ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТСРОЧКИ ИЛИ РАССРОЧКИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА И СБОРА (ПО СТ. 64 НК РФ)

1. ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ОТСРОЧКИ ИЛИ РАССРОЧКИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА

 

1.1. Могут ли налоговые агенты воспользоваться отсрочкой или рассрочкой по уплате налога (ст. 64 НК РФ)? >>>

1.2. Можно ли получить отсрочку или рассрочку по уплате косвенного налога (ст. 64 НК РФ)? >>>

1.3. Может ли быть предоставлена налоговым органом отсрочка или рассрочка по уплате налоговой задолженности, взыскиваемой в порядке исполнительного производства (ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 64 НК РФ)? >>>

 

1.1. Могут ли налоговые агенты воспользоваться отсрочкой или рассрочкой по уплате налога (ст. 64 НК РФ)?

 

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 02.09.2010.

 

В силу п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. При этом в Налоговом кодексе РФ не указано, может ли быть изменен срок уплаты налога, перечисляемого налоговым агентом.

Согласно официальной позиции гл. 9 НК РФ не предусмотрено предоставление отсрочки по перечислению налогов налоговому агенту. Такую же позицию выражают авторы.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-02-07/1-490

Финансовое ведомство разъясняет, что гл. 9 НК РФ не предусмотрено предоставление отсрочки или рассрочки по перечислению налогов налоговому агенту.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 29.05.2009 N 03-02-07/1-280

Письмо Минфина России от 06.02.2009 N 03-02-07/1-54

Статья: Как изменить срок уплаты налога (Егоркина О.) («Арсенал предпринимателя», 2010, N 1)

 

Статья: Как перенести срок уплаты налогов в 2007 году (Егоров Я.Н.) («Российский налоговый курьер», 2007, N 8)

По мнению автора, налоговые агенты не имеют права распоряжаться денежными средствами, которые они удержали у налогоплательщиков. Поэтому в Налоговом кодексе РФ не предусмотрена возможность изменения срока перечисления налоговым агентом сумм, удержанных у налогоплательщиков.

 

1.2. Можно ли получить отсрочку или рассрочку по уплате косвенного налога (ст. 64 НК РФ)?

 

В силу п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. При этом в Налоговом кодексе РФ не содержится специальных указаний по вопросу, может ли быть изменен срок уплаты косвенного налога, например налога на добавленную стоимость.

Согласно официальной позиции предоставление отсрочки по уплате НДС в бюджет не соответствует налоговому законодательству РФ.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 16.06.2009 N 03-02-07/1-298

Финансовое ведомство разъясняет, что, поскольку покупатель имеет право на вычет предъявленных сумм НДС, предоставление продавцу отсрочки по уплате НДС приведет к возмещению из бюджета налога, который фактически туда не поступил. Следовательно, предоставление отсрочки по уплате НДС не соответствует законодательству о налогах и сборах.

 

1.3. Может ли быть предоставлена налоговым органом отсрочка или рассрочка по уплате налоговой задолженности, взыскиваемой в порядке исполнительного производства (ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 64 НК РФ)?

 

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения акта государственного органа, а также об изменении способа и порядка его исполнения в орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Ранее аналогичная по сути норма содержалась в ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ.

Однако в законодательстве об исполнительном производстве не описан порядок предоставления отсрочки или рассрочки органами, выдавшими исполнительный документ, отсутствует также ссылка на Налоговый кодекс РФ и другие нормативные правовые акты. Возникает вопрос: может ли налоговый орган предоставить отсрочку по уплате задолженности по налогам, взыскиваемой в порядке исполнительного производства?

Официальной позиции нет.

