5. Оказание услуг покупателю в ходе розничной торговли

В целях обложения ЕНВД следует учитывать, что термин «оказание услуг покупателям», используемый в определении понятия «розничная торговля», должен быть неразрывно связан с процессом продажи товаров в розницу. Перечень услуг по розничной торговле, в частности, определен Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (код 5200000).

Взамен ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» с 1 января 2011 г. для добровольного применения Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. N 769-ст «Об утверждении национального стандарта» введен Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования» (далее — ГОСТ Р 51304-2009).

Согласно ГОСТ Р 51304-2009 процесс оказания услуг торговли состоит из следующих основных этапов: выявления спроса и формирования ассортимента товаров, приемки товаров, обеспечения хранения товаров, предпродажной подготовки товаров, выкладки товаров, предложения товаров покупателю (показа, демонстрации, примерки, взвешивания), организации расчета с покупателем, отпуска товара покупателю.

Услуги торговли должны отвечать требованиям:

1. Социального назначения.

Требование социального назначения услуг торговли предусматривает:

— обеспеченность услугами торговли и доступность для потребителей различных категорий;

— соответствие услуг торговли ожиданиям потребителей, включая ассортимент предлагаемой продукции, метод и форму обслуживания, профессиональный уровень обслуживающего персонала, номенклатуру оказываемых услуг;

— наличие в правилах обслуживания определенных льгот и условий для потребителей приоритетных категорий (детей, инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями и др.).

Социальную адресность услуг торговли учитывают при проектировании здания и помещений торгового объекта, установлении режима работы, выборе метода обслуживания, формировании ассортимента товаров и др.

2. Функциональной пригодности.

Требование функциональной пригодности услуг торговли предусматривает:

— точность и своевременность оказания услуг, включая соблюдение установленного режима работы предприятия торговли, соблюдение ассортиментного перечня товаров, соответствие времени оказания услуг, времени ожидания заказа установленным требованиям на предприятии, точность выписки счета и оформления кассового чека и др.;

— наличие товаров надлежащего качества;

— обеспечение условий для выбора потребителем товаров и услуг различных видов;

— соответствие обслуживающего персонала профессиональному назначению, в том числе компетентность и квалификацию персонала, умение общаться с потребителями, знание и соблюдение профессиональной этики поведения.

3. Информативности.

Требование информативности предусматривает наличие необходимой достоверной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуг и ассортименте товаров, исполнителе услуг, о правилах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах покупателей. Требования к содержанию информации для потребителей определяются законодательством и Правилами продажи товаров отдельных видов.

4. Эргономичности.

Требование эргономичности услуг торговли предусматривает:

— комфортность и удобство покупателей при приобретении товаров, включая удобное размещение товаров (выкладку) в торговых залах, входов, выходов, секций, оборудования, мебели, наличие лифтов, эскалаторов и тервалаторов и др.;

— гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, оборудования и т.п.;

— доступность информации возможностям восприятия покупателями.

5. Безопасности.

При оказании услуг торговли должны обеспечиваться безопасные условия для жизни и здоровья покупателей, сохранность их имущества, соблюдаться действующие правила продажи товаров, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и требования нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в части безопасности.

Безопасность реализуемых товаров должна обеспечиваться в процессе оказания услуг торговли, а именно при приемке товаров, их хранении, подготовке к продаже, выкладке и отпуске покупателям, а также в процессе реализации.

При оказании услуг торговли должны обеспечиваться требования охраны окружающей среды, в том числе к территории, техническому состоянию и содержанию помещений, системам вентиляции, водоснабжения, канализации в торговых объектах согласно положениям национальных стандартов системы безопасности труда (СБТ). Процесс оказания услуг торговли не должен оказывать негативного воздействия на окружающую среду.

6. Эстетичности.

Требование эстетичности услуг торговли предусматривает стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности, гармоничность дизайна, в том числе для архитектурно-планировочных решений помещений и интерьера предприятия торговли; оформления фасада здания, вывески, рекламных материалов, фирменных знаков и указателей, оформления витрин, выкладки товаров, организации рабочих мест и оформления внешнего вида персонала.

7. Культуры обслуживания.

Требование культуры обслуживания предусматривает профессионализм и этику поведения обслуживающего персонала и включает такие характеристики, как вежливость, компетентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства и комфорта.

