2.1. Договор как средство реализации прав потребителя

2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

2.1. Договор как средство реализации прав потребителя

Любой гражданско-правовой договор можно рассматривать как регулятивное правовое средство, служащее реализации различных социально-экономических целей: извлечение прибыли, получение необходимых товаров, работ, услуг. Основным условием реализации договора как правового средства является свободное волеизъявление лица на заключение договора. Причем это касается как лица, предлагающего заключить договор (оферента), так и лица, соглашающегося на это предложение (акцептанта). То есть договор как правовое средство может быть реализован лишь при наличии согласованных свободных волеизъявлений двух или более лиц, вступающих в договорное общественное отношение. Данное условие установлено в норме ч. 1 ст. 421 ГК РФ: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев…»

Указанная норма легально определяет принцип свободы договора, согласно которому субъекты (физические и юридические лица) самостоятельно и свободно вступают в договорные отношения, в наибольшей степени отвечающие их социально-экономическим потребностям. Свобода договора проявляется в различных аспектах: право самостоятельно решать, вступать в договор или нет, право свободного выбора контрагента, право выбора вида договора, отсутствие возможности понудить контрагента к заключению договора <1> и т.д. Понуждение к заключению договора по общему правилу не допускается, т.е. заключение договора, вступление в какие-либо договорные отношения — это право, а не обязанность субъекта.

———————————

<1> Применительно к заключению публичного договора такая возможность существует у контрагента обязанной стороны. Данная позиция отражена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров».

 

Реализуя данное право, субъект преследует различные социально-экономические цели: извлечение прибыли, получение товаров, работ, услуг, освобождение от исполнения обязанностей и др. Однако для реализации договора как правового средства необходима не только юридически значимая деятельность одного субъекта, как это имеет место при применении многих средств правового обеспечения, необходимо также одобрение и участие в этой деятельности как минимум еще одного субъекта права. Этот субъект права также преследует свои социально-экономические цели, участвуя в реализации договора. Поэтому договор как правовое средство достижения каких-либо социально-экономических целей носит сложный характер: в любом договоре должно быть как минимум два субъекта, и каждый из них преследует свои социально-экономические цели участия в договорном общественном отношении. То есть договор один, а социально-экономических целей как минимум две. Поэтому договор как правовое средство подразумевает юридически значимую деятельность двух субъектов, которые достигают как минимум двух различных социально-экономических целей. Конечной социально-экономической целью, результатом «является тот социально-экономический эффект, который должен получить контрагент вследствие предоставленного ему исполнения» <1>.

———————————

<1> Шерстобитов А.Е. Указ. соч. С. 196.

 

Данные положения можно проиллюстрировать на простом примере договора купли-продажи. Цель участия продавца в договоре купли-продажи — получение денежных средств, цель участия покупателя — получение товара, причем денежные средства и товар — разные объекты гражданских прав, которые выступают объектами различных правоотношений в едином договорном общественном отношении. С данной точки зрения можно сказать, что «обязательство купли-продажи опосредует отношения по совершению акта товарообмена» <1>. Получение товара и получение денежных средств — разные социально-экономические цели, достигаемые в интересах различных субъектов, но достигаются они реализацией одного правового средства — договора купли-продажи. Но чтобы достичь указанных целей, участники договора должны прийти к соглашению как минимум относительно объектов договора, т.е. того, что каждый контрагент получит от своего контрагента. Аналогично можно рассматривать и иные виды договорных обязательств (аренду, подряд и т.д., в них, возможно, объектом будет выступать не материальный объект окружающего мира, а имущественное право, но сути это не меняет). Даже в односторонних сделках должно быть как минимум два субъекта с различными социально-экономическими целями, которые достигаются реализацией одной этой сделки.

———————————

<1> Там же. С. 177.

 

Специфика потребительских договорных отношений состоит в том, что в договоре с участием потребителя используется конструкция публичного договора и договора присоединения. Использование данных правовых конструкций несколько видоизменяет процедуру заключения договора по сравнению с классическим гражданско-правовым регулированием договорных отношений.

