1.2. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей, их место в системе гражданско-правовых средств

Чтобы определить место гражданско-правовых средств охраны прав потребителей в системе гражданско-правовых средств, необходимо провести анализ экономических отношений с участием потребителей, которые составляют содержательную часть гражданско-правовых средств охраны их (потребителей) прав.

Прежде всего любое договорное обязательство с участием потребителя является возмездным. Безвозмездные договоры с участием граждан-потребителей хотя и могут существовать (например, в виде каких-либо подарков, бонусов и т.п.), но на них не распространяется законодательство о защите прав потребителей, в юридическом смысле это не гражданско-правовое обязательство с участием потребителя. Данный вывод следует из содержания преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей». В ней обозначается субъектный состав отношений с участием потребителей, а также указывается, кто считается потребителем, кто считается контрагентом потребителя в обязательстве — это продавец, исполнитель (в зависимости от вида обязательства). Продавец — это организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи <1>; исполнитель — это организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Продавец (исполнитель) является стороной только возмездного договора, поэтому если договор является безвозмездным, то контрагентом гражданина хоть и может быть какая-нибудь организация, в том числе и коммерческая, или индивидуальный предприниматель, но они не будут продавцами (исполнителями) в том смысле, который заключается в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей». Поэтому в данном случае не будет потребительских правоотношений и соответственно не будет договора с участием потребителя. На данный вид обязательств будут распространяться нормы Гражданского кодекса РФ о соответствующих видах обязательств, а также общие положения об обязательствах. Аналогичную позицию занимал и Верховный Суд РФ, который в своем Постановлении Пленума от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» <2> указал, что Закон РФ «О защите прав потребителей» распространяется только на отношения, возникающие между физическим лицом, которое приобретает товары (работы, услуги) для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и хозяйствующим субъектом, целью участия которого, очевидно, является извлечение прибыли (в принципе эта позиция лишь воспроизводит часть преамбулы Закона «О защите прав потребителей»).

———————————

<1> Данный договор всегда является возмездным, продавец преследует цель получения денежных средств.

<2> Российская газета. N 230. 26 ноября. Сейчас данное Постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

 

В возмездных договорных обязательствах с участием потребителей основная экономическая функция потребителя (которая является содержанием его юридической обязанности) всегда сводится к уплате денег. Договорные обязательства, в которых не предусматривается передача денег, также не могут быть потребительскими, так как это противоречит экономической природе и экономической функции данных общественных отношений с участием потребителя. В экономических отношениях «производство — распределение — потребление материальных благ» функция потребителя — уплатить деньги, функция производителя — произвести товары, работы, услуги. Вряд ли вызывает сомнение, что товарный обмен совершается благодаря соблюдению следующих условий, объединяющих противоположные стороны:

— приобретаемые покупателем блага имеют для него ценность, поскольку удовлетворяют его потребности;

— товары имеют созданную трудом стоимость (издержки труда и материальных ресурсов), что подтверждается, в частности, получением продавцом определенной суммы денег;

— величина стоимости и ценность товара прямо зависят от качества вещи и ее уникальности <1>.

———————————

<1> Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2005. С. 91.

 

Импортеры, экспортеры, оптовые продавцы и тому подобные «участники» этой цепочки выполняют в ней посреднические функции по обеспечению денежными средствами (которые идут от потребителей) производителя и насыщению потребительского рынка товарами, работами, услугами. «В условиях рынка предприятие может выжить и нормально функционировать только в том случае, если будет покрывать свои расходы за счет выручки, полученной от продажи продукции» <1>, которая поступает в большинстве своем так или иначе именно от потребителей. Поэтому даже с экономической точки зрения предполагается, что функция потребителя — уплатить деньги. Денежные средства как универсальный товар, с одной стороны, а также товары, работы, услуги, с другой стороны, обеспечивают существование этих экономических отношений. Именно поэтому в договорных обязательствах с участием потребителя у него всегда существует обязанность уплатить деньги, без которой обязательство лишается своего экономического смысла. К аналогичным выводам приходит и А.Е. Шерстобитов: «С экономической точки зрения под категорию «обслуживание» <2> подпадают те отношения, которые, во-первых, имеют своей целевой направленностью удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан и, во-вторых, построены на принципе платности. Следовательно, речь идет о товарно-денежных отношениях, складывающихся в сфере обмена и потребления» <3>. То есть можно отметить, что в сфере договорных потребительских отношений могут применяться только те гражданско-правовые средства, которые так или иначе связаны с оборотом денежных средств в гражданско-правовых общественных отношениях.

