А. Изменение уставного фонда (иных его аналогов в организациях унитарного типа)

2.9.2.2. Организации унитарного типа

А. Изменение уставного фонда (иных его аналогов в организациях унитарного типа)

Изменение уставного фонда или иных его аналогов в организациях унитарного типа начнем с наиболее урегулированной ситуации — государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Такие организации в соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имеют свой уставный фонд, «гарантирующий интересы кредиторов такого предприятия» (ст. 12).

Закон предусматривает возможность увеличения уставного фонда (ст. 14) за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия. При этом размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.

Никаких специальных прав для кредиторов предприятия такое увеличение не предполагает, что в целом никакого возражения не вызывает, поскольку увеличение имущества предприятия никоим образом нельзя рассматривать как действие, умаляющее их права.

Порядок уменьшения уставного фонда предусмотрен ст. 15 Закона, согласно которой собственник имущества государственного или муниципального предприятия вправе, а в случаях, предусмотренных указанной статьей, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия.

В течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков. Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в указанном порядке.

Как видно, в случае уменьшения уставного фонда кредиторам предоставляются права, отнюдь не меньшие, чем при реорганизации, с чем можно полностью согласиться.

Относительно имущества фондов, «собственного имущества» негосударственных пенсионных фондов, имущества учреждений различных видов и типов, имущества государственных корпораций и компаний, а также некоторых других организаций унитарного типа в законах никаких специальных положений о видах, порядке и последствиях изменения такого имущества не содержится. В отношении учреждений частично пробел заполняется ст. 296 ГК РФ, в соответствии с которой собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Однако в целом надо отметить, что полной ясности здесь нет, соответственно нет и никаких специальных прав для кредиторов таких организаций.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code