11. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, при реализации положений Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

В соответствии с п. 1 ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые определены законом (п. 2 ст. 857 ГК РФ).

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ) содержит перечень операций, по которым кредитная организация должна направлять соответствующие сведения в уполномоченный орган.

При применении указанных выше норм в судебной практике возникают вопросы о правомерности привлечения кредитных организаций к административной ответственности за непредоставление сведений в отношении ряда совершаемых ими операций.

 

11.1. Вывод из судебной практики: Банк, разместивший депозит в ЦБ РФ, не должен предоставлять информацию в уполномоченные органы, даже если сумма операции равна или превышает размер, указанный в п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ.

 

Судебная практика:

 

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.10.2010 по делу N А31-1424/2010

«…Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ) операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, предусмотренных пунктом 2 названной статьи, в том числе, получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

В пункте 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 этого Федерального закона.

При этом под операциями с денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей (статья 3 Федерального закона N 115-ФЗ).

Таким образом, информация, предусмотренная статьей 7 Федерального закона N 115-ФЗ должна направляться в уполномоченный орган той организацией, которая фактически осуществляет соответствующую операцию.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что ООО «Костромаселькомбанк» на основании договора-заявки от 27.05.2009 N 1052 разместило 29.05.2009 депозит в Банке России на сумму 7 000 000 рублей по результатам проведенного последним депозитного аукциона.

Применительно к рассматриваемой операции зачисление денежных средств на депозит в Банке России производит Банк России.

Таким образом, правильным является вывод судов о том, что ООО «Костромаселькомбанк» не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.

С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное ООО «Костромаселькомбанк» требование о признании незаконным и отмене постановления от 10.03.2010 N 07-10/34/25П…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code