1. ВРУЧЕНИЕ (НАПРАВЛЕНИЕ) АКТА ОБ ОБНАРУЖЕНИИ ФАКТОВ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. СТ. 120, 122, 123 НК РФ)

ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ОТЛИЧНЫХ ОТ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК (ПО СТ. 101.4 НК РФ)

1. ВРУЧЕНИЕ (НАПРАВЛЕНИЕ) АКТА ОБ ОБНАРУЖЕНИИ ФАКТОВ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. СТ. 120, 122, 123 НК РФ)

 

1.1. В какой срок должен быть вручен акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) (п. 4 ст. 101.4 НК РФ)?

1.2. В какой срок должен быть направлен акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений почтой (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) если совершившее правонарушение лицо уклоняется от его получения (п. 4 ст. 101.4 НК РФ)?

 

1.1. В какой срок должен быть вручен акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) (п. 4 ст. 101.4 НК РФ)?

 

Согласно п. 1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении факта нарушения налогового законодательства, ответственность за которое установлена Налоговым кодексом РФ (за исключением правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ), должностное лицо инспекции в течение 10 дней со дня выявления нарушения должно составить в установленной форме акт (далее — акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений).

Акт вручается совершившему правонарушение лицу, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если названное лицо уклоняется от получения акта, в акте делается соответствующая отметка и он направляет указанному лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта почтой заказным письмом датой вручения акта считается шестой день считая с даты его отправки (п. 4 ст. 101.4 НК РФ).

Однако в Налоговом кодексе РФ не указан срок, в течение которого акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений должен быть вручен совершившему правонарушение лицу.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Пленум ВАС РФ в п. 28 Постановления от 30.07.2013 N 57 указал следующее. Поскольку ст. 101.4 НК РФ не предусмотрен срок для вручения лицу, в отношении которого составлен акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений, то применительно к п. 5 ст. 100 НК РФ следует исходить из того, что такой акт должен быть вручен в течение пяти дней с даты его составления.

Есть работы авторов с выводом о том что срок, в течение которого акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений должен быть вручен правонарушителю, не установлен.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) должен быть вручен лицу, в отношении которого он составлен, в течение пяти дней с даты составления

 

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 28)

Пленум ВАС РФ отметил: ст. 101. 4 НК РФ не предусматривает срок для вручения акта об обнаружении фактов налоговых правонарушений, а также копии решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля.

Суд указал, что применительно к п. 5 ст. 100 и п. 9 ст. 101 НК РФ следует исходить из того что указанные акт и решение должны быть вручены соответствующему лицу в течение пяти дней с даты его составления.

 

Позиция 2. Срок вручения акта об обнаружении фактов налоговых правонарушений (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) не установлен

 

Статья: Привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 101.4 Налогового кодекса РФ (Пантюшов О.В.) («Адвокат», 2013, N 2)

Автор отметил что ст. 101.4 НК РФ не установлен срок, в течение которого акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений должен быть вручен правонарушителю.

Аналогичные выводы содержит:

Тематический выпуск: Налоговые проверки — 2011 (Зуйкова Л.П.) («Экономико-правовой бюллетень», 2011, N 6)

Статья: Порядок привлечения к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ (Пантюшов О.В.) («Налоги» (газета), 2010, N 18)

Тематический выпуск: Новые правила проведения проверок, взыскания штрафов, уплаты налогов(Зуйкова Л.П.) («Экономико-правовой бюллетень», 2009, N 10)

 

1.2. В какой срок должен быть направлен акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений почтой (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) если совершившее правонарушение лицо уклоняется от его получения (п. 4 ст. 101.4 НК РФ)?

 

Согласно п. 1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении факта нарушения налогового законодательства, ответственность за которое установлена Налоговым кодексом РФ (за исключением правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ), должностное лицо инспекции в течение 10 дней со дня выявления нарушения должно составить в установленной форме акт (далее — акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений).

Акт вручается совершившему правонарушение лицу, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если названное лицо уклоняется от получения акта, в акте делается соответствующая отметка и он направляет указанному лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта почтой заказным письмом датой вручения акта считается шестой день считая с даты его отправки (п. 4 ст. 101.4 НК РФ).

Однако в Налоговом кодексе РФ не указан срок, в течение которого акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений должен быть направлено почтой, если вручить его совершившему правонарушение лицу невозможно.

Официальной позиции нет.

Пленум ВАС РФ в п. 29 Постановления от 30.07.2013 N 57, указал следующее.

