4. ПОРУЧЕНИЕ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ СУММ НАЛОГА В БЮДЖЕТ (ИНКАССОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ)

Взыскание налога (сбора, пеней, штрафа) за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя (по ст. 46 НК РФ)

4. ПОРУЧЕНИЕ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ СУММ НАЛОГА В БЮДЖЕТ (ИНКАССОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ)

 

4.1. В какой срок налоговый орган должен направить инкассовое поручение в банк после 02.09.2010 (п. п. 3, 4 ст. 46 НК РФ)? >>>

4.2. Является ли законным поручение на уплату сумм налога в бюджет (инкассовое поручение), выставленное по истечении одного месяца со дня принятия решения о взыскании (п. 4 ст. 46 НК РФ)? >>>

4.3. Является ли законным выставление повторного инкассового поручения (п. 4 ст. 46 НК РФ)? >>>

4.4. Является ли законным выставление повторного инкассового поручения, если на момент его выставления со дня принятия решения о взыскании истек один месяц (п. 4 ст. 46 НК РФ)? >>>

 

4.1. В какой срок налоговый орган должен направить инкассовое поручение в банк после 02.09.2010 (п. п. 3, 4 ст. 46 НК РФ)?

 

В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после его истечения.

Согласно п. 4 ст. 46 НК РФ (в редакции, действующей с 02.09.2010) инкассовое поручение направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента). При этом специальный срок, в который инкассовое поручение должно быть направлено в банк, не установлен.

В период с 01.01.2007 до 02.09.2010 в п. 4 ст. 46 НК РФ действовала норма, согласно которой поручение на перечисление сумм налога в бюджетную систему направляется налоговым органом в банк в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании.

До 01.01.2007, так же как и в настоящее время, в ст. 46 НК РФ не был предусмотрен срок для направления инкассового поручения. Президиум ВАС РФ, толкуя норму ст. 46 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2007, выработал следующую позицию: 60-дневный срок, предусмотренный в п. 3 ст. 46 НК РФ для взыскания налоговых платежей, включает и срок направления инкассовых поручений в банк (Постановление от 15.01.2008 N 8922/07).

Возникает вопрос: в какой срок налоговый орган должен направить инкассовое поручение в банк после 02.09.2010?

По данному вопросу есть три точки зрения.

Официальной позиции нет.

Имеются судебный акт и работа автора, согласно которым инкассовое поручение должно быть направлено в банк в срок, установленный для принятия решения о взыскании за счет денежных средств.

Также есть работа автора, в которой указывается, что инкассовое поручение должно быть направлено в банк в срок, установленный для принятия решения о взыскании за счет имущества.

В то же время некоторые авторы настаивают на том, что срок направления инкассового поручения не ограничен.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Инкассовое поручение должно быть направлено в банк в течение срока, отведенного для принятия решения о взыскании за счет денежных средств

 

Постановление ФАС Московского округа от 25.11.2011 по делу N А41-6146/11

Суд установил, что инкассовые поручения были выставлены в пределах двухмесячного срока, установленного в п. 3 ст. 46 НК РФ, но направлены в банк по истечении этого срока. ФАС, ссылаясь на Постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2008 N 8922/07, указал, что предусмотренный п. 3 ст. 46 НК РФ срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк. В связи с этим инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения данного срока. На этом основании суд признал инкассовые поручения недействительными.

 

Тематический выпуск: Комментарий к изменениям НК РФ, внесенным Федеральными законами N 229-ФЗ и N 207-ФЗ (Брызгалин А.В., Щербакова Е.С., Головкин А.Н., Королева М.В., Вятчинова Т.И., Солдатченко М.В.) («Налоги и финансовое право», 2010, N 9)

Автор сослался на Постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2008 N 8922/07 и выразил мнение, что подход судебной практики по применению налогового законодательства, действующего до 2007 г., должен быть вновь применен и в отношении действующего законодательства.

 

Позиция 2. Инкассовое поручение должно быть направлено в банк в течение срока, отведенного для принятия решения о взыскании за счет имущества

 

Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 22.10.2010 N 03-02-07/1-482 (Филимонова О.В.) («Строительство: акты и комментарии для бухгалтера», 2010, N 12)

По мнению автора, налоговый орган может направить инкассовое поручение не позднее вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (в соответствии со ст. 47 НК РФ), которое принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

 

Позиция 3. Срок направления инкассового поручения в банк не ограничен

 

Статья: Новации в налоговом законодательстве (комментарий к Федеральному закону от 27.07.2010 N 229-ФЗ) (Лермонтов Ю.М.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Автор отмечает, что в новой редакции п. 4 ст. 46 НК РФ срок для направления в банк инкассового поручения не предусмотрен. На этом основании автор делает вывод о том, что с 02.09.2010 налоговый орган вправе направить в банк инкассовое поручение и по истечении одного месяца со дня принятия соответствующего решения о взыскании налога в бесспорном порядке.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Изменения налогового законодательства — 2011 (Колбасов Л.В.) («Налоги» (газета), 2011, N N 11, 12, 13, 14, 15)

 

4.2. Является ли законным поручение на уплату сумм налога в бюджет (инкассовое поручение), выставленное по истечении одного месяца со дня принятия решения о взыскании (п. 4 ст. 46 НК РФ)?

