5. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, по требованию ЦБ РФ

В соответствии с п. 1 ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые установлены законом (п. 2 ст. 857 ГК РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 26 от 02.12.1990 N 395-1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» Председатель Центрального банка РФ вправе запросить в кредитной организации справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц в случае проведения в их отношении проверки в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» в части сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений.

На основании ст. 57 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» для осуществления своих функций ЦБ РФ в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

При применении указанных выше норм в судебной практике возникают вопросы о наличии у ЦБ РФ права запрашивать у кредитных организаций сведения, относящиеся к банковской тайне.

 

5.1. Вывод из судебной практики: ЦБ РФ уполномочен получать информацию, составляющую в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности банковскую тайну.

 

Судебная практика:

 

Решение Верховного Суда РФ от 29.10.2002 N ГКПИ02-860

«…Основы правового статуса Центрального банка России установлены Конституцией Российской Федерации.

Центральный банк России обладает исключительными правами по осуществлению денежной эмиссии, защите и обеспечению устойчивости рубля (части первая и вторая статьи 75 Конституции РФ). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. То есть Центральный банк России определяется Конституцией РФ как орган, который выступает от имени государства, наделен определенными властными полномочиями.

Таким образом, Центральный банк России обладает особым конституционно-правовым статусом.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» его статус, цели деятельности, функции и полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» <*> Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов (часть 1).

———————————

<*> В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ, а не статья 55.

 

Частью 2 ст. 57 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» определено, что для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

В соответствии со ст. 73 данного Закона для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям (ч. 1).

В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (с последующими изменениями и дополнениями) Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций и полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ч. 6).

За разглашение банковской тайны Банк России, его должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном Федеральным законом.

Очевидно, что надлежащее выполнение Банком России возложенных на него Конституцией РФ и Федеральными законами функций и полномочий, в частности надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковского надзора), соблюдением ими банковского законодательства и т.д., и достижение закрепленных в них целей деятельности Банка России невозможно без доступа Банка России при проведении им проверок кредитных организаций и их филиалов к необходимой для этого информации, в том числе составляющей банковскую (коммерческую) тайну.

Так, по смыслу ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» Банк России имеет право получать и проверять документы кредитных организаций (их филиалов) без каких-либо ограничений для выполнения именно своих функций банковского регулирования и банковского надзора.

То обстоятельство, что Банк России не указан в качестве субъекта, имеющего право на получение информации по счетам и вкладам физических лиц в ч. 3 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», не свидетельствует об отсутствии у него такого права, поскольку оно вытекает из содержания частей 6 и 9 этой же статьи…»

 

Аналогичная судебная практика:

Акты высших судов

 

Определение ВАС РФ от 11.11.2009 N ВАС-14906/09 по делу N А40-13792/09-120-18

«…Как установлено судами, в ходе проверки Банком России по заявке от 07.11.2008 N 26 у Стройиндбанка были затребованы заверенные копии выписок по счетам отдельных клиентов банка. В связи с непредоставлением Стройиндбанком в указанный в заявке срок запрошенных документов составлен акт о противодействии проведению проверки от 11.11.2008 N 1 и вынесено предписание от 17.11.2008 N 55-21-12/21828дсп о предоставлении в определенный срок заверенных надлежащим образом копий этих документов.

Согласно части 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях, которые предусмотрены законом.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая то, что Закон о банках и банковской деятельности является специальным по отношению к Гражданскому кодексу Российской Федерации, суды пришли к выводу, что, несмотря на то, что Банк России в статье 26 Закона «О банках и банковской деятельности» не указан в качестве субъекта, имеющего право на получение информации по счетам и вкладам физических лиц, это не свидетельствует об отсутствии у него такого права, поскольку оно вытекает из содержания абзацев 7 и 10 этой же статьи, возлагающих на Банк России обязанность по неразглашению сведений, составляющих банковскую тайну, и предусматривающих ответственность за нарушение данного требования. Кроме того, право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора предоставлено Банку статьями 57 и 73 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Аналогичная правовая позиция отражена в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2002 N ГКПИ02-860.

Учитывая изложенное, суды, руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказали в удовлетворении заявленных требований в связи с соответствием оспариваемого предписания требованиям закона и отсутствием доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя…»

 

Московский округ

 

Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2009 N КА-А40/8497-09 по делу N А40-13792/09-120-18

«…Предметом судебных разбирательств в суде первой инстанции, апелляционном суде, как показала проверка материалов дела, являлась законность предписания Банка России от 17.11.2008 N 55-21-12/21828 дсп, которому коммерческому банку в срок до 19.11.2008 предлагалось представить заверенные надлежащим образом копии выписок по счетам отдельных клиентов названного коммерческого банка. Упомянутое предписание коммерческим банком было исполнено и оспорено в порядке арбитражного судопроизводства по мотиву несоответствия требованиям, предъявляемым статьей 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Центральный банк России обладает исключительными правами по осуществлению денежной эмиссии, защите и обеспечению устойчивости рубля (часть 1 и часть 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, т.е. Центральный банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями.

Таким образом, Центральный банк России обладает особым конституционно-правовым статусом.

Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Частью 2 статьи 57 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» определено, что для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями) Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций и полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 5 статьи 57 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Право Банка России на получение сведений от руководителей и уполномоченных сотрудников проверяемой кредитной организации и ее филиалов сведений об операциях, счетах и вкладах физических лиц, на снятие копий с полученных документов, требовать и получать копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также расшифровки этих записей, а также обязанность кредитных организаций и их филиалов выдавать рабочей группе все необходимые ей справки и документы, при необходимости снимать с них копии или предоставлять возможность рабочей группе снимать эти копии самостоятельно прямо вытекают из требований упомянутых Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)», в частности, статей 73, 74 во взаимосвязи со статьями 1, 3, 7, 56, 57, 75, и из содержания статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

То обстоятельство, что Банк России не указан в качестве субъекта, имеющего право на получение информации по счетам и вкладам физических лиц в части 3 статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», не свидетельствует об отсутствии у него такого права, поскольку оно вытекает из содержания частей 6 и 9 этой же статьи…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code