4. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Взыскание налога (сбора, пеней, штрафа) за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя (по ст. 46 НК РФ)

 

4. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

4.1. Подлежит ли отмене постановление о взыскании налога за счет имущества, если после возбуждения исполнительного производства действие инкассового поручения не было приостановлено (ст. 47 НК РФ, п. 3.2 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минюста России N 289, МНС России N БГ-3-29/619 от 13.11.2003)? >>>

4.2. Подлежит ли исполнению судебным приставом-исполнителем постановление о взыскании налога (пеней, штрафа) за счет имущества, если к постановлению не приложены документы об отсутствии у налогоплательщика денежных средств на банковских счетах (п. 1 ст. 47 НК РФ, п. 1 ст. 12 и п. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)? >>>

4.3. Подлежит ли исполнению судебным приставом-исполнителем постановление о взыскании налога за счет имущества, если оно направлено налоговым органом по истечении трех дней с момента принятия решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 47 НК РФ, п. 6 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)? >>>

 

4.1. Подлежит ли отмене постановление о взыскании налога за счет имущества, если после возбуждения исполнительного производства действие инкассового поручения не было приостановлено (ст. 47 НК РФ, п. 3.2 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минюста России N 289, МНС России N БГ-3-29/619 от 13.11.2003)?

 

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 24.08.2013.

 

В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ, п. п. 7, 8 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель, получив постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества, в трехдневный срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

Согласно п. 3.2 Методических рекомендаций (утв. Приказом Минюста России N 289, МНС России N БГ-3-29/619 от 13.11.2003) после получения от службы судебных приставов копии постановления о возбуждении исполнительного производства налоговый орган принимает решение о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника (приостанавливает действие инкассового поручения, выставленного к счету должника) и в тот же день направляет его в соответствующий банк.

Однако в Налоговом кодексе РФ не указано, какие последствия наступят, если инспекция после получения постановления о возбуждении исполнительного производства не приостановит действие инкассовых поручений, выставленных к банковским счетам налогоплательщика.

Официальной позиции нет.

Есть судебное решение, согласно которому постановление о взыскании налога за счет имущества является законным, даже если инспекция не приостановила действия инкассового поручения после получения от судебного пристава-исполнителя копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Московского округа от 11.09.2009 N КА-А40/9076-09 по делу N А40-529/09-4-3

По мнению налогоплательщика, постановление о взыскании налогов за счет имущества является незаконным, в частности, потому, что инспекция нарушила положения п. 3.2 Методических рекомендаций и не приостановила действия ранее выставленных инкассовых поручений. Суд отклонил эти доводы и указал, что Методические рекомендации не обязательны для исполнения. Налоговый кодекс РФ не содержит норм, обязывающих налоговый орган приостанавливать действие инкассовых поручений в случае возбуждения исполнительного производства на основании постановления о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика.

 

4.2. Подлежит ли исполнению судебным приставом-исполнителем постановление о взыскании налога (пеней, штрафа) за счет имущества, если к постановлению не приложены документы об отсутствии у налогоплательщика денежных средств на банковских счетах (п. 1 ст. 47 НК РФ, п. 1 ст. 12 и п. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)?

 

В силу п. 1 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя осуществляется путем направления на бумажном носителе или в электронной форме соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа. В силу п. 1 ст. 12 указанного Закона исполнительными документами являются, в частности, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций о полном или частичном неисполнении требований данных органов в связи с недостатком на счетах должника денежных средств.

В соответствии с п. 2.5 Методических рекомендаций (утв. Приказом Минюста России N 289, МНС России N БГ-3-29/619 от 13.11.2003) налоговый орган в обязательном порядке должен направить в службу судебных приставов вместе с постановлением извещение банка о помещении расчетных документов в картотеку с отметкой банка «не оплачено из-за отсутствия средств на сч. N»).

В связи с этим возникает вопрос: можно ли возбудить исполнительное производство и осуществлять последующие действия на основании постановления о взыскании налога за счет имущества организации, если к нему не приложены документы, подтверждающие отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика?

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым постановление о взыскании налогов за счет имущества не является исполнительным документом, если к нему не приложены документы, свидетельствующие об отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика.

В то же время есть судебные решения, согласно которым постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом и подлежит исполнению судебным приставом вне зависимости от наличия документов об отсутствии средств на счетах налогоплательщика. Аналогичное мнение содержится в работе автора.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Постановление о взыскании налогов за счет имущества не является исполнительным документом, если к нему не приложены документы об отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2010 по делу N А82-16417/2009

Суд признал недействительным постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства на основании того, что налоговый орган не представил вместе с постановлением о взыскании задолженности за счет имущества документы, подтверждающие отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика. Как указал суд, постановление без приложения таких документов не является исполнительным документом в силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2010 по делу N А82-16418/2009

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 15.04.2011 по делу N А72-4462/2009

Суд признал не подлежащим исполнению постановление о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика на основании того, что налоговый орган не представил вместе с постановлением документы, подтверждающие отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика. Как указал суд, постановление без приложения таких документов не является исполнительным документом в силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2008 по делу N А56-8550/2008