Наличие обязанности заключить договор является исключением из принципа свободы договора, установленного в ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 420, ч. 1 ст. 421 ГК РФ, из которого следует, что граждане и юридические лица самостоятельно решают, с кем и какие договоры заключать. Одним из таких исключений является правовая конструкция публичного договора. Следует отметить, что публичный договор — не единственный случай обязательного заключения договора, предусмотренный ГК РФ. Обязанность заключить договор предусмотрена многими статьями ГК РФ (ст. 93, 97, 111, 250, 426, 621, 684, 846, 1035, 1547), а также иными нормативно-правовыми актами <1>. Очевидно, что в указанных случаях для применения договора как правового средства достаточно свободного волеизъявления лишь одного субъекта. Данное обстоятельство противоречит основному принципу реализации договорных обязательств — свободе вступления в договорные отношения и во многом напоминает не сделки и договоры как основания возникновения гражданских прав (п. 1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ), а иные действия граждан и юридических лиц (п. 8 ч. 1 ст. 8 ГК РФ). В действительности данные обязательства также являются договорами (сделками), так как, несмотря на обязанность заключить договор, условия договора согласовываются сторонами свободно. То есть содержание обязательства (взаимные права и обязанности сторон) все равно определяется сторонами по взаимному соглашению. Также свободно определяются товар — конкретный объект, подлежащий передаче покупателю, и цена — денежное выражение объекта, подлежащего передаче продавцу. Именно поэтому с точки зрения теории правовых средств данные правовые конструкции являются договорами, а не иными правовыми средствами.

———————————

<1> См., например: Земельный кодекс РФ (ч. 3 ст. 22), Жилищный кодекс РФ (ч. 6 ст. 42), Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ч. 4 ст. 3) и т.п.

 

Обязанность заключить договор в каждом случае обусловлена различными социально-экономическими потребностями и целями: стабильность деятельности юридических лиц, стабильность длящихся правоотношений (касается в основном аренды и ее разновидностей), законные интересы отдельных лиц и общества в целом.

Из иных договоров публичный договор выделяется по характеру деятельности организаций, обязанных его заключить, целям, для достижения которых существует данная правовая конструкция.

Понятие публичного договора впервые появилось в действующем ГК РФ. И это верно в том смысле, что ни в ГК 1922 г., ни в ГК 1964 г. соответствующей статьи не было, как не было и самого термина «публичный договор». Однако ряд норм, составляющих конструкцию публичного договора, к моменту принятия ГК РФ уже действовали, при этом в актах, посвященных правам потребителей <1>.

———————————

<1> См., например: Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденные Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 8 октября 1993 г. Среди норм Правил, которые были полностью или частично воспроизведены или по крайней мере отражены впоследствии в ст. 426 ГК РФ, можно указать на такие: товары должны продаваться всем гражданам на общих основаниях; предоставление льгот допустимо лишь отдельным категориям населения при наличии на этот счет указаний в законодательстве; запрещено обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других и т.п.

 

Согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Как следует из содержания данной нормы, коммерческая организация обязана заключить публичный договор при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы; отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При этом важно учитывать то, что гражданин признается потребителем и до заключения договора <1>, если он намеревается приобрести, заказать либо использовать товары (работы, услуги), что следует из самого понятия «потребитель», содержащегося в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей». Это предполагает возможность применения ст. 13 данного Закона и при отсутствии договора с потребителем. Указанная норма устанавливает повышенную ответственность хозяйствующего субъекта именно за нарушение прав потребителей в отличие от норм ст. 426, 445 ГК РФ.

———————————

<1> Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» (постатейный) / Под общ. ред. М.Ю. Челышева. М.: Юрайт-М, 2002. С. 20.

 

Отнести тот или иной договор к разряду публичных позволяют два признака <1>:

———————————

<1> Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Юридическая фирма «Контракт»; ИНФРА-М, 1997. С. 687.