———————————

<1> Шевчук Д.А. Ценообразование: Учебное пособие. М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. С. 56.

<2> Категорию «обслуживание» А.Е. Шерстобитов в своем диссертационном исследовании использует достаточно часто. Очевидно, она указывает на договорные общественные отношения, складывающиеся между потребителями и их контрагентами.

<3> Шерстобитов А.Е. Указ. соч. С. 185.

 

Поэтому и основным средством реализации социально-экономических целей потребителя является возмездный договор, а гражданско-правовым средством обеспечения исполнения договорных обязательств, нормативно закрепленным и применяемым в отношениях с участием потребителя, является законная неустойка, которая всегда является денежным обязательством. Причем данное правовое средство нормативно закреплено таким образом, что обеспечивает реализацию прав только лица, в чьи обязанности входит уплата денег (т.е. потребителя). Кроме того, законная неустойка как правовое средство может применяться и при отсутствии письменного соглашения, что невозможно при применении «обычной», договорной неустойки.

Правовое регулирование отношений с участием потребителей регулируется прежде всего ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», а также рядом подзаконных нормативно-правовых актов. Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Анализируя содержание Закона РФ «О защите прав потребителей», можно сделать вывод, что основное назначение указанного Закона — обеспечение получения потребителями товаров, работ, услуг надлежащего качества, безопасных для их жизни, здоровья, а также для окружающей среды. То есть Закон РФ «О защите прав потребителей» направлен не на собственно оформление регулятивных отношений с участием потребителей (эта задача решается гражданско-правовыми средствами — различными видами договоров, которые урегулированы нормами ГК РФ и рядом других нормативно-правовых актов). Закон РФ «О защите прав потребителей» направлен на охрану и обеспечение права потребителей на получение товаров, работ, услуг надлежащего качества, безопасных для их жизни и здоровья, что также отмечается А.Ю. Кабалкиным, который указывает, что термин «защита» здесь неудачен, так как только разд. IV отведен государственной и общественной защите прав потребителей <1>. В остальной части Закон РФ «О защите прав потребителей» направлен не на собственно защиту прав потребителей, а на реализацию их субъективных прав в том или ином ее виде.

———————————

<1> Кабалкин А.Ю. Услуги в системе отношений, регулируемых гражданским правом // Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сборник статей / Под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой. М.: Инфотропик Медиа, 2011. С. 17.

 

Причем цель охраны гражданских прав потребителей достигается не только гражданско-правовыми средствами, но и средствами публичных отраслей права — административного, финансового, гражданского процессуального права и т.п. и даже уголовного (ст. 238 УК РФ). Среди, например, гражданских процессуальных средств можно выделить подсудность по выбору потребителя (ч. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»): иски по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем; ни один из названных судов не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, так как в силу ч. 7, 10 ст. 29 ГПК РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу <1>. То есть потребителю предоставлена максимально широкая возможность для защиты в судебном порядке нарушенных прав — по месту жительства (или пребывания) потребителя, месту нахождения его контрагента, месту заключения или исполнения договора, подсудность, по сути, связана со всеми материальными элементами общественного отношения — субъектами, объектом. Также можно выделить презумпцию отсутствия у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара, которая реализуется в процессе доказывания и влияет на распределение бремени доказывания между лицами, участвующими в деле при рассмотрении требований о возмещении убытков, причиненных предоставлением потребителю недостоверной или неполной информации о товаре, работе, услуге (ч. 2 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

———————————

<1> Данное разъяснение было дано в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».

