2.8. Реорганизация, реструктуризация, реформирование

В российском праве в течение продолжительного времени используется такое понятие, как «реструктуризация».

Назвать его вполне определенным нельзя. Наиболее распространенное его применение состоит в урегулировании долгов между какими-либо лицами. К примеру, Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (ст. 2) определяет «реструктуризацию долгов» как «основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств». Аналогично и БК РФ (ст. 105) понимает под «реструктуризацией долга» «основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств».

Однако ряд нормативных актов использовали и используют это слово для обозначения совершенно иных процессов:

а) так, уже не действующий в настоящее время Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» (ст. 2) под «реструктуризацией кредитной организации» понимал «комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В Закон были включены две главы с использованием этого слова: гл. III «Реструктуризация кредитной организации» и гл. IV «Реструктуризация обязательств кредитной организации». Первая из них включала в себя довольно много совершенно разнородных институтов: отстранение от исполнения обязанностей либо ограничение полномочий руководителей исполнительных органов, главного бухгалтера, руководителей филиалов кредитной организации и иных ее сотрудников; признание сделок, заключенных кредитной организацией, недействительными и отказ от исполнения договоров кредитной организации; продажа активов кредитной организации, находящейся под управлением Агентства; продажа предприятия (бизнеса) кредитной организации; создание новой кредитной организации и (или) приобретение акций (долей) действующей кредитной организации на условиях, позволяющих определять действия (решения) указанной действующей кредитной организации; продажа Агентством принадлежащих ему акций (долей) кредитной организации; ликвидация кредитной организации по решению Агентства. Вторая — «Реструктуризация обязательств кредитной организации» — указывала на возможность заключения мирового соглашения.

Как видно из приведенных положений этого Закона, «реструктуризация» рассматривалась как собирательное понятие для объединения различных средств и способов (создание и ликвидация организаций, реструктуризация в смысле соглашения о прекращении и замене долга и т.п.), направленных на восстановление платежеспособности кредитной организации или «цивилизованный» ее уход с рынка;

б) Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (ст. 1) содержит понятие «реструктуризация угольной промышленности», под которой он понимает «комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) в целях создания эффективно функционирующих организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера». О том, какие мероприятия входят в указанный комплекс, дает представление Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 г. N 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования», в который были включены: 1) мероприятия по ликвидации организаций угольной промышленности; 2) поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке новых технологий добычи, переработки и использования угля, обеспечению безопасных условий труда в угольной промышленности и улучшению экологической обстановки в угледобывающих регионах, нормативно-техническому и информационно-аналитическому обеспечению деятельности организаций угольной промышленности; 3) покрытие непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности; 4) частичная компенсация затрат организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), связанных с ликвидацией последствий аварий и стихийных бедствий; 5) обеспечение деятельности государственных учреждений, предоставляющих услуги, связанные с реструктуризацией угольной промышленности; 6) реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков;

в) понятие «реструктуризация атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации» содержит Указ Президента РФ «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации». Его определения не дается, но как можно понять из текста, основной мерой реструктуризации этот документ признает учреждение ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс», 100% акций которого находится в федеральной собственности с детализацией вопросов создания этого общества и его дочерних обществ, а также урегулированием иных отношений в указанной сфере.

Использование слова «реструктуризация» во втором из указанных значений может вполне обозначать и действия, которые подпадают под правовой режим реорганизации. И не зря в настоящее время появляются исследования, в которых авторы делают попытку соотнести эти понятия.

Одни авторы полагают, что здесь нет синонимичного значения, в частности, Д.В. Жданов указывает: «часто термин «реструктуризация» используется как синоним «реорганизации», однако это не всегда правильно. Термин «реструктуризация» может использоваться в отношении задолженности, когда речь идет об изменении условий выполнения обязательств по возврату денежных средств» <1>.

———————————

<1> Жданов Д.В. Указ. соч. С. 27.