Согласно п. 4 ст. 101.4 НК РФ в случае невозможности вручения соответствующим лицам акта об обнаружении фактов налоговых правонарушений этот акт направляется по почте заказным письмом. Поскольку указанной нормой не установлен специальный срок для направления таких актов, то следует исходить из того данные действия должны быть совершены инспекцией в пределах 5 дней со дня составления акта.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 29)

Поскольку п. 4 ст. 101.4 не установлен специальный срок для направления акта об обнаружении фактов налоговых правонарушений почтой в случае невозможности его вручения, данные действия должны быть совершены инспекцией в пределах 5 дней со дня составления акта.

 

2. УВЕДОМЛЕНИЕ О РАССМОТРЕНИИ МАТЕРИАЛОВ

МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

2.1. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если уведомление направлено по почте без описи вложения (п. п. 4, 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

2.2. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если уведомление было направлено по почте, но инспекция при принятии решения не убедилась, что оно получено налогоплательщиком (п. п. 4, 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

2.3. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если в уведомлении указана дата, но не проставлено время рассмотрения (п. п. 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

 

2.1. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если уведомление направлено по почте без описи вложения (п. п. 4, 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

 

В соответствии с п. 4 ст. 101.4 НК РФ акт о выявлении правонарушения вручается совершившему его лицу под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения документа. В случае направления акта по почте заказным письмом датой его вручения является шестой день считая с даты отправки. Согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ о времени и месте рассмотрения акта инспекция извещает налогоплательщика заблаговременно.

К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в рассмотрении материалов и представить объяснения (п. 12 ст. 101.4 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, можно ли признать нарушением порядка рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля то обстоятельство, что уведомление направлено по почте без описи вложения.

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым почтовые квитанции не являются доказательством надлежащего извещения налогоплательщика, поскольку не подтверждают, какой документ был отправлен.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2010 по делу N А32-15610/2009-63/193 (Определением ВАС РФ от 14.09.2010 N ВАС-12271/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд установил, что отсутствует опись, подтверждающая направление по почте именно уведомления о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля. Это послужило одним из оснований для признания недействительным решения инспекции.

 

Постановление ФАС Московского округа от 03.07.2009 N КА-А40/4792-09 по делу N А40-78154/08-116-266

Суд не принял в качестве доказательств почтовые квитанции, так как их содержание не свидетельствует о направлении обществу именно извещения о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля. Поскольку доказательства вручения налогоплательщику извещения отсутствуют, решение инспекции признано недействительным как принятое с существенными нарушениями.

 

Постановление ФАС Центрального округа от 09.09.2009 по делу N А62-1280/2009

Суд не принял в качестве доказательства список на отправку заказной корреспонденции, поскольку из него не следует, что налогоплательщику было направлено именно уведомление. Письмо было возвращено инспекции по истечении срока хранения, однако она не воспользовалась другими способами извещения, хотя знала номер телефона общества. Решение налогового органа признано недействительным, как принятое с существенными нарушениями.

 

2.2. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если уведомление было направлено по почте, но инспекция при принятии решения не убедилась, что оно получено налогоплательщиком (п. п. 4, 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

 

В соответствии с п. 4 ст. 101.4 НК РФ акт о выявлении правонарушения вручается совершившему его лицу под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения документа. В случае направления акта по почте заказным письмом датой его вручения является шестой день считая с даты отправки. Согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ о времени и месте рассмотрения акта инспекция извещает налогоплательщика заблаговременно.

К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налогового контроля относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в рассмотрении материалов и представить объяснения (п. 12 ст. 101.4 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, можно ли признать нарушением порядка рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля то обстоятельство, что уведомление было направлено по почте, но инспекция не убедилась в его фактическом получении.

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым требование об обеспечении возможности участвовать в рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля не является выполненным, если решение принято при отсутствии информации о фактическом извещении налогоплательщика.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Уральского округа от 12.05.2009 N Ф09-2783/09-С3 по делу N А60-35186/2008-С8

Суд установил, что уведомление о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, отправленное заказным письмом, возвращено инспекции после принятия решения. Поскольку при принятии решения инспекция не установила факта надлежащего уведомления налогоплательщика, ее решение признано недействительным как вынесенное с существенным нарушением порядка рассмотрения материалов.

 

Постановление ФАС Центрального округа от 09.09.2009 по делу N А62-1280/2009

Суд установил, что уведомление о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, отправленное заказным письмом, возвращено инспекции до принятия решения. Поскольку инспекция не приняла других мер по извещению налогоплательщика, хотя располагала номером его телефона, принятое решение признано недействительным как вынесенное с существенным нарушением порядка рассмотрения материалов.

