Изменения части первой НК РФ с 1 января 2014 г.

В течение 2013 г. было внесено много изменений и дополнений в часть первую НК РФ. В настоящей статье представляем вниманию читателей комментарии к основным изменениям, действующим с 1 января 2014 г.

 

2.1. Уточнено понятие «счет» для целей налогового законодательства

Внесена поправка в абз. 9 п. 2 ст. 11 НК РФ: счетом (счетами) для целей налогообложения являются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.

Таким образом, из понятия «счета (счет)» исключена оговорка о том, что к ним относятся только те счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов. Теперь достаточно того, чтобы счет был открыт на основании договора банковского счета. Виды банковских счетов установлены гл. 2 Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)».

Следовательно, новая редакция абз. 9 п. 2 ст. 11 НК РФ, а также и иные нормы налогового законодательства, устанавливающие права и обязанности налоговых органов, банков и владельцев счетов касательно информирования об открытии (закрытии) этих счетов, изменении их реквизитов, предоставления сведений об операциях и остатках денежных средств по ним, привлечения к ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязанностей, распространяются на все счета, открытые на основании договора банковского счета.

 

2.2. Арифметические правила округления чисел распространяются на суммы исчисленного налога

Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а сумма налога 50 коп. и более округляется до полного рубля.

Данная норма распространяет арифметические правила округления чисел на порядок исчисления всех налогов в случаях, когда сумма исчисленного налога образуется не в полных рублях.

Ранее аналогичная норма действовала в отношении НДФЛ (п. 4 ст. 225 НК РФ) и в связи с принятием настоящей поправки утратила силу.

 

2.3. Уточнен порядок представления налоговой декларации в электронной форме

Внесены изменения в п. 3 ст. 80 НК РФ.

 

2.3.1. Оператор электронного документооборота, через которого налоговые декларации представляются в налоговый орган, должен соответствовать определенным требованиям

Эти требования к оператору, который должен являться российской организацией, устанавливает ФНС России.

 

2.3.2. Круг субъектов, обязанных представлять декларацию в электронной форме, может предусматриваться также частью второй НК РФ

В особую группу выделены налогоплательщики, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу. Здесь как раз и заложен переход к одной из главных налоговых новелл всего законопроекта, которая состоит в том, что все налогоплательщики НДС независимо от среднесписочной численности работников обязаны представлять налоговые декларации по этому налогу исключительно в электронной форме (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Кроме того, п. 5 ст. 174 НК РФ в новой редакции определяет еще целый ряд субъектов, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме.

К таким субъектам относятся:

— лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, но выставившие счет-фактуру с выделением в нем суммы НДС (абз. 5 п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ);

— налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, выставившие или получившие счет-фактуру при осуществлении ими предпринимательской деятельности в отношении другого лица на основе посреднического договора (абз. 5 п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

 

2.4. Расширен круг сведений, включаемых в налоговую декларацию по НДС

Подпункт 6 п. 7 ст. 80 НК РФ расширяет перечень сведений, которые могут быть включены в налоговую декларацию. Это сведения, подлежащие включению в налоговую декларацию в соответствии с гл. 21 НК РФ. То есть в данном случае речь идет о налоговой декларации по НДС, состав сведений которой расширен новым п. 5.1 ст. 174 НК РФ.

В налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.

В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах.

 

2.5. Сфера действия норм о налоговой декларации распространена на всех лиц, на которых возложена обязанность по ее представлению

Пункт 12 ст. 80 НК РФ расширяет сферу применения ст. 80 НК РФ, касающейся вопросов представления налоговой декларации, распространяя ее на т. н. иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета).

К таким лицам, в частности, относятся:

— лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, но выставившие счет-фактуру с выделением в нем суммы НДС (абз. 5 п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ);

— налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, выставившие или получившие счет-фактуру при осуществлении ими предпринимательской деятельности в отношении другого лица на основе посреднического договора (абз. 5 п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

 

2.6. Органы ФМС обязаны уведомлять налоговые органы о фактах принятия к рассмотрению документов для выдачи иностранному работнику разрешения на работу и о выдаче такого разрешения

С 2014 г. п. 3 ст. 85 НК РФ устанавливает для органов Федеральной миграционной службы России обязанность по информированию налоговых органов о следующих фактах, связанных с постановкой на учет иностранных работников:

— постановка на миграционный учет лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах и в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента;

— выдача разрешения на работу или патента.