 

По-другому подходит к соотношению этих понятий Т.А. Нуждин <1>, который, обосновывая необходимость регулирования на нормативном уровне понятия «корпоративная реструктуризация», указывает, что реорганизация юридического лица представляет собой «соответствующий вид» корпоративной реструктуризации.

———————————

<1> Нуждин Т.А. Корпоративная реструктуризация посредством разделения и выделения: вопросы теории и правоприменительной практики // Право и экономика. 2010. N 4; СПС «КонсультантПлюс».

 

С нашей точки зрения, определять реорганизацию через реструктуризацию, реструктуризацию через реорганизацию — это значит не более чем «играть» словами.

Посмотрим значение слова «реорганизация», которое ему придается непосредственно в русском языке. Оно образовано добавлением приставки «ре» к слову «организация». Приставка «ре» согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой объясняется следующим образом: «образует глаголы и существительные со значением повторности или противоположности, например реорганизовать, реэвакуировать, ретрансляция, рекультивация, ретрансплантация» <1>. В свою очередь, глагол «реорганизовывать» объясняется в этом же словаре таким образом: «организовывать на новых началах, преобразовать(-зовывать)» <2>. То есть реорганизация означает буквально «повторную организацию» (глагол) чего-либо с использованием новых начал.

———————————

<1> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. соч. С. 670.

<2> Там же. С. 676.

 

Если в такой же логике рассмотреть значение слова «реструктуризация», то мы (учитывая, что слово «структурировать» означает согласно различным толковым словарям: придавать чему-либо свойства структуры, располагать элементы чего-либо в виде структуры, упорядочивать), получим значение абсолютно одинаковое — «повторно структурировать» (упорядочивать) что-либо».

В специальной литературе говорят также о внутриорганизационной реструктуризации (которая может быть как связана с реорганизацией, так и не связана с ней).

Наиболее часто это понятие используют экономисты и представители науки управления. Так, В.В. Кондратьев и В.Б. Краснова так определяют реструктуризацию с точки зрения науки менеджмента: «реструктуризация в широком смысле — это изменение структуры, способы организации системы. Реструктуризация системы управления компаний — это изменение цели и стратегии компании; организационной структуры управления, обеспечивающей реализацию стратегии; бизнес-процессов, обеспечивающих реализацию функций исполнительных звеньев организационной структуры. В современной практике реструктуризация управления — одна из типовых и наиболее массовых задач. Даже беглое знакомство с приведенным ниже далеко не полным списком ситуаций, порождающих реструктуризацию системы управления, показывает, насколько это утверждение верно: изменение стратегии компании; перераспределение ответственности подразделений; сокращение бизнеса компаний; слияние подразделений, компаний; переход из линейно-функциональной структуры в дивизиональную и наоборот; развитие компании, появление новых функций; изменение процесса, технической цепочки, выполнения работ; внедрение регулярного менеджмента; подготовка компании к внедрению информационно-управляющих систем» <1>. Определения правоведов от указанного не сильно отличаются. К примеру, О.Н. Лебединец пытается дать такое определение реструктуризации: «представляет собой постоянную деятельность организации, обусловленную ее частными интересами и целями в условиях рынка по изменению внутренней структуры и эффективного использования имущества в режиме права собственности или иного вещного права субъектом права» <2>.

———————————

<1> Кондратьев В.В., Краснова В.Б. Реструктуризация управления компанией: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 6. М.: Инфра-М, 1999. С. XVII.

<2> Лебединец О.Н. Реструктуризация юридического лица, как этап его жизненного цикла // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2012. N 5. С. 65.

 

Частично такое понимание реструктуризации «легализовано» законом. В частности, ст. 74 Трудового кодекса РФ использует понятие «структурная реорганизация производства», не поясняя, впрочем, о чем идет речь. Но как бы то ни было, с такой «реорганизацией» закон связывает определенные последствия, в указанной статье перечисленные.