 

— правовой статус лица, обязанного заключить публичный договор, — исходя из буквального толкования ст. 426 ГК РФ, им может быть только коммерческая организация, хотя вполне очевидно, что обязанность заключить публичный договор лежит не только на организации, но и на индивидуальном предпринимателе, осуществляющем подобную деятельность;

— характер деятельности, осуществляемой организацией, — это так называемая публичная деятельность, где круг контрагентов не может быть заранее точно установлен, и организация обязана заключить договор с каждым, кто к ней обратится. В ч. 1 ст. 426 ГК РФ дан примерный перечень видов деятельности, относимых к публичным: розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.

С точки зрения реализации публичного договора как правового средства имеются значительные отличия от реализации классических договорных обязательств. Любое классическое договорное обязательство предполагает свободу воли и волеизъявления лиц, в нем участвующих, при вступлении в договор, при его реализации. Даже правовая конструкция договора присоединения (когда условия договора определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах) предполагает свободу воли и волеизъявления сторон, вступающих в договорные отношения. Правда, эта свобода сводится лишь к возможности для одной из сторон принять предложение другой стороны целиком либо отказаться от него. В отличие от классических договорных обязательств конструкция публичного договора вообще исключает свободное волеизъявление одной из сторон через обязанность заключить договор.

Контрагенты, обращающиеся к коммерческой организации с предложением заключить публичный договор, могут преследовать различные цели (извлечение прибыли, удовлетворение личных потребностей и т.п.), но в большинстве своем контрагентами коммерческих организаций выступают именно граждане, удовлетворяющие свои личные, семейные, домашние или иные потребности, не связанные с предпринимательской деятельностью, т.е. потребители. Соответственно, большая часть публичных договоров являются потребительскими.

Публичный договор в данном случае выступает как правовое средство удовлетворения потребителем личных, семейных, домашних или иных нужд через получение соответствующих товаров (работ, услуг), т.е. как правовое средство реализации права потребителя на получение необходимых ему товаров, работ, услуг. Для контрагента потребителя публичный договор — это правовое средство получения выгоды, т.е. положительной разницы между затратами на осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям и прибылью от этой деятельности. Можно сказать, что публичный договор — это правовое средство реализации прав потребителя и его контрагента. Впрочем, вовсе не обязательно, чтобы договор, заключаемый гражданином с коммерческой организацией для удовлетворения личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, носил характер именно публичного договора. Эти потребности могут быть удовлетворены гражданами и посредством заключения и исполнения обычных договоров (купли-продажи, аренды, подряда и т.д.), но тогда на них не будут распространяться охранительные средства законодательства о защите прав потребителей, одним из которых и является правовая конструкция публичного договора. В качестве небольшого лирического отступления можно отметить, что существует мнение, согласно которому на некоторые общественные отношения Закон РФ «О защите прав потребителей» не распространяется. К таковым относят, в частности, отношения по потребительскому кредитованию <1>. В принципе отчасти с такой позицией согласиться можно: потребительское кредитование имеет значительную специфику по сравнению с классическими потребительскими отношениями (куплей-продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг) хотя бы потому, что в этих общественных отношениях участвуют не два, а три лица (например, продавец, потребитель, кредитная организация). Но пока не будет принят соответствующий специальный закон, говорить о том, что эти общественные отношения регулируются только «тремя статьями Гражданского кодекса РФ» <2>, некорректно. На эти общественные отношения может, должен и распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей».

———————————

<1> Киричук А.А. Специфика договора потребительского кредита // Юрист. 2008. N 10.

<2> Там же.

 

Публичный договор вполне можно рассматривать и как средство охраны прав потребителей <1>. Заключение публичного договора между коммерческой организацией и гражданином с целью удовлетворения последним личных, семейных, домашних или иных нужд является именно тем объективным критерием, при котором на договор, заключенный между коммерческой организацией и гражданином, распространяется законодательство о защите прав потребителей. Именно при наличии этого условия, а также цели заключения договора гражданин приобретает статус потребителя в договорах купли-продажи, аренды, подряда, возмездного оказания услуг и т.д.