Имеются судебные решения, согласно которым предоставление отсрочки или рассрочки по уплате задолженности, взыскиваемой в рамках исполнительного производства, осуществляется в порядке, аналогичном предусмотренному в ст. 64 НК РФ. Налоговый орган не вправе отказать в рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки по такой задолженности.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.10.2009 по делу N А17-6337/2008

Суд не принял довод инспекции о том, что в действующем законодательстве отсутствует порядок предоставления налоговыми органами отсрочки исполнения исполнительных документов, и об отсутствии полномочий на предоставление такой отсрочки. Как указал суд, хотя в законе об исполнительном производстве отсутствует порядок принятия решения о предоставлении отсрочки, налоговый орган не вправе на этом основании отказать в предоставлении рассрочки и не вправе оставить заявление налогоплательщика без рассмотрения. В этом случае по аналогии следует применять порядок, предусмотренный ст. 64 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Центрального округа от 12.11.2007 по делу N А23-1055/07А-10-50 (Определением ВАС РФ от 20.02.2008 N 1755/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

 

2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТСРОЧКИ ИЛИ РАССРОЧКИ ПРИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

 

2.1. Можно ли подтвердить заключениями органов МЧС России размер ущерба, причиненного стихийным бедствием, технологической катастрофой или иными обстоятельствами непреодолимой силы (пп. 1 п. 2, п. 5 ст. 64 НК РФ)?

 

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ одним из оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога является причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. При подаче заявления об изменении срока уплаты налога должны быть представлены документы, подтверждающие наличие соответствующего основания (п. 5 ст. 64 НК РФ).

Согласно п. 8 ст. 61 НК РФ изменение срока уплаты налога налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом ФНС России. В п. 2.1 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденного Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@, предусмотрено, что при обращении с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки в связи со стихийным бедствием, технологической катастрофой или иными обстоятельствами непреодолимой силы необходимо представить справку о сумме нанесенного ущерба, заверенную уполномоченным на это органом.

Ни в Налоговом кодексе РФ, ни в данном Порядке не указано, какой орган должен подтвердить сумму ущерба, причиненного стихийным бедствием, технологической катастрофой или иными обстоятельствами непреодолимой силы.

Согласно официальной позиции заключения органов МЧС России являются документами, подтверждающими причинение ущерба в результате непреодолимых обстоятельств. В судебных актах, а также в авторской публикации отмечается, что документы, выданные органами МЧС России, могут подтверждать размер причиненного ущерба.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 02.07.2009 N 03-02-07/1-336

Финансовое ведомство отмечает, что для предоставления отсрочки или рассрочки необходимо представить документ, подтверждающий факт наступления обстоятельств непреодолимой силы, а также справку о сумме нанесенного ущерба, заверенную уполномоченным на это органом. При этом понятие «уполномоченный орган» в законодательстве не раскрыто. По мнению Минфина России, заключения МЧС России, выданные в соответствии с его компетенцией, являются документами, подтверждающими причинение ущерба чрезвычайными ситуациями.

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.08.2009 по делу N А17-7773/2008

Суд признал незаконным отказ инспекции в предоставлении отсрочки по уплате налога. Заключение Главного управления территориального отделения МЧС России является документом, подтверждающим величину нанесенного пожаром ущерба. Утверждая обратное, инспекция не указала, какой другой орган уполномочен выдавать документ о размере ущерба, а также не опровергла данные об оценке суммы ущерба, приведенные в заключении отделения МЧС России.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2009 по делу N А17-4214/2008 (Определением ВАС РФ от 09.06.2009 N ВАС-7222/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

 

Консультация эксперта, 2009

Автор со ссылкой на п. 7 ст. 3 НК РФ делает вывод, что размер нанесенного налогоплательщику ущерба в целях предоставления отсрочки по уплате налогов может подтверждаться справкой, выданной территориальным органом МЧС России.

 

3. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТСРОЧКИ ИЛИ РАССРОЧКИ

В СЛУЧАЕ ЗАДЕРЖКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ БЮДЖЕТА

 

3.1. Можно ли подтвердить письмами главных распорядителей бюджетных средств факт задержки финансирования из бюджета (пп. 2 п. 2, п. 5 ст. 64 НК РФ)? >>>

3.2. Можно ли отказать в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога, если представлены документы, подтверждающие факт задержки финансирования из бюджета, без указания суммы недофинансирования (пп. 2 п. 2, п. 5 ст. 64 НК РФ)? >>>

 

3.1. Можно ли подтвердить письмами главных распорядителей бюджетных средств факт задержки финансирования из бюджета (пп. 2 п. 2, п. 5 ст. 64 НК РФ)?

