1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА (ПО СТ. 88 НК РФ)

1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

1.1. Подлежит ли отмене решение налогового органа, вынесенное по результатам камеральной проверки, если декларацию налогоплательщик не представлял (п. 1 ст. 88 НК РФ)? >>>

1.2. Правомерно ли доначисление налога по результатам камеральной проверки по другому налогу (ст. 88 НК РФ)? >>>

1.3. Можно ли доначислить налог и привлечь налогоплательщика к ответственности на основании решения налогового органа, вынесенного при повторной проверке одной и той же декларации (ст. 88 НК РФ)? >>>

1.4. Должен ли налоговый орган проводить одновременную камеральную проверку нескольких уточненных деклараций за разные налоговые периоды, поданных в одно и то же время, в которых налог заявлен и к уплате, и к уменьшению (вычету) (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ)? >>>

 

1.1. Подлежит ли отмене решение налогового органа, вынесенное по результатам камеральной проверки, если декларацию налогоплательщик не представлял (п. 1 ст. 88 НК РФ)?

 

Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о его деятельности, имеющихся у налогового органа. Однако из данной нормы неясно, правомерно ли проводить камеральную проверку без декларации на основе других документов, имеющихся у инспекции.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку без декларации на основе иных документов. Некоторые суды выражают такую же позицию. Аналогичное мнение есть в авторских работах.

В то же время есть судебное решение, в котором указано, что налоговый орган вправе проводить камеральную проверку и без декларации, используя при этом другие документы.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Решение, принятое по результатам камеральной проверки без подачи декларации, подлежит отмене

 

Письмо Минфина России от 05.05.2010 N 03-02-08/28

Минфин России, ссылаясь на Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 1580/07, разъяснил, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено проведение камеральной налоговой проверки на основании справки о среднесписочной численности работников без представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 2662/07 по делу N А19-5641/06-10

Суд пришел к выводу, что налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку без декларации на основе иных документов. Если нет декларации, то должны быть использованы иные формы налогового контроля. Поэтому суд отменил решение инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности и о доначислении налога и пеней.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 1580/07 по делу N А19-5644/06-31

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.07.2008 по делу N А82-11768/2007-20

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.2007 по делу N А43-1471/2007-30-27

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.02.2007 N А33-10760/06-Ф02-615/07-С1 по делу N А33-10760/06

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2007 N А33-14085/06-Ф02-321/07-С1 по делу N А33-14085/06

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.01.2007 N А78-2368/06-С2-9/142-Ф02-7091/06-С1 по делу N А78-2368/06-С2-9/142

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2009 по делу N А65-1368/2009

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.07.2008 по делу N А65-35465/2005

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2009 по делу N А21-9761/2008

Консультация эксперта, 2012

Книга: Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение (Караханян С.Г., Баталова И.С.) («Бератор-Паблишинг», 2008)

Статья: Камеральная налоговая проверка (Титова С.И.) («Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2008, N 9)

Консультация эксперта, 2007

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2011 по делу N А56-53498/2010

Суд пришел к выводу о том, что налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку без декларации, на основе иных документов. При отсутствии декларации необходимо использовать другие формы налогового контроля. Поэтому проверка исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ возможна исключительно путем проведения выездной проверки.

 

Консультация эксперта, 2012

По мнению автора, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено проведение камеральной проверки без представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

 

Консультация эксперта, 2011

По мнению автора, налоговым законодательством не предусмотрено проведение камеральной налоговой проверки без представления налогоплательщиком налоговой декларации на основании информации, полученной от органов внутренних дел.

 

Позиция 2. Решение, принятое по результатам камеральной проверки без подачи декларации, отмене не подлежит

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2008 по делу N А65-14145/07 (Определением ВАС РФ от 15.09.2008 N 11342/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

По мнению суда, отсутствие декларации не препятствует налоговому органу осуществлять налоговый контроль. Инспекция правомерно провела камеральную проверку на основе сведений, предоставленных МВД.

 

1.2. Правомерно ли доначисление налога по результатам камеральной проверки по другому налогу (ст. 88 НК РФ)?

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым нельзя доначислить налог на основании декларации по другому налогу. Аналогичная точка зрения выражена в авторской публикации.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление ФАС Уральского округа от 26.08.2010 N Ф09-6826/10-С2 по делу N А60-54140/2009-С10

Суд отметил, что при камеральной проверке декларации предпринимателя по НДФЛ инспекция вышла за пределы предоставленных ей ст. 88 НК РФ полномочий. Фактически она провела проверку правильности уплаты единого налога по УСН, доначислив предпринимателю налоги по общей системе налогообложения.

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2006 N Ф08-5788/2006-2418А по делу N А63-3019/2006-С4 (Определением ВАС РФ от 21.03.2007 N 2407/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд пришел к выводу, что налог на прибыль нельзя доначислить на основании уточненной декларации по НДПИ.