 

В Законе РФ «О защите прав потребителей» закреплены и некоторые гражданско-правовые средства: средства обеспечения исполнения обязательств, меры оперативного воздействия, меры имущественной ответственности. Законом также урегулированы отдельные элементы договорных отношений с участием потребителей, хотя сами модели правового регулирования договорных отношений закреплены в ГК РФ (договор розничной купли-продажи, бытового подряда и т.п.). То есть в данном Законе уделено намного больше внимания регламентации содержания и порядку применения средств правового обеспечения, а не применению собственно регулятивных правовых средств, что отражает общую охранительную концепцию законодательства о защите прав потребителей.

Говоря о гражданско-правовых средствах охраны прав потребителей, необходимо отметить специфику применения гражданско-правовых средств в потребительских отношениях по сравнению с применением аналогичных правовых средств в классических гражданско-правовых отношениях. Применение договора как правового средства в гражданско-правовых обязательствах основано в подавляющем большинстве случаев на взаимном соглашении сторон: субъекты гражданского права свободны в выборе контрагентов по договору, а также вправе выбрать модель правового регулирования того или иного договорного отношения с учетом их экономических интересов. Лишь в исключительных случаях заключение договора для определенных субъектов обязательно; данная обязанность связана с устойчивостью гражданского оборота (например, ст. 93, 97, 111, 250, 621, 684, 846, 1035, 1547 ГК РФ), общественной безопасностью (например, ст. 15 Федерального закона «О государственном материальном резерве» <1>, предписывающая транспортным организациям осуществлять перевозку материальных ценностей государственного материального резерва в первоочередном порядке) и нормальным развитием рыночных отношений (например, ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О естественных монополиях» <2>, в силу которой субъекты естественных монополий не вправе отказывать в заключении договора отдельным категориям потребителей). Исполнение обязанностей контрагентов в гражданско-правовых обязательствах гарантируется возможностью применения правовых средств обеспечения исполнения обязательств. Средства обеспечения исполнения обязательств нормативно закреплены в ГК РФ, однако возможность их применения должна быть оформлена письменным соглашением сторон. Контрагент, в пользу которого существует возможность применения средства правового обеспечения (кредитор), при нарушении его права имеет возможность совершить юридически значимые действия по применению средства обеспечения исполнения обязательства.

———————————

<1> Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» // СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3; Российская газета. N 11 — 12. 1995. 17 января.

<2> Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426; Российская газета. N 164. 1995. 24 августа.

 

В правовом регулировании обязательств с участием потребителя применение договора как правового средства связано с обязанностью контрагента потребителя заключить договор с любым потребителем, который к нему обратится, что является исключением из общего правила о свободе договора, установленного в ст. 421 ГК РФ. Потребительский договор всегда является публичным договором (ст. 426 ГК РФ). То есть можно сказать, что публичный договор также является правовым средством охраны, — посредством этой правовой конструкции потребитель реализует свои потребности в товарах, работах, услугах. Специально урегулировано законодательством о защите прав потребителей применение некоторых средств правового обеспечения исполнения обязательств. Применение неустойки как средства обеспечения исполнения обязательств, гражданско-правовой ответственности регламентировано более детально <1>, чем при правовом регулировании классических гражданско-правовых обязательств. Кроме этого, потребитель в обязательствах со своим участием имеет богатый набор средств оперативного воздействия на неисправного контрагента, который также установлен законодательно и не требует специального письменного оформления.

———————————

<1> Кроме Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливающего иные правила соотношения неустойки и убытков, чем в ГК РФ (ч. 2 ст. 13 Закона), существовало Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», в подп. «а» и «б» п. 11 которого указывалось, что неустойка взыскивается за каждое допущенное контрагентом потребителя нарушение.

