2.5. Реорганизация и изменение места государственной регистрации, места нахождения (передислокация, перемещение, перебазирование)

Изменение места государственной регистрации и места нахождения юридического лица (обычно в практике это называют «изменение юридического адреса») с точки зрения действующего законодательства к реорганизации никакого отношения не имеет.

Формально перед нами изменение учредительных документов юридического лица. С нашей точки зрения, опять же, если смотреть на реорганизацию с позиции существенного изменения юридической личности, смена места регистрации (места нахождения) как раз относится к такому изменению. Ведь даже перемещение организации внутри одного субъекта Российской Федерации может изменять налоговый режим, не говоря уже о смене субъекта Федерации, когда изменение такого режима, равно как и иных административно-правовых режимов, возможно значительное.

В законодательстве можно найти несколько терминов, которые используются здесь как синонимы (в большинстве случаев):

— ст. 66 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривает в случае невозможности устранения воздействия на людей и жилые здания опасных факторов пожара и взрыва на пожаровзрывоопасных объектах, расположенных в пределах зоны жилой застройки, возможность «перебазирования организации за пределы жилой застройки». Термин «перебазирование», очевидно, здесь имеет более широкий контекст, поскольку под ним может подразумеваться не только смена места нахождения, но и обычное перемещение производственных объектов без изменения места нахождения организации в целом;

— ст. 19 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусматривает возможность «перемещения в другую местность» профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований;

— административное законодательство активно использует понятие «передислокация», в частности, применительно к «органу (подразделению) внутренних дел» (ст. 3 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), «Вооруженным силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям от соединения и выше» (ст. 4 Федерального закона «Об обороне»); «внутренним войскам» (ст. 9 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»), «предприятиям и организациям» (к примеру, Постановление Правительства РФ от 29 июня 1998 г. N 666 «Об утверждении перечня населенных пунктов в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, на территории которых для находящихся (передислоцированных) там предприятий и организаций установлены льготы по налогу на прибыль») и др.

Интересно мнение некоторых судов (и судей) относительно того, как организация должна действовать при изменении места нахождения. Так, в Определении ВАС РФ от 22 июня 2007 г. N 7002/07 «Об отказе в передаче дела в президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» отмечено: «заявителю разъясняется, что в соответствии с обычаями делового оборота, а также положениями пункта 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации он обязан уведомить своих контрагентов по договорам о произошедших изменениях в его учредительных документах, зарегистрированных в установленном законом порядке, а также об изменении его места нахождения».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code