5. ВНЕСЕНИЕ ИСПРАВЛЕНИЙ В РЕШЕНИЕ, ПРИНЯТОЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ

5.1. Вправе ли инспекция вносить изменения и дополнения в свое решение (за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок), принятое по результатам проверки, если в результате этого ухудшилось положение налогоплательщика (увеличились сумма недоимки и (или) размер штрафа) (ст. 101 НК РФ)?

5.2. Вправе ли инспекция дополнять свое решение, вынесенное по результатам проверки, новыми доводами (ст. 101 НК РФ)?

5.3. Вправе ли инспекция изменять решение, вынесенное по результатам проверки, устраняя в нем допущенные противоречия, неточности, опечатки, описки, арифметические ошибки (ст. 101 НК РФ)?

5.4. Вправе ли инспекция вносить в решение о привлечении к ответственности изменения, касающиеся квалификации правонарушения (ст. 101 НК РФ)?

5.5. Вправе ли инспекция вносить изменения (дополнения, исправления) в свое решение, принятое по результатам проверки, если в результате этого положение налогоплательщика улучшилось (сумма недоимки уменьшилась) (ст. 101 НК РФ)?

 

5.1. Вправе ли инспекция вносить изменения и дополнения в свое решение (за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок), принятое по результатам проверки, если в результате этого ухудшилось положение налогоплательщика (увеличились сумма недоимки и (или) размер штрафа) (ст. 101 НК РФ)?

 

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ принятое инспекцией решение должно быть вручено в течение пяти дней после его вынесения. В Налоговом кодексе РФ не предусмотрена возможность внесения изменений в принятое налоговым органом решение о привлечении к ответственности.

Официальной позиции нет.

Свою позицию по данному вопросу Пленум ВАС РФ изложил в п. 44 Постановления от 30.07.2013 N 57. Он указал, что после вынесения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности инспекция не вправе вносить в него изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого оно было вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. Есть Постановление Президиума ВАС РФ и судебные акты кассационной инстанции, согласно которым инспекция не вправе вносить в решение о привлечении к ответственности изменения, увеличивающие сумму недоимки и размер штрафа. Есть авторская публикация, подтверждающая такой подход.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 44)

Суд указал, что по смыслу ст. ст. 101, 101.4 НК РФ после вынесения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не вправе вносить в это решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого оно было вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок.

В то же время суд признал допустимыми внесение изменений в решения, а также полную их отмену, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.01.2008 N 9467/07 по делу N А63-12531/2004-С4, А63-8455/2004-С4

Суд указал, что налоговый орган внес изменения в решение о привлечении к ответственности, увеличив суммы недоимки и штрафа. ВАС РФ признал, что такие действия инспекции незаконны, поскольку ст. 101 НК РФ не допускает возможности вынесения дополнительного решения о взыскании налога и штрафа после принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2008

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.09.2008 N А33-4139/08-Ф02-4692/08 по делу N А33-4139/08 (Определением ВАС РФ от 30.01.2009 N ВАС-537/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд отметил, что инспекция изменила решение о привлечении к ответственности: налогоплательщику было предложено уплатить в бюджет сумму налога. По мнению суда, такие действия налогового органа нарушают права налогоплательщика, поэтому внесение изменений было признано незаконным.

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.03.2010 по делу N А32-28627/2006-59/493-2008-56/44-2009-30/140

Суд расценил решение вышестоящей инспекции об устранении технической опечатки как новое в части привлечения к ответственности по результатам повторной проверки и признал его незаконным. Суд принял во внимание значительное увеличение суммы штрафа, отсутствие в Налоговом кодексе РФ процедуры внесения изменений в решение по результатам проверки, а также вынесение такого решения без извещения налогоплательщика.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.09.2010 по делу N А46-757/2010

Суд установил, что инспекция приняла решение о дополнении решения о привлечении к ответственности и доначислила налогоплательщику недоимку. Суд указал, что решение о доначислении и предложении уплатить налог не является исправлением технической ошибки и требует соблюдения порядка принятия решений по результатам проверки. На этом основании данное решение было признано незаконным.

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.05.2012 по делу N А31-7157/2011

ФАС указал, что действующее законодательство не предусматривает возможности вынесения дополнительного решения о довзыскании недоимки, пени и штрафа после принятия и вступления в силу решения по выездной проверке, без соблюдения установленной ст. 101 НК РФ процедуры.

 

5.2. Вправе ли инспекция дополнять свое решение, вынесенное по результатам проверки, новыми доводами (ст. 101 НК РФ)?