 

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ одним из оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога является задержка финансирования из бюджета. При подаче заявления об изменении срока уплаты налога должны быть представлены документы, подтверждающие наличие соответствующего основания (п. 5 ст. 64 НК РФ).

В соответствии с п. 8 ст. 61 НК РФ изменение срока уплаты налога налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом ФНС России. Согласно п. 2.2 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденного Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@, при обращении с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки в связи с задержкой финансирования или оплаты государственного заказа необходимо представить документы, подтверждающие наличие соответствующих фактов.

Ни в Налоговом кодексе РФ, ни в данном Порядке не указано, какой документ может подтверждать задержку финансирования из бюджета. В частности, возникает вопрос: являются ли письма главных распорядителей бюджетных средств документами, подтверждающими факт задержки финансирования из бюджета?

Перечень главных распорядителей бюджетных средств утвержден Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н.

Согласно официальной позиции подтверждением задержки финансирования являются письма главных распорядителей бюджетных средств. Такую же точку зрения выражают суды и автор.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 30.10.2007 N 03-05-05-01/44

Финансовое ведомство разъясняет, что для подтверждения задержки финансирования могут быть представлены гарантийные письма главных распорядителей бюджетных средств, в которых содержится информация о задержке финансирования из бюджета конкретной бюджетной организации, а также о сумме недофинансирования на дату подачи заявления о предоставлении отсрочки по уплате налога.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Московского округа от 19.05.2008 N КА-А40/4300-08 по делу N А40-62923/07-107-364

Консультация эксперта, 2008

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.10.2008 N А33-17411/07-Ф02-4974/08 по делу N А33-17411/07 (Определением ВАС РФ от 16.02.2009 N ВАС-1258/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд не принял довод инспекции о том, что налогоплательщик вместе с заявлением о предоставлении отсрочки не представил документ, подтверждающий предусмотренный объем финансирования с поквартальной разбивкой, а также документ из Казначейства, подтверждающий факт задержки этого финансирования. Как указал суд, в Налоговом кодексе РФ, а также в утвержденном ФНС России Порядке не определены виды документов, подтверждающих факт задержки финансирования, а также не определены уполномоченные органы, которые вправе выдавать такие документы. Поэтому представленное организацией письмо главного распорядителя бюджетных средств является достаточным доказательством задержки финансирования.

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2008 N А33-16175/07-Ф02-3159/08 по делу N А33-16175/07

Суд не принял довод инспекции о том, что письмо главного распорядителя бюджетных средств не подтверждает задержку финансирования и что наличие профицита бюджета исключает возможность недофинансирования. Суд указал, что, поскольку в нормативных актах не определено, какими документами следует подтверждать задержку финансирования, письмо главного распорядителя является надлежащим подтверждением данного факта.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2008 по делу N А56-11816/2007

Суд не принял довод инспекции о том, что задержка финансирования должна быть подтверждена Минфином России. Как указал суд, письмо главного распорядителя бюджетных средства является достаточным доказательством отсутствия финансирования. Из Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов не следует, что факт задержки финансирования вправе подтверждать только Министерство финансов РФ.

 

3.2. Можно ли отказать в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога, если представлены документы, подтверждающие факт задержки финансирования из бюджета, без указания суммы недофинансирования (пп. 2 п. 2, п. 5 ст. 64 НК РФ)?

 

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ одним из оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога является задержка финансирования из бюджета. При подаче заявления об изменении срока уплаты налога должны быть представлены документы, подтверждающие наличие соответствующего основания (п. 5 ст. 64 НК РФ).

В п. 7 ст. 64 НК РФ указано, что при отсутствии обстоятельств, предусмотренных в п. 1 ст. 62 НК РФ, уполномоченный орган не вправе отказать в отсрочке или рассрочке по уплате налога в пределах суммы недофинансирования.

Возникает вопрос: является ли отсутствие подтверждения суммы недофинансирования основанием для отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога?

Официальной позиции нет.