Проблема соотношения реструктуризации и указанной «структурной реорганизации» с реорганизацией в смысле ГК РФ в какой-то степени оценена уже и судебной практикой. Приведем здесь такое дело — Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 апреля 2008 г. по делу N А11-3075/2007-К1-1/218. Прокурор обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Прометей», и незаконными действий Инспекции по внесению записи о реорганизации сельскохозяйственного производственного кооператива «Сновицы». Решением суда первой инстанции заявленное требование удовлетворено; апелляционная и кассационная инстанции оставили решение в силе. Суть дела состояла в следующем. Гражданин В.С. Захаревич представил в налоговый орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы СПК «Сновицы», в части изменения его организационно-правовой формы и наименования — ООО «Прометей». К заявлению был приложен необходимый пакет документов. Инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации ООО «Прометей», созданного путем реорганизации СПК «Сновицы» и являющегося его правопреемником. Прокурор, посчитав, что указанные действия нарушили права СПК «Сновицы» по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности кооператива, а также интересы членов кооператива, обратился в арбитражный суд. Удовлетворяя требование, суд исходил из того, что члены СПК «Сновицы» не принимали решений ни о реорганизации СПК «Сновицы» в ООО «Прометей», ни о внесении изменений в учредительные документы. Кассационная инстанция, соглашаясь с позицией судов нижестоящих инстанций, указала, что «…СПК «Сновицы» не принимал решения о реорганизации. Протокол от 27.03.2002 содержит лишь сведения о проведении юридической и организационной реорганизации СПК «Сновицы» с целью его финансового оздоровления и привлечения дополнительных инвестиций».

В российском праве активно используется в последние два десятилетия такое понятие, как «реформирование». Обычно оно используется для квалификации каких-то процессов, мероприятий в рамках отдельных сфер деятельности, отраслей. К примеру:

— «реформирование электроэнергетики» (Федеральный закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»);

— «реформирование жилищно-коммунального хозяйства» (Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»);

— «реформирование электроэнергетической отрасли» (Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации, одобренных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526), и т.д.

Однако в рамках такого реформирования говорится и о реформировании применительно к юридическим лицам. В частности, приведем положения Основных направлений реформирования электроэнергетики Российской Федерации, одобренных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526. Этот документ содержит целый раздел с названием «Реформирование акционерных обществ энергетики и электрификации»: «реформирование акционерных обществ энергетики и электрификации будет направлено на повышение прозрачности и эффективности их деятельности, условием чего является разделенный финансовый учет деятельности по производству и сбыту электрической энергии и по создаваемым дочерним сетевым компаниям, в собственность которых передаются сетевые активы (линии электропередачи, подстанции и т.п.). Разделение деятельности явится одним из факторов формирования условий для равного доступа к сетевой инфраструктуре в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под влиянием рыночных условий допускается укрупнение акционерных обществ энергетики и электрификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, потому уже на первом этапе реформ будут сформированы финансово устойчивые и инвестиционно привлекательные региональные организации в сфере энергетики с высокой степенью прозрачности их деятельности… После образования региональных сетевых компаний акционерным обществам энергетики и электрификации будет присвоен статус гарантирующих поставщиков, порядок деятельности которых разрабатывается и утверждается уполномоченным государственным органом. По мере становления рынка статус гарантирующего поставщика может быть присвоен любой сбытовой компании на конкурсной основе. Порядок проведения конкурсов устанавливается Правительством Российской Федерации. Количество гарантирующих поставщиков и границы зон обслуживания будут определены на первом этапе реформирования, при этом в каждой зоне обслуживания в качестве гарантирующего будет выступать только один поставщик. Допускается укрупнение гарантирующих поставщиков на межрегиональной основе«.

