Б. Изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию)

Такой институт в настоящее время предусмотрен ст. 29 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В соответствии с ее положениями не является реорганизацией изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию). Как отмечено в Законе, в этом случае «в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения». Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений. Как видно из данного правила, изменению в устав здесь придается значение факта, с которым связывается переход вещных прав на имущество.

Еще одним Законом, который регулирует вопросы перемены собственника в унитарных предприятиях, является Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 154).

Данный Закон определяет последствия того, что в собственности федеральной, субъекта Федерации или муниципальной оказывается имущество, которое там не может находиться. Согласно указанному Закону имущество, находящееся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, которое может находиться в собственности других субъектов из указанных (Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципалитеты), подлежит при определенных условиях безвозмездной передаче в собственность одного из указанных субъектов.

Решения о передаче имущества (а) из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность; б) из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. При этом согласно Закону ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуются. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества, а также иного имущества. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий. Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия решений о передаче органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения. Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок. Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных унитарных предприятий. Соответственно, от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом унитарного предприятия. Как и в общем порядке, соответствующая процедура заканчивается внесением изменений в устав.

Логика законодателя здесь (отрицание каких-либо негативных последствий для кредиторов, отрицание правового режима реорганизации) нам неясна, поскольку изменение «держателя» государственного или муниципального имущества может влечь много негативных последствий для них. Это в советский период, когда была общенародная собственность, только распределенная среди различных ее балансодержателей, изменение такого «балансодержателя» не имело большого значения, однако в настоящее время, когда каждый уровень собственности — это именно «свой» уровень (федеральный, региональный, муниципальный), а финансовое положение регионов и различных муниципалитетов принципиально различно, такое «перемещение» собственности самым непосредственным образом влияет на права кредиторов.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code