Имеется судебное решение, согласно которому отсутствие подтверждения суммы недофинансирования является основанием для отказа в предоставлении отсрочки. Такое же мнение выражено в работе автора.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Центрального округа от 24.02.2009 по делу N А48-3913/07-15

Суд отметил, что общий объем предоставленной отсрочки не должен превышать сумму недофинансирования, а значит, обязательным условием для предоставления налогоплательщику отсрочки является наличие информации о сумме недофинансирования. Представленные организацией документы не содержат сведений о конкретной сумме недофинансирования, в них указано лишь на факт недофинансирования. Следовательно, отказ в предоставлении отсрочки по уплате налога правомерен.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2009

 

4. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТСРОЧКИ ИЛИ РАССРОЧКИ

ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ОПЛАТЫ

ВЫПОЛНЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

 

4.1. Может ли быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога, если государственный заказ не был вовремя оплачен, а работы по государственному заказу не были выполнены налогоплательщиком полностью (пп. 2 п. 2, п. 5 ст. 64 НК РФ)?

 

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ одним из оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога является задержка оплаты выполненного государственного заказа. В соответствии с п. 5 ст. 64 НК РФ при подаче заявления об изменении срока уплаты налога должны быть представлены документы, подтверждающие наличие основания для этого.

Возникает вопрос: может ли быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога, если налогоплательщик выполняет государственный заказ, но он еще полностью не выполнен?

Официальной позиции нет.

Имеется судебное решение, согласно которому отсрочка по уплате налога может быть предоставлена, только если задерживается оплата уже выполненного государственного заказа.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Московского округа от 02.09.2008 N КА-А40/8172-08 по делу N А40-60041/07-114-348 (Определением ВАС РФ от 14.01.2009 N ВАС-17068/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд отклонил довод налогоплательщика о необязательном выполнении государственного заказа в полном объеме для возможности получения отсрочки.

 

5. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТСРОЧКИ ИЛИ РАССРОЧКИ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

НОСЯЩЕЙ СЕЗОННЫЙ ХАРАКТЕР

 

5.1. Каким документом следует подтвердить сезонный характер деятельности налогоплательщика (пп. 5 п. 2, п. 5 ст. 64 НК РФ)?

 

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, если его деятельность носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ.

При подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога к нему прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налога (п. 5 ст. 64 НК РФ).

В соответствии с п. 8 ст. 61 НК РФ изменение срока уплаты налога налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом ФНС России. Согласно п. 2.5 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденного Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@, при обращении с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки в связи с сезонным характером деятельности необходимо представить документ, выданный уполномоченным органом, который подтверждает, что организация осуществляет сезонную деятельность.

При этом ни в Налоговом кодексе РФ, ни в данном Порядке не указано, каким именно документом следует подтвердить осуществление сезонной деятельности и какой орган уполномочен на выдачу такого документа.

Согласно официальной позиции сезонный характер деятельности налогоплательщик может подтвердить самостоятельно, без обращения в иные органы.

Судебной практики нет.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 02.03.2010 N 03-02-07/1-87

Финансовое ведомство разъясняет, что сезонный характер деятельности может быть подтвержден налогоплательщиком самостоятельно, без обращения в иные государственные органы, на основании документов, подтверждающих осуществление соответствующей деятельности.

 

6. НАЧИСЛЕНИЕ ПЕНЕЙ ПРИ ОТСРОЧКЕ ИЛИ РАССРОЧКЕ

 

6.1. Начисляются ли пени за период действия отсрочки или рассрочки по уплате налога (п. 3 ст. 75, п. 4 ст. 64 НК РФ)? >>>

6.2. Начисляются ли пени за период действия решения об отказе в предоставлении отсрочки, если впоследствии это решение было признано недействительным (п. п. 1, 4, 6 и 9 ст. 64, п. 3 ст. 75 НК РФ)? >>>

 

6.1. Начисляются ли пени за период действия отсрочки или рассрочки по уплате налога (п. 3 ст. 75, п. 4 ст. 64 НК РФ)?

 

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Согласно п. 4 ст. 64 НК РФ, если отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в пп. 3, 4 и 5 п. 2 ст. 64 НК РФ, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Если отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в пп. 1 и 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, на сумму задолженности проценты не начисляются.