 

2.7. Налоговый орган вправе истребовать пояснения при камеральной проверке уточненной «к уменьшению» и убыточной декларации

Предусмотрены новые (дополнительные) основания для истребования пояснений (но не документов) при проведении камеральной налоговой проверки (абз. 2, 3 п. 3 ст. 88 НК РФ).

Эти основания вытекают из содержания отдельных налоговых деклараций (расчетов) и касаются следующих из них:

— декларация (расчет), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;

— декларация (расчет), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

При представлении указанных деклараций налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета) или размер полученного убытка соответственно.

 

2.8. Налогоплательщик вправе представить подтверждающие документы при представлении уточненной «к уменьшению» и убыточной декларации

Поправка в п. 4 ст. 88 НК РФ связана с расширением перечня оснований истребования у налогоплательщика пояснений, касающихся исчисления налога (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В ответ на истребование пояснений относительно изменения соответствующих показателей в уточненной декларации «к уменьшению» или в убыточной декларации налогоплательщик вместе с пояснениями вправе (но не обязан) дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

 

2.9. Установлено право налогового органа на истребование документов при проведении камеральной проверки уточненной «к уменьшению» налога (или увеличению убытка) декларации, представленной по истечении 2 лет с момента окончания срока представления первоначальной декларации

Пункт 8.3 ст. 88 НК РФ закрепляет право налогового органа на истребование у налогоплательщика первичных и иных документов при проведении камеральной проверки уточненной декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первоначальной декларации. При этом речь идет только о двух видах деклараций, исходя из их содержания:

— декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;

— декларация, в которой увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией.

Соответственно, налоговый орган при проведении камеральных проверок таких деклараций будет вправе истребовать не любые документы, а только те из них, которые подтверждают изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета). При этом он вправе также будет истребовать аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

 

2.10. Сфера действия норм о налоговой декларации распространена на всех лиц, на которых возложена обязанность по ее представлению

Поправка в п. 10 ст. 88 НК РФ расширяет сферу применения данной статьи, посвященную камеральным налоговым проверкам, распространяя ее на т. н. иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета).

К таким лицам, в частности, относятся:

— лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, но выставившие счет-фактуру с выделением в нем суммы НДС (абз. 5 п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ);

— налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, выставившие или получившие счет-фактуру при осуществлении ими предпринимательской деятельности в отношении другого лица на основе посреднического договора (абз. 5 п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

 

2.11. Разграничена ответственность за непредставление документов и информации в рамках «встречной» проверки

Внесены изменения в п. 6 ст. 93.1 НК РФ. Поправка разграничивает ответственность лица за непредставление им в рамках «встречной» проверки (т.е. в порядке ст. 93.1 НК РФ), с одной стороны, истребуемых документов, а с другой — истребуемой информации. Это обусловлено тем, что законодатель не отождествляет целиком понятия «информация» и «документы», а разграничивает их, исходя из того, что информация может быть как облечена в форму документа с определенными стандартами, реквизитами, так и находиться в произвольной форме и (или) присутствовать в разрозненном, несистематизированном виде. Можно сказать, что к информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ — это материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»). На различие понятий «документ» и «информация» обращала внимание и судебная практика (Постановление ФАС ЗСО от 04.08.2008 по делу N А75-6149/2007).

Между тем если обратиться к ст. 129.1 НК РФ, то в ней идет речь об ответственности именно за «неправомерное несообщение сведений», но не за «непредставление документов». То есть до принятия данной поправки возникало противоречие между содержанием норм п. 6 ст. 93.1 и ст. 129.1 НК РФ, несмотря на то что в первой из этих норм содержалась прямая отсылка ко второй. В результате даже Президиуму ВАС не оставалась ничего иного как разрешать это противоречие, исходя именно из буквального толкования п. 6 ст. 93.1 НК РФ, содержащего указанную отсылку (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 11890/12).