 

2.3. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если в уведомлении указана дата, но не проставлено время рассмотрения (п. п. 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

 

Согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ о времени и месте рассмотрения акта инспекция заблаговременно извещает налогоплательщика. К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в рассмотрении материалов и представить объяснения (п. 12 ст. 101.4 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, можно ли признать нарушением порядка рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля то обстоятельство, что в извещении отражена дата рассмотрения, но не проставлено время.

Официальной позиции нет.

Есть судебное решение, согласно которому указание только даты рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля является существенным нарушением, влекущим признание решения инспекции недействительным.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Уральского округа от 11.02.2009 N Ф09-327/09-С3 по делу N А50-10157/08

Суд установил, что в направленном налогоплательщику акте отражена дата рассмотрения материалов проверки, но не указано время. Поскольку это является существенным нарушением порядка рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля, решение инспекции признано недействительным.

 

3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

3.1. Подлежит ли отмене решение, если оно было принято до того, как истек срок для представления возражений по акту (п. п. 4, 5, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

3.2. Подлежит ли отмене решение, если рассмотрение материалов мероприятий налогового контроля состоялось в один день, а решение было принято в другой (п. п. 7, 8, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

 

3.1. Подлежит ли отмене решение, если оно было принято до того, как истек срок для представления возражений по акту (п. п. 4, 5, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

 

Согласно п. 5 ст. 101.4 НК РФ лицо, которое совершило налоговое правонарушение, вправе при несогласии с фактами, изложенными в акте, представить свои письменные возражения. С 24.08.2013 это следует сделать в течение месяца со дня получения акта (до 24.08.2013 — 10 дней).

В соответствии с ч. 7 ст. 6 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ если течение срока, установленного п. 5 ст. 101.4 НК РФ (в редакции, действующей с 24.08.2013), не завершилось до 24.08.2013, то этот срок исчисляется в порядке, действующем после 24.08.2013.

ФНС России в Письме от 15.08.2013 N АС-4-2/14794 разъяснила порядок применения указанных переходных положений. Было отмечено, что по актам проверок, врученным с 24.07.2013, письменные возражения могут быть представлены в течение месяца со дня получения акта.

Согласно п. 12 ст. 101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения инспекции. Иные нарушения порядка рассмотрения материалов также служат основанием для отмены решения.

Возникает вопрос: является ли существенным нарушением принятие решения до истечения срока для представления возражений?

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, согласно которым принятие инспекцией решения до истечения срока для представления возражений налогоплательщиком является основанием для отмены такого решения.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2010 по делу N А32-15610/2009-63/193 (Определением ВАС РФ от 14.09.2010 N ВАС-12271/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд установил, что инспекция приняла решение ранее срока, по истечении которого отправленный заказным письмом акт считается полученным. Это явилось одним из оснований для отмены решения как принятого с нарушением существенных условий порядка рассмотрения материалов налогового контроля.

 

Постановление ФАС Уральского округа от 12.11.2008 N Ф09-7761/08-С3 по делу N А76-180/08

Суд установил, что инспекция приняла решение ранее срока, по истечении которого отправленный заказным письмом акт считается полученным. Фактически извещение было получено через два дня после его отправления. На этом основании решение признано недействительным как принятое с нарушением существенных условий порядка рассмотрения материалов налогового контроля.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2009 по делу N А56-60459/2008

Суд установил, что решение инспекцией принято до истечения 10 рабочих дней с даты фактического получения налогоплательщиком акта с уведомлением, отправленных заказным письмом. На этом основании решение признано недействительным как принятое с нарушением существенных условий порядка рассмотрения материалов налогового контроля.

 

3.2. Подлежит ли отмене решение, если рассмотрение материалов мероприятий налогового контроля состоялось в один день, а решение было принято в другой (п. п. 7, 8, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

 

Согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ акт рассматривается в присутствии налогоплательщика. Причем о времени и месте рассмотрения материалов налогового контроля налогоплательщик должен быть извещен заблаговременно. В ходе рассмотрения материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает основания и обстоятельства вменяемого налогоплательщику правонарушения.

При этом в силу п. 8 той же статьи по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель инспекции (его заместитель) выносит соответствующее решение.

Возникает вопрос: должно ли решение быть вынесено в день рассмотрения материалов налогового контроля и является ли вынесение решения не в день рассмотрения материалов налогового контроля основанием для отмены такого решения?

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, согласно которым вынесение решения не в день рассмотрения материалов налогового контроля без приглашения налогоплательщика является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения указанных материалов.