 

Также необходимо отметить наличие в структуре гражданско-правовых средств охраны прав потребителей публично-правовых элементов. Например, неустойка в договорах розничной купли-продажи составляет 1% от цены товара за каждый день просрочки (ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Данный размер неустойки установлен законом, а не путем соглашения сторон и лишь как средство обеспечения исполнения обязанностей продавца, а не потребителя; стороны договора не могут произвольно изменить размер законной неустойки <1>. К этой же области относятся и требования о раскрытии информации о товаре (работе, услуге), требования безопасности товара (работы, услуги). Сами по себе это требования к объекту потребительского договора, но они носят публично-правовой характер и существуют независимо от желания и волеизъявления сторон потребительского договора.

———————————

<1> Конечно, продавец вправе установить повышенный размер своей ответственности по сравнению с действующим законодательством, и это вполне допустимо. Недопустимо ограничение размера ответственности продавца по сравнению с действующим законодательством (ч. 2 ст. 400 ГК РФ). Это замечание в равной степени относится и к иным контрагентам потребителей — подрядчикам, услугодателям и т.п.

 

Разумеется, данная законная неустойка является и мерой имущественной ответственности продавца перед покупателем-потребителем, которая установлена императивно и может быть применена потребителем в случае нарушения его прав. Правда, следует отметить, что Закон РФ «О защите прав потребителей» не содержит каких-либо изъятий из общих правил начисления и взыскания неустойки, суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной заслуживающий уважения интерес ответчика <1>.

———————————

<1> Данное разъяснение было дано в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». Тем самым Верховный Суд РФ в данном Постановлении фактически нивелировал явно карательный характер неустойки, установленной за нарушение прав потребителей. Действующее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» устанавливает, что применение судом ст. 333 ГК РФ возможно лишь в исключительных случаях и по заявлению ответчика.

 

На указанном примере явно прослеживаются различия в правовом регулировании такого правового средства, как неустойка, в классических гражданско-правовых обязательствах и в обязательствах с участием потребителя. Если традиционно денежная неустойка обеспечивает в обязательстве, предусматривающем передачу денежных средств, исполнение денежной обязанности, то в договорных потребительских отношениях денежная неустойка обеспечивает исполнение неденежной обязанности по передаче товара, выполнению работы, оказанию услуги.

В гражданско-правовых обязательствах при применении неустойки как правового средства можно выделить две стадии: оформление возможности применения правового средства и собственно реализация этой возможности. Причем оформление возможности применения правового средства обеспечения исполнения обязательств производится по соглашению сторон, т.е. должно быть достигнуто соглашение в надлежащей (письменной) форме о неустойке. В обязательствах с участием потребителя стадия оформления возможности применения правового средства обеспечения исполнения обязательств как таковая отсутствует: возможность применения неустойки как правового средства уже установлена законодательством, и эта возможность существует уже в силу факта заключения договора с потребителем <1> независимо от наличия письменного соглашения о неустойке между сторонами. То есть выражением наличия первой стадии будет не оформление соглашения о возможности применения того или иного охранительного правового средства, а некий юридический факт, с которым законодательство связывает возможность применения охранительного правового средства, причем этот же юридический факт является основанием возникновения и иных прав и обязанностей субъектов общественного отношения. Чаще всего таким юридическим фактом выступает заключение договора с потребителем: именно с этого момента у потребителя возникает принципиальная возможность реализовать охранительное правовое средство, установленное законодательством о защите прав потребителей.

———————————

<1> Стороны потребительского договора могут продублировать эти положения законодательства в договоре, но это не значит, что возможность взыскания неустойки установлена соглашением сторон. Эта возможность существует даже в случае, если договор как документ, подписанный сторонами, отсутствует.