Стоит отметить, что в диспозиции п. 1 ст. 129.1 НК РФ есть небольшая, но все-таки оговорка о том, что санкция этой нормы применяется при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ. По этой причине судам также приходилась искать подходы к вопросу о том, норму какой из двух названных статей и в каких случаях необходимо применять (Постановление ФАС МО от 04.06.2013 по делу N А40-91503/12-115-602).

И только теперь, в соответствии с поправкой, отказ лица от представления истребуемых в рамках «встречной» проверки документов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность по ст. 126 НК РФ. Тем самым унифицирована ответственность за нарушение обязанности по представлению документов как самим проверяемым лицом в рамках камеральной или выездной проверки, так и третьим лицом в рамках «встречной» проверки (т.е. в порядке ст. 93.1 НК РФ).

Ответственность по ст. 129.1 НК РФ будет применяться только за несообщение либо несвоевременное сообщение истребуемой информации.

 

2.12. Из состава налоговой тайны исключены некоторые сведения о налогоплательщиках

В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением определенных, перечисленных в данной норме сведений. К исключениям отнесены сведения об идентификационном номере налогоплательщика, о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения и др.

С 2014 г. к таким исключениям отнесены также сведения о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков (пп. 7 п. 1 ст. 102 НК РФ).

 

2.13. Ответственность за нарушение срока представления налоговой декларации применяется ко всем лицам, обязанным ее представлять. Размер штрафа исчисляется от не уплаченной в срок суммы

Внесены изменения в п. 1 ст. 119 НК РФ, предусматривающий ответственность за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества).

 

2.13.1. Ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации помимо налогоплательщиков распространена также и на иных лиц, на которых нормами НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации (как в электронной форме, так и в бумажном виде)

В частности, п. 5 ст. 174 НК РФ устанавливает круг лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС, но обязанными при определенных условиях представлять налоговую декларацию (например, при выставлении счета-фактуры с выделением в нем суммы НДС). В связи с этим можно вести речь о состоявшемся законодательном разрешении спора о том, может ли являться субъектом ответственности лицо, обязанное представить налоговую декларацию, но не имеющее статуса налогоплательщика по соответствующему налогу. Ранее этот вопрос был на уровне ВАС РФ решен в пользу лиц, обязанных представить декларацию (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 4544/07).

 

2.13.2. Ужесточен порядок определения размера ответственности за несвоевременное представление декларации

Если ранее штраф исчислялся в размере от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, то с 01.01.2014 он исчисляется исходя из не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации.

То есть если ранее налогоплательщик мог ограничиться минимальным штрафом (1000 руб.) за нарушение срока представления декларации, уплатив к моменту ее представления всю сумму налога, подлежащую уплате (доплате) на основании этой декларации, то теперь для минимальной ответственности необходимо, чтобы эта сумма была уплачена не просто к моменту представления декларации, а еще и в установленный нормами НК РФ срок. Если этот последний срок будет пропущен, то размер штрафа будет определяться именно исходя из не уплаченной в этот срок суммы, отраженной в налоговой декларации, даже если к моменту ее представления эта сумма уплачена полностью.

 

2.14. К ответственности по ст. 120 НК РФ могут быть привлечены не только организации, но и предприниматели

Статьей 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Поправка в абз. 1 п. 1 ст. 120 НК РФ исключает ограничение в части круга субъектов налоговой ответственности, что предполагает возможность привлечения к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения не только организаций, но и индивидуальных предпринимателей.

 

2.15. Признаки грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения распространяются не только на налогоплательщика

Поправка в абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ исключает упоминание о налогоплательщике как о единственном субъекте, к которому применимы признаки грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Исходя из этого следует полагать, что таким субъектом будет являться и налоговый агент.

 

2.16. Ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ распространяется не только на организации, но и на физических лиц

Пунктом 2 ст. 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ.

Ранее к ответственности по данной норме могли быть привлечены только организации.

Поправка исключает ограничение по применению налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 126 НК РФ, в отношении только организаций и, соответственно, распространяет возможность ее применения также в отношении индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

При этом размер штрафа различен: на организацию или индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере десяти тысяч рублей, на физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей.

 

2.17. Техническая поправка, обобщающая объекты обложения налогом на игорный бизнес

Статьей 129.2 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

Ранее п. 1 ст. 129.2 НК РФ был изложен в следующей редакции: «Нарушение установленного настоящим Кодексом порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов».

