2. Объекты организации торговли, не имеющие торговых залов

Согласно абз. 14 ст. 346.27 Налогового кодекса РФ для целей исчисления единого налога на вмененный доход под стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, следует понимать торговую сеть, расположенную в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей.

К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

В отличие от указанного объекта стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, — это торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов.

К данной категории торговых объектов согласно абз. 15 ст. 346.27 Налогового кодекса РФ относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты.

Исходя из буквального смысла указанных норм следует, что первая категория содержит исчерпывающий перечень объектов, и к ним отнесены только магазины и павильоны, ко второй категории отнесены крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты, что свидетельствует об открытом характере перечня объектов данной категории.

Под магазином понимается специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Статьей 346.27 Налогового кодекса РФ установлено, что под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Таким образом, магазином может быть специально оборудованное здание или его часть.

При этом магазин должен иметь помимо торгового зала и другие помещения, в том числе подсобные и административно-бытовые помещения, а также помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Совокупный анализ вышеназванных законодательных норм позволяет сделать обоснованный вывод о том, что объекты стационарной торговой сети, не соответствующие понятиям «магазин» и «павильон», следует относить к объектам стационарной торговли, не имеющим торгового зала, при осуществлении розничной торговли через которые исчисление налоговой базы по ЕНВД производится с использованием физического показателя базовой доходности «торговое место».

Например, если помещение, несмотря на наличие витрин и прилавков, не обеспечено складскими, подсобными помещениями, административно-бытовыми помещениями, помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, то оно является торговым объектом, относящимся к стационарной торговой сети, не имеющей торгового зала. К такому выводу приходят арбитражные суды (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 февраля 2011 г. N А03-7343/2010).

Согласно п. 3 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ физический показатель «площадь торгового зала» подлежит использованию при определении налоговой базы по ЕНВД только в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы; при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и розничной торговли через объекты нестационарной торговой сети при исчислении налоговой базы по ЕНВД подлежит использованию физический показатель «торговое место».

Торговое место — место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов (абз. 30 ст. 346.27 Налогового кодекса РФ).

Если площадь торгового места превышает 5 кв. м, то при исчислении единого налога на вмененный доход применяется физический показатель «площадь торгового места» (в квадратных метрах).

Как указала ФНС России в Письме от 25 июня 2009 г. N ШС-22-3/507@ «Ответы на типовые вопросы налогоплательщиков», понятие «площадь торгового места», применяемое при расчете суммы ЕНВД, в ст. 346.27 Налогового кодекса РФ не определено.

В связи с этим ФНС России рассмотрела ситуацию, когда в арендуемых объектах стационарной торговой сети, отнесенных для целей гл. 26.3 Налогового кодекса РФ к торговым местам (например, складе, боксе, ангаре), имелись конструктивно изолированные площади для хранения товара, и ответила на вопрос о том, включаются ли данные площади в расчет физического показателя «площадь торгового места». Или при расчете ЕНВД следовало бы принимать всю площадь, указанную в договоре аренды?

Согласно выводам ФНС России фактическая величина физического показателя базовой доходности «площадь торгового места» должна соответствовать площади используемых налогоплательщиками для ведения розничной торговли торговых мест, указанной в правоустанавливающих и инвентаризационных документах на данные объекты организации розничной торговли.

При этом ФНС России указала, что Налоговым кодексом РФ не установлено каких-либо ограничений по площади используемых для ведения розничной торговли торговых мест.

Так же как и уменьшение площади торгового места на площадь помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, гл. 26.3 Налогового кодекса РФ не предусмотрено (Письмо ФНС России от 25 июня 2009 г. N ШС-22-3/507@ «Ответы на типовые вопросы налогоплательщиков», Письмо Минфина России от 22 декабря 2009 г. N 03-11-09/410).

Также и судебной практикой, например Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 417/11, определена правовая позиция, в соответствии с которой при осуществлении розничной торговли через объект, признаваемый торговым местом, физический показатель «площадь торгового места» включает в себя все площади, относящиеся к данному объекту торговли, в том числе и те, которые используются для приемки и хранения товара.

Напомним, что такое уменьшение площади предусмотрено гл. 26.3 Налогового кодекса РФ только для площади торгового зала. Так, площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. То есть такое положение предусмотрено только в отношении торговли через объекты, имеющие торговые залы (магазины и павильоны) (абз. 22 ст. 346.27 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что недавно этот вопрос находился на рассмотрении Конституционного Суда РФ, в результате чего им было вынесено Определение от 16 июля 2013 г. N 1075-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Падышевой Екатерины Юрьевны и Ризатдинова Рината Мэхмутовича на нарушение их конституционных прав абзацем тридцатым статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации».

Так, Конституционный Суд РФ указал, что, действуя в рамках предоставленной ему дискреции в сфере налогообложения, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе РФ:

— систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ);

— установил объект налогообложения и порядок определения налоговой базы (п. п. 1 и 2 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ);

— определил физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и их базовую доходность (п. 3 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ).

Законодатель разграничил в п. 3 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ такие виды предпринимательской деятельности, как:

— розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

— и розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети в зависимости от площади торгового места (менее 5 кв. м или более 5 кв. м).

При этом в качестве физического показателя для исчисления суммы единого налога законодатель установил площадь торгового зала, количество торговых мест и площадь торгового места соответственно.

Устанавливая правила определения площади торгового зала и вводя понятие торгового места (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ), законодатель, по мнению Конституционного Суда РФ, исходил из различных характеристик объектов торговли разного типа (размеров, наличия обособленных помещений и т.д.). Сама по себе дифференциация правового регулирования обложения единым налогом на вмененный доход различных групп налогоплательщиков в зависимости от вида осуществляемой ими предпринимательской деятельности не может свидетельствовать о нарушении конституционных прав одной из таких групп.

Таким образом, по мнению Конституционного Суда РФ, оспариваемое положение Налогового кодекса РФ не может рассматриваться как нарушающее конституционные права в указанном аспекте.

В целях гл. 26.3 Налогового кодекса РФ торговым местом может быть используемый для осуществления розничной торговли по договору аренды киоск, а не отдельные его составляющие (витрина, прилавок и т.д.).

При этом площадь торгового места, так же как и площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей, определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы) (Письмо Минфина России от 5 марта 2012 г. N 03-11-11/68).

При исчислении единого налога на вмененный доход налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв. м, применяется физический показатель «количество торговых мест».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code