа = 1 МРОТ (на начало года) x Тариф ПФР x 12,

 

17 328,48 руб. = 5554 руб. x 26% x 12.

При величине годового дохода свыше 300 тыс. руб. — как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз, плюс один процент от суммы превышения величины фактически полученного дохода над установленной величиной в 300 тыс. руб.:

 

Сумма платежа = (МРОТ x Тариф ПФР) x 12 + 1% от суммы превышения дохода плательщика над 300 тыс. руб.

 

При этом установлено ограничение: максимальный размер взносов не должен превышать: МРОТ x тариф ПФР x 12 x 8. То есть предельная величина взносов при данной величине дохода составляет 138 627,84 руб. = 5554 руб. x 26% x 12 x 8.

В 2013 г. «самозанятые» лица уплачивали взносы в ПФР в фиксированных размерах исходя из 2-кратного МРОТ по следующей формуле:

 

2 x МРОТ (5205 руб.) x Тариф ПФР (26%) x 12,

 

сумма платежа = 32 479,2 руб. в год (2706,6 руб. в мес.).

До 1 января 2014 г. фиксированный размер пенсионных взносов, перечисляемых предпринимателями, определялся исходя из увеличенного в 12 раз двукратного размера МРОТ и страхового тарифа. Указанная сумма не менялась в зависимости от величины полученного дохода, и в 2013 г. она составляла 32 479 руб. 20 коп.

Размер дохода плательщика взносов будет определяться по правилам НК РФ в соответствии с тем режимом налогообложения, который применяет конкретный плательщик (общий режим, ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН). Если применяется несколько режимов налогообложения, то доходы от деятельности надо будет суммировать.

 

2.7. Для «самозанятых лиц», сумма дохода которых за год превышает 300 тыс. руб., установлен отдельный срок для уплаты взносов

В 2014 г. фиксированный платеж, как и ранее, должен перечисляется не позднее 31 декабря текущего расчетного периода.

При этом для тех лиц, сумма дохода которых за год превысит 300 тыс. руб., установлен отдельный срок для уплаты взносов — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Иными словами, те предприниматели, которые заработают более 300 000 руб. в год, будут уплачивать взносы дважды: первую часть взносов, рассчитанную исходя из однократного МРОТ, нужно будет заплатить не позднее 31 декабря текущего года, а вторую часть следует перечислить не позднее 1 апреля следующего года. Данное правило представляется логичным, поскольку подсчитать совокупный доход можно только после того, как год завершится.

 

2.8. Изменен порядок расчета пенсионных взносов главами крестьянских (фермерских) хозяйств

С 2014 г. главы крестьянских (фермерских) хозяйств за 2014 г. должны перечислить в ПФР страховые взносы в фиксированном размере, который не зависит от доходов хозяйства. Размер взноса будет равен однократному МРОТ на начало года, умноженному на 12 и умноженному на тариф. Полученную величину нужно умножить на количество всех членов хозяйства, включая его главу.

Таким образом, взносы на каждого члена крестьянского хозяйства (включая главу) вне зависимости от величины доходов будут равны: в ПФР — 17 328,48 руб., в ФФОМС — 3399,05 руб.

В 2013 г. главы КФХ уплачивали пенсионные взносы за себя и членов хозяйства, как и иные самозанятые лица, исходя из увеличенного в 12 раз двукратного размера МРОТ и страхового тарифа.

 

2.9. Установлена обязанность налоговых органов информировать ПФР о доходах предпринимателей

С целью проверки органами ПФР правильности расчета пенсионных взносов на личное страхование с доходов, превышающих 300 000 руб., налоговые инспекции не позднее 15 июня года, следующего за расчетным периодом, должны сообщать в ПФР о доходах предпринимателя. Это касается как сведений, содержащихся в налоговых декларациях указанных лиц, так и данных, выявленных в рамках мероприятий налогового контроля.

Если суммы поступивших платежей пенсионных взносов не будут соответствовать сведениям о доходах, то есть будут уплачены в меньшем размере, чем следует, то органы ПФР направят таким самозанятым лицам требование об уплате недоимки, пеней и штрафов.

Если же плательщик взносов не представит налоговую отчетность в инспекцию до окончания расчетного периода и в связи с этим у органов ПФР не будет информации о доходах такого лица, то взносы за соответствующий расчетный период будут взысканы в фиксированном размере — исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного размера МРОТ и страхового тарифа.

 

2.10. Тариф дополнительных страховых взносов в ПФР можно понизить

С 01.01.2013 в отношении выплат отдельным категориям работников, которые досрочно выходят на пенсию, были установлены дополнительные тарифы страховых вносов в ПФР. В 2014 г. дополнительный тариф взносов увеличился и составит 4 или 6% в зависимости от категории работников. Вместе с тем у работодателей-страхователей появилась возможность снизить данный тариф в зависимости от результатов специальной оценки условий труда.