В то же время есть судебные акты, согласно которым вынесение решения не в день рассмотрения материалов налогового контроля не является основанием для признания недействительным такого решения.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Вынесение решение не в день рассмотрения материалов налогового контроля без приглашения налогоплательщика является основанием для признания данного решения недействительным

 

Постановление ФАС Центрального округа от 23.10.2008 по делу N А36-686/2008

Суд установил, что налоговый орган принял решение не в день рассмотрения материалов налогового контроля, а позднее. Поскольку в день рассмотрения материалов решение принято не было, процедура рассмотрения указанных материалов не была завершена. При отсутствии доказательств извещения общества о рассмотрении материалов в день фактического принятия решения суд сделал следующий вывод: решение вынесено с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения указанных материалов. Это явилось одним из оснований для признания решения инспекции недействительным.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2008 N Ф09-9933/08-С3 по делу N А50-776/08

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.05.2009 по делу N А05-11101/2008

Суд установил, что инспекция вынесла решение не в тот день, на который было назначено рассмотрение материалов налогового контроля. Он указал, что, поскольку налогоплательщик не был извещен об изменении даты рассмотрения материалов, решение инспекции является недействительным.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2009 по делу N А56-60473/2008

Постановление ФАС Уральского округа от 22.01.2009 N Ф09-10426/08-С3 по делу N А50-10156/08

Постановление ФАС Уральского округа от 12.11.2008 N Ф09-7761/08-С3 по делу N А76-180/08

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2009 по делу N А56-60438/2008

Суд установил, что инспекция приняла решение не в тот день, на который было назначено рассмотрение материалов налогового контроля, а позднее. Суд учел отсутствие доказательств рассмотрения возражений в назначенный день и извещения об их рассмотрении в другой день и признал решение недействительным.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2009 по делу N А56-60430/2008

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2009 по делу N А56-60424/2008

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.07.2009 по делу N А56-60457/2008

 

Позиция 2. Вынесение решение не в день рассмотрения материалов налогового контроля без приглашения налогоплательщика не является основанием для признания решения недействительным

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.01.2013 по делу N А27-12514/2012 (Определением ВАС РФ от 09.04.2013 N ВАС-3382/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

По мнению налогоплательщика, инспекция не обеспечила ему возможность участия в процессе рассмотрения материалов, поскольку рассмотрение акта и иных материалов состоялось с участием его представителя в один день, а решение вынесено в другой.

Суд установил, что после рассмотрения акта и иных материалов организация дополнительных документов в налоговый орган не представляла и инспекция в день вынесения решения рассмотрения не производила. ФАС указал, что различие дат рассмотрения материалов и составления (оформления) решения не является существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности и не влечет безусловной отмены решения.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2013 по делу N А27-12513/2012

Суд указал, что принятие (оформление) решения не в день рассмотрения материалов налогового контроля и без участия налогоплательщика не является существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности и не влечет безусловной отмены принятого инспекцией решения.

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.05.2013 по делу N А61-571/2012 (Определением ВАС РФ от 16.09.2013 N ВАС-12499/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что из положений ст. 101.4 НК РФ не следует, что решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки или в иной день, но только с извещением налогоплательщика о времени и месте принятия решения. Делая такой вывод, суд учел позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14645/08.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.02.2010 по делу N А32-1903/2009-30/5-51/275

 

Постановление ФАС Уральского округа от 20.10.2009 N Ф09-8166/09-С3 по делу N А50-3179/2009

Суд установил, что акт налогового органа и другие материалы были рассмотрены с учетом возражений налогоплательщика. Суд указал, что из содержания ст. 101.4 НК РФ не следует, что решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов налогового контроля или в присутствии налогоплательщика. Вынесение решение в другой день не является нарушением инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налогового контроля.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Уральского округа от 09.06.2009 N Ф09-3786/09-С3 по делу N А50-17216/2008-А5

Постановление ФАС Уральского округа от 09.06.2009 N Ф09-3782/09-С3 по делу N А50-17217/2008-А5

Постановление ФАС Уральского округа от 02.06.2009 N Ф09-3478/09-С3 по делу N А50-17218/2008

Постановление ФАС Центрального округа от 15.10.2008 по делу N А48-2437/08-15

 

4. СОДЕРЖАНИЕ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

4.1. Подлежит ли отмене решение, если в нем не приведены результаты рассмотрения возражений налогоплательщика (п. п. 9, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

4.2. Подлежит ли отмене решение, если оно подписано должностным лицом инспекции, не принимавшим участия в рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля (п. п. 8, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

 

4.1. Подлежит ли отмене решение, если в нем не приведены результаты рассмотрения возражений налогоплательщика (п. п. 9, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

 

Согласно п. 9 ст. 101.4 НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности излагаются в том числе доводы налогоплательщика в свою защиту и результаты их проверки.