 

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ принятое инспекцией решение должно быть вручено в течение пяти дней после его вынесения. В Налоговом кодексе РФ не предусмотрена возможность внесения изменений в принятое налоговым органом решение о привлечении к ответственности, в том числе в целях дополнения новыми доводами.

Пленум ВАС РФ в п. 44 Постановления от 30.07.2013 N 57 указал на следующее. По смыслу ст. ст. 101 и 101.4 НК РФ после принятия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности руководитель (заместитель руководителя) инспекции не вправе вносить в решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого оно вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. При этом ВАС РФ признал допустимыми внесение изменений в решения, а также полную их отмену, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, в которых указано, что инспекция не вправе дополнять свое решение новыми аргументами. Такие доводы не должны учитываться судом при рассмотрении дела.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.09.2008 N Ф08-5923/2008 по делу N А32-23233/2007-33/532

Инспекция внесла изменения в решение, вынесенное по результатам проверки: в него были добавлены новые доводы. По мнению суда, такие действия инспекции нарушают положения ст. ст. 100, 101 НК РФ, а значит, новые аргументы не могут учитываться судом при рассмотрении дела.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.09.2008 N Ф08-4699/2008 по делу N А32-2369/2008-59/45 (Определением ВАС РФ от 22.10.2008 N 13589/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

 

5.3. Вправе ли инспекция изменять решение, вынесенное по результатам проверки, устраняя в нем допущенные противоречия, неточности, опечатки, описки, арифметические ошибки (ст. 101 НК РФ)?

 

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ принятое инспекцией решение должно быть вручено в течение пяти дней после его вынесения. В Налоговом кодексе РФ не предусмотрена возможность внесения изменений в принятое налоговым органом решение о привлечении к ответственности, в том числе в целях устранения допущенных противоречий, неточностей.

Официальной позиции нет.

Свою позицию по данному вопросу Пленум ВАС РФ изложил в п. 44 Постановления от 30.07.2013 N 57. Он указал, что инспекция не вправе вносить в решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого оно вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. При этом ВАС РФ признал допустимыми внесение изменений в решения, а также полную их отмену, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.

Есть судебные акты, согласно которым налоговый орган вправе вносить изменения в ранее принятое решение с целью устранения допущенных в нем противоречий и неточностей, арифметических ошибок.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 44)

По смыслу ст. ст. 101 и 101.4 НК РФ после принятия решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) руководитель (заместитель руководителя) инспекции не вправе вносить в решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого оно вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. При этом ВАС РФ признал допустимыми внесение изменений в решения, а также полную их отмену, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.

 

Постановление ФАС Московского округа от 18.12.2013 N Ф05-15803/2013 по делу N А40-28365/13-140-84

Суд установил, что в решении инспекции налог, пени, штрафы были доначислены в меньшей сумме в связи с арифметической (технической) ошибкой. Решение было изменено письмом налогового органа. Суд отклонил довод о том, что ст. 101 НК РФ не предусмотрено изменений ранее принятого или вынесение дополнительного решения о довзыскании недоимки, штрафа и пени. Признание незаконным оспариваемого письма влечет получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды с учетом сумм пени и штрафов.

Налоговый кодекс РФ не содержит норм, запрещающих налоговым органам вносить в решения изменения, направленные на исправление организационно-технических ошибок (описок, опечаток, арифметических ошибок). Также было отмечено, что внесенные инспекцией изменения не нарушили права налогоплательщика, напротив, устранили ошибку в исчислении налога, пени, штрафа.

 

Постановление ФАС Московского округа от 29.10.2013 по делу N А40-65995/12-108-26

Суд установил, что арифметическая ошибка, допущенная в решении о привлечении к ответственности в части указания общей суммы подлежащих начислению пеней, устранена письмом инспекции. Названная ошибка касается только величины расчета пени, не затрагивая сути нарушения, величины доначисленного налога и штрафа.

Суд учел, что налогоплательщик не оспорил данное письмо. Суд указал, что Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на внесение изменений и дополнений в принятые решения. Внесенные инспекцией изменения в оспариваемое решение не нарушают прав общества.

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.02.2008 по делу N А79-11019/2006

Суд указал, что Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения и дополнения в решение, принятое по итогам проверки. Кроме того, в данном случае изменения не нарушили законные права и не ухудшили положение налогоплательщика, напротив, они устранили ошибки в исчислении налога.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.02.2008 по делу N А56-3141/2007

Суд первой инстанции признал решение инспекции незаконным, поскольку в его мотивировочной и резолютивной частях были указаны разные суммы налогов, а внесение изменений в ранее принятое решение Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Кассационная инстанция отменила решение нижестоящего суда, так как действующее налоговое законодательство не запрещает вносить исправления в решение о привлечении к ответственности, если в нем обнаружены опечатки.