 

Реализация права потребителя на взыскание неустойки также имеет особую специфику по сравнению с реализацией этого права в гражданско-правовых обязательствах. В гражданско-правовых обязательствах кредитор вправе предъявить требование об уплате неустойки должнику, которое должно исполняться добровольно; при неисполнении данного требования кредитор вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав. В обязательствах с участием потребителя контрагент потребителя обязан добровольно удовлетворить требование потребителя об уплате неустойки (ч. 5 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Удовлетворение данного требования обеспечивается возможностью применения особого правового средства — штрафа в размере 50% от суммы, присужденной потребителю, в которую включается и сумма, подлежащая уплате в виде неустойки (ч. 6 ст. 13 Закона), что вовсе не характерно для применения средств обеспечения исполнения обязательств в гражданско-правовых обязательствах. Налицо своеобразная ситуация: применение средства обеспечения исполнения обязательства (неустойки) реализуется применением особого средства обеспечения исполнения обязательств (штрафом в размере 50% от суммы, присужденной потребителю). Правда, данное правовое средство применяется не потребителем, а судом <1> при рассмотрении и удовлетворении иска потребителя к его контрагенту либо при рассмотрении и удовлетворении иска, предъявленного в защиту прав потребителя субъектами, указанными в ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

———————————

<1> Данный вывод следует также из анализа п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», где было указано, что суд взыскивает с ответчика штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование. То есть суд обязан рассмотреть данный вопрос независимо от того, требует ли его рассмотрения истец, что является исключением из основного правила гражданского процессуального права, установленного в ч. 3 ст. 196 ГПК РФ (суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям, суд может выйти за пределы заявленных требований лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом). Современная практика применения этой нормы допускает взыскание указанного штрафа в пользу потребителя.

 

Применение указанной штрафной санкции связано с несоблюдением в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя контрагентом потребителя по договору. Поэтому можно утверждать, что штраф, установленный нормой ч. 6 ст. 13 Закона, в определенной степени обеспечивает и соблюдение контрагентом потребителя предварительного досудебного порядка разрешения спора, который достаточно четко регламентирован законом. Применение средств правового обеспечения при регулировании досудебного порядка разрешения спора вообще не характерно для классических гражданско-правовых обязательств.

Аналогично решен вопрос в законодательстве о защите прав потребителей и в отношении применения остальных средств правового обеспечения, установленных Законом РФ «О защите прав потребителей», — замены товара ненадлежащего качества, соразмерного уменьшения цены, устранения недостатков товара, работы, услуги, отказа от договора и возврата уплаченной денежной суммы. Возможность применения данных средств правового обеспечения существует уже в силу заключения потребительского договора, она установлена законом, а не соглашением сторон, как это необходимо при применении средств правового обеспечения для гражданско-правовых обязательств. В свою очередь применение данных средств правового обеспечения реализуется возможностью применения потребителем таких правовых средств как гражданско-правовая ответственность (возмещение убытков), неустойка, упомянутый штраф в размере 50% от присужденной потребителю суммы, причем применение данных правовых средств не освобождает неисправного контрагента от исполнения обязательства в натуре перед потребителем.

В отличие от гражданско-правовых обязательств, где стороны могут исключить своим соглашением действие определенных средств правового обеспечения, стороны потребительского договора не могут исключить своим соглашением действие средств правового обеспечения, которые установлены законом в пользу потребителя, так как это будет ущемлять права потребителя по сравнению с действующим законодательством. Недопустимость ущемления прав потребителя по сравнению с действующим законодательством установлена нормой ч. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Также наиболее эффективной реализации потребителями указанных правовых средств способствуют гражданские процессуальные правовые средства: альтернативная подсудность (ч. 2 ст. 17 Закона), возможность предъявления исков в защиту прав неопределенного круга потребителей (ст. 46 Закона), а также финансово-правовое средство — освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче иска (при цене иска свыше 1 млн. руб. <1>). При подаче иска в суд существует общее правило: иск подается в суд по месту нахождения либо по месту жительства ответчика (в зависимости от того, является ответчик физическим лицом либо ответчиком выступает организация) <2>.

———————————

<1> Пункты 2, 3 ст. 333.36 НК РФ.

<2> Статья 28 ГПК РФ, ст. 35 АПК РФ.