Согласно ГОСТ Р 51304-2009 услуга розничной торговли — результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя в приобретении товаров для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, по договору купли-продажи.

Услуги торговли включают услуги розничной торговли и услуги оптовой торговли.

Услуги розничной торговли включают в себя:

а) реализацию товаров.

Реализация товаров на предприятиях розничной торговли включает в себя следующие основные операции:

— ознакомление покупателей с товарами;

— показ или демонстрацию товаров или образцов товаров покупателям;

— консультации покупателей;

— выбор товаров покупателями;

— организацию расчета за товары;

— упаковку купленных товаров;

— выдачу купленных товаров;

— доставку купленных товаров по заказу покупателей;

б) оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении.

К услугам по оказанию помощи в приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении относят:

— прием и исполнение предварительных заказов на товары, имеющиеся в продаже (оформление заказов непосредственно на предприятии торговли, по телефону или иным способом вне предприятия торговли);

— прием и исполнение предварительных заказов на товары, временно отсутствующие в продаже (оформление заказов непосредственно на предприятии торговли, по телефону или иным способом вне предприятия торговли);

— комплектование заказов на товары и их упаковку;

— предоставление кабин для примерки товаров;

— организацию доставки товаров покупателям на дом или к месту заказа;

— упаковку купленных товаров;

— демонстрацию в действии принципиально новых товаров;

— демонстрацию моделей одежды;

— подгонку по фигуре покупателя и мелкую переделку купленной одежды, раскрой купленных тканей, подшив штор;

— организацию послепродажного обслуживания купленных товаров, в том числе организацию работ по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров на дому или в офисе у покупателя, услуги по сборке и установке мебели и других товаров;

— предоставление кабины или салона с оборудованием для прослушивания аудиокассет, просмотра продаваемых видеокассет, компьютерных дисков, дисков CD и пр.;

— растяжку купленных обуви и головных уборов;

— подгонку браслетов к часам;

в) информационно-консультационные (консалтинговые) услуги.

К информационно-консультационным (консалтинговым) услугам относят:

— предоставление информации о товарах и их изготовителях, об оказываемых услугах, в том числе аудио- и видеосредствами;

— консультации специалистов по реализации товаров отдельных видов, в том числе по их назначению и применению;

— консультации дизайнеров по интерьеру, косметологов, диетологов и пр.;

— услуги по рекламированию товаров, включая проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания);

— организацию дегустаций новых продуктов питания и продовольственных товаров отдельных видов;

— обучение покупателей правилам пользования технически сложными товарами на дому или в офисе;

— проведение выставок и ярмарок по продвижению и реализации товаров отдельных видов;

г) дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров.

Предприятия торговли могут организовывать оказание дополнительных услуг, связанных с созданием удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров, например:

— организацию мест (зон) отдыха покупателей;

— организацию комнат матери и ребенка;

— организацию досуга детей, в том числе детских игровых комнат;

— организацию справочных бюро (на крупных предприятиях торговли);

— организацию питания покупателей;

— реализацию продуктов питания с организацией потребления на месте;

— гарантированное хранение купленных товаров;

— гарантированное хранение вещей покупателей (услуги гардероба);

— предоставление организованной стоянки (парковки) для автомобилей покупателей и другие услуги;

— организацию стоянок такси на территории крупных торговых объектов;

— организацию оказания бытовых услуг и др.

Если обязанность продавца по оказанию дополнительных услуг предусматривается договором розничной купли-продажи и их стоимость включается в цену реализуемого товара, то такие услуги следует рассматривать как способ исполнения обязанности продавца по передаче товара покупателю, а не в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 458 Гражданского кодекса РФ). Поэтому оказание продавцом сопутствующих услуг, предусмотренных договором розничной купли-продажи, подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход как неотъемлемая часть предпринимательской деятельности, связанной с осуществлением розничной торговли.

Если те или иные виды услуг оказываются на основании отдельного договора, а не в рамках договора розничной купли-продажи и оплата за оказанные услуги производится отдельно, то в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход такую деятельность следует рассматривать в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности.

_____________________
3. Интернет-торговля

4. Реализация товаров по образцам и каталогам

5. Оказание услуг покупателю в ходе розничной торговли

6. Возврат товара поставщику

7. ЕНВД и розничная торговля продукцией, произведенной из давальческого сырья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code