С 2014 г. данная норма звучит так: «Нарушение установленного настоящим Кодексом порядка регистрации в налоговом органе объекта налогообложения налогом на игорный бизнес либо порядка регистрации изменений количества объектов налогообложения».

Поправка носит технический характер, обобщая отдельные поименованные виды объектов обложения налогом на игорный бизнес в одно родовое понятие — «объект налогообложения налогом на игорный бизнес».

 

2.18. Установлены особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов

В НК РФ (и в часть первую, и в часть вторую) внесены изменения и дополнения в целях создания благоприятных налоговых условий в целях осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов.

 

2.18.1. Введено понятие регионального инвестиционного проекта

Часть первая НК РФ дополнена гл. 3.3 «Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов» (ст. ст. 25.825.12 НК РФ).

Региональным инвестиционным проектом признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который удовлетворяет одновременно следующим требованиям (п. 1 ст. 25.8 НК РФ):

1) производство товаров в результате реализации такого проекта осуществляется исключительно на территории одного из следующих субъектов РФ: Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Иркутская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. В случаях, указанных в п. 2 ст. 25.8 НК РФ, реализация проекта может осуществляться на территории нескольких субъектов РФ;

2) проект не может быть направлен на следующие цели:

— добыча и (или) переработка нефти, добыча природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата;

— производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);

— осуществление деятельности, по которой применяется нулевая ставка по налогу на прибыль;

3) на земельных участках, на которых будет реализовываться проект, не располагаются здания, сооружения, находящиеся в собственности физлиц или организации, которая не является участником такого проекта. Исключения составляют подъездные пути, коммуникации, трубопроводы, электрические кабели, дренаж и другие объекты инфраструктуры;

4) объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией не может быть менее:

— 50 млн руб. В этом случае капитальные вложения должны быть осуществлены в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

— 500 млн руб. При этом срок осуществления капитальных вложений не должен превышать пяти лет, исчисляемых со дня включения организации в указанный реестр;

5) каждый проект реализуется единственным участником.

При этом законом субъекта РФ может быть увеличен минимальный объем капитальных вложений, а также установлены дополнительные требования, которым должны соответствовать проекты (п. 5 ст. 25.8 НК РФ).

 

2.18.2. Предусмотрена новая категория налогоплательщиков — участники региональных инвестиционных проектов

Налогоплательщиком — участником проекта признается российская организация, которая получила статус участника проекта (п. 1 ст. 25.9 НК РФ). Данный статус компания приобретает со дня включения в специальный реестр (п. 2 ст. 25.9 НК РФ). Порядок включения организаций в этот реестр установлен ст. 25.11 НК РФ. Кроме указанного условия для признания компании налогоплательщиком — участником проекта необходимо одновременное выполнение следующих требований:

1) государственная регистрация юридического лица осуществлена в субъекте РФ, в котором реализуется проект;

2) у организации нет обособленных подразделений, расположенных за пределами субъекта РФ, в котором реализуется проект;

3) организация не применяет специальных налоговых режимов, которые предусмотрены частью второй Налогового кодекса РФ;

4) организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;

5) организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;

6) организация ранее не была участником проекта и не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого проекта;

7) у организации есть в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 г.) земельный участок, на котором планируется реализация проекта;

8) у организации есть разрешение на строительство, если наличие такого разрешения является обязательным для реализации проекта;

9) организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа.

При этом данные требования должны выполняться непрерывно в течение предусмотренного срока применения нулевой ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1 ст. 25.9 НК РФ). Периоды, в которые применяется нулевая ставка, установлены п. п. 2 — 5 ст. 284.3 НК РФ.

 

2.18.3. Определены особенности проведения налоговых проверок участников региональных инвестиционных проектов

При проведении камеральной проверки представленной участником проекта декларации по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для этих участников, инспекция вправе истребовать сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации проекта требованиям к таким проектам и (или) их участникам (п. 12 ст. 88 НК РФ).

Особенностью выездной проверки участника проекта является, в частности, следующее: предметом такой проверки наряду с правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов является также соответствие показателей реализации проекта требованиям, предъявляемым к таким проектам и (или) их участникам (п. п. 4, 19 ст. 89, п. 1 ст. 89.2 НК РФ).