С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ, который регламентирует порядок проведения такой оценки. Размер дополнительного тарифа будет зависеть от установленного класса условий труда. Согласно Закону N 426-ФЗ выделяются четыре класса условий труда — оптимальный, допустимый, опасный, вредный. Последний класс имеет четыре подкласса. В зависимости от установленного класса (подкласса) условий труда дополнительный тариф может составить от 0 до 8%.

 

2.11. Выбор тарифа для накопительной части пенсии

С 01.01.2014 тариф взноса на накопительную часть пенсии работника 1967 г. р. и моложе составит 6%, если этот работник до 31 декабря 2015 г. выберет инвестиционный пакет либо доверит средства негосударственному пенсионному фонду. Те работники, на выплаты которым первые пенсионные взносы начислят в 2014 г., вправе сделать свой выбор до 31 декабря 2018 г. Ставка 0% будет применяться по умолчанию до тех пор, пока работник не перейдет в НПФ или не выберет инвестиционный пакет.

Если работник не сделает этого до истечения указанного выше периода, нулевая ставка будет закреплена за ним окончательно. При этом работник вправе в любое время отказаться от накопительной части, написав соответствующее заявление. Тогда все пенсионные взносы с его зарплаты будут перечисляться на страховую часть пенсии.

В 2013 г. страхователи перечисляли на накопительную часть 6% с выплат в рамках предельной базы независимо от того, где находится накопительная часть пенсии работника.

 

2.12. Страховые взносы в ПФР уплачиваются одной «платежкой»

С 2014 г. распределять пенсионные взносы, начисленные за 2014 г. и более поздние периоды, будут не страхователи, а сотрудники ПФР. Страхователь должен оформить одну «платежку» на общую сумму взносов и указать в ней единый КБК, предназначенный для учета взносов, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, — 392 1 02 02010 06 1000 160.

Работники фонда сами «разнесут» взносы на страховую и накопительную части исходя из ставки, выбранной работником. Итоговые сведения занесут на индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного лица. То есть учет страховых взносов, поступивших на выплату накопительной части трудовой пенсии, будет осуществляться на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения выбрало застрахованное лицо.

До 2014 г. пенсионные взносы в отношении лиц 1967 года рождения и моложе перечислялись двумя платежными документами с указанием разных КБК. Работодатель самостоятельно распределял платежи, предназначенные на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Взносы на накопительную и страховую части за декабрь 2013 г., которые компания заплатит в январе 2014 г., нужно отправлять по правилам 2013 г., то есть на два разных КБК.

 

2.13. Увеличен срок списания со счетов страхователей небольших долгов в Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования

С 3 января 2014 г. срок взыскания со счетов страхователей зависит от суммы долга. Так, если общая задолженность по взносам в ПФР и ФФОМС не превысит 1500 руб., взыскать ее со счета можно в течение 14 месяцев после окончания срока, указанного в требовании. Данное правило относится и к задолженности перед ФСС, не превышающей 500 руб.

В случае пропуска данного срока фонды вправе обратиться в суд не позднее шести месяцев после окончания периода, равного одному году и двум месяцам. Для более крупных сумм долга сроки взыскания останутся прежними.

До 2014 г. фонды были вправе взыскать с банковского счета любую задолженность страхователя в течение 2 месяцев после истечения срока, указанного в требовании. Если данный срок пропущен, фонды могут обратиться в суд не позднее шести месяцев после истечения срока, указанного в требовании.

 

2.14. Увеличен срок принятия постановления о взыскании небольшой задолженности перед внебюджетным фондом за счет имущества плательщика

Изменились сроки взыскания долга перед внебюджетным фондом за счет имущества: до 2014 г. данный срок во всех случаях был равен одному году после окончания периода уплаты, указанного в требовании, а с 2014 г. для долгов перед ПФР и ФФОМС, не превышающих в общей сложности 1 500 руб., срок взыскания за счет имущества будет продлен до двух лет с момента уплаты, указанного в требовании. То же относится и к задолженности перед ФСС, не превышающей 500 руб.

Кроме того, органам контроля за уплатой страховых взносов предоставлено право принимать одно решение о взыскании по нескольким неисполненным требованиям об уплате страховых взносов. То есть органы контроля за уплатой страховых взносов смогут суммировать мелкие обязательства плательщика страховых взносов за разные отчетные периоды и взыскивать их вместе.

Постановление о взыскании таких сумм задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в требованиях, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

Предыдущая страница

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code