———————————

<1> Подробнее об этом см.: Баранов С.Ю. Публичный договор как средство охраны прав потребителей и его отличия от смежных правовых явлений // Сборник аспирантских работ / Под ред. Р.М. Валеева. Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. Вып. 10. С. 45 — 48.

 

Следует отметить, что цель, ради которой субъект вступает в договорные отношения, — категория субъективная, каких-либо законодательно установленных критериев определения цели деятельности физических лиц нет <1>, более того, она вообще лежит за пределами правового регулирования. Публичный договор будет объективным критерием, так как признаки, позволяющие отнести тот или иной договор к разряду публичных <2>, объективны и напрямую не зависят от воли и сознания лиц, вступающих в договорные отношения. То есть наличие публичного договора между физическим лицом, с одной стороны, и коммерческой организацией (или индивидуальным предпринимателем), с другой стороны, уже позволяет утверждать, что между указанными сторонами наличествует договорное общественное отношение с участием потребителя (в роли которого выступает указанное физическое лицо). В свою очередь это позволяет распространять на данное общественное отношение законодательство о защите прав потребителей.

———————————

<1> Вопрос приобретает актуальный характер, если в качестве потребителя выступает индивидуальный предприниматель, коммерческую деятельность которого иногда довольно сложно отделить от приобретения им товаров, работ, услуг с целью удовлетворения личных, семейных, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Цели деятельности юридических лиц определяются их учредительными документами.

<2> Правовой статус лица, обязанного заключить публичный договор, и характер осуществляемой деятельности данного лица, о которых говорилось выше.

 

Получается, что охранительная функция такого правового средства, как публичный договор, заключается в возможности распространения на договор действия норм об охране прав потребителей, охраняются своего рода «право быть потребителем», возможность выступать в роли потребителя в договоре, из которой уже вытекает право потребителя на безопасность, право потребителя на информацию и т.п. Вообще «центральным и важнейшим правовым средством, обеспечивающим удовлетворение потребностей граждан… является гражданско-правовой договор» <1>. Реализация этих прав обеспечивает потребителю получение безопасных товаров, работ, услуг надлежащего качества. Более того, юридический факт заключения договора с потребителем (либо его государственная регистрация) является основанием возникновения некоторых охранительных обязательств, установленных в пользу потребителя. К таковым можно отнести неустойку, залог как правовое средство обеспечения обязательств по долевому участию в строительстве объектов недвижимости. Если рассматривать данные охранительные обязательства с точки зрения их реализации, то в отличие от гражданско-правовых обязательств специального соглашения о возможности применения того или иного охранительного правового средства в потребительских отношениях не требуется. Законодательно установленные правовые средства охраны прав потребителей действуют в силу наличия потребительского договорного отношения, которое возникает при заключении потребительского договора или его государственной регистрации (если таковая требуется).

———————————

<1> Шерстобитов А.Е. Указ. соч.

 

Также можно отметить, что охранительная функция публичного договора реализуется еще до самого факта заключения договора через наличие императивных требований к договору с участием потребителя <1>.

———————————

<1> Статьи 1 — 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»; ст. 8 — 10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

 

Сущность этих императивных требований сводится к обеспечению безопасности (в том числе и экологической) объекта публичного договора, который передается потребителю, а также к обеспечению возможности свободного выбора потребителем того товара (работы, услуги), который ему необходим, за счет исполнения информационной обязанности контрагента потребителя, которая предусмотрена многими нормативно-правовыми актами (например, ч. 25 ст. 7 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» <1>). Можно сказать, что это социально-экономическая цель публичного договора как правового средства охраны прав потребителей, и достигается эта цель в том числе публично-правовыми средствами, установленными законодательством о техническом регулировании, антимонопольным законодательством <2>, административным правом, даже уголовным правом.