В рамках проверки участника, осуществляющего капитальные вложения в срок, не превышающий пяти лет со дня включения данного участника в соответствующий реестр, налоговый орган вправе проверить период не более пяти календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

При этом указанный участник проекта в течение шести лет должен хранить: данные бухгалтерского и налогового учета; другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, при исчислении которых были использованы специальные налоговые льготы; документы, подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к таким проектам и (или) его участникам (п. 3 ст. 89.2 НК РФ).

 

2.18.4. Предусмотрено новое основание для признания сделок контролируемыми

Согласно п. 2 ст. 105.14 НК РФ при выполнении определенных условий признаются контролируемыми сделки между взаимозависимыми лицами, по которым местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей является РФ.

К условиям признания сделок контролируемыми отнесено также следующее: хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 284.3 НК РФ (пп. 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

При этом сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год должна превышать 60 млн руб. (абз. 1 п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

 

2.19. Установлены особенности налогообложения для недропользователей морских месторождений углеводородного сырья

В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. (пп. 2 п. 1.6.1 разд. II) планировалось установить специальную систему налогового регулирования, применяемую при разработке новых морских месторождений углеводородного сырья, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе РФ и в Каспийском море.

В связи с созданием указанной системы налогового регулирования в НК РФ внесены соответствующие поправки. В частности, предусмотрено следующее.

 

2.19.1. Определены понятия и термины, используемые при налогообложении добычи углеводородного сырья

Глава 1 НК РФ дополнена ст. 11.1, в которой приведены понятия и термины, используемые при налогообложении добычи углеводородного сырья. Так, дается определение месторождения углеводородного сырья и его промышленной разработки, морского месторождения углеводородного сырья, деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении.

 

2.19.2. Введена новая категория налогоплательщиков — оператор нового морского месторождения углеводородного сырья

Согласно ст. 25.7 гл. 3.2 НК РФ таким налогоплательщиком признается организация, которая одновременно удовлетворяет следующим условиям:

— в ее уставном капитале прямо или косвенно участвует организация, имеющая лицензию на пользование недрами на новом морском месторождении, либо организация, являющаяся взаимозависимым лицом с подобным лицензиатом;

— она осуществляет хотя бы один из видов деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, собственными силами и (или) с привлечением подрядчиков;

— она ведет деятельность, указанную в предыдущем условии, на основе договора с владельцем лицензии (операторский договор). Данное соглашение должно предусматривать выплату оператору вознаграждения, размер которого зависит в том числе от объема добытого углеводородного сырья на соответствующем морском месторождении и (или) выручки от его реализации.

Данной статьей определены также иные положения, касающиеся новой категории налогоплательщиков.

 

2.19.3. Минфин России вправе устанавливать особенности учета данной категории налогоплательщиков

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 83 НК РФ Минфин России вправе устанавливать особенности учета в налоговых органах налогоплательщиков, указанных в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, т.е. организаций, владеющих лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья либо в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку нового морского месторождения углеводородного сырья; операторов нового морского месторождения углеводородного сырья.

 

2.19.4. Предусмотрено новое основание для признания сделок контролируемыми

Подпунктом 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ введено новое основание для признания сделки между взаимозависимыми лицами контролируемой. Для этого необходимо одновременное выполнение следующих условий:

— одна из сторон является оператором нового морского месторождения или владельцем лицензии на пользование недрами на таком месторождении и в целях налога на прибыль учитывает доходы (расходы) по этой сделке в соответствии с особенностями, установленными ст. 275.2 НК РФ для данных лиц (абз. 2 пп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);

— любая другая сторона сделки не является указанным оператором или лицензиатом либо не применяет положения ст. 275.2 НК РФ при расчете базы по налогу на прибыль, т.е. учитывает доходы (расходы) в общем порядке (абз. 3 пп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);

— сумма доходов по указанным сделкам за год превышает 60 млн руб. (абз. 1 п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Указанные положения не распространяются на сделки, которые совершены между операторами и владельцами лицензий на право пользования недрами на новом морском месторождении в отношении одного и того же месторождения при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья. Такие сделки в любом случае не признаются контролируемыми (пп. 3 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code