 

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 02.09.2010.

 

В соответствии с п. 4 ст. 46 НК РФ (в редакции, действовавшей до 02.09.2010) поручение на перечисление сумм налога в бюджетную систему направляется налоговым органом в банк в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании. Однако Налоговым кодексом РФ не предусмотрены последствия нарушения срока направления инкассовых поручений.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальная позиция заключается в том, что банки обязаны исполнить поручение на перечисление сумм налога в бюджет даже тогда, когда оно выставлено с нарушением месячного срока, установленного в п. 4 ст. 46 НК РФ. Есть судебные акты, согласно которым выставление инкассового поручения за пределами месячного срока не является основанием для признания таких поручений недействительными.

В то же время имеются судебные акты, в соответствии с которыми неправомерно выставлять инкассовые поручения по истечении месяца с момента вынесения решения о взыскании налога.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Инкассовое поручение является действительным, даже если оно выставлено с нарушением месячного срока

 

Письмо Минфина России от 27.04.2009 N 03-02-07/1-202

В Письме сделан вывод о том, что банки должны исполнить поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ, даже если оно выставлено с нарушением месячного срока (п. 4 ст. 46 НК РФ).

 

Постановление ФАС Московского округа от 18.10.2012 по делу N А40-17409/12-140-79 (Определением ВАС РФ от 06.02.2013 N ВАС-839/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд не принял довод налогоплательщика о незаконности инкассового поручения, выставленного с нарушением месячного срока, предусмотренного п. 4 ст. 46 НК РФ. Суд обосновал свою позицию тем, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает последствий такого нарушения. Признавая правомерными действия инспекции по взысканию, суд указал, что инкассовые поручения направлены в пределах срока на бесспорное взыскание налогов.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.06.2011 N Ф03-1921/2011 по делу N А51-14451/2010 (Определением ВАС РФ от 04.08.2011 N ВАС-9580/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.05.2009 N Ф03-2126/2009 по делу N А73-11050/2008 (Определением ВАС РФ от 17.09.2009 N ВАС-11888/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд отметил, что срок на выставление инкассового поручения не является пресекательным.

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.10.2008 N А33-1679/08-Ф02-4914/08 по делу N А33-1679/08

Суд отклонил довод налогоплательщика о незаконности инкассового поручения, выставленного с нарушением месячного срока, предусмотренного п. 4 ст. 46 НК РФ. Было отмечено, что Налоговый кодекс РФ не содержит последствий пропуска этого срока.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.10.2008 N А33-1678/08-Ф02-4913/08 по делу N А33-1678/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.09.2008 N А33-1680/08-Ф02-4803/08 по делу N А33-1680/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.09.2008 N А33-1676/08-Ф02-4716/08 по делу N А33-1676/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.09.2008 N А33-1681/08-Ф02-4448/08 по делу N А33-1681/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.09.2008 N А33-1677/08-Ф02-4447/08 по делу N А33-1677/08

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.12.2010 по делу N А31-3437/2010

Суд признал, что месячный срок, установленный в п. 4 ст. 46 НК РФ, не является пресекательным, Налоговый кодекс РФ не оговаривает, к каким последствиям приводит его нарушение. Исходя из п. 1 ст. 47 НК РФ инспекция может выставить инкассовое поручение в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2009 по делу N А05-6505/2008

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.03.2012 по делу N А82-3504/2011

Суд установил, что в 2006 — 2008 гг. инспекцией были выставлены инкассовые поручения к счетам общества, которые были возвращены банками без исполнения. В 2010 г. налоговый орган повторно направил инкассовые поручения.

ФАС указал, что действия инспекции по перевыставлению инкассовых поручений неправомерны, поскольку осуществлены за пределами годичного срока, предусмотренного п. 1 ст. 47 НК РФ.

 

Позиция 2. Инкассовое поручение является недействительным, если оно выставлено с нарушением месячного срока

 

Постановление ФАС Московского округа от 04.06.2010 N КА-А41/5560-10 по делу N А41/5560-10

Суд установил, что решение о взыскании указанной в требовании суммы и инкассовые поручения вынесены с соблюдением двухмесячного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ, однако данные поручения направлены в банк позже месячного срока, предусмотренного п. 4 ст. 46 НК РФ. На основании этого суд признал направление инкассовых поручений незаконным.

 

Постановление ФАС Московского округа от 22.05.2009 N КА-А40/4437-09 по делу N А40-54654/08-108-229

Суд признал инкассовые поручения незаконными, поскольку они выставлены с нарушением месячного срока, установленного в п. 4 ст. 46 НК РФ.