———————————

<1> Российская газета. N 139. 2011. 30 июня.

<2> Например, ч. 2 ст. 1, ст. 5, 6, 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Впрочем, правовая конструкция публичного договора выполняет и охранительную экономическую функцию — не допускает некоторые формы злоупотребления гражданскими правами (например, установление дискриминационных цен, создание искусственного дефицита товаров, работ, услуг) именно через обязанность заключить договор на одинаковых условиях в отношении каждого, кто обратится. В этом в принципе и состоит экономическая цель публичного договора как правового средства вообще. Правовая конструкция публичного договора призвана охранять права и законные интересы субъекта, находящегося в заведомо более невыгодном положении (если рассматривать договорное общественное отношение с экономической точки зрения), нежели субъект, у которого существует обязанность заключить публичный договор. То есть экономически более сильный субъект обязан заключить договор с любым лицом, которое к нему обратится, даже если в этом обращении будет содержаться не акцепт, а встречное предложение. Правда, это не значит, что субъект, обязанный заключить публичный договор, обязан безоговорочно принять предложение. В классических договорных обязательствах только безоговорочное принятие предложения (акцепт) может породить договорное отношение <1>.

———————————

<1> Часть 1 ст. 438 ГК РФ.

 

Применением публичного договора как правового средства в отношениях с участием потребителей исключается возможность получения хозяйствующим субъектом сверхприбыли за счет потребителей, т.е. осуществляется охрана интересов потребителя как экономически более слабой стороны в договоре. Имеется в виду, что в условиях рыночного хозяйства все участники предполагаются занимающими одинаковую в экономическом смысле позицию. В этом случае в силу особенностей соответствующих договорных моделей в нормально насыщенном рынке более сильными являются обычно позиции не того, кто предлагает товары, работы или услуги, а его контрагента — покупателя или заказчика, который эти товары, работы или услуги получает и оплачивает. Иная ситуация складывается в случае, когда потребитель — экономически более слабая сторона, нуждаясь в товарах, работах и услугах, обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильную позицию на рынке, — к индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации <1>. Причем потребитель не только экономически более слабая сторона, но и зачастую менее информированная относительно различных аспектов совершаемой им сделки по покупке товаров (работ, услуг), относительно вообще конъюнктуры рынка по соответствующим товарам, работам, услугам. Поэтому вполне возможны злоупотребления со стороны контрагента потребителя, и, чтобы нивелировать подобную возможность, существует правовая конструкция публичного договора с участием потребителя. В силу этого контрагент потребителя обязан довести до сведения потребителя информацию о себе (наименование, режим работы и т.д.), о товаре (работе, услуге), его свойствах. Все это контрагент потребителя обязан сделать еще до заключения договора.

———————————

<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: Статут, 2001. С. 140.

 

Поэтому вполне можно сделать вывод, что особое нормативно-правовое регулирование отношений с участием потребителей существует из-за специфики экономического содержания регулируемых законодательством о защите прав потребителей общественных отношений. Это предполагает выраженный охранительный характер правовых средств, используемых потребителем для получения безопасных товаров, работ, услуг надлежащего качества. При этом даже такое традиционное регулятивное правовое средство, как договор, приобретает охранительный характер, который выражается в том, что у одной из сторон договора (контрагента потребителя) существует дополнительный набор обязанностей (право на безопасность, на информацию и т.д.). Данный набор обязанностей исполняется контрагентом потребителя для обеспечения реализации права потребителя на получение товаров (работ, услуг) надлежащего качества в соответствии с его потребностями, причем вне зависимости от явно выраженного желания потребителя на реализацию корреспондирующих с этими обязанностями прав. Имеется в виду, что данные обязанности контрагент потребителя обязан исполнить в силу административно-правового предписания.