Суд признал незаконными действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о возбуждении исполнительного производства. Одним из оснований для этого послужило то обстоятельство, что налоговый орган не представил вместе с постановлением о взыскании налога за счет имущества документы, подтверждающие отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика. Суд также отметил, что постановление без приложений не является исполнительным документом в силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2011 по делу N А45-4418/2011

Суд признал законными действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства. Суд обосновал свою позицию тем, что налоговый орган не представил вместе с постановлением о взыскании налога за счет имущества документы, подтверждающие отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2011 по делу N А45-4416/2011

 

Позиция 2. Постановление о взыскании налогов за счет имущества является исполнительным документом и подлежит исполнению вне зависимости от того, приложены ли к нему документы об отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.04.2011 N Ф03-969/2011 по делу N А51-12322/2010

Суд признал недействительным постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства. Как указал суд, непредставление налоговым органом документов об отсутствии средств на счетах налогоплательщика не влияет на признание исполнительным документом постановления инспекции о взыскании за счет имущества. При этом суд отметил, что ст. 47 НК РФ предусматривает принятие решения о взыскании задолженности за счет иного имущества как при неисполнении инкассовых поручений, так и при отсутствии информации о счетах должника.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.04.2011 N Ф03-966/2011 по делу N А51-10850/2010

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.03.2011 N Ф03-702/2011 по делу N А51-10852/2010

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.02.2011 N Ф03-9965/2010 по делу N А51-12326/2010

Суд установил, что инспекция направила в адрес судебного пристава-исполнителя постановление о взыскании с приложенными сведениями о счетах налогоплательщика в банках и извещениями о постановке инкассовых поручений в картотеку. Суд признал недействительным постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства. По мнению суда, то обстоятельство, что к постановлению не были приложены документы, подтверждающие неисполнение инкассовых поручений, не является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства. Кроме того, суд отметил, что ст. 47 НК РФ предусматривает принятие решения о взыскании задолженности за счет имущества как при неисполнении инкассовых поручений, так и при отсутствии информации о счетах должника.

 

Консультация эксперта, 2011

По мнению автора, к постановлению инспекции о взыскании налогов за счет имущества должны быть приложены документы об отсутствии денежных средств на счетах должника. Однако в ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства. В связи с этим автор считает, что возбуждение приставом исполнительного производства на основании такого постановления является правомерным. При этом автор отмечает наличие различной арбитражной практики по данному вопросу.

 

4.3. Подлежит ли исполнению судебным приставом-исполнителем постановление о взыскании налога за счет имущества, если оно направлено налоговым органом по истечении трех дней с момента принятия решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 47 НК РФ, п. 6 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)?

 

Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8421/07, постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.

Согласно п. 1 ст. 47 НК РФ после принятия решения о взыскании налога за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя инспекция должна в течение трех дней направить на бумажном носителе или в электронной форме судебному приставу-исполнителю соответствующее постановление для исполнения.

Однако п. 6 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих необходимые отметки банков или иных кредитных организаций, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией. Ранее аналогичная норма содержалась в пп. 3 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В силу пп. 3 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» истечение срока предъявления исполнительного документа к исполнению является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства. Ранее это было основанием для возвращения исполнительного документа (пп. 2 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Возникает вопрос: подлежит ли исполнению постановление о взыскании налога за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя, если оно было направлено инспекцией судебному приставу-исполнителю с нарушением трехдневного срока, установленного п. 1 ст. 47 НК РФ?

Официальной позиции нет.

В судебной практике нашла отражение следующая точка зрения: пропуск трехдневного срока, предусмотренного п. 1 ст. 47 НК РФ, не лишает инспекцию возможности предъявить к исполнению постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика в течение шести месяцев со дня возвращения документов из банка.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 13.02.2007 N 14529/06 по делу N А03-2206/06-18

ВАС РФ рассмотрел ситуацию, возникшую во время действия Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Инспекция направила постановление о взыскании налога судебному приставу-исполнителю с нарушением трехдневного срока, предусмотренного п. 1 ст. 47 НК РФ. Судебный пристав-исполнитель возвратил данный документ в связи с нарушением срока его предъявления к исполнению.

ВАС РФ пришел к выводу, что, даже если инспекция не направила постановление о взыскании налога за счет имущества в срок, установленный п. 1 ст. 47 НК РФ, она может предъявить этот документ к исполнению в пределах срока, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2011 по делу N А45-4418/2011

Суд признал законными действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства. Суд сослался на тот факт, что налоговый орган не представил вместе с постановлением о взыскании налога за счет имущества документы, подтверждающие отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2011 по делу N А45-4416/2011

Содержание

1. Вынесение решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента)

2. Невозможность взыскания налога (пени, штрафа) за счет денежных средств налогоплательщика (налогового агента)

3. Соотношение судебного и внесудебного порядков взыскания

4. Исполнительное производство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code