 

4.3. Является ли законным выставление повторного инкассового поручения (п. 4 ст. 46 НК РФ)?

 

Согласно п. 4 ст. 46 НК РФ поручение инспекции на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента). Налоговый кодекс РФ не разъясняет, возможно ли выставление повторных инкассовых поручений на уплату налога.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Имеются судебные акты, содержащие вывод о том, что инспекция не вправе выставить повторное инкассовое поручение.

В то же время есть постановления судов, согласно которым выставление повторного инкассового поручения правомерно.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Выставление повторного инкассового поручения неправомерно

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.12.2013 по делу N А69-711/2013

Суд пришел к выводу о том, что инспекция незаконно выставила повторные инкассовые поручения при наличии в банке налогоплательщика первично выставленных.

 

Постановление ФАС Центрального округа от 26.03.2012 по делу N А48-1919/2011

ФАС указал, что налоговое законодательство не предусматривает такого процессуального действия, как перевыставление налоговым органом ранее выставленных инкассовых поручений путем направления в банк новых.

 

Постановление ФАС Центрального округа от 25.10.2010 по делу N А09-3231/2010

Суд установил, что инспекция после возврата банком инкассового поручения в связи с закрытием расчетного счета выставила новое поручение на списание денежных средств со счета налогоплательщика в другом банке. Суд указал, что, начав процедуру бесспорного взыскания, инспекция обязана довести ее до конца, в том числе вынести решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика. Возврат банком инкассового поручения не является основанием для повторного выставления нового поручения.

 

Позиция 2. Выставление повторного инкассового поручения правомерно

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2009 N Ф04-8140/2008(18774-А81-34) по делу N А81-1330/2008

Суд указал, что законодательство не содержит запрета на выставление повторного инкассового поручения.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.12.2008 по делу N А65-10152/2008

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.09.2011 N Ф03-4457/2011 по делу N А51-1869/2011

Суд установил, что налоговый орган более чем через год после выставления инкассовых поручений отозвал их в связи с частичным погашением задолженности налогоплательщиком и вновь направил скорректированные инкассовые поручения. Как указал суд, в данном случае поручения были заменены (а не выставлены новые) в связи с необходимостью корректировки задолженности и недопущением излишнего взыскания. При этом сроки выставления первых инкассовых поручений были соблюдены. В связи с этим суд отказал в признании незаконными вновь выставленных инкассовых поручений.

Суд также сделал вывод, что инспекция вправе повторно выставлять инкассовые поручения (в том числе при недостаточности средств на счетах) в течение года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (т.е. в течение срока для принятия решения о взыскании за счет имущества).

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2009 по делу N А05-6505/2008

Суд указал, что при отзыве инкассового поручения инспекция вправе направить новое поручение в банк. Такое поручение может быть выставлено в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога.

 

4.4. Является ли законным выставление повторного инкассового поручения, если на момент его выставления со дня принятия решения о взыскании истек один месяц (п. 4 ст. 46 НК РФ)?

 

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 02.09.2010.

 

Согласно п. 4 ст. 46 НК РФ (в редакции, действовавшей до 02.09.2010) поручение инспекции на перечисление налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента), в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании.

Налоговый кодекс РФ прямо не предусматривает возможности выставления повторных поручений на уплату налога и, более того, не регулирует ситуацию, когда повторное инкассовое поручение выставлено с нарушением месячного срока, установленного в п. 4 ст. 46 НК РФ.

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, согласно которым повторное инкассовое поручение может быть выставлено и по истечении месячного срока, предусмотренного п. 4 ст. 46 НК РФ.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.12.2008 по делу N А65-10152/2008

Суд пришел к выводу о том, что законодательство не содержит запрета на перевыставление инкассового поручения. Первоначальное поручение было направлено инспекцией с соблюдением срока, установленного п. 4 ст. 46 НК РФ. Поэтому повторное поручение, выставленное за пределами этого срока, является законным.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2009 N Ф04-8140/2008(18774-А81-34) по делу N А81-1330/2008

Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что повторное инкассовое поручение незаконно, поскольку выставлено с нарушением месячного срока. Он указал, что Налоговый кодекс РФ не запрещает выставлять повторные инкассовые поручения, если первое поручение было заполнено неверно.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2009 по делу N А05-6505/2008

Суд указал, что в случае отзыва инкассового поручения инспекция вправе направить новое поручение в банк. Такое поручение может быть выставлено в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога.

Содержание

1. Принятие решения о взыскании

2. Соотношение судебного и внесудебного порядков взыскания

3. Восстановление срока на судебное взыскание налогов

4. Поручение на перечисление сумм налога в бюджет (инкассовое поручение)

5. Принудительное взыскание штрафов

6. Принудительное взыскание при применении судом обеспечительных мер

7. Решение о взыскании налога в отношении обособленных подразделений налогоплательщика

8. Принудительное взыскание налога при смене налогоплательщиком места учета

9. Принудительное взыскание налога при реорганизации и ликвидации организации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code