В силу п. 4 ст. 68 НК РФ при досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения им соответствующего решения перечислить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

При этом в Налоговом кодексе РФ не разъяснено, начисляются пени за период действия отсрочки или рассрочки по уплате налогов или же в этот период начисляются только проценты в случаях, предусмотренных в п. 4 ст. 64 НК РФ.

Официальной позиции нет.

Имеется судебное решение, согласно которому за период действия отсрочки или рассрочки по уплате налогов пени не начисляются. Такое же мнение выражено в работе автора.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Центрального округа от 11.09.2007 по делу N А48-4283/06-6 (Определением ВАС РФ от 17.01.2008 N 7328/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд отметил, что согласно п. 1 ст. 61, ст. 64 НК РФ предоставление отсрочки (рассрочки) изменяет срок уплаты налога на более поздний. Следовательно, в силу ст. 75 НК РФ у налогового органа отсутствовали основания для начисления пеней на отсроченную (рассроченную) задолженность.

 

Консультация эксперта, 2009

Автор указывает, что гл. 9 НК РФ не предусматривает начисление пеней на период отсрочки по уплате налога. Кроме того, из норм п. п. 4 и 8 ст. 64 НК РФ следует, что пени прекращают начисляться с момента принятия налоговым органом решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога.

 

6.2. Начисляются ли пени за период действия решения об отказе в предоставлении отсрочки, если впоследствии это решение было признано недействительным (п. п. 1, 4, 6 и 9 ст. 64, п. 3 ст. 75 НК РФ)?

 

Также по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

 

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Согласно п. 4 ст. 64 НК РФ, если отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в пп. 3, 4 и 5 п. 2 ст. 64 НК РФ, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Если отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в пп. 1 и 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Согласно п. 6 ст. 64 НК РФ решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица. При этом на основании п. 9 ст. 64 НК РФ решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Возникает вопрос: правомерно ли начисление пеней в период, когда действовало решение о предоставлении отсрочки, которое впоследствии было признано недействительным?

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения и авторские публикации, согласно которым пени на сумму недоимки начисляются за период действия решения об отказе в предоставлении отсрочки, даже если это решение впоследствии было признано недействительным.

Однако есть постановления судов с противоположной позицией: после принятия неправомерного решения об отказе в предоставлении отсрочки пени начисляться не должны.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Пени начисляются, даже если решение инспекции об отказе в предоставлении отсрочки признано впоследствии недействительным

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 N Ф04-7704/2008(17423-А67-37) по делу N А67-593/2008

Суд пришел к выводу, что признание недействительным решения инспекции об отказе в предоставлении отсрочки не является безусловным основанием для неначисления пеней за несвоевременную уплату налога. ФАС указал, что налогоплательщик может обратиться к налоговому органу с требованием о взыскании убытков, причиненных ему в связи с отказом в предоставлении отсрочки.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.12.2008 N Ф04-7942/2008(18143-А67-15) по делу N А67-1359/2008

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.12.2008 N Ф04-7741/2008(17540-А67-15) по делу N А67-690/2008

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.11.2008 N Ф04-7186/2008(16320-А67-40) по делу N А67-708/08

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.10.2008 N Ф04-5563/2008(11403-А67-26) по делу N А67-5000/2007

Консультация эксперта, 2008

 

Консультация эксперта, 2009

Автор отмечает, что начисление пеней прекращается с момента вступления в силу решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога. При этом положениями Налогового кодекса РФ не предусмотрено, что налогоплательщик может избежать начисления пеней в случае неправомерного отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

 

Позиция 2. Если решение инспекции об отказе в предоставлении отсрочки признано недействительным, после даты принятия неправомерного решения пени не начисляются

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.11.2008 N А33-3762/08-Ф02-5391/08 по делу N А33-3762/08

Суд указал, что при признании решения инспекции об отказе в предоставлении отсрочки недействительным пени начисляются только до момента, когда налоговый орган должен был принять решение о предоставлении отсрочки в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2008 N А10-2970/07-Ф02-4094/08 по делу N А10-2970/07

Суд сделал вывод, что при признании решения об отказе в предоставлении отсрочки недействительным пени начисляются до даты вынесения данного решения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code