 

Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает существенные дополнения к этому правилу в пользу опять же потребителя. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель — по месту его жительства, по месту жительства или месту пребывания истца, по месту заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. То есть законодательство о защите прав потребителей предоставляет потребителю максимально широкий набор возможностей для защиты своего нарушенного права в судебном порядке. Иск о защите прав потребителя может быть предъявлен по территориальной подсудности в любом месте, хоть как-то связанном с договором с участием потребителя (по месту нахождения какой-либо из сторон договора, месту его заключения, месту его исполнения).

Кроме того, обязанности контрагента потребителя по потребительскому договору и соответственно права потребителя обеспечиваются также и возможностью применения административно-правовой ответственности (гл. 14 КоАП РФ) наряду с гражданско-правовыми средствами правового обеспечения. Это также является особенностью правовых средств в отношениях с участием потребителей: права потребителя и исполнение соответствующих обязанностей по потребительскому договору, который по правовой природе является гражданско-правовым, обеспечиваются в том числе и правовыми средствами публичного права. Конечно, меры административно-правовой ответственности применяются не конкретным потребителем, а уполномоченными на то органами государственной власти, органами местного самоуправления, судом, но эти меры также направлены на охрану прав потребителя по потребительскому договору, предотвращение нарушений прав неопределенного круга потребителей <1>.

———————————

<1> Исходя из содержания ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, что вполне согласуется с задачами законодательства о защите прав потребителей, выраженных в преамбуле соответствующего Закона, — приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.

 

Получается, что правовые средства охраны прав потребителей имеют межотраслевой характер, который выражается в обеспечении публично-правовыми средствами исполнения гражданско-правовых обязанностей контрагента потребителя перед ним.

Однако необходимо отметить, что механизм применения некоторых гражданско-правовых средств правового обеспечения, поименованных в ГК РФ, в Законе РФ «О защите прав потребителей» не установлен, хотя они могут оказаться также достаточно эффективными. К таким средствам правового обеспечения можно отнести задаток и удержание имущества. Применение в отношениях с участием потребителей и в интересах потребителей поручительства, банковской гарантии, скорее всего, будет нецелесообразным, так как предполагает в обязательстве участие третьего лица, данное участие должно быть надлежащим образом оформлено <1>.

———————————

<1> При этом необходимо помнить о специфике оформления обязательств с участием потребителя, специфике реализации средств правового обеспечения прав потребителя. Она заключается в том, что основным документом, удостоверяющим факт заключения договора розничной купли-продажи, является кассовый (или товарный) чек. Отсутствие данного документа не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя (п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»). В обязательствах по выполнению работ (оказанию услуг) у потребителя подобной возможности нет. Применение средств правового обеспечения потребителем в любых обязательствах не требует предварительного письменного оформления этого права, оно установлено законом.

 

В отличие от поручительства и банковской гарантии применение потребителем задатка или удержания имущества в обеспечение исполнения обязанностей контрагента не связано с действиями третьих лиц, а связано с оборотом имущества, денежных средств между сторонами потребительского договора, что упрощает возможность применения указанных средств правового обеспечения. Учитывая, что основная обязанность потребителя в любом потребительском договоре — уплатить деньги, а не продать товар, выполнить работу или оказать услугу, то задаток будет эффективным средством обеспечения прав потребителя: в случае неисполнения контрагентом потребителя своих обязанностей у потребителя возникает право требования двукратной суммы задатка. Это также соответствует общей охранительной концепции законодательства о защите прав потребителей, так как потребитель является экономически более слабой стороной договора. Тем более нет никаких серьезных теоретических препятствий для применения указанных средств правового обеспечения в отношениях с участием потребителей и в интересах потребителей.

____________________________

1.1. Понятие, значение и классификация гражданско-правовых средств

1.2. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей, их место в системе гражданско-правовых средств

2.1. Договор как средство реализации прав потребителя

2.2. Гражданско-правовые средства обеспечения исполнения договоров с участием потребителя

2.3. Законная неустойка как средство реализации прав потребителя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БИБЛИОГРАФИЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code