Содержание указанных обязанностей конкретизируется также в различных постановлениях Правительства РФ, посвященных нормативно-правовому регулированию различных видов хозяйственной деятельности <1>. Несоблюдение указанных обязанностей дает право потребителю отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар (работу, услугу) суммы и возмещения других убытков (ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»). С точки зрения теории гражданского права возможность совершения подобных действий является правом на односторонний отказ от исполнения обязательства, который по общему правилу не допускается (ст. 310 ГК РФ), за исключением случаев, указанных в законе. Одним из таких случаев и является ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей».

———————————

<1> См., например: гл. II Правил оказания платных образовательных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505); п. 22 — 23 гл. II Правил оказания телематических услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575); п. 19 — 20 гл. II Правил оказания услуг подвижной связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328); п. 3, 8, 9 Правил продажи товаров дистанционным способом (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612); гл. II Правил оказания услуг автостоянок (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 795); гл. II Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. N 290) и т.д.

 

Но при этом публичный договор не перестает быть договором, регулятивным правовым средством. Имеется в виду, что публичный договор — это сложное правовое средство, посредством реализации которого достигаются социально-экономические цели двух различных субъектов. Цель участия потребителя в публичном договоре — получение безопасных, качественных товаров (работ, услуг) в соответствии с потребностями потребителя; цель участия контрагента потребителя — извлечение прибыли. Достигаются эти две различные социально-экономические цели реализацией одного правового средства — публичного договора.

Применительно к потребительским отношениям охранительный характер потребительского договора как гражданско-правового средства выражается прежде всего в обязанности контрагента потребителя заключить договор с любым потребителем. Исполнение данной обязанности обеспечивается применением охранительных гражданско-правовых средств (гражданско-правовая ответственность, иск о понуждении к заключению договора, предусмотренный ч. 4 ст. 445 ГК РФ).

Говоря о значении публичного договора как гражданско-правового средства охраны прав потребителей в случае осуществления предоплаты за товары, работы, услуги, необходимо отметить ряд недостатков нормативно-правового регулирования.

Прежде всего договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ). В нормативно-правовом регулировании договоров на выполнение работ и оказание услуг для потребителей подобной оговорки не содержится. Может быть, в случае, когда сначала передается товар, а потом он оплачивается, это и имеет какой-либо смысл, но не в случае осуществления предоплаты потребителем: предоплата «уходит как бы в никуда» — договор не заключен, но деньги уплачены, однако предъявить какое-либо требование, вытекающее из сделки, нельзя — требовать что-либо, кроме возврата неосновательно приобретенного, по незаключенной сделке невозможно <1>. Поэтому выглядит вполне логичным законодательно специально установить в виде юридического факта момент заключения договора с потребителем в случае осуществления последним предоплаты товаров (особенно товаров!), работ, услуг. Таким юридическим фактом может выступать осуществление потребителем предоплаты товара, работы, услуги. Осуществление потребителем предоплаты также должно документально удостоверяться.

———————————

<1> Аксиома гражданского права.

 

С другой стороны, у контрагента потребителя также имеется возможность определять условия заключаемого с потребителем договора. Эту возможность контрагент потребителя реализует через конструкцию договора присоединения. Конструкция договора присоединения подразумевает, что все условия договора, в том числе и несущественные, определяются исключительно контрагентом потребителя. Свобода договора для потребителя в этом случае сужается до минимума: потребитель либо принимает предложение контрагента в целом, либо отказывается от предложения в целом. Таким образом, с одной стороны, контрагент потребителя не имеет права отказать потребителю в заключении договора, с другой — он сам определяет все условия заключаемого с потребителем договора. При этом конструкция договора присоединения не исключает, а дополняет конструкцию публичного договора в реализации договора с участием потребителя.

____________________________

1.1. Понятие, значение и классификация гражданско-правовых средств

1.2. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей, их место в системе гражданско-правовых средств

2.1. Договор как средство реализации прав потребителя

2.2. Гражданско-правовые средства обеспечения исполнения договоров с участием потребителя

2.3. Законная неустойка как средство реализации прав потребителя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БИБЛИОГРАФИЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code