2. Реорганизация как способ создания юридического лица

Гражданский кодекс РФ не содержит общей нормы о том, каковы способы создания юридического лица. Он устанавливает общее понятие «создание» и указывает, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Однако каким конкретно способом это «создание» может иметь место, ГК не уточняет.

Между тем другие федеральные законы вносят здесь некоторые уточнения <1>:

———————————

<1> В целом анализ законодательства показывает, что оно выделяет три способа создания нового юридического лица: а) учреждение; б) реорганизация; в) изменение типа.

 

— согласно ст. 8 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования);

— согласно ст. 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы;

— в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

— ст. 10 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» называется «Особенности образования кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций»;

— ст. 5 Федерального закона «О взаимном страховании» указывает, что «общество может быть создано также в результате реорганизации существующих обществ взаимного страхования, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства»;

— в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О политических партиях» «политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения»;

— ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» указывает, что автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.

Как видно из приведенных примеров, законодательство признает три пути (используется также указание на слово «результат») создания юридического лица:

учреждение;

изменение типа государственного учреждения;

реорганизация.

Для абсолютного большинства форм юридических лиц свойственно два пути создания — учреждение и реорганизация <1>. Нельзя не отметить, признавая реорганизацию одним из путей создания юридического лица, что законодательство исповедует иной подход. Так, ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» относит как создание, так и реорганизацию к «способам образования юридического лица». Однако никакого развития эта конструкция не находит, а потому подвергать ее анализу мы не будем, тем более что слово «образование» чаще всего используется в законодательстве и как аналог слова «создание».

———————————

<1> Законодательство знает один тип юридического лиц, которое может быть создано только в результате реорганизации путем преобразования, и никаким иным способом: акционерное общество работников — народное предприятие. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» народное предприятие может быть создано путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала; создание народного предприятия иным способом не допускается.

 

Говоря о реорганизации, нельзя не отметить, что в тех случаях, когда законы дают определения различных форм реорганизации, мы можем встретить определения, построенные по принципу: реорганизация — это создание. К примеру, ст. 52 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» признает слиянием обществ с ограниченной ответственностью «создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних» (аналогично ст. 16 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Однако такая ситуация имеет место только при определении слияния, но не других форм реорганизации.

О дефектности такого подхода к определению конкретной формы реорганизации мы поговорим в ч. 3 данной работы, здесь же хотелось бы отметить невозможность сведения сущности реорганизации в целом только к созданию юридического лица (хотя подчеркнем, что, если исходить из целей, которые преследуются при реорганизации, чаще всего именно создание выступает в качестве основной цели):

— как и в случае с прекращением юридического лица, сведение сущности реорганизации к созданию юридического лица приводит к «потере» других последствий реорганизации;

— объяснению сущности реорганизации как создания юридического лица препятствует признаваемый законодательством перечень форм реорганизации. При присоединении никакого создания нового юридического лица нет;

— «создание», «реорганизация» и «ликвидация» регулируются как самостоятельные феномены. К примеру, ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», определяя предмет регулирования этого Закона, указывает, что он «регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code