Системное прочтение этих положений с другими положениями документа указывает, что под реформированием здесь понимается не только реорганизация, но и учреждение вновь юридических лиц, изменение договорных и организационных связей в энергетике и т.п. Здесь реорганизация выступает лишь одним из средств для достижения поставленных целей, а потому использование слова «реформирование» позволяет описать совокупность различных процессов, которые словом «реорганизация» не покрываются. Хотя документ страдает и определенной двойственностью в этой части, поскольку использованные в нем конструкции в части защиты прав акционеров показывают, что в большей степени под реформированием имеется в виду именно и прежде всего реорганизация: «IV. Обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров при реформировании электроэнергетики Российской Федерации. Важнейшим направлением реформирования электроэнергетики является обеспечение прав и интересов российских и иностранных инвесторов, кредиторов и акционеров. Решения о реформировании организаций отрасли должны приниматься в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В ходе реформирования электроэнергетики должны обеспечиваться: право собственности акционеров на принадлежащие им акции; право акционеров на участие в обсуждении и принятии решений, связанных с проведением структурных преобразований, которые затрагивают или могут затронуть их охраняемые законом права; право каждого акционера на доступ к информации, связанной с проведением структурных преобразований, которые затрагивают или могут затронуть его охраняемые законом права. При осуществлении реформирования открытых акционерных обществ энергетики и электрификации необходимо следовать принципу сохранения структуры акционерного капитала и размеров пакетов акций каждого акционера в создаваемых акционерных обществах, в которые передаются пакеты акций и (или) иное имущество реорганизуемых обществ…»

Законодательство знает и примеры того, как «реформирование» едва ли не полностью вытесняло традиционную реорганизацию. В качестве примера можно привести Положение о реформировании сельскохозяйственных предприятий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1994 г. N 874 «О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области» <1>.

———————————

<1> Некоторый юридический анализ см. в следующей работе: Кузнецова В. Цели и особенности «нижегородской модели» реорганизации коллективных сельскохозяйственных предприятий // Хозяйство и право. 1996. N 1. С. 106 — 116; Румянцев Ф.П. Нижегородский опыт реформирования аграрных отношений на современном этапе земельной реформы в Российской Федерации // История государства и права. 2008. N 1; СПС «КонсультантПлюс».

 

Согласно этому документу высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий «в порядке, предусмотренном их учредительными документами и законодательством Российской Федерации» принималось «решение о реформировании» (хотя, как можно понять из анализа судебной практики, чаще всего в реальности принималось решение о реорганизации (к примеру, см. Постановления: ФАС Центрального округа от 13 июля 2011 г. по делу N А48-4567/10, ФАС Северо-Кавказского округа от 31 июля 2003 г. N Ф08-2645/03 по делу N А53-16051/2002-С4-10). Документ предусматривал возможность существования так называемого единого плана реформирования, хотя предусматривал в качестве обязательного и «план реорганизации с указанием сроков проведения основных этапов реорганизации».

Документ устанавливал так называемые основные этапы реформирования сельскохозяйственного предприятия, к которым относил:

— информационную кампанию;

— формирование и государственную регистрацию товариществ, предприятий других организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также государственную регистрацию лиц, изъявивших желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью;

— совершение предусмотренных законодательством сделок с земельными долями и имущественными паями;

— подготовку и проведение внутрихозяйственных аукционов по распределению земли и имущества;

— передачу земли и имущества юридическим и физическим лицам, получившим их на аукционах, государственную регистрацию учредительных документов созданных сельскохозяйственных предприятий.

Как можно понять из документа, для «реформируемого предприятия» процесс завершался ликвидацией (п. 4): «реформируемое сельскохозяйственное предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из Государственного реестра». В сущности, анализ всего документа позволяет утверждать, что сам процесс реформирования представлял собой не что иное, как «завуалированный» процесс ликвидации, сопровождающийся правопреемством («п. 9.5: Кредиторская и иные виды задолженности, а также нематериальные активы реформированного предприятия распределяются между участниками аукциона пропорционально суммам паевых рублей каждого участника, указанным в заявке на участие в аукционе») <1>.

———————————

<1> Исследователи так комментировали сущность этого процесса: «в экономическом плане нижегородская модель представляет собой «мягкий» вариант разукрупнения коллективных предприятий» (Кузнецова В. Указ. соч. С. 108).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code