8. ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ

8.1. Можно ли проводить выездную проверку в отношении налогоплательщика-правопреемника за периоды, предшествующие реорганизации (ст. ст. 50, 89 НК РФ)?

 

Согласно п. 11 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Проверять можно период, не превышающий трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

В соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица пользуется всеми правами и исполняет обязанности по уплате налогов и сборов в порядке, который установлен Налоговым кодексом РФ для налогоплательщиков.

Возникает вопрос: можно ли проводить выездную проверку в отношении налогоплательщика-правопреемника за периоды, предшествующие реорганизации?

Согласно официальной позиции, выраженной Минфином России и ФНС России, налоговым законодательством не установлены специальные правила проведения выездной проверки налогоплательщика-правопреемника в части исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов реорганизованного лица.

Выездная проверка правопреемника может быть проведена за период, не превышающий трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Есть судебные акты, согласно которым инспекция вправе проверять организацию-правопреемника за периоды, предшествующие реорганизации. Аналогичная точка зрения выражена в работе автора.

 

Подробнее см. документы

 

Письмо Минфина России от 16.12.2011 N 03-02-07/1-435

Минфин России отметил, что выездную налоговую проверку можно проводить в отношении правопреемника реорганизованного юридического лица за период, не превышающий трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690

 

Письмо Минфина России от 05.02.2009 N 03-02-07/1-48

Финансовое ведомство отмечает, что выездной проверкой охватывается период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом Налоговым кодексом РФ не установлены специальные правила для проведения выездной проверки налогоплательщика-правопреемника в части исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов реорганизованного лица.

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2013 по делу N А56-75256/2012 (Определением ВАС РФ от 23.12.2013 N ВАС-18603/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд признал правомерным проведение проверки налогоплательщика-правопреемника, правопредшественник которого прекратил деятельность. Суд указал, что Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на проведение проверки такого налогоплательщика по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица. Из норм Налогового кодекса РФ не следует, что инспекция, не осуществившая проверку в связи с реорганизацией налогоплательщика, утрачивает право на проведение выездной проверки его правопреемника за период, предшествовавший реорганизации.

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2008 по делу N А82-4644/2007-14 (Определением ВАС РФ от 19.05.2008 N 5863/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

По мнению суда, налогоплательщик-правопреемник может быть проверен за периоды, предшествующие реорганизации. В Налоговом кодексе РФ нет запрета на проведение проверки деятельности налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов от реорганизованного лица.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Налоговый due diligence (Мясников О.) («Консультант», 2008, N 9)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code