В соответствии с п. 12 ст. 101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения инспекции. Иные нарушения порядка рассмотрения материалов также служат основанием для отмены решения.

В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, является ли отсутствие в решении инспекции результатов рассмотрения возражений налогоплательщика основанием для отмены этого решения.

Официальной позиции нет.

Есть судебный акт, согласно которому отсутствие в решении результатов рассмотрения возражений налогоплательщика служит основанием для отмены решения.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.12.2009 N Ф03-6774/2009 по делу N А51-389/2009

Суд указал, что одним из оснований для признания решения инспекции недействительным послужило неотражение в решении результатов рассмотрения возражений налогоплательщика.

 

4.2. Подлежит ли отмене решение, если оно подписано должностным лицом инспекции, не принимавшим участия в рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля (п. п. 8, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

 

Согласно п. 8 ст. 101.4 НК РФ по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель инспекции (его заместитель) выносит решение. Основанием для его отмены служит несоблюдение порядка рассмотрения материалов (п. 12 ст. 101.4 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, может ли решение быть вынесено должностным лицом, которое не участвовало в рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля и возражений налогоплательщика.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебное решение, согласно которому принятие решения должностным лицом, не рассматривавшим материалы мероприятий налогового контроля, является основанием для отмены такого решения.

В то же время имеется судебный акт, согласно которому рассмотрение акта и принятие решения разными должностными лицами не являются основанием для отмены решения.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Принятие решения лицом, не рассматривавшим материалы налогового контроля, является основанием для отмены решения

 

Постановление ФАС Центрального округа от 15.10.2008 по делу N А48-2437/08-15

Решение инспекции признано недействительным, поскольку оно подписано должностным лицом, которое не рассматривало материалы мероприятий налогового контроля.

 

Позиция 2. Принятие решения лицом, не рассматривавшим материалы налогового контроля, не является основанием для отмены решения

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 27.09.2011 по делу N А06-7317/2010

Суд указал, что рассмотрение акта и принятие решения разными лицами не может повлечь недействительность решения. Суд обосновал свою позицию тем, что решение о привлечении к ответственности принято уполномоченным должностным лицом — руководителем, чьи обязанности во время отпуска временно исполнялись другим лицом.

 

5. ВРУЧЕНИЕ РЕШЕНИЯ,

ВЫНЕСЕННОГО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

5.1. В какой срок должно вручаться решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля (п. 4 ст. 31, ст. 101.4 НК РФ)?

 

Согласно ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля правонарушениях (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ.

При обнаружении факта нарушения налогового законодательства (за исключением правонарушений, дела о которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ) инспекция в течение 10 дней с даты его выявления должна составить соответствующий акт (п. 1 ст. 101.4 НК РФ). По результатам рассмотрения акта и прилагаемых к нему документов налоговый орган принимает решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности (п. 8 ст. 101.4 НК РФ).

До 24.08.2013 действовал п. 11 ст. 101.4 НК РФ, которым было предусмотрено, что копия указанного решения вручается соответствующему лицу под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения. Если данное лицо уклонялось от получения копии решения, она направлялась по почте заказным письмом и считалась полученной по истечении шести дней после даты отправки.

С 24.08.2013 вступила в силу новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ, согласно которой документы, используемые инспекцией при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть вручены под расписку, направлены заказным письмом по почте или представлены в электронной форме, если порядок их передачи Налоговым кодексом РФ не предусмотрен.

В Налоговом кодексе РФ не указан срок вручения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, заинтересованному лицу.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Пленум ВАС РФ в п. 28 Постановления от 30.07.2013 N 57 изложил следующий вывод. Применительно к п. 9 ст. 101 НК РФ нужно исходить из того, что рассматриваемое решение должно быть вручено в течение пяти дней с даты принятия.

Однако авторы полагают, что срок вручения названного документа не определен.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, должно быть вручено в течение пяти дней с даты принятия

 

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 28)

Позиция ВАС РФ заключается в следующем. Поскольку ст. 101.4 НК РФ не предусмотрен срок вручения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, применительно к п. 9 ст. 101 НК РФ нужно исходить из того, что оно должно быть вручено в течение пяти дней с даты принятия.

 

Позиция 2. Срок вручения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, не установлен

 

Статья: Привлечение налогоплательщика к ответственности по статье 101.4 Налогового кодекса РФ (Пантюшов О.В.) («Адвокат», 2013, N 2)

По мнению автора, срок передачи налогоплательщику решения, принятого по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, не определен.

Аналогичные выводы содержит:

Тематический выпуск: Налоговые проверки — 2011 (Зуйкова Л.П.) («Экономико-правовой бюллетень», 2011, N 6)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code