 

Статья: Усовершенствование процедуры камеральной проверки (Неляпина Ю.В.) («Налоги» (газета), 2008, N 40)

По мнению автора, налоговый орган не должен выходить за рамки контрольных мероприятий. Если проверяется декларация по налогу на имущество, то выносить решение о доначислении налога на прибыль нельзя.

 

1.3. Можно ли доначислить налог и привлечь налогоплательщика к ответственности на основании решения налогового органа, вынесенного при повторной проверке одной и той же декларации (ст. 88 НК РФ)?

 

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции проведение камеральной проверки за тот же отчетный (налоговый) период возможно при подаче уточненной декларации. Иных оснований для повторной камеральной проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Есть судебные решения и работа автора, в которых указано, что проведение двух камеральных проверок по одной и той же декларации неправомерно.

Однако имеются и судебные акты с противоположным выводом.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Проведение повторной камеральной проверки неправомерно

 

Письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-02-07/1-267

Финансовое ведомство разъясняет, что Налоговый кодекс РФ не содержит такого понятия, как «повторная камеральная проверка». Проведение повторной камеральной проверки за тот же отчетный (налоговый) период возможно при подаче налогоплательщиком уточненной декларации.

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 по делу N А12-10597/2009

Суд отметил, что ст. ст. 87 и 88 НК РФ не разрешают налоговым органам неоднократно проводить камеральные проверки одной и той же декларации.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2008 по делу N А66-594/2008

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2007 по делу N А26-1048/2007

Консультация эксперта, 2011

 

Постановление ФАС Московского округа от 13.01.2009 N КА-А40/12492-08 по делу N А40-18461/08-142-56

Суд пришел к выводу о том, что проведение повторной камеральной налоговой проверки на основе той же налоговой декларации как тем же налоговым органом, так и иным в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено.

 

Позиция 2. Проведение повторной камеральной проверки правомерно

 

Постановление ФАС Уральского округа от 11.04.2007 N Ф09-1533/07-С3 по делу N А76-16845/06 (Определением ВАС РФ от 09.08.2007 N 9663/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на проведение повторных камеральных проверок.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.02.2007 N А19-19531/06-20-Ф02-65/07-С1 по делу N А19-19531/06-20 (Определением ВАС РФ от 09.04.2007 N 3402/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

 

1.4. Должен ли налоговый орган проводить одновременную камеральную проверку нескольких уточненных деклараций за разные налоговые периоды, поданных в одно и то же время, в которых налог заявлен и к уплате, и к уменьшению (вычету) (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ)?

 

При обнаружении в поданной декларации факта неотражения (неполноты отражения) сведений или ошибок, приводящих к занижению подлежащего уплате налога, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить уточненную декларацию. Налогоплательщик может представить уточненную декларацию, если он обнаружил недостоверные сведения или ошибки, не приводящие к занижению налога (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Инспекция проводит камеральную проверку на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также документов, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Возникает вопрос: должна ли инспекция одновременно проверять несколько уточненных деклараций за разные налоговые периоды, поданных в одно и то же время, в которых налог заявлен и к уплате, и к уменьшению (вычету)?

Официальной позиции нет.

Согласно позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 19.01.2010 N 11822/09 по делу N А05-8701/2008, из налогового законодательства не следует обязанности налогового органа одновременно осуществлять камеральную проверку уточненных деклараций за разные налоговые периоды в том случае, если они поданы в одно и то же время. Есть постановления судов кассационной инстанции с аналогичным выводом.

 

Подробнее см. документы

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 19.01.2010 N 11822/09 по делу N А05-8701/2008

Суд не принял довод налогоплательщика о том, что в случае одновременной подачи нескольких уточненных деклараций переплата по одним декларациям засчитывается в счет недоимки по другим. Суд указал, что суммы налога, заявленные к вычету, могли быть зачтены инспекцией лишь по результатам камеральной проверки уточненных деклараций. Из налогового законодательства не вытекает обязанности инспекции одновременно осуществлять камеральную проверку уточненных деклараций за разные налоговые периоды даже в том случае, если они поданы в одно и то же время.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.10.2011 по делу N А19-3318/2011

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2011 по делу N А56-44040/2010

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.04.2012 по делу N А32-6110/2011 (Определением ВАС РФ от 19.10.2012 N ВАС-10379/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.03.2011 по делу N А32-9146/2010

Постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2011 N Ф09-11147/10-С3 по делу N А47-1820/2010

Постановление ФАС Центрального округа от 23.01.2013 по делу N А48-915/2012

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.08.2007 N А74-138/07-Ф02-4853/07 по делу N А74-138/07

Суд отклонил довод налогоплательщика об обязанности инспекции провести камеральную проверку одновременно по всем представленным уточненным декларациям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code