 

5.4. Вправе ли инспекция вносить в решение о привлечении к ответственности изменения, касающиеся квалификации правонарушения (ст. 101 НК РФ)?

 

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ принятое инспекцией решение должно быть вручено в течение пяти дней после его вынесения. В Налоговом кодексе РФ не предусмотрена возможность внесения изменений в принятое налоговым органом решение о привлечении к ответственности, в том числе в части квалификации выявленных нарушений.

Пленум ВАС РФ в п. 44 Постановления от 30.07.2013 N 57 указал на следующее. По смыслу ст. ст. 101 и 101.4 НК РФ после принятия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности руководитель (заместитель руководителя) инспекции не вправе вносить в решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого оно вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. При этом ВАС РФ признал допустимыми внесение изменений в решения, а также полную их отмену, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.

Официальной позиции нет.

Есть судебный акт и авторская публикация, согласно которым при неверной квалификации правонарушения инспекция не вправе вносить изменения в ранее принятое решение.

 

По данному вопросу см. также Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Центрального округа от 04.07.2008 по делу N А68-8159/06-345/12 (Определением ВАС РФ от 30.10.2008 N 10970/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд пришел к выводу, что решение о привлечении к ответственности является итоговым документом налогового контроля, следовательно, его дальнейшая корректировка, в том числе переквалификация действий налогоплательщика, не основана на законе. Поэтому суд отказал инспекции во взыскании штрафа с налогоплательщика.

 

Консультация эксперта, 2009

Автор считает, что инспекция, привлекая налогоплательщика к ответственности, должна правильно квалифицировать действия последнего. Внесение в дальнейшем исправлений в решение не допускается.

 

5.5. Вправе ли инспекция вносить изменения (дополнения, исправления) в свое решение, принятое по результатам проверки, если в результате этого положение налогоплательщика улучшилось (сумма недоимки уменьшилась) (ст. 101 НК РФ)?

 

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ принятое инспекцией решение должно быть вручено в течение пяти дней после его вынесения. В Налоговом кодексе РФ не предусмотрена возможность внесения изменений в принятое налоговым органом решение о привлечении к ответственности, в том числе если такие изменения уменьшают недоимку.

Официальной позиции нет.

Пленум ВАС РФ в п. 44 Постановления от 30.07.2013 N 57 указал на следующее. После вынесения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности допустимы внесение налоговым органом изменений в данные решения, а также полная их отмена, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.

В одном из судебных актов указано, что внесение изменений в ранее принятое решение налоговым законодательством не предусмотрено, однако в рассматриваемом деле инспекция не нарушила права налогоплательщика, так как в результате исправлений сумма недоимки уменьшилась. Кроме того, есть судебный акт, согласно которому внесение инспекцией изменений в решение не влечет нарушения прав налогоплательщика, поскольку данными изменениями уменьшены суммы, дополнительно начисленные по результатам выездной налоговой проверки.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 44)

Суд указал, что после вынесения решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) допустимы внесение в это решение изменений, а также полная их отмена, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.

 

Постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2012 N Ф09-2335/12 по делу N А47-2827/11 (Определением ВАС РФ от 27.08.2012 N ВАС-10603/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Как установил суд, в вынесенном решении налоговым органом была допущена ошибка при исчислении земельного налога. В данное решение были внесены дополнения (изменения), улучшающие положение налогоплательщика.

Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что нормы налогового законодательства не позволяют налоговым органам вносить изменения в ранее принятые ими решения с целью исправления ошибок. Внесение инспекцией изменений в решение не повлекло нарушения прав предпринимателя, поскольку данными изменениями уменьшены суммы, дополнительно начисленные по результатам выездной налоговой проверки.

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.10.2008 N А33-476/08-Ф02-5025/08 по делу N А33-476/08

Суд пришел к выводу, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможности внесения изменений и дополнений в решение, принятое инспекцией по результатам налоговой проверки. Однако в данном случае внесение исправлений в решение не повлекло нарушения прав налогоплательщика, поскольку в итоге суммы, начисленные по результатам проверки, были уменьшены. Суд также отметил, что инспекция не должна уведомлять налогоплательщика о повторном рассмотрении материалов проверки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code